Методические рекомендации Организация дистанционного обучения в техникуме

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический техникум № 47 имени В.Г. Федорова»
(ГБПОУ ПТ № 47)






Методические рекомендации
«Организация дистанционного обучения
в техникуме»







Составитель: Томилина О.А.,
преподаватель физики





Москва, 2016
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.3
ОТЛИЧИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ .4
ЦЕЛИ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ..5
СХЕМА МАРШРУТА РЕАЛИЗАЦИИ ДО В ШКОЛЕ..6
СХЕМА МАРШРУТА РЕАЛИЗАЦИИ ДО В ТЕХНИКУМЕ7
ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ..8
МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ...9
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КУРСОВ ДО.12
КАТЕГОРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ИХ ФУНКЦИОНАЛ...13
ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ПОРТАЛА ДО14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1...........................................18


















ВВЕДЕНИЕ
Дистанционное обучение в сфере начального и среднего профессионального образования является прогрессивной формой доставки информации с широким использованием информационных технологий. В 2003 г. был подписан Федеральный Закон, регулирующий применение учебными заведениями НПО и СПО дистанционных образовательных технологий. При дистанционном обучении обучающийся и преподаватель отделены друг от друга в пространстве, но при этом они могут находиться в постоянном взаимодействии, созданном с помощью организационно-педагогических условий, способствующих успешному обучению. ДО приобретает черты универсальной формы подготовки рабочих кадров, ориентированной на индивидуальные запросы обучаемого и его специализацию. В статье 16 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» прописано как реализовать образовательных программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
1. «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну».
2. ОТЛИЧИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Электронное обучение – это реализация образовательных программ с помощью электронных технологий. Если раньше мы использовали книги и тетради, то теперь будем использовать компьютеры. Современные электронные технологии дают больше возможностей проводить не только обычные уроки, но и практики, лабораторные занятия, контроль успеваемости, включая проведение промежуточных, итоговых и/или государственных аттестаций. С 01.01.2015г. в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в РФ», все учебники, которые издаются в России, должны иметь электронную версию. Для эффективного внедрения электронного образования педагоги будут проходить обязательное обучение на курсах повышения квалификации.
Что же такое дистанционное обучение? Существует несколько определений:
Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между преподавателем и обучающимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ.
Дистанционное обучение – является эффективным компонентом формирования современной образовательной среды, так как обеспечивает личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, обусловленные живым диалогом и сотворчеством педагога и обучающегося.
Дистанционное обучение – тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и обучающихся.

Основные дистанционные образовательные технологии:
Кейс – технология;
Интернет – технология;
Телекоммуникационная технология.

3. ЦЕЛИ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
3.1. ЦЕЛИ ДО:
1. Предоставление различным социальным группам в любых районах страны равных образовательных возможностей;
2. Повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих образовательных учреждений;
3. Позволяет студенту получить дополнительное образование без отрыва от его трудовой деятельности;
4. Дистанционное обучение направлено на расширение образовательной среды, на полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования.
3.2. СРЕДСТВА ДО:
Приборы и оборудование;
Учебно – наглядные пособия;
Компьютеры;
Информационно – коммуникационные сети;
Аппаратно – программные средства;
Аудиовизуальные средства;
Печатные образовательные ресурсы;
Электронные образовательные ресурсы.
3.3. СРЕДСТВА ИКТ ПРИ ДО:
Электронная почта;
Форум и блоги;
Чат и ICQ;
Теле- и видеоконференции;
Skype;
Википедия.
3.4. ФОРМЫ ДО:
Таблица 1
ФОРМА
ОПИСАНИЕ

Чат - занятие
Это краткосрочные занятия, в которых одновременно участвуют все пользователи. Организуется таким образом, чтобы в одно и тоже время с помощью сети могли общаться студенты и преподаватели.

Веб - занятие
Возможно многодневное обучение и асинхронное участие как студентов, так и преподавателей. Веб – занятия представляют собой дистанционные семинары (вебинары), практические задания, лекции и другие виды учебных занятий. Для проведения веб – занятий используются специализированные форумы и программы.

