Рабочая программа по биологии для скк 8 вида 5- 9 классы

Министерство образования и науки РФ
МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»
Тегульдетского района Томской области



Согласовано с заместителем по УР
________________ Сивковой О. Г..
«_____»____________2014 г.
Утверждено приказом директора школы
_____________________Хахуновой Н.П.
№_____от____________________2014г.















Рабочая программа учебного предмета
«Природоведение», «Биология»
специальный (коррекционный) класс VIII вида








Разработана:
Грунёвой А. И., учителем биологии















Тегульдет 2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В., учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Природоведение» 5 класс И. В. Романов, Р. А.Петросова (2012); «Биология. Неживая природа» 6 класс
И. В. Романов, Р. А.Петросова (2011); «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс З. А. Клепинина (2011), учебника «Биология. Животные» 8 класс А. И. Никишов, А.В. Теремов (2013). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа классных занятий в неделю).
Природоведение – это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире. Это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по биологии и географии. В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней; жизни растений и животных; строении организма человека.
Курс « Биологии» включает разделы: «Неживая природа» 6класс, «Растения, грибы, бактерии» 7 класс, « Животные» 8 класс, «Человек» 9 класс.
Основные задачи курса:
Сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы, а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;
Формирование правильного понимания природных явлений, как дождь, снег, ветер, смена времен года;
Проведение через курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
Первоначальное ознакомление с приемами выращивания растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
В 6 классе учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы. Экологическими проблемами, связанных с загрязнением окружающей среды, и пути решения этих проблем.
Изучение курса 7 класса начинается с знакомства с растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, доступными для учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Далее изучение бактерий и знакомство с грибами. В программе предлагается изучение наиболее распространенных растений и их роль в природе и жизни человека.
В 8 класс учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности к условиям среды.
В программе 9 класса предусматривается изучение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ними и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на такие вопросы как: правильное питание, соблюдение требования гигиены, значение физической культуры и спорта для здоровья организма.
В результате изучения курса учащиеся должны получить общие сведения об организме человека, о человеке как биосоциальном существе, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.



ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС
(2 часа в неделю)

Содержание курса


Окружающий мир (3часа).
Человек и природа; дом, в котором мы живем; наша школа, наше село.
Природа, которая нас окружает (11 часов).
Небесные тела, Солнце – раскаленное небесное тело, Земля, планеты солнечной системы, погода, явления природы, смена времен года, признаки времен года, изменения в жизни растений и животных.
Наша страна (6 часов).
Российская Федерация. Москва – столица нашей родины. Города нашей родины.
Природа нашей родины (22 часа).
Неживая природа: равнины, горы, овраги. Почва. Вода природе, свойства воды. Значение воды. Воздух, значение воздуха. Движение воздуха. Полезные ископаемые их использование человеком.
Живая природа: разнообразие живой природы. Царства живой природы. Растения и животные леса, луга, сада. Декоративные, комнатные растения. Домашние животные.
Практическая работа, «Свойства воздуха».
Демонстрация: свойства почвы, горные породы, полезные ископаемые, свойства воды.
Охрана здоровья человека (14 часов).
Строение тела человека. Органы чувств. Волосяной покров, кожа. Соблюдение гигиены. Правильное дыхание и питание. Предупреждение заболеваний. Меры профилактики.
Экология. Охрана природы.
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, растительного и животного мира. Правила поведения человека на природе.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся
5 класс

Учащиеся должны знать:
Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, и их основные свойства;
Различая живой и неживой природы и сходства;
Сведения о Российской Федерации;
Чем занимается население страны;
Природа и природные богатства;
Основные правила природы и бережное отношение к природе;
Основные части тела человека, знания его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Учащиеся должны уметь:
Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности;
Устанавливать простейшие связи между обитателями природы;
Соблюдать правила личной гигиены;
Соблюдать правила соблюдения в природе.








Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе




уроки
Практические, лабораторные работы
Контрольные,
проверочные работы

1
Окружающий мир.
2
2



2
Природа, которая нас окружает.
11
10

1

3
Наша страна.
6
5

1

4
Природа нашей родины.
25
24
1
1

5
Охрана здоровья человека.
14
13

1

6
Экология. Охрана природы.

