Речевые нарушения у детей: что должен знать учитель?


Нарушения речи у детей: что должен знать учитель?
Учитель – логопед Жужгова Светлана Владимировна,
высшая квалификационная категория.
Слайд 1.
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Слайд 2.
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Существуют несколько подходов к анализу речевых нарушений, и соответственно, несколько классификаций их проявления. Для учителя представляет интерес педагогический подход (автор Левина Р.Е.).
При этом первостепенное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковой системы данные нарушения затрагивают: распространяется ли дефект на компонент – фонетический, при котором отмечается преимущественно неправильное произношение звуков или еще затрагивает и фонематические процессы, когда нарушается не только устная речь, но и также письмо и чтение. Может иметь место недоразвитие речевой системы: произношение и различение звуков, словарного запаса и грамматического строя. В соответствии с таким подходом речевые нарушения можно разделить на три большие группы:
Слайд 3.
Фонетические нарушения речи (ФНР): анатомическое отклонение, подражание.
Слайд 4.
Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР): дефектно произносит, и не различает, не улавливает разницы между оппозиционными звуками. Дети с ФФН пропускают отдельные звуки, вставляют лишние, переставляют звуки и слоги, обязательно делают ошибки на замены звуков. Неправильное произношение одного звука может проявиться при письме множественными заменами.
Слайд 5.
Общее недоразвитие речи. Нарушение распространяется как на звуковую, так и смысловую сторону речи. Оно характеризуется тем, что обиходная речь развита на бытовом уровне, наблюдаются ошибки в грамматическом построении фраз и фонетическом их оформлении. Ребенок может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ по картине, фрагментарно пересказать прочитанное, рассказать о волнующих его событиях, т.е. построить высказывание в пределах близкой ему темы. Причем у учащихся разных классов наблюдается различное соотношение в степени сформированности каждого из нарушенных компонентов речи. У учащихся 1 классов – все признаки ОНР ярко выражены. У учащихся 2-3 классов – на первый план выдвигаются недостатки письма и чтения. Фонетико-фонематическое, лексические и грамматические трудности приводят к значительным трудностям при формировании процессов чтения и письма.
Слайд 6.
В нашей школе дети с речевыми нарушениями имеют диагнозы по другой классификации, клинико – педагогической (Хватцев М.Е., Правдина О.В. и др):
Заикание — нарушение темпа речи, вызванное спазмами или судорогами различных отделов речевого аппарата. Заикание может происходить в нескольких формах: остановка перед звуком (спазмы) и навязчивое повторение произносимых слогов
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которое обусловлено структурой речевого аппарата. При ринолалии искажаются сразу все звуки, поэтому её называют фоновым искажением.
Слайд 7.
Дизартрия — легкая форма полного отсутствия речи, при котором ребенок не владеет возможностью иннервации речевого аппарата. У детей наблюдается нечеткое смазанное произношение звуков и слов, тихий, неестественный голос, несоответственный речи темп, по причине которого невозможно понять смысл сказанного, отсутствие плавности речи, нарушение дыхательного ритма. Дети с дизартрией имеют общую характерную особенность — слабое развитие речевого аппарата, в результате чего жевание продуктов довольно затруднено. Как правило, ребенок отказывается от твердой пищи, и родители переводят его на мягкие продукты питания. Такое решение приводит к тому, что артикуляционный аппарат перестает развиваться, а вместе с этим прекращается развитие речи.
Слайд 8.
Ежегодно учителя – логопеды проводят диагностику сформированности устной речи:
Образование существительных множественного числа в именительном падеже:
- стул – стульчики, стулов, стулы, стульяв, стулав, стулев, стульев;
- окно – окошек, окны, окнов, окн;
- звезда – звёздочек, звёздочки, звездов, звездей;
Слайд 9.
Исследования навыков словаря и словообразования. Как вы думаете, какие ответы давали дети?
Как называют детенышей животных?
- детеныш лисы- лисы, лисички, лисёнки, лисаницы;
- детеныш свиньи – свинята, хрюшки, хрюндики, свинки, свинюшки, свинёнки;
- детеныш овцы – барашки, баранки, овцы, овцата, овчики, овсята, овсёнки.
Слайд 10.
Особенно страдает у наших обучающихся связная речь (составление рассказов по серии сюжетных картин, пересказ).
Слайд 11.
Процесс становления чтения и письма сложен. В нём участвуют 4 анализатора:
-  речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
-  речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);
-  зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);
-  двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы (буквы) в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи). Только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как он не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.
В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них говорят: «еле языком ворочает…», - их называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при несформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие речевые ответы, что влечет за собой ошибки в чтении и письме. Имеет значение и наследственный фактор, когда ребёнку передаётся несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае при овладении письменной речью ребёнок будет испытывать те же трудности, что и родители в школе. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами.
Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в его поле зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению.
Слайд 12.
Каждое речевое нарушение имеет свои особенности, причины и методы коррекции. При некоторых проблемах помочь ребенку можно только на начальной стадии. В других случаях работа специалиста начинается после 5 лет.
Глубину и последствия нарушений может констатировать только специалист. Поэтому при обнаружении дефектов речи у детей, или полном её отсутствии нужно незамедлительно обратиться к специалисту.