Рабочая программа по курсу биология (ФГОС)


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдениямерпрофилактикизаболеваний,вызываемыхрастениями, бактериями, грибами
классификация—определениепринадлежностибиологическихобъектовк определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов,умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного курса Биология.
5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Биология как наука (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
о многообразии живой природы;
царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
признакиживого:клеточноестроение,питание,дыхание,обменвеществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;экологические факторы;
основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
правила работы с микроскопом;
правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
определятьпонятия«биология»,«экология»,«биосфера»,«царстваживой природы», «экологические факторы»;
отличать живые организмы от неживых;
пользоватьсяпростымибиологическимиприборами,инструментамии оборудованием;
характеризовать среды обитания организмов;
характеризовать экологические факторы;
проводить фенологические наблюдения;
соблюдатьправилатехникибезопасностиприпроведениинаблюденийи лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
составлять план текста;
владеть таким видом изложения текста, как повествование;
под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
получать биологическую информацию из различных источников;
определять отношения объекта с другими объектами;
определять существенные признаки объекта.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей. Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы.
Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
строение клетки;
химический состав клетки;
основные процессы жизнедеятельности клетки;
характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко»,
«вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
работать с лупой и микроскопом;
готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обученияУчащиеся должны уметь:
анализировать объекты под микроскопом;
сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Многообразие организмов (17 часов)
Многообразиеорганизмовиихклассификация.Отличительныепризнаки представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.
Лишайники–симбиотическиеорганизмы,многообразиеираспространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянныерастения, особенностистроения и многообразие.Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.
Позвоночныеживотные,особенностиихстроения.Многообразиепозвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина,головня,спорынья).Гербарныеэкземплярырастений(мха(наместныхвидах), спороносящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы Особенности строения мукора и дрожжей. Внешнее строение цветкового растения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
разнообразие и распространение бактерий и грибов;
роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
давать общую характеристику бактериям и грибам;
отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
отличать съедобные грибы от ядовитых;
объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
основные методы изучения растений;
основныегруппырастений(водоросли,мхи,хвощи,плауны,папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
роль растений в биосфере и жизни человека;
происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
давать общую характеристику растительного царства;
объяснять роль растений биосфере;
давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
знать правила поведения в природе;
понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
испытывать любовь к природе;
признавать право каждого на собственное мнение;
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
уметь отстаивать свою точку зрения;
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
уметь слушать и слышать другое мнение.
Резервное время — 3 часа - используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:
приемы элементарной исследовательской деятельности;
способы работы с естественнонаучной информацией;
коммуникативные умения;
способы самоорганизации учебной деятельности. Важными формами деятельности учащихся являются:
практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
работа в малых группах;
проектная работа;
подготовка рефератов;
исследовательская деятельность;
информационно-поисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
Используются формы контроля знаний:
Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
Фронтальный и индивидуальный опрос;
Отчеты по лабораторным работам;
Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)
Презентация творческих и исследовательских работ с использованиемновых информационных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Знать/ понимать:
строение и функции клетки;;
сведения о таксономических единицах;
роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,
охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
Уметь:
пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
соблюдать правила поведения в природе;
работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС
Общее количество часов — 35, в неделю — 1час.

урок а Тема урокаДеятельностьучителяДеятельностьученикаПланируемые образовательные результатыДомашнее заданиеПланируемая дата проведенияДата
проведенияпредметныеметапредметные УУД личностныеБиология как наука (5 часов)
1. Биология — наука о живой природе. Учитель знакомит учащихсяс требованиямик изучению биологиикак
предмета, со структурой учебникаи рабочей тетради. Беседа учителя с учащимисяо
биологии как науке о жизни, о разнообразии живых организмов. Разбираются со структурой учебника.
Определяют для себя уровень выполняемых творческих заданий, вырабатывают плансвоих действий.
Знакомятсяс
дискомкучебнику. Самостоятельно читают текст параграфа.
Отвечают на вопросы.