3
3




Повторение
7
7




итого
68
64

4
































Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.(2011), учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Природоведение» 5 класс И. В. Романов, Р. А.Петросова (2012).

Дата

Тема урока
Кол-во часов
Домашнее задание

Окружающий мир. (2часа)


1
Человек и природа.
Дом, в котором мы живем.
1
с.8-13


2
Наша школа. Наше село.
1
с. 14-18

Природа, которая нас окружает (11 часов).


3
Земля и Солнце.
1
с. 21-22


4
Погода.
1
с. 23-26


5
Дождь, туман, облака.
1
с. 26-28


6
Снег и град.
1
с. 28-30


7
Роса и иней.
1
с. 30-32


8
Времена года. Осень.
1
с. 32- 35


9
Человек и осень.
1
с. 35-37


10
Зима.
1
с. 38-40


11
Весна.
1
с. 41-43


12
Лето.
1
с. 45-47


13
Урок повторения по теме «Природа, которая нас окружает».
1


Наша страна (6 часов).


14
Россия. Города и люди.
1
с. 52-55


15
Москва – столица России.
1
с. 56-57


16
Москва – древний и современный город.
1
с. 58-60


17
Транспорт города.
1
с. 61-63


18
Города нашей родины.
1
с. 63-66


19
Урок повторения по теме «Наша страна».
1


Природа нашей родины (25часов).


20
Разнообразие поверхности Земли.
1
с. 70-72


21
Почва.
Демонстрация: свойства почвы.
1
с. 73-75


22
Вода и её свойства.
Демонстрация «Свойства воды».
1
с. 76-78


23
Вода в природе.
1
с. 79-81


24
Значение и охрана воды.
1
с. 82-84


25
Свойства воздуха.
Практическая работа «Свойства воздуха».
1
с. 85-87


26
Состав и значение воздуха.
1
с. 87-90


27
Движение и температура воздуха.
1
с. 90-93


28
Горные породы.
Демонстрация горные породы.

1
с. 93-96


29
Полезные ископаемые. Демонстрация полезные ископаемые.

1
с. 97-101


30
Охрана недр и почвы.
1
с. 101-104


31
Разнообразие живой природы.
1
с.105-107


32
Царства живой природы.
1
с. 107-109


33
Условия, необходимые для жизни живых организмов
1
с. 110-113


34
Растения и животные леса.
1
с. 114-115


35
Грибы.
1
с. 118-120


36
Растения и животные водоёма.
1
с. 121-122


37
Растения и животные луга.
1
с. 123-125


38
Растения и животные сада.
1
с. 126-129


39
Декоративные растения садов.
1
с. 130-132


40
Комнатные растения.
1
с. 132-135


41
Растения и животные огородов.
1
с.135-139


42
Растения и животные полей.
1
с. 139-143


43
Домашние животные.
1
с. 144-146


44
Урок повторения по теме «Природа нашей родины».
1


Охрана здоровья человека (14 часов).


45
Строение тела человека.
1
с. 150-152


46
Наша кожа.
1
с. 152-154


47
Органы опоры и движения.
1
с. 154-156


48
Правильная ли у вас осанка?
1
с.157-159


49
Для чего мы едим?
1
с.159-161


50,
51
Наша пища.
2
с.162-164


52
Кровь и кровеносная система.
1
с. 164-167


53
Как мы дышим?
1
с.167-170


54
Как из организма удаляются ненужные вещества.
1
с. 170-171


55
Как человек воспринимает окружающий мир.
1
с. 171-175


56
Кто всем руководит?
1
с.175-177


57
Здоровый образ жизни.
1
с.177-180


58
Урок повторения по теме «Охрана здоровья человека».
1


Экология. Охрана природы (3 часа).