Телекоммуникации
Это средство группового общения в сети. Похожи на форум, но подчиняются очень четкой структуре (разложены по темам и времени поступления). Благодаря чему навигация более совершенна. Сообщения при этом хранятся на серверах новостей, NNTR серверах (в отличие от сообщений форумов, хранящихся на тех же веб-серверах, что и веб-страницы).

Он- лайн симуляторы
В бизнес – обучении это игры, иммитирующие различные бизнес-процессы, чаще всего управленческие.

Электронные курсы
В отличие от всех вышеперечисленных форм обучения, электронные курсы не предполагают общения. Это структурированные материалы, предназначенные для решения определенной учебной задачи. Могут быть размещены как в Интернете, так и на электронных носителях.


4. СХЕМА МАРШРУТА РЕАЛИЗАЦИИ ДО В ШКОЛЕ
4.1. Создать творческие группы учителей школы и учителей школ городского района.
4.2. Направить на обучение членов творческой группы на курсы повышения квалификации по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной и старшей школе».
4.3. В электронном журнале заполнить календарно-тематическое планирование на каждый класс в параллели. Учитель к каждому уроку подбирает в сети Интернет ЭОР и указывает на него ссылку. В электронном дневнике к домашнему заданию прикрепляет ссылки на ЭОР по теме урока. Ученик может воспользоваться ими для закрепления пройденного материала, изучения его самостоятельно и т. п. Но, такая форма дистанционного обучения, не приносит желаемого результата, так как обратная связь практически отсутствует.
4.4. Изучить систему дистанционного обучения Moodle, выбрать и оплатить хостинг для размещения системы дистанционного обучения.
Кратко о данной системе: Moodle аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модудьная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Благодаря своим функциональным возможностям система приобрела большую популярность. В нашей стране подобное программное обеспечение чаще называют системами дистанционного обучения (СДО). Moodle это свободное программное обеспечение с лицензией GPL, что дает возможность бесплатного использования системы, а также ей безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами.
4.5. Провести обучающий семинар для учителей школы «Первые шаги в создании дистанционного курса в системе Moodle».
4.6. Организовать и провести конкурс по разработке дистанционных курсов среди учителей района.
4.7. Запланировать:
совершенствование работы портала дистанционного обучения;
создание и размещение курсов по дополнительному образованию;
обеспечение интерактивного взаимодействия учащихся, тьюторов и кураторов;
сопровождение одаренных детей: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам;
трансляция уроков лучших учителей.

5. СХЕМА МАРШРУТА РЕАЛИЗАЦИИ ДО В ТЕХНИКУМЕ
5.1. Выявить возможности и ограничения применения дистанционного обучения в начальном и среднем профессиональном образовании.
5.2. Разработать модель системы дистанционного обучения, на основе которой в дальнейшем может быть реализован вариативный подход к организации дистанционного обучения в техникуме.
5.3. Создать модель образовательного информационного интернет - портала, где будет размещена информация для студентов и их родителей:
о программах, по которым ведется обучение;
о тематическом планировании по всем предметам;
о методах (технологиях) обучения;
о тренинговых программах по выполнению заданий различного уровня;
о домашних заданиях, их уровне и направленности;
об индивидуальных консультациях педагогов;
об успеваемости студентов (электронный журнал);
о методике работы над конспектами, докладами, рефератами, проектами;
справочный материал различной направленности и т.п.
5.4. Разработать единый перечень учебно-методических материалов используемых в ДО и рекомендаций к применению.

6. ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ДО позволяет:
1. Свободно распоряжаться своим временем.
В дистанционном обучении учебные и аттестационные материалы, тесты доступны обучающимся в любое время. Студенты самостоятельно выбирают день, время и объем изучаемых материалов.
2. Выбирать учебное заведение независимо от места проживания.
Для обучения не существует территориальных границ, есть только условие - возможность доступа к Internet для работы на учебном сервере. Рабочие тетради могут быть получены студентом по обычной почте или в учебном заведении.
3. Платить меньше, чем за традиционное образование.
Затраты на дистанционное обучение значительно ниже, чем затраты на образование, получаемое традиционным способом. Так, из общих расходов на обучение можно вычесть расходы на проезд к учебному заведению, на проживание в период обучения. Кроме того, гибкость дистанционного образования значительно экономит время для работы.
4. Учиться, без отрыва от работы.
Гибкость учебного процесса позволяет легко сочетать работу с обучением. Это позволяет не оставлять «на потом» карьерный рост или развитие собственного дела.
5. Успешно подниматься по ступеням карьеры.
Студентам, обучающимся по дистанционным образовательным программам невольно приходится осваивать новейшие технологии, получая дополнительные навыки и умения, которые значительно повышают образовательный и технический уровень будущих специалистов.

7. МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Организаторам ДО необходимо интегрировать очную и дистанционную форму обучения, чтобы проконтролировать уровень усвоения студентами учебного материала, дать рекомендации и установки в работе с ним, т.к. большинство обучающихся привыкли к очной форме обучения. Для этого преподавателям техникума необходимо использовать педагогические технологии ДО:
технология обучения по предмету;
технология организации самостоятельной работы студентов;
технология контроля знаний, умений и навыков.
Преподавателям необходимо понимать, что учебный процесс при ДО включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса:
лекции;
семинарские и практические занятия;
лабораторный практикум;
систему контроля усвоения учебного материала;
исследовательскую и самостоятельную работу студентов.
Современными педагогическими технологиями принято считать:
обучение в сотрудничестве;
дискуссии;
ролевые и деловые игры;
ситуационный анализ;
метод проектов;
«портфель обучающегося».
Таблица 2
Этапы
дистанционного
обучения
Учебный процесс


Дистанционное обучение с очными занятиями
Интернет - обучение

Презентация – первое мероприятие, в котором участвуют студенты, поступив на дистанционное обучение. Цель презентации – знакомство с преподавателями, организацией учебного процесса, учебными материалами, учебным сервером.
Организуется и проводится в учебном заведении очно.
Студент получает всю необходимую информацию и материалы по почте или на учебном сервере.

Работа студентов с учебными материалами (рабочие тетради, работа с компьютерными приложениями и мультимедийными курсами, выполнение тестов и заданий, работа с материалами, расположенными на учебном сервере).
Самостоятельно, вне учебного заведения.
Самостоятельно, вне учебного заведения

Консультации. За  группой закрепляется специально подготовленный преподаватель - тьютор, который в любое время готов ответить на  вопросы, провести консультации, помочь в изучении материала.
В запланированное время в учебном заведении очно или по телефону, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.
В запланированное время, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.

Выполнение контрольных работ.
В течение всего курса обучения студенты выполняют несколько письменных контрольных работ, сдают их (или отправляют по e-mail) тьютору и после проверки получают не просто оценку, а подробный отзыв на свою работу с указанием ошибок и недочетов, способов их исправления.
Самостоятельно, обращаясь к тьютору очно в запланированное время или консультационным материалам сервера в любой момент. Сдать работу и получить отзыв можно, используя учебный сервер.
Самостоятельно, обращаясь к тьютору или консультационным материалам сервера в любой момент. Сдать работу и получить отзыв можно, используя учебный сервер.

Тестирование.
В течение всего периода обучения студентам доступны тренировочные и аттестационные тесты.
Проводится на учебном сервере в указанный в расписании срок.
Проводится на учебном сервере в указанный в расписании срок.

Тьюториалы – активные очные занятия (деловые и ролевые игры, тренинги, практические работы, разбор конкретных ситуаций).
Проводятся в учебном заведении очно, несколько раз в год (обычно четыре)
Не проводятся, но могут заменяться выполнением практических заданий и решением задач, размещенных на учебном сервере, проведением учебных форумов и конференций.

Практика.
Проводится очно в учебном заведении в форме деловой игры.
Задание для практики размещено на учебном сервере.

Промежуточный междисциплинарный экзамен.
Экзамен, проводимый в конце каждого года обучения и охватывающий все изученные дисциплины.
Проводится в учебном заведении очно.
Проводится на учебном сервере в виде экзаменационного тестирования или выполнения полученных экзаменационных заданий.