Формулируют чёткие
определения терминам.
Планирование работысучителеми сверстниками Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
Регулятивные: Выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Коммуникативны е: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Формирование целостного мировоззрения Личностное, жизненное самоопределение формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. П.1
вопрос 1-
3,
задание 3 2. Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. Ознакомление учащихся с ролью методов в познании, показать специфику практических и теоретических методов, с правилами работы в лаборатории и техникой безопасности. Определять методы биологических исследований, овладевать основными приёмами работы с оборудованием, знакомиться с правилами работы. Определяют понятия
«методы исследования»,
«наблюдение»,
«эксперимент»,
«измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии.
Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии Познавательные: Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные: Уметь слушать и слышать друг друга Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Повышение интересак предмету.
Проявление эмоционального отношенияв учебно- познавательной деятельности.
Формировать умение слушать в соответствиис целевойустановкой.
Формировать ответственное отношениек соблюдению правилтехники безопасности.
Повышение интересак изучению природы.
Готовность к самообразованию, самовоспитанию. П.2,3
В. 1-4
стр.11
В.1-2
стр.13 3. Разнообразие живой природы. Сформировать у учащихся представления о царствах живой природы, показать основные отличия живого от неживого. Выделять основные отличия живого от неживого.
Систематизирова ть знания о многообразии живых организмов. Определяют понятия
«царство Бактерии»,
«царство Грибы»,
«царство Растения» и
«царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость
, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
Коммуникативны е: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Формировать научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках
живогоот неживого.
Проявление эмоционального отношенияв учебно- познавательной деятельности.
Формировать умение слушать в соответствиис целевойустановкой. П.4
В. 1-3
стр.15
Составить план 4. Среды обитания живых организмов. Ознакомление учащихся с основными средами обитания организмов, раскрыть особенности каждой среды обитания и приспособления к среде организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленнос тью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. СоблюдатьОпределяют понятия
«водная среда»,
«наземно- воздушная среда», «почва как среда обитания»,
«организм как средаПознавательные: Устанавливать причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания.
Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и Формировать умение слушать в соответствиис целевойустановкой.
Формировать познавательный мотив на основе интересак изучениюновыхП.5 В. 1-6
стр.19 6477001080770правила поведения в окружающей среде. обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания.
Характеризуют влияние деятельности человека на природу что ещё подлежит усвоению. Ставить учебную задачу.
Коммуникативные: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. дляучащихся объектов.
Готовность к самообразованию, самовоспитанию 5. Экскурсия
«Разнообрази е живых организмов Осенние явления в жизни растений и животных» Раскрыть многообразие растений, животных и других организмов, их взаимосвязь с окружающей средой.
Познакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных. Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе.
Оформлять результаты своих наблюдений. Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений. Познавательные: Анализировать какие изменения происходят в природе осенью.
Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Формировать элементы экологической культуры.
Готовность к самообразованию, самовоспитанию. Творческий отчет00правила поведения в окружающей среде. обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания.
Характеризуют влияние деятельности человека на природу что ещё подлежит усвоению. Ставить учебную задачу.
Коммуникативные: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. дляучащихся объектов.
Готовность к самообразованию, самовоспитанию 5. Экскурсия
«Разнообрази е живых организмов Осенние явления в жизни растений и животных» Раскрыть многообразие растений, животных и других организмов, их взаимосвязь с окружающей средой.
Познакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных. Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе.
Оформлять результаты своих наблюдений. Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений. Познавательные: Анализировать какие изменения происходят в природе осенью.
Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Формировать элементы экологической культуры.
Готовность к самообразованию, самовоспитанию. Творческий отчет
6477001080770Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов) 6. Устройство увеличительн ых приборов. Ознакомление учащихся с лупой и микроскопом, обучение навыкам работы, формирование понятий о клетке и клеточном строении. Научиться работать с лупой и микроскопом, знать его устройство.
Соблюдать правила работы с микроскопом.
Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов. Определяют понятия
«клетка»,
«лупа»,
«микроскоп»,
«тубус»,
«окуляр»,
«объектив»,
«штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопомПознавательные: Устанавливать цели лабораторной работы Знакомиться с увеличительными приборами и правилами обращения с ними. Регулятивные: Называть части приборов описывают этапы работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.
Коммуникативные: Вступатьв диалог, участвоватьв коллективном обсуждении находить дополнительную информациюв электронном приложении. Формировать познавательный мотив на основе интересак изучению новых дляучащихся объектов.
Готовность к самообразовани ю, самовоспитанию П.6 В. 1-4
стр.23 7. Химический состав клетки. ознакомление учащихся с Объяснять роль минеральныхОбъясняют рольПознавательные:
ИспользоватьПроявление эмоциональногоП.7 00Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов) 6. Устройство увеличительн ых приборов. Ознакомление учащихся с лупой и микроскопом, обучение навыкам работы, формирование понятий о клетке и клеточном строении. Научиться работать с лупой и микроскопом, знать его устройство.
Соблюдать правила работы с микроскопом.
Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов. Определяют понятия
«клетка»,
«лупа»,
«микроскоп»,
«тубус»,
«окуляр»,
«объектив»,
«штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопомПознавательные: Устанавливать цели лабораторной работы Знакомиться с увеличительными приборами и правилами обращения с ними. Регулятивные: Называть части приборов описывают этапы работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.
Коммуникативные: Вступатьв диалог, участвоватьв коллективном обсуждении находить дополнительную информациюв электронном приложении. Формировать познавательный мотив на основе интересак изучению новых дляучащихся объектов.
Готовность к самообразовани ю, самовоспитанию П.6 В. 1-4
стр.23 7. Химический состав клетки. ознакомление учащихся с Объяснять роль минеральныхОбъясняют рольПознавательные:
ИспользоватьПроявление эмоциональногоП.7
Неорганическ ие вещества. химическим составом клетки, формирование понятия
«неорганические вещества» и показать их роль в клетке. веществ и воды, входящих в состав клетки..минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.
Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием приемыработыс информацией: поиск и отбористочников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановкуи формулирование проблемы,осваивать приемы исследовательской деятельности.
Регулятивные:
составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствиис поставленной целью.
Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информациюучителя осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу.
Коммуникативные: Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссиии
аргументациисвоей позиции. Отношения в учебно- познавательной деятельности.
Формировать умение слушать в соответствии с целевойустановкой. Стр. 26
В. 1-3
стр.27 8. Химический состав клетки. ОрганическиеЗнакомить учащихся с органическимиРазличать органические и неорганическиеОбъясняют роль органическихПознавательные:
Использовать приемыработысФормировать научноеП.7 вещества. веществами клетки, сформировать понятие
«органическое вещество», показать их роль в жизнедеятельност и клетки. вещества, входящие в состав клетки. Стаивть биологические эксперименты. Продолжить работать с лабораторным оборудованием. веществ, входящих в состав клетки.. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановкуи формулирование проблемы,осваивать приемы исследовательской деятельности.
Регулятивные:
составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информациюучителя осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу.
Коммуникативные: Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках
Неорганическ их и
органических веществ.
Проявление эмоционального отношения учебно- познавательной деятельности.
Формировать умение слушать в соответствии с целевойустановкой. В. 5-6
стр.27 9. Строение клеткиСформулировать понятия обВыделять существенныеУчатся называтьПознавательныеСоблюдать правилаПонимание и осознаниеП.8 В. 1-3 (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). органоидах клетки, умения работать с микроскопом. признаки строения клетки, различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
Описывать и изображать их. основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепарат ах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), соблюдать правила работы с биологическим и приборами и инструментами
. поведенияи работы с приборами и
инструментами в кабинете биологии;
владеть приемами исследовательской деятельности. подводитьитоги работы, формулировать выводы.
