Методическая разработка Береги здоровье смолоду!

2

18898












Автор:

Постельникова Наталья Федоровна
социальный педагог













Саратов’ 2016
Содержание

Введение ..3
Деятельность социального педагога по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников МОУ-Лицей №2... .4
Заключение ... 10
Библиография . 11
Приложение №1 ... 12
Приложение №2 13
Приложение №3 14
Приложение №4 15 Приложение №5 18
Приложение №6 24 Приложение №7 .. 29 Приложение №8 .. 35 Приложение №9 .. 54 Приложение №10 53 Приложение №11 65
Приложение №12 73
Приложение №13 79
Приложение №14 .81
Приложение № 15.86
Введение

У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни, здоровье и социальном положении. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки, не несущие нам и окружающим нас людям ничего хорошего. Такие привычки есть у большинства людей во всем мире, поэтому в школах и других учебных учреждениях актуальна такая тема, как профилактика вредных привычек.
О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании - вредных для здоровья факторах или привычках – говорилось и говорится очень много. Алкоголь и никотин нарекли «культурными» ядами, но именно они, эти «культурные» яды приносят множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества. Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.
Проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной. Главное «оружие» в борьбе с ними – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы каждый человек, особенно подрастающее поколение, знало о действии данных негативных для здоровья факторах и вреде, приносимом ими организму человека.
В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и наркомании лежит систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. Главное правило воспитательной социально-педагогической работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в общеобразовательных учреждениях заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений.

Деятельность социального педагога по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников МОУ-Лицей №2

Проблема профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании, повышения духовного образовательного уровня, пропаганды здорового образа жизни среди старшеклассников в общеобразовательном учреждении вызывает интерес как на государственном уровне: Концепция модернизации Российского образования до 2010 года Закон РФ “Об образовании”, “Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде” так и на общественном уровне.
Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Чем выше приоритет здоровья в обществе, духовная культура человека, тем выше уровень культуры здорового образа жизни каждого его члена. Для повышения духовного образовательного уровня, пропаганды здорового образа жизни и профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников в общеобразовательном учреждении необходимо создать мощную здоровьесберегающую и профилактическую среду.
Исходя из этого в целях обеспечения единого подхода к формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья учащихся, в нашем лицее социальным педагогом разработана программа по профилактике табакокурения алкоголизма и наркомании среди старшеклассников.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что сегодня в мире потребление табака, спиртных напитков и наркотических веществ характеризуется огромными цифрами. Ужасающими они являются особенно среди подрастающего поколения.
Проведя исследование среди учащихся нашего лицея, целью которого явилось выявление числа курящей и употребляющей алкоголь молодежи, а также их отношение к табакокурению и употреблению алкоголя, наркотиков мною были получены следующие результаты:
- из 600 опрошенных школьников 12-16 лет 74% учащихся курят, а 26% не употребляют никотин (см. рис. 1).
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415 Рис.1 Результаты исследования
Интерес к курению наблюдался исходя из данных исследования у 48% подростков, за компанию решили закурить 25% учащихся (см. рис.2).
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415Рис.2 Результаты исследования

В тоже время 56,6% обучающихся лицея пробовали или употребляют спиртные напитки, а 43,4% не пробовали и не употребляют алкоголь (см. рис.3).
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415Рис.3 Результаты исследования
Более 90% опрошенных подростков с двухгодичным и большим "стажем" употребления алкоголя отмечали, что опьянение сопровождается у них ощущением прилива сил, чувством довольства, комфорта, повышением настроения, т. е. в высказываниях начинают появляться те атрибуты психического состояния, которые обыденное сознание часто приписывает действию алкоголя. Остальные школьники отмечали после употребления спиртных средств подъем настроения – 47,8%, безразличное настроение – 18,4%, упадок настроения – 6,2%, физическое недомогание – 27,6%.
На вопрос об употреблении наркотических средств все опрошенные школьники ответили отрицательно, однако из исследования выяснилось, что 30% учащихся имели или имеют знакомых (друзей) употребляющих слабые наркотики.
В настоящее время уже не приходится сомневаться о том, что алкоголь, никотин и наркотические средства являются социальным злом для общества, принося множество бед и страданий. Более того, в результате употребления этих веществ сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.
Так, разработанная мною программа по профилактике табакокурения алкоголизма и наркомании среди старшеклассников предполагает 9 занятий (1 раз в месяц), целью, которой является формирование здорового образа жизни школьников, профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников посредством расширения информационного поля о данных веществах и последствиях, оказываемых ими на организм человека.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Сформировать активное негативное отношение школьников к табакокурению, алкоголизму и наркомании;
Углубить и систематизировать знания школьников о курении, алкоголе, наркотиках и зависимости от них;
Раскрыть негативные последствия употребления никотина, алкоголя и наркотиков;
Приобщить учащихся к здоровому образу жизни;
Развить навыки индивидуальной и коллективной работы.
Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения.
Для достижения данных целей и задач, развития у старшеклассников устойчивого негативного отношения к табакокурению, алкоголизму и наркомании, разнообразия форм проведения профилактических занятий в программе предусмотрены игровые методы. Игра - понятие многогранное. Она обучает, развивает, воспитывает. В процессе игры воспитательные требования взрослых к детям становятся требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Игра - естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. Так, игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение и игру - воспитание.
Кроме игровых методов в ходе реализации программы используются следующие формы и методы социально-педагогической работы, среди которых:
Лекции
Беседы
Дискуссионные клубы
Просмотр видеофильмов
Создание антирекламных роликов, плакатов, проектов
Использование современных компьютерных технологий и мультимедиа
Занятия по профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании пробуждают интерес, желание узнать еще больше по каждому конкретному вопросу, помогает учащимся ориентироваться в выборе своего поведения и отказе от вредных привычек.
В процессе реализации программы по профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании среди учащихся предусмотрено систематическое оценивание знаний и умений школьников. Это тестирование, самостоятельная работа, создание листков – памяток, брошюр, проектов, защита научно-исследовательских работ в виде стендового доклада, устного доклада, сопровождающегося презентацией.
Эффективность данной программы оценивается анкетным опросом в начале и конце года, выраженным интересом учащихся к изучаемому вопросу, количеством и качеством выполненных творческих работ. В процессе социально-педагогической работы по профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании среди учащихся формируются знания и умения необходимые в дальнейшем при взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, семьей, школой и обществом в целом. Программу по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании см. в приложении №1.
Согласно данной программе мною с 2008 по 2015 годы поводились занятия «Табакокурение в подростковом возрасте», КВН «Курить – здоровью вредить», «Алкоголь и алкогольная зависимость», «Наркотики: употребление и злоупотребление», игровая программа: «Игры со смертью», «Проблема наркомании в современной России», внеклассное мероприятие для младших школьников с участием старшеклассников «XXI век без наркотиков», своя игра «За здоровый образ жизни», просмотр видеофильма «Независимость», игра – викторина «Вредные привычки», брейнринг по вредным привычкам (см. фотографии занятий в приложении № 13).
В результате социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании среди учащихся среднего и старшего школьного возраста с 2008 по 2015 год были подготовлены и розданы 800 информационно-просветительских листков-памяток «Наркотики и ответственность», «Что необходимо знать подросткам о наркотиках, «Курить – здоровью вредить» (см. листки в приложении № 12).
Учащимися среднего и старшего школьного возраста были подготовлены плакаты, рисунки о вреде курения, алкоголизма, и наркомании (см. рисунки и плакаты в приложении № 14), подготовлен ряд научно-исследовательских проектов по данной тематике, среди которых «Я выбираю жизнь», «Мы за здоровый образ жизни», «Соблазны современной жизни и молодежь», «Поколение «Пиво»», «Вредные привычки и подростковый возраст», «Губительная сигарета» и другие (см. дипломы приложение №15).













