Урок-устный журнал «Где родился, там и пригодился» (8 класс)


Урок-устный журнал «Где родился, там и пригодился» (8 класс)
Цель урока: расширять знания школьников о жизни и творчестве В.И. Даля, вызывать интерес учащихся к личности великого земляка,воспитывать в них любовь к родному краю, побуждать восьмиклассников к творчеству.
Действующие лица:
В.И. Даль
А.С. Пушкин
Ямщик
Ведущие: учитель, ученик, ученица
Ира, Наташа, Андрей – школьники
Сказительница
Воробей, Мышь, Лев, ОреХод урока
Вступительное слово учителя:
Человеку под силу многое, или, может быть, 215 лет назад люди были другими… Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось столько успеть! Он был врачом и морским офицером, чиновникам по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное – собирателем “Толкового словаря Живого великорусского языка”.
“Я полезу на нож за правду, за отечество, за Русское слово, язык”, - говорил В.И. Даль. Познакомьтесь с удивительной жизнью этого человека, и вы ему поверите.
А поможет вам наш устный журнал, страницы которого мы перелистаем сегодня.
Страница 1.
«Мое отечество Русь»
Ученик: Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в местечке Лугань Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.
Из всех твоих, Луганск, реликвий
Я больше всех люблю одну:
Тот дом, что помнит старину.
На бывшей улице Английской
Деревья ткут свою вуаль.
Здесь прошлого дыханье близко:
Родился здесь Владимир Даль.
Отец его, Иоганн Даль, родом датчанин(10), Екатерина II пригласила его в Россию в качестве придворного библиотекаря.
Ученик: В Петербурге он женился на Марии Фрейтаг. Маль Владимира Даля была хорошо образована: свободно владела пятью языками, детей учила всему сама.
Учитель: В семье всегда говорили по-русски. Отец “при каждом случае напоминал детям, что они русские. “Древние и новые языки”, которыми владел отец, пять языков, на которых говорила мать, - все это рождало в детях “чувство языка”.
Случайность судьбы: 16-летним юношей оказавшись в Европе, Владимир Даль попал Данию. Что чувствовал юноша, оказавшись на родине своих предков, расскажет он сам.
/Появляется Даль. Он в накинутой на плечи шинели./
Даль: Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что я увижу отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же парах окончательно убедился в том, что нет у меня ничего общего с отчизной моих предков”.
Страница 2.
«Главный день его жизни»
Даль (продолжает): Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус. Где я познакомился с будущим адмиралом флота российского Нахимовым.(5) Вместте мы отправились в учебное плаванье на бриге «Феникс»(11) Здесь я составил свой первый словарь кадетского жаргона из 34 слов.
3 марта 1819 года мы были выпущены мичманами.
/Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках/
Ямщик: Ну что, барин, будем ехать или еще чуть погреемся?
Даль (застегивая шинель): А доберемся в такую-то пургу?
Ямщик: Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.(7)
Даль: Как это “замолаживает”?
Ямщик: Пасмурнеет. К теплу.
Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?
Ямщик: Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.
/Даль вытаскивает из кармана записную книжку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит/.
Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.
Учитель: Летят сани по снежному полю, метет низовка, а мичману уже не холодно. И не потому, что замолаживает, заволакивает тучами небо – когда еще пройдет ненастье, отпустит мороз! – а потому, что задумался мичман о своем, залетел смелой мыслью далеко за край бескрайнего поля. И про холод забыл.
Морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву, Даль принял решение, которое повернуло его жизнь. Это было рождение “Толкового словаря”.
И еще один главный день в жизни Даля случился через 10 лет. Зимой 1829 года Даль оказался на фронте. Шла война с Турцией.
Врач В.И. Даль оперировал, лечил, перевязывал. И был у Даля свой верблюд. Обыкновенный живой верблюд.
Далю верблюд был дороже золота. Он возил не поклажу, а 10 лет жизни. Верблюд был нагружен тетрадями со словами, которые записывал на полосках бумаги и называл их «ремешки» (2)
Верблюд пропал во время боя.
Через неделю казаки привели отбитого верблюда. Туркам не понадобилось 10 лет жизни Даля. Слова были целы.
Даль обнял верблюда за шею.
Может, и хорошо, что пропали записки. Он понял, что не увлечение это было, а призвание. Так “золотой верблюд” укрепил решение Даля – заниматься собиранием слов.в 1830 году был напичатан первый рассказ Даля «Цыганка»(3)
Страница 3.
Явление казака Луганского.
