Статья «Преемственность дошкольного и начального школьного образования детей с НОДА как фактор формирования образовательных компетенций»

«Преемственность дошкольного и начального школьного образования детей с НОДА как фактор формирования образовательных компетенций»
Максимова И.В. – старший воспитатель МКОУ № 365

В виде эпиграфа к данной теме можно привести слова одного из героев Марка Твена ««Я не могу допустить, чтобы школа помешала мне получить образование», которая становится очень актуальной в наше время. Если из стен школы выходит ученик, мысли которого не начинаются со слова «само-» - самостоятельно, самоуважение, самообразование – значит, он получил плохое образование. Трагедия всего человечества – проживание своей жизни не так, как хотелось бы самим людям. И особенно это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
В настоящее время вопрос об улучшении качества образования все чаще ставится как вопрос о "смене качества образования" или о "новом качестве образования".
Понимая «качество образования» как соотношение между запросом и степенью его удовлетворения, мы должны учитывать, что по-своему формируют запрос к системе образования индивид, общество и, наконец, государство. При этом заказ касается в первую очередь новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, но не требований к конкретным знаниям как к "скоропортящемуся продукту". Таким образом, формируется компетентностно - ориентированный подход к образованию, нацеленный на формирование у ребёнка готовности эффективно организовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
В последних нормативных документах, регламентрующих организацию образовательного процесса на всех ступенях образования, мы слышим о новой образовательной парадигме.
Новая образовательная парадигма – это своего рода стратегия «образования для будущего». Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:
смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления;
дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».
В полной мере это соотносится и с системой специального и инклюзивного образования, которое призвано соответствовать образовательным потребностям детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Компетентностный подход в этом отношении и является одним из направлений трансформации оценки образовательных результатов, формирует новые цели в образовании детей с ОВЗ.
Компетентностный подход лежит в основе многих документов, формулирующих основные направления реформирования российской системы образования. Так, в Концепции модернизации российского образования (2010г.) сформулирована основная цель общеобразовательной школы, которая заключается в формировании целостной системы универсальных знаний, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции [Концепция модернизации..2002.С.20].
В контексте этой концепции изменяются требования к ученику общеобразовательной школы: приоритетом становится «образованность» человека, а не его «обученность». Новые ФГОС второго поколения содержат в своей основе системно-деятельностный подход, при этом формирование универсальных учебных действий у учащихся прямо соотносится с формированием ключевых компетенций. В концепции Специальных Государственных федеральных стандартов, разрабатываемых коллективом сотрудников института коррекционной педагогики Российской академии образования под руководством академика Н.Н. Малофеева вводится уровневая дифференциация в сочетании двух компонентов образования: «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции».
В зависимости от характера нарушений развития и типа особых образовательных потребностей учащийся, согласно этой концепции , овладевает одним из четырех уровней специального образовательного стандарта – от первого уровня, максимально приближенного к уровню стандарта общего образования, до четвёртого, при котором академический компонент значительно редуцирован, а основным и самым важнейшим результатом образования становится овладение «жизненными компетенциями». Соответственно, введение новых ФГОС начального общего образования ставит задачу формирования ключевых компетенций и универсальных учебных действий у тех учащихся с ОВЗ, которые получают цензовое образование: обучаются совместно со своими сверстниками в условиях образовательной интеграции/инклюзии или в условиях специального образования.
Компетентностный подход в образовании предполагает, что смысл образования заключается не в увеличении объёма информированности в различных предметных областях, а в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и социальный опыт учащихся
При таком подходе цели специального образования и цели применения компетентностного подхода не могут не совпадать, поскольку именно задачи социального развития, сочетания интеллектуально-информационной и «навыковой» составляющих образования лежат в основе тех педагогических технологий, которые характеризуют образовательный процесс специальной школы – это и технология коррекционно-развивающего обучения (Худенко Е.Д.) и технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся, в том числе, учащихся с ОВЗ, технология индивидуально-дифференцированного обучения, а также использование индивидуальных образовательных программ.
С позиций компетентностного подхода результатом образования должно стать формирование ключевых компетентностей – таких универсальных умений, которые «помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей» [Иванов, 2008.С.47]. Формирование ключевых компетентностей у учащихся, в том числе учащихся с ОВЗ, можно рассматривать в этом контексте как один из сквозных результатов образования на всём протяжении периода обучения: от создания предпосылок для формирования ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, до формирования профессиональных компетентностей выпускников с инвалидностью высших учебных заведений.
