Защита творческих проектов по теме А.С.Грибоедов Горе от ума(9 класс)

13 SHAPE 1415




Тип урока: контроль знаний.

Жанр урока: защита творческих проектов.

Цели и задачи: развитие продуктивной творческой деятельности (индивидуальной и групповой) через монологическое и диалогическое высказывание, тестирование художественного произведения, содействие саморазвитию и самообразованию учащихся, оценивание творческих проектов одноклассников по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», опираясь на частичный анализ текста произведения; воспитание человека культуры, человека творческого поиска: содействие самосовершенствованию личности.

Оборудование: портрет А. С. Грибоедова, иллюстрации учащихcя к комедии «Горе от ума, компьютеры, программа «Конструктор тестов», локальная сеть.

Примечание. Задания по подготовке к защите творческих проектов и алгоритм действия каждой группы были предложены учащимся предварительно.
Алгоритм действия творческой группы
1. Внимательно перечитать произведение.
2. Составить и подобрать разные вопросы по биографии и по содержанию произведения.
3. Сделать рисунки и снабдить их соответствующим текстом


СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация
Вступительное слово учителя, где еще и акцентируется внимание на том, что защита проводится в устной форме, а материалы, оформленные письменно, сдаются учителю:
регламент (для вступительного слова 2 мин; тестирование 5 мин.);
защита индивидуальная или групповая в форме монолога, диалога, сообщения, тестирования;
в ходе урока работает арбитражная комиссия (учащиеся). Оцениваются содержание текста, соблюдение стиля автора, глубина понимания содержания произведения и характеров героев, выразительность высказывания, артистичность.


II. Защита творческих проектов

Творческая группа историков-литературоведов
Подтвердите слова Белинского о том, что «..Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа». Тестирование.
А. С. Грибоедов
(1795-182.9)
ВОПРОСЫ
1.Общепринятой датой рождения писателя считается 4(15) января 1795 года, знаете ли вы (укажите) еще две даты рождения Грибоедова, которые называют различные исследователи литературы?
2.На каких трех факультетах учился в Московском университете Александр Грибоедов?
3.Сколько лет было Грибоедову, когда он поступил в Московский университет?
4.Сколько иностранных языков знал Грибоедов?
5.Какое звание получил Грибоедов после окончания Московского университета?
6.Как называлось первое литературное произведение Грибоедова?
7.Как называлась статья, напечатанная Грибоедовым в 1814 году в журнале «Вестник Европы», о которой он говорил, что это «небольшая исследовательская, работа по экономике страны»?
8.Какие пьесы Грибоедова, кроме «Горе от ума», вы знаете?
9.Кто из русских поэтов служил с Грибоедовым в Коллегии иностранных дел?
10.Кто дал Грибоедову следующую характеристику: «Находясь при мне в должности адъютанта, исполнял как сию должность, так и прочие делаемые ему поручения с особым усердием, ревностью и деятельностью»?
11.Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «Горе от ума», писал Грибоедову: «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу»?
12.Кто сказал: «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа»?
13.Кто из русских писателей сказал: «Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова»?
14.Кто из русских писателей, узнав о гибели Грибоедова, писал: «Сколько людей завидовало его возвышению,
не имея и сотой доли его талантов... Молния не свергается на мураву, но на высоту башен и на главы гор»?
15.На могиле Грибоедова в Тифлисе (ныне Тбилиси) из бронзы вылита фигура женщины, склонившейся в тоске к подножию креста, на постаменте начертаны слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя». Кому они принадлежат?
ОТВЕТЫ
1. 1790 год и 1794 год, ни одна из дат рождения писате-; ля, даже общепринятая 1795 год, не имеет документально подтвержденной основы.
2. На философском (словесное отделение), юридичес-' ком и физико-математическом.
3. И лет.
4. Восемь (английский, французский, итальянский, /немецкий, персидский, латинский, греческий, арабский).
5. Кандидат словесности и права.
6. «Дмитрий Дрянской» стихотворная пародия на трагедию «Дмитрий Донской» В. А. Озерова.
7. «О кавалерийских резервах».
8. «Молодые супруги» (1815), «Проба интермедии» (1818), в соавторстве: с П. А. Катениным «Студент» (1817), с А. А. Шаховским и с Н. И. Хмельницким «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), с А. А. Жандром «Притворная неверность» (1818), с П. А. Вяземским «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1823).
9. А. С. Пушкин и В. К. Кюхельбекер.
10. Генерал от кавалерии Андрей Семенович Кологри-вов, адъютантом которого служил Грибоедов в Иркутском гусарском полку, в Брест-Литовске.
11. А. С. Пушкин.
12. В. Г. Белинский.
13. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний».
14. Писатель-декабрист Александр Бестужев.
/5. Жене Грибоедова Нине Александровне.

Творческая группа литературоведов-критиков
“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой
Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку” В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
Софья – лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так же как и Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой встречи. В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?” Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.
Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее определение такого образования:
Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.
С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое –она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает повинность”.
С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто идеал!
И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:
будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Даже это “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.
Софья, безусловно, - натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине драматичен образ главной героини “Горя от ума”.
Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все” “Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.