Заключение

Практика проводимых занятий и опыт социально-педагогической работы показывает, что разработанная и проводимая мною программа по профилактике табакокурения алкоголизма и наркомании среди старшеклассников пробуждает у них негативное отношение к табакокурению, алкоголизму и наркомании, развивает интерес к здоровому образу жизни, повышает духовный уровень и гражданскую позицию против вредных привычек.
Особенностью программы по профилактике табакокурения алкоголизма и наркомании среди старшеклассников является систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. Главное правило воспитательной социально-педагогической работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в общеобразовательных учреждениях заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно объяснить детям, какой вред здоровью могут принести курение, алкоголь и наркотики, показать негативные примеры употребления данных веществ и преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, здоровьесберегающей культуры учащегося, но и устойчивого интереса к своему здоровью, своему окружению, семье, обществу.

Библиография

Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях: Книга для всех. – М.: Бином-Спб: Невский диалект, 1999.
Большая медицинская энциклопедия. – М: «Просвещение», 2003.
Веселковская Н.В., Коваленко А.Е. Наркотики. Свойства, действие, фармакокинетика, метаболизм. Пособие для работников наркологических больниц, наркодиспансеров. – М.: Триада- Х, 2000.
Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков.- Врачи предупреждают. – М.: Изд-во Центрополиграф, 2000.
Дубровский В.И. Валеология: здоровый образ жизни: Учебник, 1999.
Здоровый образ жизни или вредные привычки.- Уч.пособие. Смоленск.-2003
Макаревич А. Занимательная наркология: - М.: Махаон, 2006.
Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А.Н.Гаранского. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
Нестеренко А.В., Долженко И.С., Егоров А.Г., Степанов Ф.Г. Основы сексологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1998. – с.109-120.
Подвижные игры как средство борьбы с распространением вредных привычек (наркомания среди школьников).Смоленск- 2003.
Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов на Дону: Феникс, 2000
Соковня-Семеновна И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – с.108–121.
Физиологические основы оздоровительной тренировки в профилактике ПАВ.-Уч.пособие.Смоленск.-2004.
Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции. – М.: Российское педагогическое агенство, 1997.

Приложение №1

Программа социальных педагогов
по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании

Дата проведения
Мероприятие

сентябрь
Беседа
«Табакокурение в подростковом возрасте»,
Брейнринг по вредным привычкам

октябрь
КВН
«Курить – здоровью вредить»

ноябрь
Лекция
«Алкоголь и алкогольная зависимость»
Игра – викторина
«Вредные привычки»

декабрь
Беседа
«Наркотики: употребление и злоупотребление»

январь
Игровая программа:
«Игры со смертью»

февраль
«Проблема наркомании
в современной России»

март
Внеклассное мероприятие для младших школьников
«XXI век без наркотиков»

апрель
Своя игра
«За здоровый образ жизни»

май
Просмотр видеофильма «Независимость»


Приложение № 2

Тема: Табакокурение


Цель: выработать у подростков негативное отношение к курению.
Задачи:
информировать подростков о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости
выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению
научить подростка критическому осмыслению рекламы табачных изделий
Методический материал: анкета «Курение и здоровье», электронные таблицы «Органы-мишени поражения табачным дымом» и «Что происходит при курении сигареты», ролевая игра
Ход работы:
1 Анкетирование. Классу раздается анкета «Курение и здоровье», с целью выяснения осведомленности школьников о влиянии табака на организм человека.
2. Дискуссия. В ходе дискуссии школьники рассказывают о том, есть ли у них в семьях курящие, кто из учащихся пробовал курить и кто из них курит. Желательно напомнить учащимся, что табак это самый распространенный легальный наркотик нашего времени. Курение является одним из главнейших факторов риска в развитии рака легких, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В разговоре можно спросить школьников, знают ли они, сколько раз пытались их курящие родственники или знакомые бросить курить. Почему, по их мнению, попытки бросить курить кончались неудачей.
Обсуждается высказывание великого писателя Марка Твена: «Бросить курить? Что может быть проще? Я сам проделывал это десятки раз».
3. Работа в малых группах. Учащиеся разбирают тему: «Какие органы и системы поражаются при курении» и перечисляют заболевания, которые возникают у курильщика. Свои ответы школьники записывают на листе бумаги. Затем вывешивается таблица «Органы-мишени». Подводятся итоги работы групп: один из школьников выходит к доске, чтобы заполнить таблицу «Органы-мишени». Учащиеся принимают самое активное участие, помогают. После заполнения таблицы обратить внимание школьников на тот факт, что нет ни одного органа или системы у курильщика, которые бы не поражались при курении. Перечисляются заболевания, которые возникают у курильщика. Обратите внимание ребят, что курящую девушку нетрудно отличить от ее некурящих сверстниц. Как правило, она выглядит старше своих лет, кожа становится землистого цвета, нередко с желтизной, рано появляются морщины, изменяется голос, он становится хриплым. На начальных этапах курильщику кажется, что работоспособность его повышается, а на самом деле снижается концентрация внимания, ухудшается память и снижается успеваемость. Довести до сведения учеников, что расплата за курение неминуема. Только по времени она наступает значительно позже, чем при употреблении нелегальных наркотиков.
4. Ролевая игра. Разыгрывается ролевая игра «Как отказаться от предложенной сигареты?». Учащиеся опять работают в малых группах. Они составляют сценарий, как бы они поступили в данной ситуации (отказаться от предложенной сигареты), используя все средства общения. Каждая группа предлагает свои варианты ответа. Затем учащиеся разыгрывают сцену отказа от курения. Остальные ребята смотрят и высказывают свое мнение об убедительности и правильности отказа.
5. Проектная деятельность. Учащимся дается тема работы: «Состав табачного дыма и его действие на организм человека», предлагается создание видеоролика «Что происходит при курении сигареты» или создание антирекламы сигарет, разработка мер для предупреждения курения, создание листка-памятки «Что можно посоветовать тем, кто хочет бросить курить?» и т.д.
Приложение № 3


ТЕМА: Алкоголь и алкогольная зависимость

Задачи:

1. Доказать, что употребление алкоголя является вредной привычкой.
2. Раскрыть причины, по которым знакомство с алкоголем превращается в физическую зависимость.
3. Объяснить, как алкоголь влияет на жизнь общества.

Ход занятия:

1. Обсуждение проблемы.
2. Групповая работа: видимые признаки влияния алкоголя на человека.
3. Рассказ о формировании алкогольной зависимости.
4. Групповая работа: алкоголь и общество.
5. Самостоятельная работа: подготовить проект (научная работа, газета, листок-памятка, антирекламный плакат) о влиянии алкоголя на здоровье человека.