59
Человек – часть природы.
1
с. 181-182


60
Природу надо беречь.
1
с. 182-185


61
Правила поведения человека на природе.
1


Повторение 7 часов/ всего 68 часов





БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС
(2 часа в неделю)

Содержание курса
Введение (5часов).
Живая и неживая природа. Предметы, явления природы и изменения. Превращения веществ. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода (12 часов).
Вода в природе. Температура воды. Свойства воды. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту и природе. Очистка воды. Питьевая вода. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.
Демонстрация: расширение воды при нагревании и охлаждении; растворение веществ; очистка воды; выпаривание соли.
Практическая работа «Измерение температуры воды, «Растворимые и нерастворимые в воде вещества».
Воздух (13 часов).
Свойства воздуха. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород и его свойства. Значения кислорода для живых организмов. Углекислый газ и его свойства. Примеси в воздухе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха.
Демонстрация: обнаружение воздуха в телах, упругость воздуха.
Практическая работа «Движение воздуха».
Полезные ископаемые (18 часов).
Полезные ископаемые и их значение. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид, свойства. Горючие полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Внешний вид, свойства, добыча и использование человеком. Минеральные удобрения: калийная соль, фосфориты. Внешний вид, свойства, добыча использование. Железная и медная руды. Получение черных и цветных металлов. Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых.
Демонстрация: полезные ископаемые, удобрения.
Почва (13).
Почва – верхний плодородный слой земли. Образование почвы. Состав почвы. Минеральная и органическая часть почвы. Виды почв, их свойства. Плодородие почвы. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, пути их решения.
Демонстрация: выделение воздуха и воды из почвы; обнаружение в почве песка и глины.
Практическая работа «Различие песчаных и глинистых почв».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
6класс
Учащиеся должны знать:
Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
Характерные признаки полезных ископаемых;
Некоторые свойства воды, воздуха, металлов.
Учащиеся должны уметь:
Обращаться с простым лабораторным оборудованием;
Определение температуры воды.





Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе




уроки
Практические, лабораторные работы
Контрольные,
проверочные работы

1
Введение.
5
5



2
Вода.
12
9
2
1

3
Воздух.
13
11
1
1

4
Полезные ископаемые.
18
17

1

5
Почва.
13
11
1
1


Повторение
7
7




итого
68
60
4
4








































Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.(2011), учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Биология. Неживая природа» 6 класс И. В. Романов, Р. А.Петросова (2011).

Дата

Тема урока
Кол-во часов
Домашнее задание

Введение (5часов).


1
Мир вокруг нас.
1
с. 8-9


2
Живая и неживая природа.
1
с. 10-13


3
Тела и вещества.
1
с. 14-15


4
Форма и величина Земли.
1
с. 18-19


5
Смена дня и ночи. Смена времен года.
1
с. 20-22

Вода (12 часов).


6
Вода в природе.
1
с. 26-29


7
Свойства воды.
1
с. 29-32


8
Растворимые и нерастворимые в воде вещества.
1
с. 33-35


9
Практическая работа «Растворимые и нерастворимые в воде вещества».
1



10
Растворы.
1
с. 36-37


11
Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое.
1
с. 38-39


12
Температура и её измерение. Практическая работа «Измерение температуры воды».
1
с. 40-41


13
Работа воды в природе.
1
с.42-43


14
Использование воды человеком.
1
с. 44-45


15
Охрана воды.
1
с. 46-47


16
Урок обобщения по теме «Вода».
1



17
Проверочная работа по теме «Вода»
1




Воздух (13).




18
Воздух вокруг нас.
1
с. 52-53


19
Свойства воздуха.
1
с. 54-56


20
Теплый и холодный воздух.
1
с. 57-59


21
Теплопроводность. Движение воздуха.
Практическая работа «Движение воздуха».
1
с. 60-61


22
Ветер.
1
с. 62-63


23
Работа ветра в природе.
1
с. 64-65


24
Состав воздуха. Свойства кислорода.
1
с. 66-67


25
Значение кислорода.
1
с. 68-70


26
Углекислый газ и его свойства.
1
с. 71-72


27
Значение воздуха.
1
с. 73-74


28
Чистый и загрязнённый воздух.
Охрана воздуха.
1
с. 75-76


29
Урок обобщения по теме «Воздух».
1



30
Проверочная работа по теме «Воздух».
1




Полезные ископаемые (18 часов).




31
Горные породы.
1
с. 80-81


32
Строительные материалы. Гранит.
1
с. 82-84


33
Известняк.
1
с. 85-86


34
Песок и глина.
1



35
Горючие полезные ископаемые. Торф.
1
с. 89-92


36
Каменный уголь.
1
с. 93


37
Нефть.
1
с.94-95


38
Природный газ.
1
с. 96


39
Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений. Калийная соль.
1
с. 97-98


40
Фосфориты.
1
с. 99-100


41
Рудные полезные ископаемые. Железная руда.
1
с. 101-102


42
Чёрные металлы.
1
с. 103-105


43
Цветные металлы.
1
с. 106


44
Алюминий.
1
с. 107-108


45
Медь.
1
с. 109-110


46
Охрана недр.
1
с. 111-112


47
Урок обобщения по теме «Полезные ископаемые».
1



48
Проверочная работа по теме «Полезные ископаемые».
1




Почва (13 часов).