На каждом этапе образования должен реализовываться единый концептуальный подход к определению целей и задач образования с учетом их преемственности и перспективности. Поэтому принципы организации дошкольного образования, методы, средства, формы организации воспитания и обучения должны обеспечить преемственность в развитии ребенка. Дошкольное образование должно формировать элементы ключевых компетентностей, которые станут базой для работы в этом направлении системы общего образования.
Понятие «качество дошкольного и начального образования» необходимо рассматривать не только в педагогическом аспекте. Соответствие образовательных услуг реальному запросу родителей является важным социальным аспектом.
Мы наметили следующие сквозные результаты дошкольного и начального образования, которые возможно обсуждать и вносить предложения:
Интеллектуальное развитие как основа формирования учебной деятельности.
Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения умственных, творческих и других задач, которые позволяют успешному продвижению детей в разных видах деятельности, в том числе учебной.
Развитие творческого воображения, как основы главного направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Развитие коммуникативности, как условия социализации человека.
Социальный опыт - включение детей дошкольного и начального возраста в реальные социальные отношения
Учет сенситивных периодов дошколят и младших школьников (обучение языкам).
Формирование потребности у детей в сохранении и укреплении здоровья.
готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практических и теоретических задач.
Образовательные компетенции дифференцируются (Хуторской А.В.) по тем же уровням, что и содержание образования :
ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании);
общепредметные(реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области);
предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).
Формулировки и классификации ключевых компетенций в настоящее время представляют значительный разброс мнений; могут рассматриваться как европейские системы ключевых компетенций, так и российские классификации.
А.В. Хуторской выделяет следующие ключевые компетенции:
1. Ценностно-смысловые компетенции (Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения).
2. Общекультурные компетенции (Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере.Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира).
3. Учебно-познавательные компетенции.(Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности).
4. Информационные компетенции. (При помощи информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее).
5. Коммуникативные компетенции (Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
6. Социально-трудовые компетенцииозначают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования. Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональнойсаморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности [Хуторской, 2002.С.3]
Другими словами, приоритетом обучения в начальных классах становится формирование ключевых компетенций:
учебно-познавательной,
коммуникативной,
информационной,
личного самосовершенствования
ценностно-смысловой.
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностный подход в обучении, являются:
Технология проблемного обучения;
Технология проектного обучения;
Технология развития критического мышления;
Технология индивидуально-дифференцированного обучения.
Использование ИКТ в образовательном процессе
Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент её реализации, т.е. в ответ на ситуацию.
Дошкольное образование должно формировать элементы ключевых компетентностей, которые станут базой для работы в этом направлении системы общего образования. Элементы ключевых и предметных компетентностей названы в ФГТ «интегративными качествами» ребенка и нашли своё отражение в более усечённом виде в ФГОС ДО.
Интегративные качества ребенка в результате освоения Программы:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физически качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правил здорового образа жизни
Любознательный активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения искусства, музыкальные, художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и детьми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка определяется преимущественно не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости т ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе. Ребенок имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных взаимоотношениях и взаимосвязях; распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе и его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления разных видов детской деятельности.
Технологии, используемые в процессе реализации программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО во много перекликаются с технологиями начальной школы : проектная и экспериментальная деятельность, интеграция областей образования, использование ИКТ – технологий и т.д.
Сложно в одной статье охватить и рассказать о моментах методического сопровождения формирования компетенций у детей с НОДА. Это разрабатывается и внедряется постоянно через разнообразные формы работы с педагогами. Например: педагогический совет («Компетентностный подход в специальном (коррекционном) образовательном учреждении»), семинар – практикум («Компетентностный подход в обучении младших школьников с НОДА»), разработка методических материалов по данному направлению педагогами учреждения: взаимодействие специалистов с целью создания комплексной помощи детям с ОВЗ и специальных условий для их обучения и воспитания», подбор технологий, эффективных методов и приёмов для успешной реализации ФГОС ДО и ФГОС НО и т.д.





.