Творческая группа литературоведов при использовании компьютеров готовит тестирование: Знаете ли вы комедию Грибоедова «Горе от ума»?
1.В какой день недели происходит действие пьесы?
2.В какое время года происходят события пьесы?
3.Сколько лет Софье Фамусовой?
4.Как звали деда Чацкого по отцу и деда по матери?
5.С какого года служит в армии полковник Скалозуб?
6.В какой дивизии служит полковник Скалозуб?
7.Как звали дядю Фамусова и какой поступок он совершил, чтобы заслужить милость при дворе Екатерины II?
8.Сколько лет Софьиной тетке Хлестовой?
9.Как звали деда Софьи по отцу и деда по матери?
10.Кто и о ком из персонажей комедии говорит:
1) «И золотой мешок и метит в генералы».

2) «Но будь военный, будь он статский,
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как ...»
3) «Он славно пересмеять умеет всех...
И верно, счастлив там, где люди посмешнее».
4) «...он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине».
«Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом ...»
6) «Теперь в отставке, был военный,
И утверждают все, кто только прежде знал,
Что с храбростью его, с талантом,
Когда бы службу продолжал,
Конечно, был бы он
Московским комендантом».

7) «Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!»
8) «Зови меня вандалом;
Я это имя заслужил,
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!
Танцовщицу держал! И не одну:
Трех разом!
Пил мертвую! Не спал ночей до девяти!
Все отвергал: Законы! Совесть! Веру!»
9) «Но голова у нас, какой в России нету.
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся аулетом,
И крепко на руку нечист».
10) «...человек он светский,
отъявленный мошенник, плут...
При нем остерегись: переносить горазд,
И в карты не садись: продаст».
11) «Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит,
Вот я за что его люблю».
«Ах! Этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!?
Ответы
1 Действие пьесы происходит в четверг:

«У нас есть общество, и тайные собрания
По четвергам. Секретнейший союз...»
«Поедем-ка сейчас; мы благо находу;
С какими я тебя сведу людьми!»

Репетилов Чацкому, действие 4, явление 4.

2. События пьесы «Горе от ума» происходят зимой:

«И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя».

Чацкий Софье, действие 1, явление 7.

3. Софье семнадцать лет:

«Да-с, а теперь,
В семнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно».

Чацкий Софье, действие 1, явление 7.

4. Дедов Чацкого звали Илья и Алексей:

«...Вот-с Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок».
Фамусов Скалозубу, действие 2, явление 5.
«По матери пошел, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз».

Фамусов гостям, действие 3, явление 21.

5. Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич служит с 1809 года:

«Я с восемьсот девятого служу».

Скалозуб Фамусову, действие 2, явление 5.
6. Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич служит в 15-й дивизии.

«Бывает моего счастливее везет,
У Нас в пятнадцатой дивизии, не дале,
Об нашем хоть сказать бригадном генерале».

Скалозуб Фамусову, действие 2, явление 5.
7. Дядю Фамусова звали Максим Петрович, в приемный день в царском дворе он поскользнулся и упал, ударившись затылком, затем еще два раза упал, рассмешив Екатерину П.

«...или покойник дядя, Максим Петрович...
На куртаге ему случилось обету питься:
Упал да так, что чуть затылка не пришиб...
Был высочайшею пожалован улыбкой...
Привстал, оправился...
Упал вдругорядь уж нарочно
А хохот пуще, он и в третий так же точно».

Фамусов Чацкому, действие 2, явление 2.
8. Хлестовой шестьдесят пять лет:
«Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?»

Хлестова Софье, действие 3, явление 10.
9. Дедов Софьи звали Афанасий и Нил. Фамусова зовут Павел Афанасьевич. Следовательно,
деда по отцу звали Афанасий. Тетку Софьи, сестру ее матери Хлестову, зовут Анфиса Ниловна, об этом мы узнаем из 4-го действия, явления 8, где Репетилов говорит, обращаясь к Хлестовой:

«Царь небесный! Анфиса Ниловна! Ах! Чацкий! Бедный! Вот!...»

Значит, отчество матери Софьи было тоже Ниловна. Следовательно, деда по матери звали Нил.
10. 1) Лиза о полковнике Скалозубе, действие 1, явление 5.
2) Лиза о Чацком, действие 1, явление 5.
3) Софья о Чацком, действие 1, явление 5.
4) Фамусов о своем дяде Максиме Петровиче, действие 2, явление 2.
5) Фамусов о Чацком, действие 2, явление 5.
6) Наталья Дмитриевна Горич о своем муже Платоне Михайловиче Горич, действие 3, явление 5.
7) Чацкий о Скалозубе, действие 3, явление 1.
8) Репетилов сам о себе, действие 4, явление 4.
9) Репетилов о председателе Английского клуба, действие 4, явление 4.
10) Горич Платон Михайлович о Загорецком Антоне Антоновиче, действие 3, явление 9.
11) Софья о Молчалине, действие 3, явление 1
12) Софья о Чацком, действие 3, явление 14.
Творческая группа литературоведов при использовании компьютеров готовит тестирование:
Знаете ли вы персонажей комедии?