Информация:

Занятие начинается с анализа личного опыта учащихся. Выясняется, приходилось ли им сталкиваться в своей жизни с пьяными людьми. Ведется опрос, приятно ли было смотреть на таких людей или общаться с ними. В ходе беседы выясняется, почему пьяный человек вызывает у окружающих отрицательные эмоции.
Далее проводиться групповая работа, в ходе которой ученики называют видимые проявления алкогольного влияния на человека, которые им известны. После окончания работы основные ответы отмечаются и дополняются. В этом перечне обычно указываются: замедление речи и реакции, нарушение ходьбы и движений, ухудшение памяти, тошнота и рвота, невидящий (затуманенный) взгляд, потеря сознания, сна, необдуманные поступки и преступления (драки, убийства, кражи), навязчивое поведение, риск несчастных случаев и др.
Затем проводиться беседа о том, что употребление алкоголя приводит к формированию физической потребности в нем и развитию заболевания, которое называется алкоголизм. Физическая зависимость формируется за полгода регулярного употребления спиртного. Сегодня существует такое явление как пивной алкоголизм. Процесс привыкания к алкоголю начинается со знакомства: пробуя спиртное в первый раз, люди замечают улучшение настроения, им становится весело и т.д. Вторая стадия – регулярное употребление, когда выпивка становится постоянной, по разным поводам. Третья стадия связана с навязчивыми мыслями о выпивке. А четвертая – это и есть алкогольная (наркотическая) зависимость, когда человек уже не может обходиться без спиртного. К тому же приобретение алкоголя требует значительных денежных средств, поэтому зависимый человек постоянно нуждается в деньгах. Ведется дискуссия с учениками, где же берутся деньги на покупку алкоголя.
Затем проводится еще одна групповую работу, где учащиеся обдумывают, как алкоголь влияет на общество, в котором мы живем. Ощущают ли это вредное влияние другие люди, которые не употребляют алкоголь, и каким образом? Команды готовят свои ответы, которые потом обсуждаются оппонентами. Формулируется общая позиция учащихся, их отношение к этому пороку.
В качестве самостоятельной работы ученикам дается задание подготовить на выбор научную работу (проект), газету или листок-памятку, антирекламный плакат о влиянии алкоголя на здоровье человека.
Приложение № 4

Тема: Наркотики. Употребление и злоупотребление

Цель: показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека.
Задача: выявить прямую зависимость между наркотиками и поступками человека, ответственного за свое поведение и будущую жизнь
Методический материал: анкета «Наркотики и подросток», рабочий лист «Скажи наркотикам нет!», сценарий ролевой игры
Ход работы:

Анкетирование. Каждому школьнику раздаются заранее приготовленные анкеты «Наркотики и подросток». Проведение анкетирования позволит оценить ситуацию в классе и информированность подростков по данной теме.
Дискуссия. Попросить учащихся, которые уже слушали беседы такого плана, поднять руку. Спросить, что им больше всего запомнилось. Выслушать 2-3 школьников, прокомментировать их точки зрения. Подвести итог дискуссии, акцентируя внимание на том, что они уже знают, как негативно табак, алкоголь и наркотики могут влиять на их физическое и психическое здоровье и в целом на их будущую жизнь.
Групповая работа. Учащиеся делятся на 2 группы, 1 группе дается задание вспомнить то, что они не могли себе позволить, учась в начальной школе (вечеринки, дискотеки, возвращение домой в позднее время и др.), а 2 группе – то что их сверстники и они сами могут делать в настоящее время. Выслушать их мнение. Обратить внимание школьников, что они стали более свободны в своих действиях и могут встретить неожиданные ситуации, связанные с употреблением алкоголя, табака и наркотиков, которые угрожают их здоровью, влияют на поведение, за которое порой придется отвечать перед законом.
Беседа. В ходе беседы дается определение наркомании, выясняется, что такое легальные и нелегальные наркотики. Даются ответы на вопросы: на какой стадии наркомания излечима? Когда не поздно лечить наркоманию? Отвечая на эти вопросы можно рассказать, что с наркоманией бороться не поздно никогда. Но она неизлечима. Как только человек получает психическую зависимость от наркотиков, он приобретает неизлечимое заболевание. Это не значит, что он не сумеет жить без наркотиков. Просто всегда будет иметь высокий риск возобновить регулярную наркотизацию - даже если он этого не хочет и не ожидает от себя. Лекарств, которые могли бы предотвратить развитие наркомании или полностью ликвидировать желание употреблять наркотики, не существует до сих пор. И вряд ли они появятся в ближайшие 50 лет.
Вопрос – ответ. Учащиеся называют общие признаки потребления наркотиков, а их ответы дополняются. (Общие признаки потребления наркотиков и токсических веществ: Изменение внешнего вида и поведения, изменения настроения, изменение речи, покраснение лица, блеск глаз или их «мутность», расширенные зрачки, изменение двигательной активности и координации движений, специфический запах от одежды, волос, изо рта, неопрятность, неряшливость, частый насморк, следы от уколов на руках.) Далее спросите учащихся, знают ли они людей, которые периодически употребляют наркотики. Почему, по их мнению, они это делают. Напишите на доске слова «пристрастие» и «зависимость от наркотиков». Попросите учащихся ответить, как они это понимают. Укажите мифы, которые существуют в среде подростков: «я на иглу не сяду», «когда захочу, тогда и прекращу прием наркотиков», «я только попробую наркотик и ничего страшного от этого не будет», «я хочу быть как все» и другие.
Самостоятельная работа. Дается задание классу написать небольшое эссе на тему «Почему я не буду употреблять наркотики».
Приложение № 5

КВН «Курить - здоровью вредить»
Цель: способствовать формированию здорового образа жизни, развивать творческие способности учащихся.
Ход игры:
Вводное слово: Сегодня мы с вами побеседуем о здоровье человека и о том, как его беречь. На здоровье людей существенное влияние оказывает экологическая обстановка, но среди молодежи распространены такие заболевания, как алкоголизм, табакокурение, наркомания, СПИД. Но не только окружающая среда оказывают влияние на организм человека, но и сам человек может разрушить или укрепить свое здоровье. Итак, сегодня в игровой форме мы поговорим о вреде курения. Вот первые задания:
(Для выполнения запданий класс делится на три команды по рядам)
Задание №1:
Придумать название команды и девиз, чтобы в этом были использованы слова о здоровом образе жизни. (Высшая оценка - 5 баллов).
На мультимедийном экране даны пословицы о здоровье. Командам необходимо объяснить их смысл. Затем одну из них изобразить на рисунке. (Высшая оценка - 7 баллов).
Береги платье снову, а здоровье смолоду
Курить здоровью вредить
Болезнь человека не красит
В здоровом теле здоровый дух
Информация: Никотин - это яд, разрушающий организм. Сам Марлборо-Мэн, рекламировавший сигареты, умер от рака легких. На съемках ему приходилось много курить. Герой американских боевиков Джеймс Бонд хотел избавиться от своей вредной привычки, понимая ее вред. Выполните задание №2:
Задание №2:
На мультимедийном экране даны рифмы. Командам необходимо из них составить четверостишия о здоровье. (Высшая оценка - 8 баллов).
Пить - вредитъ
Пьянству бой алкоголь
Курить – победить
Заниматься оставаться
Одно вино
Колоться бороться
Жить не дружить
Один никотин
Информация №2: рекламодатели говорят, что после того, как вы выкурили сигарету, вам необходимо съесть два апельсина: одна сигарета разрушает в организме столько витамина С, сколько его содержится в двух апельсинах. Но на самом деле ядовитые вещества, находящиеся в сигаретах, разрушают не только витамин С. Всем известно, что у курильщиков чаще встречаются заболевания дыхательной системы и не только.

