Рабочая программа по истории для скк 8 вида 7-9 классы

 Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»
Тегульдетского района Томской области области
 Согласовано
Заместитель директорапоУР
__________Сивкова О, Г.
«____» ____________2015г.



Утверждена
приказом
директора школы  _____________________Хахунова Н.П.
№ _______ от_________2015г.






Рабочая программа учебного предмета
«История»
7, 8, 9 класс
специальный (коррекционный) класс VIII вида



Разработана
Груневой А.И.
























с. Тегульдет 2015г
Пояснительная записка
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. В курсе «Истории Отечества» целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Важной составной частью курса «История моей Родины» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени. На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами. Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий. Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России.
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.(2011), учебников для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «История России» Пузанов Б. П., Бородина О. И., Сековец Л. С., Редькина Н. М. для 7,8, 9 классов.






















7 класс
(2 часа в неделю)
Введение (4 часов).
Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Наша Родина Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.
История нашей страны древнейшего периода (11 часов).
Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. Как жили наши предки восточные славяне в далеком прошлом. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи-богатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIIIIX веках у восточных славян. Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.
Киевская Русь (15 часов).
Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки. Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».
Распад Киевской Руси (9 часов).
Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского. Владимире-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери хранительницы земли русской. Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи. Русская культура в XIIXIII в. Памятники церковно-учитель-ной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
Борьба Руси с иноземными завоевателями (9 часов).
Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монго-ло-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом. Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества (13).
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды. Иван III (14621505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.
Повторение за год (7 часов).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
какие исторические даты называются точными, приблизительными;
когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
кто руководил основными сражениями;
Учащиеся должны уметь:
пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе




уроки
Практические, лабораторные работы
Контрольные,
проверочные работы

1
Введение
4
4



2
История нашей страны древнейшего периода
11
10

1

3
Киевская Русь
15
14

1

4
Распад Киевской Руси
9
8

1

5
Борьба Руси с иноземными завоевателями
9
8

1

6
Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества
13
12

1

7
Повторение
7
7



8
Итого:
68
63

5




Календарно-тематическое планирование
Планирование составлено на основе программы для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.(2011), учебников для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «История России» Пузанов Б. П., Бородина О. И., Сековец Л. С., Редькина Н. М. для 7 класса (2008). Общее число уроков - 68 часов (2 часа в неделю).
Дата
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Д/з

Введение (4 часов)


1
История паука о прошлом.
1
с. 6-8


2
Исторические памятники.
1
с. 9-13


3
Наша Родина Россия. Моя родословная.
1
с. 16-22


4
Счет лет в истории. Лента времени. Историческая карта.
1
с. 23-30

История нашей страны древнейшего периода (11 часов)


5
История нашей страны. Восточные славяне предки русских.
1
с. 32-36


6
Роды и племена восточных славян и их старейшины.
1
с. 37-40


7
Славянский поселок.
1
с. 44-48


8
Основные занятия и быт восточных славян.
1
с. 53-62


9
Ремесла восточных славян.
1
с.63-66


10
Обычаи восточных славян.
1
с. 70-73


11
Верования восточных славян.
1
с. 77-81


12
Соседи восточных славян, торговые отношения с ними.
1
с. 86-90


13
Славянские воины и богатыри.
1
с. 93-96


14
Объединение восточных славян под началом Рюрика.
1
с. 99-102


15
Повторительно-обобщающий урок по разделу «История нашей страны древнейшего периода».
1


Киевская Русь (15часов)


16
Образование государства восточных славян Киевской Руси.
1
с. 104-107


17
Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.
1
с. 110-114


18
Укрепление власти князя.
1
с. 115-118


19
Оборона Руси от врагов.
1
с. 121-125


20
Крещение Руси при князе Владимире.
1
с. 126-129


21
Былины источник знаний о Киевской Руси.
1
с. 133-137


22
Культура и искусство Киевской Руси.
1
с. 138-142


23
Княжеское и боярское подворье.
1
с. 145-148


24
Жизнь и быт людей в Киевской Руси.
1
с. 150-153


25
Правление Ярослава Мудрого.
1
с. 156-160


26
Образование и грамотность на Руси.
1
с. 161-163


27
Летописи и летописцы.
1
с. 166-168


28
Киевский князь Владимир Мономах.
1
с. 170-173


29
Рост и укрепление древнерусских городов.
1
с. 176-181


30
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Киевская Русь»
1


Распад Киевской Руси (9 часов)