Государственная Итоговая Аттестация (ГИА)
Проводится в учебном заведении.
Проводится в учебном заведении.


8. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КУРСОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
8.1. Авторы курса (фотографии автора и/или тьютора). Краткая творческая биография автора курса, основные публикации. Возможно аудио или видео ролик.
8.2. Аннотация курса (краткое содержание курса: кому он предназначен, что необходимо знать и уметь для успешного усвоения, расписание, цели и задачи курса, содержание курса, организация курса, требуемая литература, порядок обучения, как работать с данным курсом, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности).
8.3. Основной текст в виде модулей с иллюстрациями, выделенными ключевыми словами (для будущего глоссария) и определениями, ссылками на другие страницы курса, другие источники информации в сети интернет, а также основные выводы по разделу. Каждый модуль должен иметь заголовок. Возможно указание перечня вопросов, относящихся к данному разделу, но не вошедших в программу с указанием источников, где можно с ними ознакомиться факультативно и дополнительные лекционные материалы.
8.4. Вопросы для самопроверки после каждого раздела, контрольных работ и тем для обсуждения на форуме данного курса. Задачи с ответами для тренинга.
8.5. Справочные материалы по предметной области курса (глоссарий), связанный гиперссылками с основным текстом. Глоссарий должен полно отражать содержание курса (в идеале глоссарий должен содержать термины на русском и английском языках). Список сокращений и аббревиатур.
8.6. Литература - список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети интернет с информацией, необходимой для обучения с аннотацией каждого ресурса.
8.7. Электронная библиотека – электронные книги по тематике курса, ссылки на сайты электронных библиотек, электронные книги с информацией, необходимой студенту, например в работе с электронной почтой, поиску информации в интернете и т.д. Каждая ссылка должна сопровождаться аннотацией.
8.8. Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции, форум, чат).
8.9. Практические и лабораторные работы, необходимые для качественного усвоения курса. Предварительно рекомендуется осуществить допуск к этому виду занятий, проверить знания теоретического материала.
8.10. Творческие задания (курсовые работы, проекты, эссе, индивидуальные задания, ситуации и т.д.), направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества.

Блок проблемных ситуаций:
1. База данных рефератов, курсовых работ, проектов, рефератов других студентов, презентаций.
2. Web- работы студентов (или файлы презентаций, размещенные в Интернет).
3. Блок с файлами (презентаций, рефератов, проектов и т.п.).
4. (ЧАВО) Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, размещенные на Web-сайте, доступные для обучающихся.
5. Заключительный тест. Экзаменационные материалы, требования к уровню владения материалам.
6. Блок мониторинга результатов учебной работы.
7. Пакет анкет. В комплект курса включаются пакет анкет для знакомства с потенциальными студентами и пакет тестов для определения их исходного уровня знаний по данному предмету, теме и заключительная анкета для оценки курса и тьютора.
8. Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок.
9. Виртуальный лабораторный практикум.

9. КАТЕГОРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ИХ ФУНКЦИОНАЛ
9.1. Администратор СДО регистрирует пользователей в системе, формирует учебные группы и курсы, набирает студентов, преподавателей, тьюторов и экзаменаторов; создает резервные копии курсов и текущего состояния системы.
9.2. Преподаватель (разработчик курса, дизайнер курса) создает материалы курса и ведет процесс обучения, организуя и проводя занятия, тесты и обсуждения.
9.3. Студенты проходят обучение на курсах, предоставляемых СДО: изучают материалы курсов, участвуют в процессе обсуждения, проходят тесты, сдают зачеты и экзамены.
9.4. Экзаменатор проверяет результаты прохождения тестов студентами и корректирует, автоматически выставляемых системой, оценки.
9.5. Тьютор (помощник-ассистент преподавателя) консультирует студентов, координирует направление и тематику дискуссий.
9.6. Куратор учебной группы отвечает за функционирование учебной группы. К нему могут обращаться студенты группы по всем организационным вопросам.

10. ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ПОРТАЛА ДО
10.1. Для организации ДО разрабатывается специальный Портал (от англ. portal главный вход) – сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Интернете. Обычно портал сочетает различные веб-сервисы, контент (от англ. content содержание, собственно наполнение сайта) и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей.
Систему дистанционного обучения посредством Интернета или Систему Онлайнового Обучения (СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации студентам по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным студентам.
10.2. Для авторизации администратора и студентов необходимо ввести логин и пароль. На портале размещается система для управления процессом дистанционного обучения, информация по организации обучения, представлен список предлагаемых курсов и сами курсы. На сайте также размещаются: общие сведения о курсе, его назначения, цели, задачи, содержание, структура; условия приема в группы обучения, итоговые документы. Эти сведения полностью открыты на сайте для ознакомления; пакет анкет для предварительного тестирования абитуриентов (определение исходного состояния знаний по данному предмету, теме); справочные материалы по предметной области курса; блок мониторинга успешности самостоятельной деятельности обучаемых, контроля результатов их работы; новости, доска объявлений; телеконференции (форум); электронные библиотеки; система контроля знаний.
10.3. Создается закрытая и открытые области для размещения курса на сайте. Информация о тестировании обучаемого заносится в базу данных. Размещение курса делается многоуровневое. На первом уровне показывается структура курса и аннотация разделов. Каждый раздел курса разбивается на отдельные модули (web-страницы). Модуль представляет собой структурированный список страниц. Каждая страница представляет собой отдельный файл и может содержать гиперссылки на аудио-, видео- и графические фрагменты. Содержанием страницы является параграф или глава учебного материала курса. Возможности web-страницы: в пределах каждой web-страницы студент может: отправить письмо преподавателю с вопросом, информацией; общаться со своими коллегами по обучению через форум (вопросы, обмен мнениями, выполнение совместных работ); обратиться к глоссарию; получить список литературы по данному вопросу или адреса сайтов в Интернете наиболее важных и полезных документов. По каждому курсу определяется календарь курса: срок обучения, сроки прохождения разделов, сроки тестирования, даты виртуальных семинаров, написания рефератов, предельные сроки сдачи контрольных заданий и т.д.

10.4. Структура учебного материала.
Чтобы выстроить учебный процесс применительно к дистанционному обучению педагогам необходимо освоить блочно-модульное обучение. Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, составленной из блоков. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы: информационный блок; тестово-информационный блок (проверка усвоенного); коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение); проблемный блок: решение учебных задач на основе полученных знаний; блок проверки и коррекции. Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой студент работает с учебной программой, составленной из модулей. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: точно сформулированная учебная цель; банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ; методическое руководство по достижению целей; практические занятия по формированию необходимых умений; контрольная работа. Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. Примечание: студент самостоятельно выполняет все задания (устные и письменные) в соответствии с требованиями учебной программы и государственного стандарта; письменные задания, в том числе и контрольные, отправляет куратору (педагогу) для проверки по электронной почте. Связь осуществляется регулярно по мере освоения блока (модуля). Для прохождения итоговой аттестации студента приглашают в техникум, где он сдает экзамены в соответствии с требованиями по ГИА очно.
10.5. Учебно-методический комплекс ДО.
В зависимости от роли, выполняемой в процессе ДО учебные материалы подразделяются на учебники, учебные пособия, практикумы и сборники лабораторных работ, справочники, методические указания, сборники типовых заданий и упражнений, типовых вопросов и ответов на них, прикладное программное обеспечение. При ДО аналогом УМК становится электронный учебник (ЭУ).
10.6. Дистанционные формы обучения.
Общение при ДО может осуществляться в on-line и в off-line. Он-лайновые (синхронные, проходящие по расписанию) лекции, семинары предполагают следующую схему работы: к назначенному времени студенты входят на сайт, где регистрируются, после чего начинается занятие, которое ведет преподаватель, отвечая на вопросы "слушателей" в онлайновом режиме – либо в чате, либо с помощью звуковых приложений. Возможно применение технологий телеконференций, но это накладывает определенные требования на пропускную способность каналов связи. Офф-лайновые занятия (асинхронные, проходящие по запросу) проходят следующим образом: студенты входят на сайт в удобное для них время и используют заранее подготовленные материалы – презентации, флэш-презентации, видеоролики, выполняют подготовленные задания, могут задать вопросы преподавателям по электронной почте или в конференции, форуме. Общение on-line предполагает разговор или обмен иной информацией между пользователями в режиме реального времени. К формам общения on-line относят сетевые конференции, комнаты для разговора (чаты): chat-room, web-chat, AOL, ICQ, IRC и др. Оn-line (на линии) – собеседники находятся «на линии» связи одновременно и ведут непосредственный обмен информацией между собой. Общение оff-line предполагает некоторую временную задержку получения ответа. К таким формам общения относится электронная почта (е-mail), различные форумы. Оff-line (вне линии) – один из собеседников находится «вне линии» связи, и обмен информацией с ним в данный момент времени невозможен. Чат-занятия учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Веб-занятия дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью Интернета. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы форма работы студентов по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия студентов и педагогов. Телеконференции проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Онлайн-семинар разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
10.7. Какое оборудование и программное обеспечение необходимо иметь студенту?
Компьютер (класса Pentium и выше) с ОС Windows-98/XP/2000 и стандартным пакетом MS Office (офис).
Программное обеспечение:
Flash Player 7 версии для Internet Explorer, Flash Player 9 версии для Firefox, Mozilla, Netscape, Opera, иCompuServe Acrobat Reader 5.0.5 WinRAR 3.51.
Все эти программы можно скачать абсолютно бесплатно.
При введении данной формы обучения будет не мало сложностей и на стадии подготовки и на стадии внедрения, но данная форма даст возможность полноценно реализовать учебную программу, поднять уровень преподавателей, в плане овладения информационными технологиями.