Коммуникативные:
Планировать учебное сотрудничество с учителеми сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные:
Осуществлять постановкуучебной задачинаоснове соотнесения того, что ужеизвестно учащимися, и того, что ещенеизвестно. Выполнять контроль
,коррекцию, оценку деятельности. составлять план работы с учебником, выполнять сложности строения живых организмов. стр.31 задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий поорганизации своего рабочего места с установкойна функциональность. 10. Приготовлени е микропрепара та кожицы чешуи лука. Научить учащихся готовить микропрепарат, повторить правила работы с микроскопом и правила техники безопасности, закрепить знания об основных органоидах клетки, научить схематически изображать увиденное. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Учатся соблюдать правила
Работы с биологическим и приборами и инструментами
Соблюдать правила техники безопасности.
Приобретут навыки работы с микроскопом.
Приобретут навыки приготовления микропрепаратов.
Научатся различать клеткии их органоиды. Познавательные:
Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности.
подводить итоги работы, формулировать
выводы.
Коммуникативные:
Планировать учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе, уметь адекватно ипользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. отстаивать свою точку Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативно й компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. стр. 32-
33
отчётРегулятивные:
Осуществлять постановку учебнойзадачи.
Осуществление учебных действий ,выполнять лабораторную работу.
Выполняют контроль, коррекцию и оценку деятельности.
Составлять план работы с учебником, выполнять задания всоответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность. 11. Особенности строения клеток.
Пластиды. Сформировать понятие
«платиды»,
«хлоропласты», продолжить формировать навык работы с микроскопом и готовить микропрепараты и делать рисунки. Выделять существенные признаки строения клетки, различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Формирова ние знаний о строении клетки.
Научатся называть пластиды, различать их на таблице.
Выявятих
строениеи функции, называть определение Познавательные:
Использовать приемы работы синформацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы.
Регулятивные: составлять план работы с учебником, выполнять Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативно й компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. П.8 хлоропласт, хлорофилл, хромопласт, лейкопласт.
Объяснять изменение окраски листьев осенью. задания в соответствии с поставленной целью.
Принимать учебную задачу; адекватно
воспринимать информацию учителя
осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы.
Коммуникативные:
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе. 12. Процессы жизнедеятель ности в клетке. Ознакомление учащихся с основными процессами жизнедеятельност и клетки, продолжить формирование умения готовить микропрепараты, фиксировать наблюдения. Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельност и, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты. Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельн ости клетки и организма.
Давать определение понятию " обмен веществ". Познавательные: предлагают способы решения, анализируют
полученные знания, выделяют главное и второстепенное в росте и развитие клетки.
Регулятивные : корректируют знания, оценивают собственные результаты.
Коммуникативные : выражает своё мнение и оценивает свою работу в группе. Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативно й компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. П.9 В.1-2 13. Деление и рост клеток. Информирует об образовании новых клеток. Рассказывает о
подготовке клеткикделению, сравнивает разныетипы деления клеток. Запоминают стадии деления клетки.
Выявляют
сущность процесса деления клеток, объясняют разницу способов деленияклеток. Используют информационные ресурсы. Объяснять роль размножения в жизни живых
организмов Рост и развитие организмов. Познавательные:
Использовать приемы работы синформацией: поиск и
отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы.
Регулятивные: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Принимать учебную задачу; адекватно
воспринимать информацию учителя
осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы.
Коммуникативные:Пл анировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе. Осмысливание важности для живых организмов
процесса деления клеток. П.9 14. Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. Систематизация и обобщение понятий о строении, химическом составе и жизненно важных процессах, подвести учащихся к выводу о
единстве живых организмов. Сравнивать строение клеток различных организмов.
Формировать представление о единстве живого. Систематизаци я и обобщение понятий раздела. Познавательные:
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую.
Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Регулятивные
Умение организовывать выполнение заданий учителя.
Коммнуникативные Развитие навыков самооценки и самоанализа. Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативно й компетентности в общении со сверстниками в Стр.40 процессе образовательной деятельности. 15. Контрольно- обобщающий урок по теме
«Клетка – основа строения и жизнедеятель ности» Обобщают и систематизируют знания о
основных процессах жиз-ти клетки.