31
Причины распада Киевской Руси
1
с. 184-187


32
Образование самостоятельных княжеств
1
с. 188-191


33
Киевское княжество в XII веке
1
с. 192-194


34
Владимиро-Суздальское княжество
1
с. 197-200


35
Господин Великий Новгород
1
с. 204-207


36
Торговля и ремесла Новгородской земли
1
с. 208-211


37
Новгородское вече
1
с. 214-217


38
Русская культура в XIIXIII веках
1
с. 219-223


39
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси»
1


Борьба Руси с иноземными завоевателями (9 часов)


40
Монголо-татары
1
с. 226-229


41
Нашествие монголо-татар на Русь.
1
с. 230-233


42
Героическая борьба русских людей против монголо-татар
1
с. 234-239


43
Русь под монголо-татарским игом
1
с. 240-243


44
Рыцари-крестоносцы
1
с. . 244-247


45
Александр Невский и новгородская дружина.
1
с. 248-250


46
Невская битва
1
с. 251-253


47
Ледовое побоище
1
с. 254-258


48
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями »
1


Начало объединения Русских земель вокруг Московского княжества (13 часов)


49
Возвышение Москвы.
1
с. 260-262


50
Выделение Московского княжества при Данииле Александровиче.
1
с. 263-264


51
Московский князь Иван Калита, его успехи.
1
с. 265-268


52
Отношения Московских князей с Золотоордынскими ханами.
1
с. 269-270


53
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси
1
с. 271-276


54
Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском.
1
с. 277-281


55
Сергий Радонежский
1
с. 282-286


56
Битва на Куликовом поле
1
с. 289-295


57
Значение Куликовской битвы для русского народа
1
с. 296-299


58
Иван III. Освобождение от иноземного ига
1
с. 300-304


59
Формирование государственности в Московском княжестве.
1
с. 304-305


60
Укрепление Московского государства.
1
с. 306-309


61
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Начало объединения Русских земель »
1




Повторение 7часов






















8 КЛАСС
(2 часа в неделю)


Единая Россия (конец XV начало XVII века) (21 час)
Иван III Великий глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба монастырей с ере-тиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов гроза бояр и правая рука царя.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый Романов Михаил. Второй Романов Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.
Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
Великие преобразования России в XVIII веке (21 часа)
Воцарение Петра I: борьба с сестрой царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I первый российский император. Личность Петра I Великого.
Александр Меньшиков друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.
Первая женщина-императрица Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.
История нашей страны в период XIX века (22 часа)
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век век развития науки и культуры. А. С. Пушкин великий русский поэт. Л. Н. Толстой великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.
Повторение за год ( 4 часа)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
когда началось и закончилось событие (по выбору),
как протекало конкретное событие,
великих русских поэтов, писателей, ученых. Учащиеся должны уметь:
пользоваться лентой времени,
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.




Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе




уроки
Практические, лабораторные работы
Контрольные,
проверочные работы

1
Единая Россия (конец XV начало XVII века)
21
20

1

2
Великие преобразования России в XVIII веке
21
20

1

3
История нашей страны в период XIX века
22
21

1

4
Повторение
4
4



5
Итого:
68
65

3



























Календарно-тематическое планирование
Планирование составлено на основе программы для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.(2011), учебников для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «История России» Пузанов Б. П., Бородина О. И., Сековец Л. С., Редькина Н. М. для 8 класса (2008). Общее число уроков - 68 часов (2 часа в неделю).

Дата
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Д/з

Единая Россия (конец XV начало XVII века) (21 час)


1
Иван III Великий – глава единого государства Российского.
1
с. 6-9


2
Расширение государства Российского при Василии III.
1
с. 12-15


3
Русская православная церковь в Российском государстве.
1
с. 17-20


4
Первый русский царь Иван IY Грозный
1
с. 21-26


5
Опричнина Ивана Грозного
1
с. 30-32


6
Присоединение к Российскому государству Поволжья
1
с. 35-37


7
Покорение Сибири
1
с. 39-42


8
Быт простых и знатных людей
1
с. 43-46


9
Москва - столица Российского государства
1
с. 50-55


10
Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря»
1
с. 57-60


11
Великий иконописец Андрей Рублев
1
с. 62-65


12
Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России
1
с. 67-69


13
Правление Бориса Годунова
1
с. 71-73


14
Смутное время
1
с. 74-78


15
Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков
1
с. 79-82


16
Начало правления династии Романовых
1
с. 85-86


17
Преобразования при Алексее Михайловиче.
1
с. 86-88


18
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина
1
с. 89-92


19
Раскол в Русской православной церкви
1
с. 95-98


20
Освоение Сибири и Дальнего Востока
1
с. 100-104


21
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «ЕДИНАЯ РОССИЯ (КОНЕЦ XV ВЕКА - XVII ВЕК)
1


Великие преобразования России в XVIII веке (21час)