Задание №3: Перечислите органы, на которые влияет никотин, (по - очереди). (Высшая оценка - 4 балла).
Информация №3: Действительно, рак легких, туберкулез, бронхит. У них нарушается работа сердца, почек и других органов. Поэтому два апельсина не восполнят то, что в организме нарушилось из-за курения. Вещества, которые содержатся в сигаретах, оказывают вредное влияние на организм. У курящих чаще, чем у некурящих, встречаются заболевания дыхательной системы, гортани, пищевода, инфаркт миокарда.
Задание №4:
Каждая команда должна составить и задать соперникам по три вопроса о вреде курения. (Высшая оценка - 3 балла).
Информация №4: Никотин сужает кровеносные сосуды, затрудняется кровообращение, в результате ухудшается обмен веществ. Если у вас в доме есть курящие со стажем, вы можете провести следующий опыт. Определите скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа у людей, которые очень хотят курить. Для этого используйте линейку и секундомер. Когда испытуемый захочет курить, зажмите ноготь его большого пальца так, чтобы ногтевое ложе побелело. Затем отпустите палец и определите, за сколько секунд оно покраснеет. Определите длину ногтевой пластинки, т.е. длину пути S, который прошла кровь. Рассчитайте скорость кровотока по формуле: V = S/t, где V -скорость движения крови, S - путь, который она прошла, t - время. Снова измерьте скорость кровотока после того, как испытуемый выкурит сигарету. Не удивляйтесь, что после курения скорость кровотока стала выше. Это объясняется двухфазным действием табака: вначале он расширяет сосуды, и скорость крови увеличивается, затем наступает спазм сосудов, и скорость кровотока может резко снизиться. Изменения скорости кровотока происходят не только в сосудах ногтевого ложа, но и в других органах, в частности, в сосудах головного мозга, что ведет к ухудшению его работы. Получается порочный круг: чтобы восстановить нормальную скорость крови, необходимы новые порции табака.
Задание №5: На мультимедийном экране появляются следующие вопросы, которые задаются каждой команде по очереди.
Доказано наукой, что одна капля этого вещества, взятого в чистом виде, убивает известное четвероногое животное (никотин).
Это заболевание часто бывает у курильщиков. Страдает один из органов пищеварения от того, что курильщики со слюной проглатывают различные яды. Назовите орган и заболевание (язва желудка).
Как называют человека, который не курит, но находится рядом с курящими людьми? (пассивный курильщик).
Девушка. курит в 12-16 лет. Потом бросает. Скажется ли это на ее умственном и физическом развитии в будущем, а также на ее будущем ребенке? Почему?
В США на работу предпочитают брать именно таких людей, так как они меньше болеют и у них выше трудоспособность (некурящих).
У этих, людей, несколько лет поддававшихся влиянию этой пагубной привычке, обычно появляется заболевание «перемежающаяся хромота», когда во время ходьбы у человека резко сужаются сосуды и он вынужден часто останавливаться, чтобы переждать боль. О каких людях и привычках идет речь?
Почему курильщики, в 6-10 раз чаще заболевают раком легких, чем некурящие?
Какими, в первую очередь, заболеваниями страдают курильщики? (простудными).
Приложение № 6

СЦЕНАРИЙ внеклассного мероприятия
«в xxi век без наркотиков»
(авторы: Постельникова Н.Ф. и учитель биологии Мордвинкина Т.А.)
Действующие лица: Царь царства Тьмы-Героин, Марихуана, Алкоголь, Никотин, Лень, Безделье, Злоба, Силачи, Ученик, Дети.
Декорации: Указатели: «Царство тьмы», «Школа»; пачка сигарет и бутылка с рюмкой; плакаты: «Нет наркотикам», «Нет никотину», «Нет алкоголю», «Да солнцу!», «Да знаниям!», «В XXI век без наркотиков»; кассета с музыкой; магнитофон.
Ход спектакля: (На сцене появляется одинокий ученик).
Ученик: Не думаю, что протяну еще один день.
Утро, вечер, все плохо!
Мозги кипят, еще немного
И я грохнусь в обморок –
Такова жизнь в моем личном аду.
Все надоело!
Наверное, должен быть лучший способ образования.
Должно же быть что-то,
Что доставляет только удовольствие
Какие-нибудь пилюли, микстура
Все надоело .!!!
(Гаснет свет, звучит громкая рок-музыка. Появляются указатели «Царство тьмы»).
героин: Сюда! Мои ближайшие друзья и слуги!
Настал наш век!
В безделье, праздности,
В неприязни к науке
Погряз наш человек!
Настало наше время
Прочь науки,
Улыбки, радость, смех детей.
И только тьма, несчастье,
Слезы, муки –
Вот участь для людей!
Марихуана: Как прав ты господин!
Как долго ждали мы святого часа.
Мы все сегодня как один
К делам твоим хотим быть так причастны.
Алкоголь: Да, да конечно!
Мы от мыслей пьяны,
Что можем Вам помочь!
Никотин: И словно от дурмана - никотина
Пусть будет вечной ночь!
Героин: Не обольщайтесь,
Труд не легок наш,
Хоть человек уже
Чуть-чуть размяк,
Но на Земле еще ведь правит свет
И нам пока туда дороги нет.
Марихуана: О, да! Ну, а на что нам хитрость?
Эй, слуги! Все сюда!
А если нам, простите, Ваша милость,
Вот их заслать туда
Пускай они нам подготовят почву
И расплодят лентяев, лежебочек,
Злодеев, разгильдяев, ябед.
И вот тогда уж час и наш настанет.
Героин: Ты умница, прекрасная маркиза.
Хитра, как старая лиса Алиса.
Мы всем поделим зоны подготовки.
Ну действуй, хитрая плутовка!
Марихуана: Ты, Лень и ты, Безделье!
Заглянешь в школьный класс,
А Неуч, Злоба, Зависть
Приедут после Вас.
Ведь в школьном классе дети
Доверчивы, чисты.
И с ними Вам не сложно
Работу провести.
Ну, а когда созреет
Ваш подлый черный плод,
На помощь подоспеем
Придет и наш черед.
(Уходят. На сцене появляются указатели «Школа». Выходят школьники Появляется Лень, Безделье, Злоба).
Лень: Сюда! Смотри Безделье!
Детишек целый класс.
Наверное, найдется
Работа здесь для нас!
(Обращается к детям).
Кто здесь с книжками сидит?
Скукотища!
Посмотри же ты на нас
О, дружище!
Полежим, поговорим, помечтаем,
А потом когда-нибудь почитаем.
Безделье: Кто здесь пишет целый день
Буквы, строчки.
Лучше нам уж полежать
На песочке!
Лучше солнышку подставить
Нам щечки,
Чем в тетради малевать
Палки, точки.
Злоба: Кто здесь пляшет и поет очень громко?
Этот гадкий мальчуган и девчонка
Что причина здесь у Вас за такая?
Поскорее свои рты затыкаем!
Ух! Как злюсь я!
Лень: Как ленюсь я!
Безделье: Я зеваю!
Дети: Уходите прочь от сюда
Мы вас знаем!
И дружить мы с вами подлыми не будем.
Все советы ваши вредные забудем!
(Уходят. На сцене появляются указатели «Царство Тьмы».На троне сидит Героин. Входят Лень, Безделье, Злоба, падают на колени).
Лень: Мы старались, господин наш Героин.
Безделье: Применяли даже метод не один.
Злоба: Мы хотели их поссорить, разделить.
Лень: Мы мечтали их лениться научить.
Безделье: Но никто нас даже слушать не хотел.
Злоба: И остались, господин, мы не у дел.
Героин: Прочь от сюда, с глаз долой! Какой кошмар!
Нанесли Вы мне неслыханный удар!
Неужели провалились наши планы?!
Эй, позвать сюда быстрей Марихуану!
(Выходит Марихуана).
Марихуана: Я Вас слушаю, великий Героин!
Ну, не гневайтесь,
Ведь Вы здесь не один.
Мы отправим на разведку Алкоголя,
Ну, а в месте с ним поедет
Этот славный Никотин.
Героин: Я согласен с Вами, милая Маркиза!
Одурманить всех! Конец их уже близок!
Алкоголь: Мы клянемся, что вернемся лишь с победой.
Никотин: Алкоголь и никотин им всем дадим отведать.
(Уходят. На сцене появляются указатели «Школа». Выходят дети в спортивных костюмах выполняют упражнения с гантелями, появляются Алкоголь и Никотин).
Алкоголь: Посмотри – ка, Никотин, силачи!
Ах, какие же они ловкачи.
Никотин: А, давай предложим им закурить.
Алкоголь: А еще и «рюмашку» налить!
Силачи: Уходите отсюда, ребята!
С нами, в общем-то, шутить вам не надо.
(Алкоголь и Никотин отбегают в сторону)
Никотин: Посмотри, Алкоголь, справа дамы.
Не напрасно же явились сюда мы.
Ах, мадам, хотите Вы сигаретку?
Не хотите?!....... Вот какая кокетка!
Алкоголь: Эй, смотри, Никотин, вон мальчишка.
И, по-моему, скучающий слишком.
Эй, пацан, иди сюда! Будешь третьим!
Упс! Удача - это да! Случай редкий.
(Дают мальчишке закурить, наливают рюмку. Он падает).
Никотин: Он готов. И нам пора «делать ноги»
Алкоголь: Посмотри, Никотин, вон силачи, дела плохи!
(Силачи показывают приемы, скручивают Алкоголь и Никотин. Все уходят. На сцене появляются указатели царство Тьмы).
Героин: Не вернулись! Дело плохо, господа!
Ну, придется нам самим идти туда.
Собирайся в путь, прекрасная Маркиза!
К сожалению, он труден и не близок.
(Уходят. Появляется указатель «Школа». На сцене старшеклассники. Выходят Героин и Марихуана).
Героин: Что скучаем, братцы! В школе маята.
И с уроков не уйти никуда.
На возьми, попробуй это, браток,
Сразу будет веселей чуток!
(Дети отворачиваются).
Марихуана: Ну, а может, закурим, ребята?
Что Вы, дети? Вам взрослеть уже надо.
Вот поймаем с Вами кайф, побалдеем
Сразу будет Вам всем веселее!
Дети: Эй, держи этих гадов, ребята!
Этой нечисти всем нам не надо.
Мы хотим, чтоб ум чистым был ясным,
А грядущее наше прекрасным!
Мы хотим, получать в школе знания,
А не это шальное мотание.
Светлым, чистым пускай будет завтра,
А над этими суд будет страшный!
(Уходят и уводят Героин и Марихуану.
На сцену выходят все участники, поднимают плакаты: « Нет наркотикам», «Нет никотину», «Нет алкоголю», «Да солнцу!», «Да знаниям!», «В XXI век без наркотиков» и поют финальную песню на мотив известной мелодии «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»).
Сегодня в день весенний
Мы вместе в этом зале,
Обсудим все проблемы, пусть нам их не решить
И все же в детском сердце
Зажжем мы искры пламя,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Пусть светит солнце ярко
Над голубой планетой
И птицы дружным пеньем пронзят тугую высь,
Пусть будет чистым воздух
И радость дождь приносит,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Пусть будет разум чистым
И помыслы прекрасны,
Мечты как птицы в небо сегодня унеслись.
И дружно взявшись за руки
Мы все тихонько скажем,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Приложение № 7


