Информация для родителей детей, имеющих речевые нарушения


Выступление на методической площадке Детский сад «Улыбка» Кондратьевой Натальи Валериевны, логопед МКС(К)ОУ «Крапивинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Исправление речевых нарушений воспитанников в домашних условиях.
Подготовка воспитанников подготовительной группы к школе.
План выступления:
Особенности нарушения устной речи воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Роль логопедических занятий в процессе подготовки детей к школе.
Способы формирования устной речи в домашних условиях.
Источники необходимой информации.
Особенности нарушения устной речи воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Нарушения устной речи воспитанников бывают разной формы и степени тяжести проявления. 90 % детей имеют нарушение устной речи .
Факторы, влияющие на речевое развитие ребенка:
Проблемы со здоровьем матери в период вынашивания ребенка (инфекционные заболевания, травмы, ушибы, употребление лекарственных препаратов и тд).
Экологическая обстановка в регионе.
Наследственная предрасположенность (ЗРР у родителей).
Речевая среда.
Не всегда родители могут объективно оценить ситуацию и обозначить проблему, так как в процессе общения адаптируются к речи ребенка, учатся его понимать. Поэтому важно воспитателю своевременно обратить внимание родителей на проблему, чтобы избежать дальнейших трудностей. В 3 – 4 года уже можно оценить состояние речи малыша, начать заниматься с узкими специалистами.
Что посоветовать родителям, чьи дети имеют нарушения устной речи?
Обратиться за помощью к логопеду (Центр психолого – педагогической коррекции и реабилитации).
Обратиться к неврологу, если имеет место быть грубое нарушения речи, ребенок значительно отстает в речевом развитии от сверстников.
Добиваться путевки в речевой санаторий, если ребенку требуется медикаментозное сопровождение.
Воспользоваться возможностями интернет – ресурсов по коррекции звукопроизношения.
Обращение к стоматологу в случае патологии речевого аппарата (короткая подъязычная уздечка, готическое небо и тд).
Какие упражнения вы можете сами выполнять с детьми, и дети могут выполнять вместе с родителями.
«Чашечка» (для постановки шипящих, р)
«Дятел» (для постановки р)
«Болтушка» (для постановки р)
«Чистим зубы изнутри» (для постановки свистящих)
«Лошадка» (для постановки р).
Очень важно тактично говорить с родителями о проблемах ребенка, ни в коем случае не обсуждать эту тему в присутствии других людей. Не всегда нарушение звукопроизносительной стороны речи является главной проблемой.
40 % воспитанников подготовительных групп детских садов, по результатам обследования 2011 – 2012 года имеют логопедическое заключение общее недоразвитие речи (ОНР). Этот диагноз предполагает нарушение всех аспектов речевой деятельности (фонетико – фонематический, лексический, грамматический, связной речи).
Дети, имеющие подобные проблемы, в большинстве случаев с трудом овладевают программным материалом в школьном возрасте даже при грамотно составленной коррекционно – развивающей работе. Коррекция этого речевого нарушения очень кропотливая и долгая.
Какие варианты развития событий могут быть, если ребенок не получает квалифицированной помощи:
Речь компенсируется естественным путем.
Речь компенсируется частично (нарушение произношения наиболее сложных звуков речи Л, Р).
ЗРР повлечет за собой трудности в овладении навыками чтения и письма.
Важно своевременно обратить внимание на дефекты речевого развития, чем старше ребенок, тем сложнее исправить нарушение. Самый благоприятный период для коррекции средняя группа - второе полугодие, старшая группа, уже в подготовительной группе этот процесс протекает гораздо медленнее.