«Русские сказки. Пяток первый»
Учитель: Работа по составлению “Толкового словаря” долгая. Она продолжалась в течение 53 лет. А еще в это время Даль собирал, обрабатывал народные сказки и сочинял свои. Первый его литературный опыт горячо одобрил Александр Сергеевич Пушкин.
Ученик: Год 1832, осень. Даль взял книгу своих “Русских сказок” и отправился к Пушкину.
Ученица: Перелистывая “Пяток первый” (так назвал Даль свой сборник сказок), Пушкин сказал: “Сказка сказкой, а язык наш сам по себе…” Пушкин в это время был уже не только великий поэт, прозаик, драматург, но и сказочник. Даль мог быть доволен. Пушкин понял его, он восхитился обилием накопленных пословиц и поговорок, которые использовались в сказках.
/Появляется сказительница/
Сказительница: Жил-был в селе мужичок, крестьянин исправный, и работы не боялся, и о людях печаловался.Сожнет мужичок хлеб, свезет в овин, перечтет снопы и каждый десятый сноп к стороне отложит, примолвя: “Это на долю бедной братии”. Услышал однажды это воробей…
/Размахивая крыльями, выбегает Воробей/
Воробей: Чив. Чив, чив! Мужичок полон овин хлеба навалил, да и на нашу братию видимо-невидимо отложил (втаскивает два мешка).
/Появляется Мышь/
Мышь: Ш-ш-ш, не кричи во весь рот! Не то все услышат: налетит наша братия, крылатая стая, все по зернышку разнесет, и нам ничего не достанется!
Воробей: Давай-де, мышка-норушка, совьем себе по гнездышку – я под стрехой, ты – в подполье – и станем жить да быть да хозяйской подачкой питаться, и будет у нас все вместе, все пополам (показывает на мешки).
Мышь: Давай. (В строну) Как же, буду я с тобой делиться (хватает мешки и пытается удрать).
Воробей: Ах ты, мышь подпольная, вишь что затеяла! Да где же твоя правда? Взяла и обобрала товарища!
Мышь: Я ничего знать не знаю!
/Начинают отнимать друг у друга мешки и драться/
Воробей: Раз так, пойду я к звериному царю Льву на тебя жаловаться.
/Появляется Лев. Мышь усаживается возле его ног/
Воробей (кланяясь Льву): Лев-государь, вот так и так: Повели, царь, Мышь ту казнить, а все зерно мне отдать. Коли же ты, государь, нас с мышью не рассудишь, так я полечу к своему царю с челобитной!
Лев: И давно бы так, иди к своему Орлу!
/Лев укладывается спать. Воробей идет к Орлу, подает ему бумагу. Орел молча читает/
Орел: Эй, трубачи! Трубите великий сбор моим богатырям: беркутам, соколам, коршунам, ястребам.А звериному царю разлетную грамоту несите: что ты царь, присяги не помятуешь, своих зверюшек в страхе не держишь, наших жалоб не разбираешь, вот за это и подымается на тебя тьма-тьмущая, сила великая.
Лев (просыпаясь): Ах так! (обращается к мыши). Зови мое царство звериное: барсов, волков, медведей, крупных и мелких зверей. Воевать будем.
/За дверью раздается шум. Воробей и Мышь всматриваются вдаль/
Воробей: Вон, вон, наши побеждают!
Мышь: А теперь наши в наступление пошли.
Воробей: Давай, ребята! Так их! Ура! Побеждаем!
/Мышь пятится в ту сторону, где находится Лев, хочет прошмыгнуть мимо него. Но Лев хватает ее/
Лев: Ах ты, Мышь, мелюзга подпольная, из-за тебя, мелкой сошки, бились мы, не жалеючи себя, а ты же первая тыл показала! Эй, звери лесные! Бейте отбой, замиренья просите! Присуждаю весь награбленный хлеб Воробью отдать!
/Уходят/
Сказительница: Воробушек разжился, и стал у него что ни день, то праздник. Гостей видимо-невидимо, вся крыша вплотную засажена воробьями, и чирикают они на все село былину про Мышь подпольную, про Воробья богатого да про свою удаль молодецкую.
/Уходит/
Учитель: Пушкин открывал книгу сказок с начала, с конца, где придется, и, радостно посмеиваясь, перебирал вслух низанные Далем ожерелки из чудесных слов, пословиц, поговорок и метких образных словечек.
“Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!” - восклицал поэт.
Поддержал Пушкин Даля. Придал толк его делу, смысл, значение. А еще Пушкин посоветовал Далю заняться составлением словаря. Далю было страшновато представить свое творчество на суд читателей. И он придумал себе псевдоним Казак Луганский.
Страница 4.
Толковый словарь Живого великорусского языка
Ира: Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?
Андрей: Да Тамара Михайловна задание дала: написать творческую работу о словаре Даля.
Ира: Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: “Кладезь мудрости! Кладезь мудрости!”
Андрей: А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.
Наташа: Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.
Андрей: Странно. Что же вы в таком случае в своих работах написали?
Ира (открывает тетрадь): В толковом словаре Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик.