Игровая программа: «Игры со смертью»

Тип занятия: интеллектуально-познавательное
Цель: Профилактика наркомании среди подростков. Выявление действия наркотиков на организм человека. Показать вред наркотиков и ответственность за их употребление, распространение и хранение.
Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, диск с интеллектуально-познавательной дидактической игрой «Игры со смертью»
Ход занятия:
Оргмомен - 5 мин.
Вводное слово - 10 мин.
Дидактическая игра на тему: «Игры со смертью» - 20 мин.
Подведение итогов занятия- 10 мин.
Вводное слово: Наркотики – это болезнь цивилизации. На протяжении всей своей истории человечество преодолевало бесконечное число стихийных бедствий, кровавых войн, ужасных эпидемий. Но войны начинаются и заканчиваются, наводнения, ураганы и эпидемии, собрав свою страшную жатву, покидают опустошенные селения. Все бедствия, выпавшие на долю человечества, имели свое начало и свой конец, в то время как история страсти к одурманивающим средствам с каменного века до наших дней не прерывалась ни на день. В мировом масштабе число жертв этого порока, разрушающего судьбы и здоровье населения нашей планеты, больше, чем от всех известных войн и катастроф.
Несмотря на самые современные средства борьбы с наркоманией, число добровольных рабов дурмана, желающих оказаться в искусственном раю, угрожающе растет.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о наркомании. Мы должны о ней знать правду. Количество наркоманов в нашей стране и области угрожающе растет. Сегодня никто не застрахован от этой беды. Беда может прийти в каждый дом. Об этом мы должны сегодня знать и говорить, иначе завтра будет поздно.
Помните, если Вам предлагают наркотики, это люди заботятся не о Вас, им всё равно, что будет с Вами Им всё равно, Вы им безразличны. Они хотят получить деньги и власть. В первый раз они могут Вам предложить наркотик бесплатно, потому что знают, что, попробовав его однажды, Вы обязательно захотите это сделать снова. И когда Вы попросите наркотики, за них уже надо будет платить деньги или же оказывать какие-то услуги. И чем дальше, тем больше. Так человек попадает в полную зависимость от человека, который даёт наркотик. Так человек попадает в полную зависимость от растения, которое вырабатывает наркотик. Так человек попадает в полную зависимость от вещества, из которого состоит наркотик. Помните об этом, ребята, и берегите себя!




























Приложение № 8

«ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Тип занятия: дидактическое

Цель: Профилактика наркомании среди подростков. Выявление действия наркотиков на организм человека. Показать вред наркотиков и ответственность за их употребление, распространение и хранение.

Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, диск с фильмом по проблемам наркомании, диск с презентацией.