22
Начало правления Петра 1
1
с. 106-109


23
Азовские походы Петра 1 и Великое посольство.
1
с. 110-112


24
Начало Северной войны
1
с. 113-115


25
Строительство Санкт-Петербурга
1
с. 115-118


26
Полтавская битва
1
с. 119-121


27
Победа русской флота. Окончание Северной войны
1
с. 123-125


28
Петр 1 - первый российский император
1
с. 128-131


29
Преобразования Петра I
1
с. 134-139


30
Эпоха дворцовых переворотов.
1
с. 141-144


31
Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова
1
с. 148-150


32
Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств
1
с. 152-155


33
Правление Екатерины II
1
с. 157-159


34
«Золотой век» дворянства
1
с. 161-164


35
Положение крепостных крестьян
1
с. 167-170


36
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева
1
с. 172-175


37
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века
1
с. 177-180


38
Знаменитый полководец Александр Суворов
1
с. 184-187


39
Русские изобретатели и умельцы
1
с. 189-193


40
Развитие литературы и искусства в XVIII веке
1
с. 194-197


41
Быт русских людей в XVIII веке
1
с. 198-202


42
Повторительно-обобщающий урок по разделу: « Великие преобразования России в XVIII веке»
1


Раздел III. ИСТОРИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ В XIX ВЕКЕ (22 часа)


43
Россия в начале XIX века
1
с. 204-207


44
Начало Отечественной войны 1812 года
1
с. 208-211


45
Бородинская битва
1
с. 213-17


46
Оставление Москвы
1
с.218-221


47
Народная война против армии Наполеона
1
с.222-224


48
Отступление и гибель французской армии
1
с.226-229


49
Правление Александра I
1
с. 231-233


50
Создание тайных обществ в России
1
с. 235-237


51
Восстание декабристов
1
с. 238-241


52
Император Николай I
1
с. 243-245


53
«Золотой век» русской культуры. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин
1
с. 246-255


54
Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века
1
с.257-260


55
Крымская война 1853-1856 годов.
1
с. 261-264


56
Отмена крепостного права
1
с. 267-270


57
Реформы Александра II
1
с.274-277


58
Правление Александра III
1
с.279-281


59
Развитие российской промышленности
1
с.284-287


60
Появление революционных кружков в России
1
с. 290-292


61
Наука и культура во второй половине XIX века
1
с.293-297


62
Жизнь и быт русских купцов
1
с. 300-304


63
Быт простых россиян в XIX веке
1
с.306-309


64
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «ИСТОРИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ В XIX ВЕКЕ»
1


Повторение 4 часа






























9 КЛАСС
2 часа в неделю
Россия в начале XX в
Правление Николая П. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование промышленной буржуазии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы и др. Понятие буржуазия. Антиправительственные движения начала XX века: выступления рабочих и аграрное движение. Революционные события 190507 годов. Понятие революция. Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война и участие в ней России. Экономическое положение в стране во время I Мировой войны. Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть. Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петроград. Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства В. И. Ленин. Вооруженная борьба за установление Советской власти в Москве. Первые декреты Советской власти. Создание нового государства Российской Федерации (РСФСР).
Гражданская война и интервенция
«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «белых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой советского правительства. Кронштадтское восстание.
Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.
Советская Россия – СССР в 20-30 годы
Новая экономическая политика (нэп) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти. Красные наркомы, красные директора, мелкие лавочники, крестьяне-единоличники, новая советская буржуазия. Резкое увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа. План ГОЭЛРО и его реализация.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР. Положение народов Советской страны.
Образование первых общественных организаций: пионерская, комсомольская, профсоюзы.
Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина.
Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.                                             \
Культ личности Сталина. Массовые репрессии.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.
Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).
СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 годов
Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Танк Т-34, автомат Калашникова. Ужесточение трудовой дисциплины. Жестокие репрессии против военных кадров. Ослабление армии. Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией (о. Хасан, р. Халхин-Гол).
Приход фашистов к власти в Германии. Адольф Гитлер и его планы мирового господства. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Роль И. В. Сталина в войне. Обращение к народу патриарха и главы государства. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Просчеты и ошибки Ставки Верховного главнокомандования. Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Города-герои России.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.
Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй Мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад науки в победу.
Отечественная история 19452000 гг.
Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.
Смерть И. В. Сталина и борьба за власть в стране. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодежи в Москве.
Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Разложение политической системы, застой в экономике. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране.
Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Гласность, демократизация страны, перестройка государственного управления и реформы в экономике.
Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.
Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки, культуры и образования в стране.
Повторение за год


Основные требования к знаниям, умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
основные исторические события революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе




уроки
Практические, лабораторные работы
Контрольные,
проверочные работы

1
Россия в начале XX века
9
8

1

2
Россия в 1917 – 1920 годах
9
8

1

3
Советская Россия – СССР в 20-30 годы
9
8

1

4
СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 годов
13
12

1

5
Отечественная история 19451991 гг.