Наташа: И у меня тоже самое. Только я еще написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки (обращается к зрителям): “В воде родится, а воды боится. (Зрители отгадывают) (Соль). Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушел”. (Зрители отгадывают) (Печь, огонь, дым).
Ира: Вот и все. Что тут сложного. Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами.
Андрей: Говоришь, как кошка с котятами… А ведь это выражение из словаря Даля. Оно поясняет значение слова “кошка”. Что по-вашему оно означает?
Ира (смеется): Ну ты даешь! Да кто же этого не знает?
Наташа: Тебе и трехлетний ребенок ответит.
Андрей: А все-таки?..
Ира (растягивая слова): Кошка – это домашнее животное.
Андрей: И только?
Наташа: А что же еще?
Андрей: А ведь Даль дает девять толкований слова “кошка” (открывает книгу). Это и домашнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который носят на поясе. А еще плетка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.
Ира (задумчиво): Да… А что там еще про эту кошку?
Андрей: Пословицы: “Рано пташка запела, как бы кошка не съела”. “Знай кошка свое лукошко”. “Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть”.
Ира: А теперь ,ребята, и вы присоединяйтесь к нам, отгадайте, что это: “Белая кошка лезет в окошко?”. (Свет.) Вот еще одна: “Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?” (Три!)
Учитель: Вот сколько интересных пословиц, загадок, толкований слов вы узнали, только лишь прикоснувшись к творчеству Владимира Ивановича.
И СЛОВАРЬ открывается снова,
Не стареет под тягостью лет,
Потому что светло нарисованВсей России словесный портрет.
А сейчас давайте перелистнем следующую страницу нашего журнала.
Музыка портреты Даля и Пушкина на экране
Страница 5.
«Какова выползина!»
Учитель: Страница с таким названием кажется нам очень загадочной. Что же такое выползина? Для того, чтобы узнать значение этого слова, нам надо перенестись в зиму 1837 года.
/Появляется Даль/
Даль: С легкой руки Александра Сергеевича я занялся составлением словаря русского языка. Зиму 1837 года провел в Петербурге. Как всегда много работал. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.
/Вбегает Пушкин. На ходу сбрасывает накидку/
Пушкин: Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции. (Даль показывает ему свои записи. Пушкин берет листок, читает). Приметы. Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видеть. (Читает следующую запись). Подавая соль, смейся, не то поссоришься. (Читает следующую запись). Ложка, забытая на столе, - к гостю. А вот просто слова: гостинец(4). Интересно что это слово означает не только подарок, а и большая проезжая дорога , по которой ездят чужане. медуница, выступки, калуга, выползина. Выползина… Это еще что такое?
Даль: Выползиной(1) называют шкурку, которую сбрасывает с себя змея.
Пушкин: Ишь ты!.. А у меня сегодня сюртук новый. Посмотрите, какая выползина! Ну, из этой выползины я еще не скоро выползу! В этой выползине я еще такое напишу!..
/Пушкин уходит/
Учитель: Пушкин хотел сказать, что этого сюртука ему “надолго станет”. Он действительно не снял этого сюртука, его спороли с него 27 января 1837 года, чтобы облегчить смертельную муку от раны. Умирающий Пушкин скажет Далю прерывающимся голосом: “Выползину тоже возьми себе”. Это будет позже… А тогда, “… какой сильный ветер хлестал землю в этот проклятый день – 27 января 1837 года!” Великий поэт умирал на руках Владимира Ивановича- врача ,друга, собрата по литературному делу.
Уже после смерти Пушкина Владимир Иванович написал одну из лучших своих повестей «Бедовик»(6)
И будет так: в великой звездоверти Галактики Земля помчит в века
Красивый, величавый и бессмертный
Союз поэзии и языка
Библиотекарь: Хороший читатель всегда перечитывает страницы доброй книги.
Толковый словарь Даля состоит из четырех томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок.
Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей – крестьян, ремесленников, солдат.
 Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу “Толковый словарь Живого великорусского языка” и с благодарностью вспоминаем его автора – Владимира Ивановича Даля. Человека, который любил слова.
Учитель:  Очень хочется ребята проверить, на сколько, сегодня вы были внимательны. Вам предлагается принять участие в разгадывании кроссворда. При правильном решении которого образуется слово, которое обозначает одну из главных специальностей Даля.
167640028575п
00п
307149522225з
00з
443928513970а
00а
352869529210и
00и
398526017145н
00н
261937525400л
00л
215709527940о
00о
122301025400ы
00ы
775970254001 в
001 в