Ход занятия:

Оргмомен - 5 мин.
Вводное слово - 5 мин.
Беседа: действие наркотиков на организм человека – 10 мин.
Просмотр фильма - 5 мин.
Обсуждение фильма – 5 мин.
Беседа: Правовые аспекты наркомании - 10 мин.
Подведение итогов занятия- 5 мин.
Вводное слово
Люди употребляют наркотики в течение тысячелетий, но наука занялась ими сравнительно недавно. Эксперты Всемирной организации здравоохранения предложили следующее определение этим веществам: «наркотик - это такое вещество или смесь веществ, которые коренным образом отличаются от всех веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, и прием которых влечет за собой изменения функционирования организма в целом, серьезно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы».
Медицинский смысл понятия «наркотик» (средство для наркоза) не совпадает с социальным, общеупотребительным среди людей (средство для получения удовольствия). Поэтому все заинтересованные стороны в России (медицина, юстиция и др.) договорились, что наркотиками будут считаться вещества, которые включены в Список наркотических средств. Таким образом, термин «наркотик» приобрел юридическую определенность.
К наркотикам относят различные вещества, обладающие следующими характерными признаками:
способностью вызывать эйфорию, приподнятое настроение;
способностью вызывать наркотическую зависимость, то есть желание снова использовать наркотик;
нанесением существенного вреда психическому и физическому здоровью человека, употребляющего их.
В истории человечества известно несколько целей использования наркотических веществ:
в медицине для обезболивания, в том числе наркоз во время операции;
в культовых целях (введение человека в состояние экстаза);
для достижения удовольствия.
Как показывают археологические исследования, люди знали и употребляли наркотики еще в дописьменный период. Около 2700 года до н.э. в Китае уже использовали коноплю в качестве лекарства от подагры. В Каирском музее находится мумия малолетней принцессы, жившей в XIV веке до н.э. Во рту у нее были обнаружены остатки опиума; возможно, что она умерла от его передозировки. Великий врач, философ Авиценна, живший в Иране и Средней Азии в XI веке н.э., предупреждал об опасности этих веществ. Сохранился выписанный им рецепт на опиумсодержащее лекарственное средство со специальным предупреждением: длительное употребление лекарства может вызвать неудержимое пристрастие к нему. Этот рецепт говорит о том, что медицинская мысль того времени уже пыталась противодействовать подобному злу.
Наркомания (от греч. narke - оцепенение и mania - безумие) - заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших - наркотический сон, одурманивание.
Сущность наркомании:
непреодолимое влечение к приему наркотика;
постепенное повышение употребляемых доз;
формирование абстинентного синдрома;
психологическая и физическая зависимость.
При наркомании происходит тотальное поражение личности, затрагивающее все стороны внутреннего мира больного. Человек, идущий по пути наркомана, теряет друзей, семью, не может приобрести профессию. Он попадает в поле зрения преступных элементов и сам становится на путь преступлений, деградирует как личность. Б.Иванова, известный врач-нарколог, пишет: «Я не знаю точно, сколько наркоманов умирает в молодом возрасте, но в своей практике почти не встречала пожилых наркоманов, и, как правило, все, с кем они когда-то начинали, уже умерли».




















Приложение № 9

Игра «За здоровый образ жизни»

Тип игры: интеллектуально-творческая

Цель игры: Профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников посредством расширения информационного поля о данных веществах и последствиях, оказываемых ими на организм человека.

Задачи игры:
Сформировать активное негативное отношение старшеклассников к табакокурению, алкоголизму и наркомании;
Углубить знания старшеклассников о курении, алкоголе, наркотиках и зависимости от них;
Раскрыть негативные последствия употребления никотина, алкоголя и наркотиков;
Сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни у старшеклассников;
Развить навыки индивидуальной и коллективной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диск, карточки, жетоны с очками.

Ход игры:
Оргмомент – 3 мин.
Пояснение правил игры – 2 мин.
Блиц-турнир – 3 мин.
1 раунд. Вредные привычки – 10 мин.
2 раунд. Вред или польза – 10 мин.
3 раунд. Мифы, определения, законы, картинки – 5 мин.
4 раунд. Твой выбор – 5 мин.
Подведение итогов - 2 мин.

Правила урока - игры:
1 этап – отбор игроков. Классу предлагается блиц-турнир (20 вопросов, на которые они должны ответить в течение 5 минут). За каждый правильный ответ дети получают очки, Учащиеся, набравшие набольшее количество баллов становятся участниками игры.
1 и 2 раунды. На экране появляется таблица, содержащая вопросы и очки. Учащиеся выбирают тему и определенные очки, по гиперссылке открывается вопрос, право ответа имеет ученик первым поднявший карточку. В течение игры существует ряд занимательных и интересных предложений: вопрос аукцион, вопрос «кот в мешке», подразумевающий передачу права ответа одному из соперников, сюрприз-подсказка, когда игроки могут получить подсказку одноклассника
Для того, чтоб в течение всей игры были заняты все учащиеся, каждый последний вопрос раунда предлагается классу, если игроки ошибаются, право ответа так же переходит учащимся не занятым в игре, а игроки теряют баллы.
В 3 раунде игрокам предлагается поработать с мифами, определениями, законами, картинками, характеризующими вредные привычки. Правила игры сохраняются. В заключительном раунде учащимся предлагается работа с высказываниями. Задание: необходимо определить какое высказывание относится, к какому из представленных людей
По окончании игры подводятся итоги: подсчитываются набранные очки и выдаются дипломы за активное участие на уроке.
Согласно вышеизложенному ходу игры «За здоровый образ жизни» можно увидеть, что он разделен на два основных этапа – отборочный тур «Блицтурнир» и основная игра. В «Блицтурнире» участвует весь класс. Каждый правильный ответ в «Блицтурнире» равен 5 баллам. Таким образом, ученик, правильно ответивший на вопрос, получает жетон с 5 баллами. Учитель, используя компьютер, мультимедийную установку и экран, задает вопросы классу, появляющиеся на экране и ведет подсчет правильных ответов.
«Блицтурнир» предполагает следующие вопросы и ответы:
Вопрос
Ответ

Кто из русских правителей запретил курение?
Царь - Михаил Фёдорович Романов

В каком слове увековечил свое имя Жак Нико?
Никотин

Что варили Балбес, Бывалый и Трус в лесу?
Самогон

Что помогает сохранить и укрепить здоровье людей?
Спорт

Что означает греческое слово наркотик?
Одурманивающий

В каком фильме Леонида Гайдая герой учит молодежь танцевать твист, туша окурки то одной, то другой нагой?
«Кавказская пленница»

Кто такой токсикоман?
Человек, вдыхающий отравляющие вещества

Почему после употребления алкоголя сохнут губы, пересыхает во рту, появляется чувство жажды?
Спирт отнимает воду у организма

Назовите болезнь заядлых курильщиков?
Бронхит

Какую проблему обостряет рост наркомании?
Проблему СПИДа

В США на работу предпочитают брать именно таких людей, так как они меньше болеют и у них выше трудоспособность
Некурящих


Какое количество наркоманов насчитывается в России?
Более 10 млн. человек

Почему алкоголь особенно опасен для молодых людей?
Потому что подростки обычно весят меньше, чем взрослые, и печень у них меньшего размера. Содержание алкоголя в крови у них растет быстрее, они быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя, и их организму легче нанести вред.

Как называют человека, который не курит, но находится рядом с курящими людьми?
Пассивный курильщик


Устраняет ли алкоголь депрессию, подавленное состояние?
Нередко употребление алкоголя в депрессивном состоянии приводит к углублёнию депрессии. В подавленном состоянии человек может почувствовать себя еще хуже, особенно подросток с мыслями о собственной неполноценности, у которого алкоголь может усилить их идеи, вплоть до попытки самоубийства.

Это заболевание часто бывает у курильщиков. Страдает один из органов пищеварения от того, что курильщики со слюной проглатывают различные яды. Назовите орган и заболевание
Язва желудка

Могут ли подростки стать алкоголиками?
Действительно, подростки могут пристраститься к алкоголю намного быстрее, чем взрослые. Чем раньше ребенок начинает выпивать, тем больше риск того, что он станет алкоголиком.