Показывает слайдыразных стадий деления клетки,задаёт вопросы.
Помогает сравнивать ткани растений и животных. Даёт тестовые задания, оценивает уч-ся. Сравнивают ткани,делают выводы на основе строения, приводят примеры основныхтипов тканей, место их расположения, классифицируют клетки и ткани; выполняют тест. Структури- руют знания о клетках и тканях, раскрывают их роль.
Делают выводы о причинах сходства и различия клеток и
тканей.Их значении для живых организмов. Познавательные: использовать
разнообразные приёмы работы с информацией.
Регулятивные: - принимать учебную задачу, адекватно
воспринимать информацию учителя;
Коммуникативные
выражать свои мысли, планировать свою работу, отвечать на поставленные вопросы. Пониманиеи осознание сложности строения живых организмов. Повт. Глава 1. Многообразие организмов (15 часов)
16. Классификация организмов. Выделяют существенные признаки представителей разных царств природы.
Определяют принадлежность биологическихОпределяют предмет изучения систематики, выявляют отличительные признаки представителей царств живой Познавательные: находить и отбирать необходимую информацию, структурировать знания по царствам живой природы, анализировать разнообразие живых организмов; Понимание разнообразия живых организмов. П.10 объектов к определённой систематической группе природыклассифицировать организмы.
Регулятивные:осущест влять самопроверку, корректировать свои знания.
Коммуникативные: выражать свои мысли в ответах 17. Строение и многообразие бактерий. Учитель даёт первоначальные знания и понятия обактериях, представителях отдельного царстваживой природы.
Бактерии- безъядерные одноклеточные организмы. Учащиеся слушают информациюо бактериях, просматривают слайды,делают записиновых
понятийв тетради Пользуясь текстом учебника учащиеся составляют опорныйплан конспект. Выделение существенных особенностей строенияи функционирова ния, разнообразия ихформ
бактериальных клеток. Познавательные
- уметьработатьс различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главноев тексте, структурировать учебный материал.
Регулятивные Уметь организовывать выполнение заданий учителя.
Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные
-Уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организмот негативных влияний болезнетворных бактерий.
Потребность всправедливом оценивании своей работы и работы одноклассников п.11
вопросы после параграфа18. Роль бактерий в природе и жизни человека. Индивидуальный опрос, терминологическийдиктант; коррекция знаний учащихся; создаёт проблемную ситуацию дифференцирует работупогруппамдля составления таблицы. Отвечает на вопросы, формулирует
роль бактерий в природе, работает в группе,
отрабатывает основные понятия; составляет таблицу о вреде и пользе приносимые бактериями природе человеку; делают выводы о
значении бактерий. Используют различные источники. Знания правил позволяющих
избежать заражения болезнетворны ми бактериями. Познавательные- Научиться различить изученные объекты в природе ,на таблицах.
Регулятивные- приниматьучебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы сучебником
,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.
Коммуникативные
- планировать учебное сотрудничествосучителеми
сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,отстаивать своюпозицию, находитьответы на вопросы. Проявлять интерес и любознательность к изучению природы методом естественных наук. п.11
вопросы послепараграфа19. Строение грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Ознакомление учащихсяс основными признаками царства грибов, с основными признаками шляпочных грибов, отличию ядовитыхи съедобных грибов, обучение приемам Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельност и грибов.
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания Учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, их
рольювприродеи жизни человека.
Учащиеся учатся отличать грибы съедобные отРегулятивные:
Уметьсоотносить своидействия с планируемыми результатами, прогнозирование
Уметь корректироватьсвои действия относительно заданногоэталона Познавательные:
Определять цели своего обученияУчащиеся учатся отличать грибы съедобные отядовитых, осваивают приемы оказания первойпомощи приотравлении ядовитыми грибами,
формировани е коммуникативноп.12
вопросы после параграфаоказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. первойпомощи при отравлении ядовитыми грибами.
Дискуссия, работа в группе Фронтальная
Эвристическа я(частично- поисковая) беседа
Демонстрация презентации.