49
Почва – верхний плодородный слой земли.
1
с. 118-119


50
Состав почвы.
1
с. 120-121


51
Части почвы.
1
с. 122-123


52,53
Разнообразие почв.
2
с. 124-125


54
Песчаные и глинистые почвы.
1
с. 126


55
Практическая работа «Различие песчаных и глинистых почв».
1



56
Основные свойства почвы.
1
с. 127-128


57
Обработка почвы.
1
с. 129-130


58,59
Охрана почвы.
2
с. 131-132


60
Урок обобщения по теме «Почва».
1



61
Проверочная работа по теме «Почва».
1
.

Повторение 7 часов/ всего 68 часов


















































БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС
(2 часа в неделю)

Содержание курса

Введение (3часа).
Многообразие растений. Значение растений в природе.

Общее знакомство с цветковыми растениями (21 часа).
Знакомство с органами цветкового растения. Подземные и наземные органы цветкового растения. Корень и корневые системы. Значение корня в жизни растения. Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Строение стебля. Разнообразие стеблей. Значение стебля. Строение цветка. Виды соцветий. Опыление. Плоды, разнообразие плодов. Размножение растений семенами. Строение семян однодольных и двудольных растений. Растение – целостный организм.
Лабораторные работа
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Строение семени фасоли.

Многообразие цветковых растений (32часа).
Деление растений на группы. Многообразие растений: мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные. Однодольные растения: злаки, лилейные. Хлебные злаковые культуры. Овощные лилейные. Двудольные покрытосеменные растения: пасленовые, бобовые, розоцветные, сложноцветные. Основные овощные растения. Плодово-ягодные растения. Декоративные растения. Уход за комнатными растениями. Охрана растительного мира.
Лабораторные работа
Строение луковицы.
Строение клубня картофеля.
Хвойные растения.

Бактерии (2 часа).
Общее знакомство. Значение бактерий в природе и жизни человека.

Грибы (3 часа).
Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
7 класс
Учащиеся должны знать:
название основных групп растений, грибов, бактерий
строение и общие биологические особенности цветковых астений
разницу ядовитых и съедобных грибов
вред бактерий и способы предохранения от зарождения ими

Учащиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп растений
приводить примеры растений некоторых групп
различать органы цветкового растения
различать однодольные и двудольные растения
различать грибы и растения
Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе




уроки
Практические, лабораторные работы
Контрольные,
проверочные работы

1
Введение
3
3



2
Общее знакомство с цветковыми растениями
21
20
3
1

3
Многообразие цветковых растений
32
30
3
2

4
Бактерии
2
2



5
Грибы

3
2

1

6
Повторение
7
7




итого
68
64

4

































Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.(2011), учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс З. А. Клепинина (2011).


Дата

Тема урока
Кол. Час.
Домашнее задание

Введение (3 часа)


1
Разнообразие растений.
1
с.5-7


2
Значение растений.
1
с. 8-10


3
Охрана растений.
1
с.10-13

Общее знакомство с цветковыми растениями (21 часа).


4
Строение цветкового растения. Лабораторная работа
« Органы цветкового растения».
Строение цветка. Лабораторная работа «Части цветка».
1
с. 14-16


5
Виды соцветий.
1
с. 19-21


6
Опыление цветков.
1
с. 21-24


7
Плоды.
1
с.24-27


8
Распространение плодов.
1
с.28-30


9
Внешний вид и строение семени фасоли.
Лабораторная работа
«Строение семени фасоли».
1
с. 31-33