Какими, в первую очередь, заболеваниями страдают курильщики?
Простудными

Если кто-то в семье пьет, увеличивает ли это вероятность для других членов семьи стать алкоголиками? Есть ли особая угроза для подростка?
Безусловно. Риск заболеть алкоголизмом существенно возрастает. Некоторые исследователи предполагают существование генетической предрасположенности к алкоголизму. Поэтому члены семьи алкоголика должны проявлять большее внимание к профилактике этого заболевания.

Какие проблемы возникают в семье, где есть алкоголик?
Если в семье есть алкоголик, то страдают все. У детей возникает чувство вины, они считают, что из-за них происходят конфликты и пьянство родителей. Дети испытывают неловкость, стесняются пьющих родителей, скрывают ото всех свои чувства. Алкоголик может быть деспотично требовательным, что заставляет ребенка уходить из дома в озлобленном состоянии. Пьянство родителей порождает неадекватное поведение подростков.

Второй этап игры «За здоровый образ жизни» предполагает следующее вопросы и ответы:
Баллы
Вопрос
Ответ

П Е Р В Ы Й Р А У Н Д

Курение

10
Продолжите поговорку: Капля никотина
Капля никотина убивает лошадь

20
Что написано на каждой пачке сигарет?
Минздрав предупреждает: курение опасно для здоровья

50
ВОЗ в 1988 году объявила Всемирный День без табака. Назовите его дату?
31 мая

100
К какому международному документу присоединилась Россия в 2008 году?
Рамочная Конвенция

500
Один известный писатель с мировым именем, написал рассказ о вреде курения. Назовите его фамилию
Хармс

алкоголь

10
Продолжите поговорку: Много вина – мало.
Много вина – мало ума!

20
Какому из русских писателей принадлежат слова: «Человек пьющий ни на что не годен»
А.С. Пушкин

50
Известный хирург Ф. Углов утверждал, что после приема спиртного в коре головного мозга остается Что имел в виду Федор Углов?
Кладбище нервных клеток

100
Продолжите: муж пьет – полдома горит, жена пьет - ..
Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит!

500
Кто из русских известных писателей сказал такую фразу: «Редкий вор, убийца совершает свое дело трезвым»
Л.Н. Толстой

Наркотики

10
Назовите, на что в первую очередь наркотики оказывают влияние?
На нервную систему

20
Какую проблему обостряет рост наркомании?
Проблему СПИДа

50
Сколько человек в год один наркоман может вовлечь в наркозависимость?
15 человек

100
Какое количество лабораторий было выявлено за последние 4 года, производящих наркотики, и в которых шла работа над созданием новых?
Более 100 лабораторий

500
Автор этой песни является мировой знаменитостью, ставшей жертвой пагубной страсти к наркотикам. Назовите его
Элвис Пресли

Баллы
Вопрос
Ответ

В Т О Р О Й Р А У Н Д

иЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

50
Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей?
Христофор Колумб

100
Китайский император Ву Вонг в 1220 году издал закон о пьянстве. Что делали по данному закону с уличенными в пьянстве?
Подвергали смертной казни

200
В Соборном Уложении существовала 30-я глава, предусматривающая для курящего тяжелое наказание. Кем была введена данная глава и в какой стране?
На Руси. Царем – Романовым Алексеем Михайловичем

500
В 1762 году Томас Доувер, английский врач, начинает использовать лекарство в основе которого содержалось некое вещество. Назовите это вещество
Опиум

вЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ НИКОТИНА

50
Курение подростков в первую очередь сказывается на этих системах организма. Назовите их
Нервная и сосудистая системы

100
Сколько вредных веществ попадает в организм человека при курении?
Около 30

200
У курящего человека чаще всего повышается именно это. Назовите что именно?
Артериальное давление

500
Что вызывает у человека смола, образующаяся при сгорании табака?
Опухоли


вЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ АЛКОГОЛЯ

50
Какое воздействие алкоголь оказывает на ЦНС?
Отрицательное

100
Алкоголь является нарковеществом. Объясните, почему это высказывание верно?
Алкоголь вызывает физическую и психическую зависимость.

200
Продолжите: Сначала человек пьет вино, а затем вино
Сначала человек пьет вино, а затем вино пьет человека.

500
Во сколько раз смертность детей в пьющих семьях выше, чем в непьющих?
В три раза

вЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ НаркотикОВ

50
На какую систему наркотики оказывают особо вредное воздействие?
На нервную систему

100
Назовите основную причину по которой подростки пробуют наркотики?
Из-за любопытства

200
Назовите последствия наркотиков для человека?
Нарушение психики
Полная зависимость
Деградация личности
Проблемы с законом
Укорачивание жизни
Инвалидность
Смерть

500
Во сколько раз за последние годы увеличилась смертность детей от передозировки наркотиками?
В сорок два раза, 200 детей в день гибнут от передозировки

Баллы
Вопрос
Ответ

Т Р Е Т И Й Р А У Н Д

мИФЫ

100
Опровергните или подтвердите миф о том, что курение опасно только для курящего человека.
Установлено, что пассивные курильщики также становятся жертвами табака. Находясь в курящей компании, человек рискует не только привыкнуть к табачному дыму (от чего один шаг к сигарете), но и получить весь "букет" заболеваний, связанных с курением.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

200
Дайте определение:
Наркомания.
Алкоголизм.
Пассивный курильщик.
Наркомания - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, приводящим к тяжелым нарушениям функций организма.

Алкоголизм – хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации личности.
Пассивный курильщик - человек, вдыхающий сигаретный дым.


КАРТИНКИ

300
Назовите, кто это и какую роль сыграл данный политик, относительно табакокурения?
В.В. Путин - экс-президент России, Премьер – министр Правительства Р.Ф., который никогда не курил и проводил политику здорового образа жизни.

ЗАКОНЫ

400
Какая уголовная ответственность предусмотрена за приобретение и хранение наркотиков?
Лишение свободы сроком до 3 лет (ст. 228 Уголовного Кодекса Р.Ф.)


Баллы
Вопрос
Ответ

З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н Ы Й Р А У Н Д


100 – правильный
ответ
50 –
одна ошибка
Определите, какое высказывание относится к какому человеку.
Алкоголь - гораздо больше горя причиняет, чем радости, всему человечеству, хотя его и употребляют ради радости. Сколько талантливых людей погибло из-за него! (Л.Н. Толстой)
Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты. (И.П. Павлов)
Курить – здоровью вредить. (Народная пословица)
Всех, у кого найден табак надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл. (М. А. Романов)












































Приложение № 10

игра - викторина «Вредные привычки»

Тип игры: дидактическая

Цель: пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.

Задачи игры:
Сформировать активное негативное отношение старшеклассников к вредным привычкам.
Углубить знания о вреде, наносимом организму при ведении нездорового образа жизни.
Сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни у обучающихся;
Развить навыки индивидуальной и коллективной работы.

Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, диск, листочки-подсказки со сказками и жетоны.

Ход игры::
Оргмомен - 2 мин.
Пояснение правил игры - 3 мин.
1 задание «О, Счастливчик!» - 5 мин.
2 задание «Пороки и достоинства» - 5 мин.
3 задание «Кросс-вопрос» - 5 мин.
4 задание «Кто быстрее?» - 5 мин.
5 задание «Изобрази поговорку» - 10 мин.
6 задание «Конкурс плакатов» - 5 мин.
Подведение итогов урока- 5 мин.

