Разработки уроков по разделу Кулинария. Технология приготовления блюд из теста.


Тема урока: Приготовление блюд из песочного теста.
Цели:
-Ознакомить учащихся с инструментами, приспособлениями и продуктами, используемыми при приготовлении мучных изделий, и питательной ценностью муки.
-Ознакомить учащихся с составом песочного теста и способами его приготовления.
-Формирование технологических умений в приготовлении блюд из песочного теста. Обучение способам проверки качества продуктов.
-Развитие навыков коммуникативного общения.
-Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство ответственности, трудолюбие.
Наглядные пособия:
коллекция муки, дрожжи сухие и свежие, иллюстрации хлебобулочных, мучных кулинарных и кондитерских изделий, плакаты и таблицы с изображением форм для выпечки и готовых изделий; инструкционные карты.
Инструменты и материалы: сито, ложка, разделочная доска, скалка,
кулинарный нож, противень.

План урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Сообщение темы и цели урока.
Изучение нового материала.
Практическая работа.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
1. Организационная часть.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
Начать урок хочется со стихотворения.
Ветерок спросил, пролетая: Отчего ты рожь, золотая?А в ответ колоски шелестят: Золотые руки растят!
Скажите, как вы понимаете это стихотворение? Беседа учителя с учениками.
Правильно, речь пойдет о хлебе.
“Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума”Климентий Аркадьевич Тимирязев.
Скажите, какие пословицы о хлебе вам известны?
Дети предлагают варианты пословиц.
а) “Земля – матушка, а хлеб – батюшка”;б) “У народа есть слова – хлеб, всей жизни голова”;в) “Без золота проживешь, а без хлеба – нет”;г) Когда хлеба ни куска, так и в тереме тоска”.
Истина о сохранении хлеба.
Плесень – враг номер один.
Находчивость против черствости.
Если хлеб все же зачерствел.
Хлебные консервы.
Деликатесы из черствого хлеба.
Учитель рассказывает учащимся об истинности хлеба.
3.Сообщение темы и цели урока.
4. Изучение нового материала.
Задание  “Пойми меня”.
Вниманию учащихся предлагаются задания, содержащие описание признаков продуктов, имеющих отношение к тесту. Нужно догадаться, о чем идет речь.
Это ценный продукт питания, он особенно необходим детям.
Его могут использовать для приготовления всех видов блюд: как первых, так и вторы, не исключая третьего, и, конечно же, десерта.
Это скоропортящийся продукт, превращающийся в другие не менее полезные продукты.
Бывает парное, сухое, сгущенное, пастеризованное.
Молоко Это продукт животного происхождения, имеющий высокую питательную ценность.
Это можно жарить, запекать или варить “в мешочек”, всмятку, вкрутую.
Может и разбитьсяМожет и свариться.Если хочешь, в птицуМожет превратиться
Яйца
Это разновидность микроорганизмов (семейство грибов-сахаромицетов)
Они бывают прессованные, свежие и сухие.
Они способствуют возникновению спиртового брожения, разлагаясь на углекислый газ и алкоголь.
За счет них тесто “растет”.
 
Дрожжи Порошкообразный продукт, полученный при измельчении зерен злаковых культур.
Доброкачественность этого продукта можно определить органолептически, то есть при помощи наших органов чувств.
В состав этого продукта входят белки, которые, набухая в воде, образуют клейковину.
Это основной компонент любого теста.
Мука
-Что такое мука?
Ответ учащихся: мука – это основной продукт для приготовления теста.
Виды муки.