11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Огромное количество фактов, примеров приведенных выше показывают необходимость создания и расширения ДО в России и ее регионах, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества. В данной работе дистанционное обучение как образовательная технология представлена с педагогической и технической точек зрения, что несомненно убеждает в важности решения данной проблемы.
Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.


12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Интернет: www.dist-edu.ru; www.hse.ru; www.ui.usm.ru.
2 Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. М.: «Дрофа», 1996
3 Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 1997
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002
5. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.http://pedagogie.ru/stati/proektirovanie/pedagogicheskii-proekt-distancionoe-obuchenie.html




Приложение 1

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ХИМИИ.
Это специализированные порталы «В помощь учителю», сайты учебно-методических изданий. Остановимся на обзоре наиболее известных. Химическая информационная сеть ChemNet (http://www.chemnet.ru). Сеть предназначена для доступа к информационным ресурсам по химии. Здесь можно найти последние новости химического образования, полезную информацию для школьников, абитуриентов, студентов. Большое количество ссылок на различные научные и учебные ресурсы, библиотеки, базы данных, каталоги. «В помощь учителю» - этот ресурс содержит ссылки на нормативные документы, учебные программы, методические рекомендации, ресурсы, посвященные дистанционному обучению химии. В форуме можно обсудить любую проблему, получить оперативный и исчерпывающий ответ профессионала. Электронные сетевые учебники - этот ресурс можно рекомендовать обучающимся для самостоятельной подготовки. Органическая химия (http://www.chemistry. ssu.samara.ru). Электронный учебник для средней школы под редакцией Г.И.Дерябиной, Г.В.Кантария и А.В.Соловова. Тексты учебника сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций. В учебнике имеются контрольные вопросы и задачи, позволяющие пользователю непосредственно в режиме on-line проверить степень усвоения изученного материала и глубину своих знаний. Виртуальные лаборатории позволяют взаимодействовать с виртуальным оборудованием, где обучающиеся могут проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Во время выполнения опыта обучающиеся могут занести в «Лабораторный журнал» свои наблюдения, составить уравнения реакций и сделать выводы, полученные в ходе эксперимента. Электронное издание «Виртуальная химическая лаборатория для 8–11 классов» (http://mmlab.ru). Содержание данного ресурса охватывает весь курс школьной химии, включая химические опыты.









13PAGE \* MERGEFORMAT141815




15