Работа с текстом, схемой, с карточками, практическая работа. ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Установливать причинно-следственные связи адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения
Выдвигать гипотезы строения, происхождения вСоответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство
Анализировать информацию (текста, иллюстраций, схем и др.)с выделением существенных признаков
Структуировать информацию.
Выбор критериев длясравнения, классификации живых объектов
Формировать целостного мировоззрения
Уметь формулировать выводы.
Коммуникативные:
Уметь организовывать учебное сотрудничествои й компетентности вобщениисо сверстникамив процессе образовательной деятельности. совместную деятельность, работать индивидуально,
Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии сзадачей
коммуникации. 20. Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. Ознакомление учащихся с основными признаками плесневых грибов, дрожжей. Значение грибов в природе, промышленности и жизни человека. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора идрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопомс приведённым в учебнике изображением. Учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей, выясняют роль грибоввприродеи жизни человека.
Продолжают совершенствов атьработус микроскопом в ходе лабораторной работы. Регулятивные:
Уметьсоотносить своидействияс планируемыми результатами, прогнозирование
Осуществлять контрольсвоей деятельностив процессе достижения результата
Уметь корректироватьсвои действия относительно заданного эталона
Познавательные:
Определять цели своего обучения
Структуировать информацию.
Самостоятельный информационный поиск.
Самостоятельное создание способов
Решения проблем творческогои поискового характера. Формирование целостного мировоззрения.
Установление учащимися значения цели и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов
Личностное, жизненное самоопределение. п.12 до конца
вопросы после параграфа Установление причинно-следственных связейстроенияи свойств организмов и их роли в природе и жизни человека.
Рефлексия способов и условий действия в соответствиис решением практических задач
Организация познавательно деятельности
Коммуникативные:
Уметь организовывать учебное сотрудничествои совместную деятельность.
Контролировать действия партнера. 21. Характеристика царства Растения. Ознакомление учащихся с признаками царства Растения, введение новых терминов, классификации на таксономические группы. Выделяют существенные признаки растений.
Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённы х растений, опасных для Определяют понятия
«ботаника»,
«низшие растения»,
«высшие растения»,
«слоевище»,
«таллом». Познавательные: Выделять существенные признаки растений Сравнивать представителей низших и высших растений.
Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно м пространстве, развитие п.13
вопросы после параграфачеловека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений.
Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием Регулятивные:
Выявлять на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений
Коммуникативные Вступать в диалог, участвать в коллективном обсуждении.
критического и творческого мышления. 22. Водоросли. Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения водорослей. Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей.
Готовят микропрепараты и работают с микроскопом.
Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека.
ОбосновываютОбъясняют роль водорослей в природе и жизни человека.
Обосновывают необходимость охраны водорослей. Познавательные:
Устанавливать цели лабораторной работы Анализировать строение зелёных водорослей.
Регулятивные:
Составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные: Уметь слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно м пространстве, развитие критического и творческого мышления. п.14
вопросы после параграфанеобходимость охраны водорослей23. Лишайники. Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников. Определяют понятия
«кустистые лишайники»,
«листоватые лишайники»,
«накипные лишайники». Находят лишайники в природе. Формируется целостная установка по отношению к природе, экологическая культура,.Познавательные:
Составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
Регулятивные:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные:
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Осознание необходимости бережного отношения к окружающему миру, формирование экологической культуры. п.15
вопросы и задания после параграфа 24. Высшие споровые растения. Ознакомление учащихся с характернымиВыделяют существенные признаки высшихВыделяют существенные признакиПознавательные Сравнивать разные группы высших развитие познавательных навыковп.16
вопросыпризнаками высших споровых растений. споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.
Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. высших споровых растений.. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека споровых растений и находить их представителей на таблицах и гербарных образцах.
Регулятивные
Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.
Коммуникативные
Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно м пространстве, развитие критического и творческого мышления. после параграфа25. Голосемянные растения. Ознакомление учащихся с особенностями и многообразием голосемянных растений. Выделяют существенные признаки голосеменных растений.
Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.
Объясняют роль голосеменных в природе и жизни Изучают существенные признаков голосеменных растений. Познавательные:
Описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.
Регулятивные:
Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека Развитие представлений о единстве природы на основе сравнения растений разных групп и установления усложнения в их развитии. п.17 до раздела покрытосем янныевопросы после параграфа человекаКоммуникативные:
Интересоваться чужим мнением и высказывать свое . Умение слушать и слышать друг друга делать выводы 26. Покрытосемянные растения. Ознакомление учащихся с особенностями и многообразием покрытосемянны х растений. Выделяют существенные признаки покрытосеменны х растений.
Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.
Объясняют роль покрытосеменны х в природе и жизни человека. Работа с текстом и иллюстрациям и, сотрудничеств о с одноклассника ми при обсуждении вопросов. Познавательные:
Выделять существенные признаки покрытосеменных растений.
Регулятивные:
Описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.
Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека.
Коммуникативные:
Уметь слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно м пространстве, развитие критического и творческого мышления. п.17
вопросы и задания после параграфа 27. ОбщаяОзнакомлениеОсваиваютУчащиесяПознавательные: развитиеп.18 характеристика царства Животные. учащихся с царством Животные, формирование интереса к их изучению, развитие потребности в бережном отношении к животному миру. основы исследовательско й деятельности, умение наблюдать, классифициро- вать, учатся работать с разными источниками информации. знакомятся с общей характеристико й царства животные, разнообразием, учатся выделять существенные черты, различать животных среди биологических объектов, обосновывать необходимость охраны. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные:
умение координировать свои усилия с усилиями других. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно м пространстве, развитие критического и творческого мышления. вопросы и задания после параграфа ,
28. Подцарство Одноклеточные. Ознакомление учащихся с подцарством Одноклеточные, формирование интереса к их изучению, умения выделять существенные признаки, развитие потребности в бережном отношении к животному миру. Выделяют существенные признаки одноклеточных.
Описывают представителей одноклеточных с использованием живых объектов, таблиц.
Объясняют роль в природе и жизни человека. Различают на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека.
Сравнивают представителей одноклеточных животных, делают выводы на основе строения.
Приводят доказательства (аргументацию)
необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточны ми животными.
Объясняют роль одноклеточных животных в жизни человека. Познавательные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Регулятивные:
планировать свое действие всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Коммуникативные:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совме- стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте- ресов. развитие познавательных потребностей на основе интереса к изучению подцарства, воспитание экологической культуры. п.19
вопросы и задания после параграфа 29. Подцарство Многоклеточные.
Беспозвоночные животные. Ознакомление учащихся с подцарством Многоклеточные, формирование интереса к их изучению, умения выделять существенные признаки, развитие потребности в бережном отношении к животному миру. Выделяют существенные признаки многоклеточных.
Описывают представителей многоклеточных беспозвоночных с использованием живых объектов, таблиц.
Объясняют роль в природе и жизни человека. Различают на таблицах беспозвоночны х животных.
Сравнивают представителей беспозвоночны х животных, делают выводы на основе строения.
Приводятдоказ ательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночны ми животными.
Объясняют роль беспозвоночны х животных в жизни человека. Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для вы- полнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
осуществлять анализ объектов свыделением существенных и несущественных признаков;
Регулятивные:
планировать свое действие всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Коммуникативн ые: Учиться выполнять различныеролив группе(лидера, исполнителя, критика). формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходитькобщему решению в совместной развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно м пространстве, развитие критического и творческого мышления. п.20
вопросы и задания после параграфа деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте- ресов; 30. Подцарство Многоклеточные.
Холоднокровные позвоночные животные. Ознакомление учащихся с представителями и характеристикой холоднокровных позвоночных животных, выделять существенные признаки рыб, земноводных и пресмыкающихся
, формировать интерес к изучению животного мира. Различают позвоночных животных на объектах и таблицах, в том числе опасных для человека.