Качество выпекаемых изделий – их подъем, вкус, внешний вид – зависит от качества муки.
Хранят муку в сухом, хорошо проветриваемом месте.
lefttop
Задание. “Угадай-ка”.
Учащиеся слушают предложенный учителем текст. Они должны догадаться, о чем идет речь.
Тесто пышной консистенции, светлого кремового оттенка. Хорошо выпеченное изделие из этого теста имеет тонкую гладкую (местами бугорчатую) верхнюю корочку золотисто-желтого цвета. Структура: мякина пышная, пористая, эластичная. Это тесто самое легкое и пышное.Из этого теста изготавливают торты, пирожные.(Бисквитное тесто.)
Это тесто однородное, без комков, пластичное. Выпеченный полуфабрикат мягкий, пористый, пышный, рассыпчатый, должен иметь поверхность светло-коричневого цвета с золотистым оттенком.Из этого теста выпекают печенье, торты, пирожные.(Песочное тесто.)
По консистенции это густое тесто, одно из самых жирных видов теста. Изделия из него получаются рыхлыми, слоистыми, рассыпчатыми, при выпечке хорошо поднимаются.Из этого теста готовят пирожные, торты, пирожки.(Слоеное тесто.)
Это однородное, пластичное тесто, без комков. Изделия из него получаются светло-коричневого цвета, они как бы воздушные, легкие. Мякиш отсутствует, вместо него имеется воздушное пространство. Готовят из этого теста в основном пирожные.(Заварное тесто.)
Практическая работа.
Приступая к работе с пищевыми продуктами, вначале организовывают рабочее место. Вам уже известны санитарно-гигиенические правила еще с 6 класса.
Тщательно мыть руки с мылом.
Волосы убрать под косынку, одеть специальную одежду.
Рабочее место и инвентарь должны быть чистыми.
К работе с пищевыми продуктами не допускаются учащиеся с ожогами, порезами на руках.
Прежде чем вы приступите к практической работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с острыми приборами и с горячей жидкостью.
Схема приготовления песочного теста.
Состав: 250 г. маргарина, 2 ст. муки, 1 ст. сахара, 1 яйцо, 200 г. мармелада, 1 яблоко, 1 апельсин, 1 лимон, панировочные сухари, молотая корица, 1/3ч. л. соды (погасить уксусом).Технология приготовления.
В муку добавить размягченный маргарин, сахар, яйцо, гашеную соду. Перемешать до образования однородной массы.
Яблоко очистить от сердцевины, нарезать дольками. Очищенный от кожуры апельсин разделить на дольки. Лимон обдать кипятком и нарезать кусочками.
В смазанную маргарином и посыпанную сухарями форму выложить тесто, на него слой мармелада. Сверху вперемешку положить все фрукты. Запечь в горячей духовке 35–40 минут.
Практическую работу выполняют, пользуясь инструкционными картами.
6.Рефлексия. Закрепление нового материала.
было интересно…
я выполнял задания…
теперь я могу…
я приобрел…
у меня получилось …
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
-Как правильно хранить муку?
-Какое тесто называют песочным?
-Назовите инструменты и приспособления, применяемые при приготовлении теста.
Обращение к толковому словарю.
Хлеб да соль (устар. и прост.) – приветствие тому, кто ест.
Хлебом не корми кого (разг.) – о чьем-нибудь сильном увлечении, желании. Его хлебом не корми, только пусти на каток.
Хлеба не просит что (разг.) – о вещи, которая хранится, никому не мешая, и может когда-нибудь пригодится.
Свой хлеб есть (разг.) – самому зарабатывать себе на жизнь.
7.Подведение итогов урока.
Оценивание качества приготовленных блюд. Выставление оценок.
Закончить хотелось бы стихотворением.
Не напрасно народ с давних пор и поныне, Хлеб насущный зовет самой первой святыней. Золотые слова забывать мы не вправе: Хлеб – всему голова, В поле, в доме, в державе.


Тема урока: «Пресное тесто. Приготовление вареников».
Цели урока:
-формирование знаний о видах теста и технологии приготовлении приготовления пресного теста;
– развитие образного мышления, способности проявлять творческий подход при выполнении творческого задания;
– воспитание культуры труда, аккуратности и трудолюбия.
Оборудование: миски для замешивания теста и для приготовления начинки, ложки, ножи, стаканы, скалки, кастрюли, шумовки, сковородка, технологические карты.Продукты: 4 стакана муки, 2 яйца, 300 г творога, 1–2 ложки сахара, соль, 4–5 картофелин, 1 луковица, ½ стакана подсолнечного масла, 200 г сметаны, 100 г сливочного масла, 200 г молока. План урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Сообщение темы и цели урока.
Изучение нового материала.
Практическая работа.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Вопросы учащимся.
-Какие виды теста вы знаете ?-Какое тесто называется пресным?-Какие способы приготовления теста вы знаете?-Что такое вареники, ватрушки?-Назовите виды начинок для вареников