Кому из персонажей пьесы «Горе от ума* принадлежат эти слова
1. «Ба! Знакомые всё лица».
2. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
3. «Когда в делах я от веселий прячусь,
Когда дурачиться дурачусь.
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, а не из их числа».
4. «Я глупостей не чтец, А пуще образцовых».
5. «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь».
6. «Так: частенько там
Мы покровительство находим,
где не метим».
7. «Чины людьми даются,
А люди могут обмануться».
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята,
Зачем же мнения чужие только святы?»
9. «Счастливые часов не наблюдают».
10. «Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев и барская любовь».
11. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
12. «А судьи кто? За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма».
13. «Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший;
Свежо предание, а верится с трудом».
14. «Грех не беда, молва не хороша».
15. «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!»
16. «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок».
17. «Вот то-то все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя».
18. «Что говорит! И говорит, как пишет!»
19. «Зачем ума искать и ездить так далеко».
20. «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!»
«Ученье вот чума, ученость вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
22. «Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!»
23. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»
24. «Кричали женщины ура!
И в воздух чепчики бросали!»
25. «А! Злые языки страшнее пистолета».
26. «<герой> не моего романа».
27. «Какие-то уроды с того света,
и не с кем говорить, и не с кем танцевать».
28. «Бал вещь хорошая, неволя-то горька;
И кто жениться нас неволит!»
29. «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак».
«Шумим, братец, шумим».
30. «Муж-мальчик, муж-слуга...».
31. «Я князь Григорию и вам Фельдфебеля в Волтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит».
32. «Приданого взял шиш, по службе ничего».
33. «Послушай, ври, да знай же меру».
«Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?»
«А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных».
«Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты».
«При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки».
«Ну как не порадеть родному человечку!»
38. «Дома новы, но предрассудки стары».
39. «Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам».
«Что нового покажет мне Москва?»
41. «...тот и славился, чья чаще гнулась шея».
42. «Окроме честности есть множество отрад».
43. «Чему он рад? Какой тут смех?
Над старостью смеяться грех».
«...уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь».
45. «...Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари».
46. «Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий».
47. «Молчаливы блаженствуют на свете!»
48. «А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой».
49. «Что гений для иных, а для иных чума».
50. «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Ответы
1. Фамусову, действие 4, явление 14.
2. Чацкому, действие 1, явление 7.
3. Чацкому, действие 3, явление 3.
4. Чацкому, действие 3, явление 3.
5. Молчалину, действие 3, явление 3.
6. Молчалину, действие 3, явление 3.
7. Чацкому, действие 3, явление 3.
8. Чацкому, действие 3, явление 3.
9. Софье, действие 1, явление 3.
10. Лизе, действие 1, явление 2. //. Чацкому, действие 2, явление 2.
11. Чацкому, действие 2, явление 2.
12. Чацкому, действие 2, явление 5.
13. Чацкому, действие 2, явление 2.
14. Лизе, действие 1, явление 5.
15. Фамусову, действие 4, явление 14.
16. Чацкому, действие 4, явление 14.
17. Фамусову, действие 2, явление 2.
18. Фамусову, действие 2, явление 2.
19. Софье, действие 1, явление 5.
20. Чацкому, действие 4, явление 14.
21. Фамусову, действие 3, явление 21.
22. Чацкому, действие 1, явление 7.
23. Фамусову, действие 1, явление 10.
24. Чацкому, действие 2, явление 5.
25. Молчалину, действие 2, явление 11.
26. Софье, действие 3, явление 1
27. Графиня, внучка Хрюмина, действие 4, явление 1
28. Горичу Платону Михайловичу, действие 4, явление 2
29. Репетилову, действие 4, явление 4.
30. Чацкому, действие 4, явление 14.
31. Скалозубу, действие 4, явление 5.
32. Репетилову, действие 4, явление 5.
33. Чацкому, действие 4, явление 4.
34. Чацкому, действие 2, явление 5.
35. Чацкому, действие 1, явление 7.
36. Скалозубу, действие 2, явление 5.
37. Фамусову, действие 2, явление 5.
38. Чацкому, действие 2, явление 5.
39. Фамусову, действие 1, явление 4.
40. Чацкому, действие 1, явление 7.
41. Чацкому, действие 2, явление 2.
42. Чацкому, действие 3, явление 9.
43. Хлестовой, действие 3, явление 10.
44. Фамусову, действие 3, явление 21.
45. Загорецкому, действие 3, явление 21.
46. Скалозубу, действие 3, явление 21.
47. Чацкому, действие 4, явление 13.
48. Фамусову, действие 1, явление 5.
49. Софье, действие 3, явление 1.
Фамусову, действие 4, явление 15.
Творческая группа художников
Нарисуйте главных героев комедии и текстом подчеркните характер героев:








а) Чацкого;










б) Фамусова;

в) Скалозуба


г) Софьи;


д) Молчалина?

III. Итог урока. Результаты арбитражной комиссии.