10
Строение семени пшеницы.
1
с. 35-36


11
Условия прорастания семян. Определение всхожести семян.
1
с.40-41


12
Правила заделки семян в почву.
1
с. 41-44


13
Виды корней. Корневые системы.
1
с. 44-49


14
Значение корня. Видоизменение корней.
1
с. 49-50


15
Внешнее строение листа.
1
с. 54-57


16
Из каких веществ состоит растение.
·
1
с. 57-58


17
Образование органических веществ в растении.
1
с. 58-62


18
Испарение воды листьями.
1
с.65-64


19
Дыхание растений.
1
с. 65-67


20
Листопад и его значение.
1
с. 68-70


21
Строение стебля. Значение стебля.
1
с. 71-75


22
Разнообразие стеблей.
1
с. 76-78


23
Растение целостный организм.
1
с. 79-82


24
Обобщающий урок по теме «Общее знакомство с цветковыми растениями».
1


Многообразие цветковых растений (32 часа)


25
Деление растений на группы. Мхи, общая характеристика.
1
с. 84-87


26
Папоротники.
1
с. 88-90


27
Голосеменные. Хвойные растения.
1
с. 90-93


28
Практическая работа «Хвойные растения»
1



29
Цветковые растения. Деление цветковых на классы.
1
с. 94-96


30
Однодольные растения. Общая характеристика.
1
с. 96-97


31,
32
Хлебные злаковые растения.
2
с.98-106


33
Использование злаков в народном хозяйстве.
1
с. 107-109


34
Лилейные, общие признаки. Декоративные лилейные.
1
с.110-114


35
Овощные лилейные. Лабораторная работа «Строение луковицы». Дикорастущие лилейные.
1
с. 116-121


36
Проверочная работа по теме «Однодольные растения».
1



37
Двудольные растения. Пасленовые.
1
с. 122-124


38
Овощные и технические пасленовые. Лабораторная работа «Строение клубня картофеля».
1
с. 124-128


39
Овощные, декоративные пасленовые.
1
с. 131-137


40
Бобовые. Общие признаки бобовых.
1
с. 141-142


41
Пищевые бобовые растения.
1
с. 145-147


42
Кормовые бобовые растения.
1
с. 148-150


43
Розоцветные. Общие признаки. Шиповник.
1
с.150-153


44-45
Плодово-ягодные растения. Яблоня. Груша.
2
с. 153-159, 160-168


46
Плодово-ягодные растения. Вишня, малина, земляника.
1
с. 158-166


47
Сложноцветные. Общие признаки.
1
с. 169-170


48
Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.
1
с. 171-173


49-50
Цветочно-декоративные сложноцветные.
2
с. 174- 179


51
Проверочная работа по теме «Двудольные. Покрытосеменные растения»
1



52
Уход за комнатными растениями.
1
с. 180-184


53
Осенние работы в саду.
1
с. 185-190


54
Подготовка сада к зиме.
1
с. 191-194


55
Весенние работы в саду.
1
с. 194-195


56
Уход за посевами и посадками.
1
с. 196-200

Бактерии (2 часа)


57-58
Бактерии
2
с. 204-208

Грибы (3 часа)


59
Строение грибов.
1
с. 209-211


60
Съедобные и ядовитые грибы.
1
с. 212-216


61
Проверочная работа по теме «Бактерии. Грибы»
1


Повторение 7 часов/ всего 68 часов


















































БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС
(2 часа в неделю)

Содержание курса
Введение (2 часа).
Многообразие животного мира. Местообитание животных. Значение животных. Охрана животных.
Беспозвоночные животные (11 часов).
Черви.
Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид, образ жизни, питание, дыхание, размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании. Круглые черви – паразиты человека. Аскариды – возбудители заболеваний. Внешний вид, питание. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Общие признаки насекомых. Местообитания, питание, роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых. Бабочка-капустница, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения, размножение. Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения, размножение. Пчелиная семья и её жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Демонстрация: коллекция насекомых.

Позвоночные животные (51 час).
Общие признаки позвоночных животных.
Рыбы. Общие признаки рыб, среда обитания. Речные рыбы, морские рыбы. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Внутреннее строение. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба, особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Внутреннее строение. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению и образу жизни.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножения и развития. Особенности образа жизни. Птицы леса, открытых пространств, хищные птицы, водоплавающие птицы. Домашние птицы. Значение и охрана птиц.
Млекопитающие. Местообитание, приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения: скелет мышцы, нервная система, пищеварительная система, кровообращение, выделение.
Разнообразие млекопитающих:
грызуны,
зайцеобразные,
хищники,
ластоногие,
китообразные,
парнокопытные,
непарнокопытные,
приматы.
Сельскохозяйственные животные. Содержание, уход. Значение в народном хозяйстве. Охрана животных. Редкие и исчезающие виды.
Демонстрация: скелет раб ,лягушки ,птицы.

Учащиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны уметь:
узнавать изученных животным;
кратко рассказать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания

Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе




уроки
Практические, лабораторные работы
Контрольные,
проверочные работы

1
Введение.
2
2



2
Беспозвоночные животные.
11
10

1

3
Позвоночные животные
51
48

3

4
Повторение
4
4



5
Итого
68
64

4





















Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.(2011), учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Биология. Животные» 8 класс А. И. Никишов, А. В. Теремов (2013).

Дата

Тема урока
Кол-во часов
Домашнее задание

Введение ( часа)


1
Многообразие животного мира
1
с. 3-6


2
Значение животных и их охрана.
1
с. 6-9

Беспозвоночные животные(11 часов)


3
Беспозвоночные животные. Общие признаки червей. Дождевой червь.
1
с.12-15


4
Круглые черви – паразиты человека. Черви-сосальщики. Значение червей.
1
с. 15-16


5
Общие признаки насекомых. Общие признаки и образ жизни.
1
с. 20-23


6
Бабочка-капустница. Яблолонная плодожорка.
1
с. 23-27


7
Майский жук.
1
с. 27-29


8
Комнатная муха.
1
с. 29-31


9
Медоносная пчела.
1
с. 31-35


10
Тутовый шелкопряд.
1
с. 35-37


11
Многообразие насекомых. Значение в природе и жизни человека.
1
с. 41-43


13
Проверочная работа по теме «Беспозвоночные»
1


Позвоночные животные ( 51час)


14
Общие признаки позвоночных животных. Общие признаки рыб.
1
с. 45-47


15
Внешнее строение и скелет рыб.
1
с. 47-49


16
Внутреннее строение рыб: дыхание, кровообращение, нервная система.
1
с. 50-52


17
Размножение рыб.
1
с. 52-54


18
Речные рыбы.
1
с. 54-56


19
Морские рыбы.
1
с. 56-58


20
Рациональное использование и охрана рыб.
1
с.61-62


21
Земноводные. Среда обитания и внешнее строение лягушки.
1
с. 72-74


22
Внутреннее строение земноводных.
1
с. 75-77


23
Размножение и развитие лягушки.
1
с. 77-79


24
Урок повторения и обобщения по теме «Рыбы. Земноводные»
1



25
Пресмыкающиеся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.
1
с. 82-84