Правила игры:
В ирге задействованы все учащиеся, которые делятся на две команды. Выбирается жюри, подсчитывающие баллы каждой команды. Игра-викторина состоит из 6 заданий. Каждый пункт задания выполняется поочередно то одной, то другой командой.
1 задание «О, Счастливчик!» предполагает ряд вопросов, связанных с табакокурением, на которые команды должны ответить.
Вопрос
Ответ

Назовите родину табака?
Южная Америка
Южная Африка
Южный полюс
Южная Америка

В какой стране табак в 16 веке был объявлен "забавой дьявола?
Испания
Италия
Бразилия
Италия

Екатерина Медичи использовала нюхательный табак, как лекарственное средство от:
Насморка
Мигрени
Простуды
Мигрени

Большие дозы никотина действуют подобно яду:
Мышьяку
Кураре
Синильной кислоте
Кураре

Назовите самый популярный способ употребления табака в США до 19 века
Курение
Нюхание
Жевание
Жевание

Кого называют "курильщиками поневоле"?
тех, кто находится в обществе курящих
тех, кого заставляют курить принудительно
тех, кто курит в тюрьме
тех, кто находится в обществе курящих

В 1934 году во Франции, городок Ницца компания молодёжи устроили соревнования: кто выкурит больше папирос. Двое "победителей" не смогли получить приз, т.к. скончались на месте, выкурив по :
40 папирос
60 папирос
80 папирос


60 папирос

Книга, написанная английским королем Яковым Первым в 1604 году называлась
"О вреде табака"
"О пользе курения"
"Об истории трубки"

"О вреде табака"


2 задание «Пороки и достоинства» включает в себя выяснение учащимися понятия «пороки» и противопоставления его понятию «достоинства». Так, в задании дети к перечисленным порокам ищут слова-антиподы, т.е. достоинства.
Пороки

Курение

Пьянство

Лень

Наркомания
Лживость

Трусость

Подлость

Воровство

Грубость

Жадность

Высокомерие

Распущенность

В 3 задании «Кросс-вопрос» необходимо дать ответ на представленный вопрос.
Вопрос
Ответ

Какое вещество арабские алхимики назвали “величайшим обманщиком из-за того, что сначала, после его принятия, поднимается настроение, а затем наступает тяжелое отравление?

Этиловый спирт

Какое вещество самое опасное в табаке, которое облучает курильщика и окружающих?
Радиоактивный полоний-210

Что может купить на деньги, которые прокуривает курильщик в год?
Если выкуривать в день пачку сигарет, которая стоит, в среднем, 20 рублей, то за год на 7300 рублей можно купить сотовый телефон, телевизор и т.п

Известный хирург Федор Углов утверждал, что после приема спиртного в коре головного мозга остается именно это. Что он имел в виду?
Кладбище нервных клеток

Кто из русских царей первым начал курить?
Петр I

Капля никотина убивает лошадь. Чьим именем назвали вещество “никотин”?
Именем посола Франции в Испании
Жака Нико

4 задание «Кто быстрее?» предполагает необходимость каждой команды дать правильный ответ на вопрос за наименьшее количество времени.
Вопрос

Помогает ли вино от простуды?

Является ли водка
исконно русским напитком?

Почему курильщики кашляют?

Можно ли вылечиться от наркомании?

Почему вино для детей вреднее,
чем для взрослых?

Является ли пиво спиртным напитком?

Почему винные бутылки и этикетки на них делают такими яркими и красивыми?
Безвредны ли сигареты с фильтром?

При каждом правильном ответе на 1 - 4 задания командам начисляется по 1 баллу.
5 задание «Изобрази поговорку» заключается в изображении поговорок поочередно то одной, то другой командой. Пока 1 команда изображает поговорку, 2 команда должна ее отгадать. За пантомиму и правильный ответ по 1 баллу начисляется обеим командам.
Поговорка

“После первой рюмки пьяница похож на павлина, после второй на обезьяну, а потом превращается в свинью”.

“Целовать курящую женщину все равно, что целовать урну”.

“Вино входит – разум выходит”.

“Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит”.

“Пьяному море по колено, а лужа по уши”.

“С пьяным водиться, что в крапиву садиться”.

“В вине тонет больше людей, чем в море”.

“Водка и мудреца делает дураком”.

6 задание «Конкурс плакатов» может быть задано как домашнее задание или учащиеся заранее готовят плакаты дома, а во время игры-викторины проводиться их оценка, дети поясняют изображенное на плакате, жюри оценивает каждый плакат по 5 бальной шкале. Каждая команда может подготовить по три плаката на темы: антиреклама табакокурения, алкоголизма, наркомании.
В завершении игры подводятся итоги. Члены команды, набравшей наибольшее количество баллов получают дипломы победителей.












Приложение № 11

Брейнринг


Тип занятия: дидактическое

Цель: формирование негативного отношения у учащихся к табакокурению и алкоголизму и наркомании, развитие умения работать в команде, приобщение школьников к здоровому образу жизни

Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, диск, карточки и жетоны с баллами.

Ход занятия:
Оргмомен - 2 мин.
Пояснение правил игры - 3 мин.
1 раунд – Выражения и поговорки - 5 мин.
2 раунд – По страницам русской классики - 5 мин.
3 раунд – Что это?- 5 мин.
4 раунд - Вопрос – ответ – 5 мин.
5 раунд – Вставь – ка ! – 10 минут
Подведение итогов урока- 5 мин.

Правила:

Участники делятся на две команды и садятся за два круглых стола или можно поделить учащихся по рядам. На мультимедийном экране появляются задания и педагог задает вопросы, предполагающие выполнение заданий, а члены команд в течение одной минуты дают ответ. Право ответа принадлежит команде, которая первая подаст сигнал (поднимет цветную карточку). Если ответ правильный, команда получает один балл, если нет, – вторая команда продолжает обсуждение и по прошествии минуты отвечает (во время ответа первой команды счет прерывается, а затем, если ответ неправильный, продолжается с той же секунды). В результате побеждает команда, правильно ответившая на большинство вопросов и получившая наибольшее количество баллов.
Брейнринг включает 5 раундов:
1 раунд – «Выражения и поговорки» предполагает задание продолжить выражение или поговорку. 2 раунд – «По страницам русской классики» включает в себя задание назвать русского поэта или писателя, некогда написавшего или сказавшего некую фразу стих. 3 раунд – «Что это?» содержит задание назвать учащимся, что изображено на мультимедийном экране, определить, что это за картинка. 4 раунд - «Вопрос – ответ» предполагает, что учащиеся должны дать ответы на поставленные вопросы. 5 раунд – «Вставь – ка !» включает в себя задание вставить пропущенные слова в текст. Задание выполняется письменно, на листочках. Команда, которая быстро и правильно выполнит задание получает пять баллов.
В конце занятия поводятся итоги и награждение победителей.

























Приложение № 12




Приложение № 13







































Приложение № 14











Приложение № 15
















13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115





13PAGE 15


13PAGE 15


13PAGE 149015



2Сарат ов[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Средства рисования".]





"Береги сдоровье смолоду"

Деятельность социального педагога по профилактике
табакокурения, алкоголизма и наркомании
среди старшеклассников МОУ-Лицей №2Bookman Old StyleRoot Entry