3.Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели урока.
Тема нашего сегодняшнего урока – приготовление из пресного теста вареников с творогом или с вареным картофелем.
4. Изучение нового материала.
Две группы учениц получили на прошлом уроке задание подготовить сообщение о блюдах, которые можно приготовит из пресного теса. Сейчас мы послушаем их.
Итак, вареники! 
Варе́ники (укр. вареники,  на западе Украины – пироги, произносится.пырогы)– национальное блюдо украинской кухни, в виде отварных изделий из пресного теста с начинкой из рубленого мяса, овощей или фруктов.
С варениками сходны пельмени (ушки, пермени, манты) Восточной России и Сибири и колдуны Западной России, а также множество блюд традиционной китайской кухни. Основное отличие этих блюд в начинках и внешней форме блюда. Итальянские равиоли представляют собой маленькие колдуны с телятиной и готовятся из того же теста, что и лапша, применяемая в обыкновенных и молочных супах, однако мясо в них кладётся уже варёное. Существуют два способа приготовления: традиционный и ленивые вареники.  Вареники настолько полюбились людям, что они решили создать памятник варенику и даже несколько! В канадском городе Торонто, Сургуте (год Украины в России), в Полтаве. 
Вторая группа готовила сообщение о ватрушках.
Ватрушки.   Национальное мучное сдобное изделие славянской кухни. Ватрушки – круглые, открытые сверху и защипанные только с краев лепешки, наполненные, как правило, творогом и реже – вареньем или повидлом. Название происходит от слова ватра – очаг, огонь, имеющего одинаковое значение в большинстве славянских языков, – украинском, польском, чешском, сербском, хорватском.Ватрушки делают из смеси пшеничной и ржаной муки или чаще всего из пшеничной высшего качества. В первом случае они несладкие, к творогу добавляют небольшое количество жареного лука. Во втором – сладкие, их подают к чаю. Тесто ватрушек во всех случаях легкое, некрутое, дрожжевое, сдобное, иногда – слоеное (у сладких). Творог для них отжимают, как для вареников, смешивают с сырым яйцом или только желтками и слегка подслащивают, если они предназначены не к супу, а к чаю.
Готовить мы сегодня будем изделия из пресного теста: вареники и ватрушки.
Если внутрь кладут творог, Получается пирог. Если ж поверху кладут, То ватрушкою зовут. Так и эдак хорошо! Так и эдак вкусно!
Пресное тесто готовят из муки, воды или молока, соли и небольшого количества яиц. Очень важно при приготовлении пресного теста соблюдать указанное в рецептуре соотношение муки и жидкости.