398145050800и
00и
352679045720к
00к
309880040005ш
00ш
262953537465е
00е
217043051435м
00м
171894540005е
00е
1247140527052 р002 р
328930876303 ц
003 ц
78359083820ы
00ы
125476081915г
00г
306959076200а
00а
260921581280к
00к
216344576200н
00н
171005579375а
00а

4903470110490ц
00ц
4446270111125е
00е
3971925110490н
00н
3524885105410и
00и
306260599060т
00т
2614295107315с
00с
2151380111125о
00о
1706245971554 г
004 г

3967480137160в
00в
3513455139700о
00о
3050540135255м
00м
2602865125095и
00и
2157095137795х
00х
1707515137795а
00а
12458701409705 н
005 н

2599055161290к
00к
2139315165735и
00и
1703070161925в
00в
1240155156845о
00о
782955155575д
00д
328295158750е
00е
-1289051574806 б
006 б


6208287185420т
00т
5750560186055е
00е
5293360186055а
00а
4853940186055в
00в
4396740186055ии
00ии
3938905186055ж
00ж
3482340185420а
00а
3028315188595л
00л
2590800191770о
00о
2145030186690м
00м
1699260189230а
00а
12388851911357з
007з

3930650206375ь
00ь
3485515208915н
00н
3048000212090о
00о
2593975214630г
00г
21412202082808 о
008 о


25819106350р
00р
43935656350и
00и
39338253175л
00л
35096452540б
00б
30422858890а
00а
212894076209 г
009 г

393218315348н
00н
350393026035и
00и
303313138100н
00н
256794030480а
00а
7620002603510д
0010д
121539024393а
00а
167640026035 т
00 т
212751430480ч
00ч

485775047625с
00с
440563043815к
00к
395478050165и
00и
348678547625н
00н
302387049530е
00е
257929852369ф
00ф



Ученик:  Он где родился, там и пригодился,
Всю жизнь трудился в поте, не по-пански,
И город свой, что вечно ему снился,
Прославил на весь мир Казак Луганский!