26
Внутреннее строение пресмыкающихся.
1
с.85-86


27
Размножение и развитие пресмыкающихся.
1
с. 87-89


28
Птицы. Особенности внешнего строения птиц.
1
с.94-96


29
Особенности скелета птиц.
1
с.97-98


30
Особенности внутреннего строения птиц.
1
с. 99-101


31
Размножение и развитие птиц.
1
с. 101-104


32
Птицы, кормящиеся в воздухе.
1
с. 105-106


33
Птицы леса.
1
с. 107-109


34
Хищные птицы.
1
с. 110-113


35
Птицы пресных водоемов и болот.
1
с. 113-116


36
Птицы, обитающие вблизи жилья человека.
1
с. 117-119


37
Домашние птицы. Куры.
1
с. 127-129


38
Домашние утки и гуси. Птицеводство.
1
с. 130-134


39
Проверочная работа по теме «Птицы».
1
с. 136-138


41
Млекопитающие. Общие признаки.
1
с. 136-138


42
Внешнее строение млекопитающих.
1
с. 138-139


43
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.
1
с. 140


44
Внутренние органы млекопитающих.
1
с. 143-145


45
Грызуны.
1
с. 146-148


46
Значение грызунов в природе и жизни человека.
1
с. 149-150


47
Зайцеобразные.
1
с. 151-153


48
Разведение домашних кроликов.
1
с. 153-156


49
Хищные звери.
1
с. 159-164


50
Дикие пушные хищные звери.
1
с. 165-168


51
Звероводство.
1
с. 168-170


52
Проверочная работа по теме «Млекопитающие».
1



53
Домашние хищные звери.
1
с. 172-176


54
Ластоногие.
1
с.176-178


55
Китообразные.
1
с. 178-180


56
Парнокопытные.
1
с. 181-183


57
Непарнокопытные.
1
с. 186-188


58
Приматы.
1
с. 190-192


59
Сельскохозяйственные млекопитающие. Коровы.
1
с. 194-197


60
Содержание коров на фермах.
1
с. 197-200


61
Овцы. Содержание овец.
1
с. 205-207


62
Верблюды. Олени.
1
с. 207-210


63
Домашние свиньи. Содержание свиней.
1
с. 211-216


64
Домашние лошади.
1
с. 217-220

Повторение 4 часа / всего 68 часов


















































9 класс
Учащиеся должны знать:
название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека
о влиянии физической нагрузки на организм
нормы правильного питания
о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм
названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью
санитарно – гигиенические правила

Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья
соблюдать санитарно – гигиенические требования
оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечениях, ожогах



Содержание курса

Введение (1 час)
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

Общее знакомство с организмом человека (5 часа)
Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Опора и движения (12 часов)
Скелет (6 часов)
Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Соединения костей. Сустав, его строение.


Лабораторные работа
Определение правильной осанки.
Изучение внешнего вида костей.

Мышцы (6 часов)
Движение – важнейшая особенность человека. Основные группы мышц. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физических упражнений на формирование и развитие мышц.

Кровообращение (9 часов)
Кровеносная система человека. Кровь, её состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Работа сердца. Кровяное давление, пульс. Движение крови по сосудам. Группы крови. Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердце. Первая помощь при кровотечениях. Влияние никотина, спиртных напитков, наркотических веществ на сердечно – сосудистую систему.

Практическая работа
Подсчет частоты пульса.
Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.

Дыхание(6часов)

Органы дыхания человека. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Влияние никотина на органы дыхания.

Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания.

Питание и пищеварение (8)

Значение питания для человека. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания.

Демонстрация обнаружение крахмала в хлебе, картофеле.

Выделение (2часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки). Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.

Покровы тела (5 часов)

Кожа и её роль в жизни человека. Закаливание организма. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.

Нервная система (6часов)

Строение и значение нервной системы (спинной, головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.

Органы чувств (6 часов)

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органов зрения. Строение органов слуха. Органы обоняния и вкуса.

Размножение человека (2 часа)
Значение размножения. Развитие человека. Возрастные процессы.









Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе




уроки
Практические, лабораторные работы
Контрольные,
проверочные работы

1
Введение
1
1



2
Общее знакомство с организмом человека
5
4

1

3
Опора и движения
12
10
2


4
Кровообращение
9
7
1
1

5
Дыхание
6
6



6
Питание и пищеварение
8
7

1

7
Выделение
2
2



8
Покровы тела
5
4

1

9
Нервная система
6
6



10
Органы чувств
6
5

1

11
Размножение
2
2



12
Повторение
6
6




итого
68
60
3
5





























Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока
Кол-во часов
Домашнее задание

Введение (1 час)


1
Роль и место человека в природе.
1


Общее знакомство с организмом человека (5 часа)


2
Строение клетки.
1
с. 3-4


3
Химический состав и жизнедеятельность клетки
1
с. 7-8


4
Ткани. Органы.
1
с. 10-12


5
Системы органов. Организм.
1
с. 14-16


6
Проверочная работа по теме «Общее знакомство с организмом человека.
1


Опора и движения (12 часов)

Скелет (6 часов)


7
Значение опорно-двигательной системы.
1
с. 21-23


8
Строение и состав костей. Лабораторная работа
Изучение внешнего вида костей.
1
с. 24-26, вопросы


9
Отделы скелета. Череп.
1
с. 27-28


10
Скелет туловища.
1
с. 29-31


11
Скелет конечностей.
1
с. 32-34


12
Первая помощь при растяжении связок, вывихах, переломах.
1
с. 35-36

Мышцы (6 часов)


13
Строение и значение мышц.
1
с. 38-39


14
Основные группы мышц.
1
с. 40-42


15
Работа мышц.
1
с. 43-44


16
Осанка и здоровье человека. Лабораторные работа
Определение правильной осанки.