Это способствует тому, что изделия хорошо провариваются, сохраняя при этом форму.
Хорошо вымешенное тесто нужно накрыть полотенцем и дать полежать несколько минут.
Есть два способа приготовления полуфабрикатов – тестяных кружков для приготовления вареников.
Первый: отрезать небольшой кусок теста и раскатать его в руках в жгут («колбаску»). Затем ножом, предварительно обмакнув его в муку, нарезать жгут на кусочки толщиной 2 см. Разложив кусочки на подпыленном мукой столе или разделочной доске широкой стороной, при помощи скалки, также подпыленной мукой, раскатать кружки-полуфабрикаты.
Второй: большой кусок теста разделить на 2–3 части и каждую раскатать на столе или доске скалкой до толщины 2–3 мм. Затем стаканом или другой выемкой вырезать из теста кружки-полуфабрикаты.
Способ приготовления кружков каждая бригада выбирает самостоятельно.
Накладывать начинку нужно в середину кружка и, сложив его вдвое, аккуратно защипать края. Следите за тем, чтобы мука не попала на края кружка, в таком случае тесто сложно будет защипать, и в процессе варки вареник может развалиться.
А вот рецепт приготовления ватрушек.
Рецепт для желающих приготовить в домашних условиях.
Состав теста: 2 стакана пшеничной муки, 25–30 г дрожжей, 2 столовые ложки масла, 1 яйцо или желток, около 1/3 стакана молока, 2 столовые ложки воды, 1 десертная ложка сахара без верха. Начинка: 0,5 кг творога, 1 яйцо, 1 ложка сливочного масла, 3 чайные ложки сахара, щепотка соли. Для смазки: 1 желток, 2 чайные ложки масла.
Приготовление: Из дрожжей, воды, сахара и полстакана муки приготовить опару, поставить в теплое место, дать подойти 15 минут. Затем добавить все остальные компоненты, замесить тесто.Приготовить начинку, тщательно ее вымешав. Тесто раскатать в жгут,разрезать на 20 равных кусочков, скатать их в шарики и уложить на смазанный маслом противень на расстоянии 5 см друг от друга. После десятиминутной расстойки теста сделать в каждом шарике донышком стакана или пестиком углубление. Смазать края ватрушки яйцом, а в углубление ложкой ровным слоем выложить творожнуюначинку, переложить на противень, смазанный маслом, смазать ватрушки яйцом, наколоть творог вилкою, поставить в горячую печь минут на 15. Когда зарумянятся вынуть из печи. Готовые ватрушки смазать по краям сливочным маслом.
5.Практическая работа.
Приготовление вареников с двумя разными начинками: с варениками и картошкой.
Сейчас вы еще раз прочитаете розданные вам технологические карты. Затем командир в группе назначит ответственных по технологическим операциям: замешивание теста, разделка и раскатка кружков, накладывание начинки и лепка вареников.
Особо ответственным нужно быть члену группы на варке.
Для приготовления начинки из творога группе нужен 1 человек, для начинки из картофеля – 2 человека (один чистит, варит и разминает картофель, второй – чистит, режет и обжаривает лук).
1. Учащиеся изучают технологические карты и распределяют обязанности по технологическим операциям.
2. Учащиеся повторяют правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы:
Проверить исправность оборудования и инструментов;
Соблюдать ТБ при работе с ножом, с горячей жидкостью;
Соблюдать осторожность при работе с ножом;
Наливать воду в кастрюлю для варки вареников не до краев;
Варить при слабом кипении;
Перед началом работы обязательно вымыть руки с мылом, надеть фартук, повязать косынку.
3. Учитель: Займите, пожалуйста, свои места в соответствии с технологической цепочкой.
Текущий инструктаж.
Замешивая тесто, жидкость вливайте тонкой струйкой в муку, а не наоборот, тогда не будет комков. Месить нужно правой рукой, левая – помощница;
Раскатывать тесто нужно подпыленной мукой скалкой с середины, а не с краев;
При лепке ладони припудрить слегка мукой;
Начинки накладывать не очень много, оставляя свободные края тестяного кружка;
Готовые изделия аккуратно складывать на сухое чистое полотенце или на подпыленную мукой доску;
Вареники опускать в кипящую подсоленную воду осторожно. Варить после всплытия 5–7 минут.
Готовые изделия достать шумовкой, сложить в глубокую миску и добавить сливочное масло, слегка встряхнуть.
Далее ученицы выполняют работу под наблюдением учителя.
4. По окончании работы ученицы убирают рабочие места.
5. Девочки накрывают столы для дегустации вареников.
6. Когда ученицы заканчивают дегустацию, оценивают качество приготовленных вареников, убирают и моют посуду.
6. Подведение итогов урока.
Вопросы.
Какие изделия, кроме вареников, можно приготовить из пресного теста?
Ответ: пельмени, манты, лапшу, хинкали, галушки.
Как правильно приготовить начинку для вареников с вишней?
Ответ: нужно освободить вишню от косточек, засыпать сахаром, а затем слить образовавшийся сок.
Для чего используется лапша домашняя?
Ответ: для приготовления супов, вторых блюд и в качестве гарнира.
Выставление оценок.
Презентация блюд.
Стихотворение о варениках.
Стихотворение Ю. Мориц “Я вареники люблю” .Я вареники леплю, я вареники люблю,
С творогом люблю, с клубникой,
С мясом, с вишнями, с черникой,
С ежевикой и морошкой, И конечно же с
картошкой!
Ох, вареники с картошкой,
В кипятке плывут бочком,
Вкусно машут гребешками,
Пахнут жаренным лучком!
Из кастрюли приоткрытой
Царь вареников со свитой
Запыхтел: "Моя царица тут боится развариться!
Я готов и беспокоюс:ь – Где подливка или соус ?"
Залезай в кастрюлю ложкой,
Там вареники с картошкой,
Золотые, налитые,
Раскудряво завитые!
Мы как выудим оттуда,
Как положим их на блюдо –
Целый город, целый свет,
К нам примчится на обед:
– Не у вас ли, не у вас ли
В золотистом луке, в масле
Царь-вареник белолицый
Размурлыкался с царице ?-Ну, конечно!
Налетайте на вареники с картошкой,
В соус луковый макайте
Все вареники с картошкой! Я вареники леплю–
Всех на свете накормлю!
Налетайте с вилкой, с ложкой
На вареники с картошкой!