13
12

1

6
Новая Россия 1991-2000 годах
5
4

1

7
Повторение
9
9




Итого:
68
62

6















Календарно-тематическое планирование
  Планирование составлено на основе программы для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.(2011), учебников для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «История России» Пузанов Б. П., Бородина О. И., Сековец Л. С., Редькина Н. М. для 9 класса (2008). Общее число уроков - 68 часов (2 часа в неделю).

Дата
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Д/з

Россия в начале XX века (9 часов)


1
Правление Николая II.
1
с. 8-11


2
Русско-японская война 1904-1905г.
1
с. 14-17


3
Первая русская революция.
1
с. 20-23


4
Появление первых политических партий в России.
1
с. 26-28


5
Реформы государственного управления.
1
с.32-35


6
Реформы П. А. Столыпина.
1
с.36-41


7
«Серебряный век» русской культуры.
1
с. 42-47


8
Россия в Первой мировой войне.
1
с. 48-52


9
Повторительно- обобщающий урок.
1


Россия в 1917 – 1920 годах (9 часов)


10
Февральская революция и отречение царя от престола.
1
с. 56-60


11
Захват власти большевиками в Петрограде.
1
с. 61-65


12
Установление советской власти.
1
с. 68-74


13
Начало Гражданской войны и интервенции.
1
с. 77-80


14
Борьба между «красными» и «белыми».
1
с. 83-87


15
Крестьянская война против «красных» и «белых».
1
с. 89-92


16
Экономическая политика советской власти.
1
с. 94-96


17
Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны.
1
с. 98-103


18
Повторительно-обобщающий урок.
1


Советская Россия – СССР в 20-30 годы (9 часов)


19
Новая экономическая политика.
1
с. 106-108


20
Образование СССР
1
с. 111-115


21
. Изменения в системе государственного управления.
1
с. 116-119


22
Индустриализация СССР,
1
с. 120-125


23
Коллективизация крестьянских хозяйств.
1
с. 129-134


24
Конституция 1936 года. Политическая жизнь страны в 30 годы.
1
с. 135-138


25
Развитие науки и культуры в СССР в 20-30 годы.
1
с. 140-144


26
Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы.
1
с. 146-150


27
Повторительно-обобщающий урок.
1


СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 годов (13 часов)


28
СССР накануне Второй мировой войны.
1
с. 152-157


29
Советский Союз в начале Второй мировой войны.
1
с. 158-161


30
Начало Великой отечественной войны.
1
с. 162-167


31
Битва за Москву.
1
с. 170-176


32
« Всё для фронта! Всё для победы».
1
с. 177-182


33
Блокада Ленинграда.
1
с. 183-187


34
Сталинградская битва.
1
с. 188-194


35
Борьба советских людей на оккупированной территории.
1
с. 195-199


36
Битва на Курской дуге.
1
с. 201-207


37
Героизм тружеников тыла.
1
с. 208-212


38
Окончание Великой Отечественной войны.
1
с. 213-217


39
Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны.
1
с. 218-220


40
Повторительно-обобщающий урок.
1


Отечественная история 19451991 гг. (13часов)


41
Возрождение советской страны после войны.
1
с. 222-224


42
Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина.
1
с. 225-227


43
Реформы Н.С. Хрущева.
1
с. 230-232


44
Достижения в науке и технике в 50-60-е годы.
1
с. 236-239


45
Освоение космоса
1
с. 241-244


46
Хрущевская «оттепель».
1
с. 245-249


47
Экономика и политика в эпоху «застоя».
1
с. 250-256


48
Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война.
1
с. 257-260


49
Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».
1
с. 261-266


50
Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80х годов
1
с. 267-272


51
Реформы М.С. Горбачева
1
с. 273-278


52
Распад СССР
1
с. 279-282


53
Повторительно- обобщающий урок.



Новая Россия 1991-2000 годах(5 часов)


54
Экономические реформы Б. Н. Ельцина.

с. 289-296


55
Реформы государственного управления




56
Развитие науки и культуры в 90е годы XX века
1
с. 297-302


57
Продолжение реформ в России
1
с. 303-309


58
Повторительно-обобщающий урок.
1


Повторение (9 часов)


59-68
Повторение
7




Список литературы

Программа для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В. (2011)
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «История России» Пузанов Б. П., Бородина О. И., Сековец Л. С., Редькина Н. М. для 7 класса.
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «История России» Пузанов Б. П., Бородина О. И., Сековец Л. С., Редькина Н. М. для 8класса














15