1
с. 45-47


17
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
1
с. 48-50


18
Урок повторения по теме «Опора и движения»
1


Кровообращение (9 часов)


19
Значение крови и её состав.
1
с. 55-57


20
Строение и работа сердца.
1
с. 58-60


21
Кровеносные сосуды и круги кровообращения.
1
с. 61-63


22
Движение крови по сосудам.
1
с. 64-65


23
Практическая работа
Подсчет частоты пульса.

1



24
Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови.
1
с. 66-68


25
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
1
с. 70-71


26
Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на сердце и сосуды.
1
с. 72-73


27
Проверочная работа по теме «Кровообращение»
1


Дыхание(6 часов)


28
Органы дыхания.
1
с. 77-79


29
Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.
1
с. 80-82


30
Дыхательные движения.
1
с. 83-84


31
Болезни органов дыхания и их предупреждение.
1
с. 84-86


32
Гигиена дыхания. Искусственное дыхание.
1
с. 86-88


33
Охрана воздушной среды.
1
с. 89-90

Питание и пищеварение (8 часов)


34
Значение и состав пищи. Органы пищеварения.
1
с. 95-100


35
Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости.
1
с. 101-104


36
Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике.
1
с. 105-108


37
Гигиена питания. Нормы питания.
1
с. 109-112


38
Витамины.
1
с. 113-115


39
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений.
1
с. 116-119


40
Вредное влияние курения и вредных веществ на органы пищеварения.
1
с. 120-121


41
Проверочная работа по теме «Питание и пищеварение»
1


Выделение (2часа)


42
Строение и значение почек
1
с. 125-127


43
Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.
1
с. 127-128

Покровы тела (5 часов)


44
Значение и строение кожи
1
с. 130-133


45
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении.
1
с. 134-136


46
Закаливание организма.
1
с. 137-139


47
Гигиена кожи.
1
с. 140-142


48
Урок повторения по теме «Выделение. Покровы тела»
1


Нервная система (6часов)



49
Значение и строение нервной системы.
1
с. 145-148


50
Спинной мозг, его строение и значение.
1
с. 149-150


51
Головной мозг, его строение и значение.
1
с. 150-152


52
Гигиена нервной системы.
1
с. 152-153


53
Режим дня. Сон и его значение.
1
с. 156-157


54
Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.
1
с. 158-159

Органы чувств (6 часов)


55
Значение органов чувств. Орган зрения.
1
с. 165-167


56
Гигиена зрения.
1
с. 167-169


57
Орган слуха.
1
с. 170-172


58
Гигиена слуха.
1
с. 172-173


59
Органы осязания, обоняния, вкуса.
1
с.174-177


60
Проверочная работа по теме «Нервная система. Органы чувств»



Размножение человека (2 часа)



61
Значение размножения.
1
с. 182


62
Развитие человека. Возрастные процессы.
1
с. 1183

Повторении 6 часов


























Учебно-методические средства обучения


Естествознание. Человек. 9 класс: учебник для 9 класса вспомогательная школа. М. «Просвещение», 1994
учебник для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс Москва, Прсвещение, 2011.
Биология в таблицах. 6-11 классы./ А.И. Никишов, Р. А. Петросова, В.С. Рохлов, А. В. Теремов – 2-е изд., исправленное и дополненное – М.: «Илекса»,1998.
Биология в таблицах, схемах, рисунках./ С.С. Акимов, А.Х. Ахмалишева, А.В. Хренов. – М.: « Лист», 1996.

Оборудование и приборы: световой микроскоп; микропрепараты: растительная, животная клетка; гербарий растений.










Список литературы

Программы для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В., 2011 год.
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Природоведение» 5 класс И. В. Романов, Р. А.Петросова (2012);
Учебник «Биология. Неживая природа» 6 класс И. В. Романов, Р. А.Петросова (2011); Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс З. А. Клепинина. – М.: просвещение, 2011 год.
Учебник «Биология. Животные» 8 класс А. И. Никишов, А.В. Теремов. – 9-е изд. – М.: Просвещение,2013 год.

Биология в таблицах. 6-11 классы./ А.И. Никишов, Р. А. Петросова, В.С. Рохлов, А. В. Теремов – 2-е изд., исправленное и дополненное – М.: «Илекса»,1998.
Биология в таблицах, схемах, рисунках./ С.С. Акимов, А.Х. Ахмалишева, А.В. Хренов. – М.: « Лист», 1996.

15