Помощь психолога в преодолении трудностей начального этапа обучения.


Артемьева Л.И.,
педагог-психолог ГБОУ СОШ № 230 г. Санкт-Петербурга.
Помощь психолога в преодолении трудностей начального этапа обучения младших школьниковК концу дошкольного возраста ребёнок уже представляет собой личность. Уже есть девиз «Я САМ!» (может что-то делать). Если получается, возникает девиз «Я МОГУ!». Ребенок сам ставит цель и достигает её (поделки, рисунки). Ориентируется в семейно- родственных отношениях и умеют строить отношения со сверстниками и взрослыми. Имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Приходит осознание, что желание – не всегда повод для действий, не все, что хочется выполнимо.
В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребёнка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу» (мотивационная готовность к учению в школе).
За годы работы я заметила, что кризис 7 лет начинается у всех детей в одно и то же время, а именно 1 сентября. Кризис заключается лишь в одном – смене основного вида деятельности. Из дошколенка ребенок в один миг превращается в серьёзного, деловитого школьника.
Меняется вся жизнь его и его семьи. Ребёнок уже не играет, теперь основное его занятие – обучение в школе. У ребёнка меняется статус.
Есть дети, у которых кризис проходит менее заметно.
Если ребенку хочется в школу, он хочет учиться, чтобы много всего узнать и многому научиться, обучение становится неким символом взросления.
Если меняется поведение ребёнка: появляется упрямство, он капризничает, проявляет негативизм – ярко выраженный кризис.
И тем и другим детям нужно время на адаптацию к новым условиям жизни. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем.
При всём многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации можно сказать, что все первоклассники в этот нелёгкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.
Именно поэтому, начиная с октября месяца, в нашей школе проводятся адаптационные занятия для первоклассников. На занятиях мы знакомимся с правилами школьной жизни, ищем отличия между школьником и дошкольником, выясняем, зачем ходят в школу, учимся преодолевать трудности и управлять собой, замечать свои успехи и оценивать себя.
Занятия проходят в игровой форме, в виде психологических развивающих игр. Также я использую методы сказкотерапии и арт-терапии. В конце занятия дети с сожалением замечают, что время пролетело очень быстро.
Начиная со второго полугодия на своих занятиях с первоклассниками я включаю задания на формирование учебных навыков и упражнения на развитие познавательных процессов (мышление, речь, внимание).
Ежегодно учителя выделяют следующие трудности, с которыми они сталкиваются при поступлении детей в школу: в первую очередь - недостаточно развитая моторика руки, организация рабочего места, самостоятельность в быту, уровень саморегуляции.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка.
Первый класс – это, прежде всего, письмо. А обучение письму - серьезный стресс для первоклассников, особенно для мальчиков. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохой моторикой руки, повышенным мышечным тонусом. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.
Для того чтобы помочь детям с недостаточно развитой моторикой руки в занятия я всегда включаю графические диктанты и пальчиковые игры. «Рука – вышедший наружу мозг», писал Кант. Что он хотел сказать этим? То, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.
Графические диктанты, «дрессировка мухи», пальчиковые игры, применяемые на занятиях, тренируют мышцы рук у первоклассников, развивают память и глазомер, пространственное воображение, ориентацию в пространстве и доставляют удовольствие. Выступая на родительских собраниях, я также показываю и рассказываю родителям приемы тренировки мелкой моторики (лепка, вырезание из бумаги, конструктор, мозаика, игра с мукой и тестом, бусинками и крупой, пальчиковые игры.)
Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Поэтому на занятиях я уделяю особое внимание формированию речевой активности детей. Мы учимся называть обобщающими словами предметы, правильно ставить существительное в форму единственного и множественного числа, использовать синонимы и антонимы, предлоги, поддерживать разговор, составлять рассказ по картинкам.
Если ребенок не все звуки произносит правильно, испытывает трудности в составлении предложений из 5-6 слов, есть проблемы с речью, я рекомендую обратиться за помощью к логопеду.
Для успешного обучения в школе очень важно обратить особое внимание на такой познавательный процесс, как мышление.
К моменту поступления в школу у ребенка уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного и впоследствии понятийно-логического, составляющего основу успешного обучения в начальной школе.
Я заметила, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к моменту поступления в школу недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи.
Основы мышления закладываются при формировании математических представлений. Но как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы.
Поэтому особое внимание на своих адаптационных занятиях с 1 классами и коррекционных занятиях со 2-3 классами я уделяю развитию понятийно-логического мышления.
На занятиях мы учимся сопоставлять и соотносить предметы по количеству (больше, меньше, поровну), величине, форме, пространственному отношению, работаем с составом числа в пределах первого десятка, определяем последовательность, находим логику в построении числовых рядов, обобщаем предметы по существенному признаку, сравниваем предметы, выявляем закономерности.
Ученикам предлагается выполнить интересные, порой просто захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребёнка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а, следовательно, - живой интерес к процессу познания. Известно, что, играя, дети всегда лучше усваивают и запоминают материал. Поэтому в моих занятиях так много игровых моментов.
Много внимания с моей стороны уделяется индивидуальной консультативной работе с родителями учеников.
Некоторые родители недопонимают, что кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие волевых качеств.Что даже в самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Чрезвычайно важна в школе способность к волевым усилиям. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени.
На индивидуальных консультациях я объясняю родителям, почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. А также даю рекомендации как это сделать: в играх, при выполнении хозяйственных поручений дома. На специальных занятиях нужно ставить перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия.
Кроме этого, ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Если же у ребёнка не сформированы навыки общения со сверстниками, то ему трудно, например, выслушать ответ одноклассника, продолжить пересказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех и неудачу другого ребёнка. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу.
Также много вопросов у родителей возникает о том:
- как тренировать усидчивость, выносливость,
- почему ребенок не хочет учиться,
- как сформировать учебную мотивацию,
- как научить ребенка дружить с одноклассниками,
- как правильно общаться с ребенком?
Все эти и другие вопросы мы обсуждаем с родителями на индивидуальных консультациях и находим пути решения.
От родителей, и их отношений с ребенком зависит очень многое. Даже если у ребенка не заладилось в школе, но дома все хорошо, он уверен в себе, в любви к нему, ему есть с кем поделиться дома – ребенок и к проблемам отнесется легче.
Много разных вопросов приходится решать и при работе с педагогами. Общение с учителями для меня - это, прежде всего, конструктивный диалог специалистов, взаимный обмен опытом, обсуждение вопросов оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Выступая на педагогических советах, родительских собраниях, я делюсь своими знаниями в области возрастной психологии, оказываю методическую помощь по организации коррекционно-развивающей работы с учащимися. На индивидуальных приемах решаются личностные проблемы, разбираются конфликтные ситуации.
Моя миссия - это психолого-педагогическая помощь и поддержка участников образовательного процесса по достижению гармонии и укреплению психического здоровья.