Сравнивают представителей позвоночных животных, делают выводы на основе сравнения.
Объясняют роль позвоночных животных в природе и жизни человека. Познавательные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Регулятивные:
планировать свое действие всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Коммуникативные:
умение координировать свои усилия с усилиями других. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с егоразвитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно м пространстве, развитие критического и творческого мышления. п.21 стр.80- 81
вопросысобственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. 31 Подцарство Многоклеточные.
Теплокровные позвоночные животные. Ознакомление учащихся с представителями и характеристикой теплокровных позвоночных животных, выделять существенные признаки птиц и млекопитающих, формировать интерес к изучению животного мира. Различают позвоночных животных на объектах и таблицах, в том числе опасных для человека.
Сравнивают представителей позвоночных животных, делают выводы на основе сравнения.
Объясняют роль позвоночных животных в природе и жизни человека. Познавательные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять поиск необходимой информации для вы- полнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные:
умение координироватьразвитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно м пространстве, развитие критического и творческого мышления. п.21 свои усилия с усилиями других. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; 32 Обобщающий урок-проект
«Многообразие живой природы. Охрана природы» Обобщение знаний о многообразии живой природы. Подведение итогов в форме работы над проектами. Находить информацию о живой природе в литературе, биологических словарях и справочниках, систематизиро вать, анализировать и оценивать её.
Представлять информацию в виде сообщений и презентаций.
Аргументирова но отстаивать свою точку зрения. Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для вы- полнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Регулятивные:
планировать свое действие всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно м пространстве, развитие критического и творческого мышления п.22
презента- цияОбобщение и закрепление знаний (3 часа) 33 Многообразие и роль растений в природе. Закрепить знания о многообразии растений, их взаимосвязи с окружающей средой. Обобщать знания о растениях, их роли в окружающей среде и жизни человека. Находить информацию о растениях в литературе, биологических словарях и справочниках, систематизиро вать, анализировать и оценивать её.
Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для вы- полнения учебных заданий с использованием учебной литературы
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Формировать элементы экологической культуры.
Готовность к самообразовани ю, самовоспитанию Конспект и схемы34. Многообразие и роль животных в природе. Закрепить знания о многообразии животных, их взаимосвязи с окружающей средой. Обобщать знания о живолтных, их роли в окружающей среде и жизни человека. Находить информацию о животных в литературе, биологических словарях и справочниках, систематизиро вать, анализировать и оценивать её.
Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Познавательные: Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей низших и высших растений.
Выявлять взаимосвязи между строением животных и их местообитанием
Регулятивные:
Выявлять на живых объектах и таблицах животных наиболее распространённых в нашей местности.
Коммуникативные Вступать в диалог, участвать в коллективном обсуждении. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно м пространстве, развитие критического и творческого мышления Конспект и схемы35. Весенние явления в жизни природы.
Экскурсия. Раскрыть многообразие растений, животных и других организмов, их взаимосвязь с окружающейРазличать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Составлять творческий отчёт о весенних явлениях в жизни растений. Познавательные: Анализировать какие изменения происходят в природе весной.
Регулятивные:
СамостоятельноФормировать элементы
экологической культуры. Готовность к самообразовани ю, Творческий отчетсредой. Познакомить учащихся с весенними явлениями в жизни растений и животных. Оформлять результаты своих наблюдений. формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. самовоспитанию. Учебно - методическое обеспечение и условия реализации программы:
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК: Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни» 5-6 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2013 г.
Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни». 5- 6 класс. Рабочая тетрадь М.:Просвещение, 2013 г. Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни» 5-6 класс. Методическое пособие / М.: Просвещение, 2013 г. Электронное приложение к учебнику Биология 5-6 класс М.ПросвещениеБольшая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Наличие материально-технического обеспечения:
Интерактивные средства обучения (доска, компьютер, мультимедийный проектор, DVD проектор). Демонстрационные таблицы на печатной основе.
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО учителей естественных наук Протокол №1 от 28.08. 2016 г