Урок по теме: «Роль местоимений-прилагательных и местоимений-числительных в простом и сложном предложении»


УРОК № 104
Тема:Роль местоимений-прилагательных и местоимений-числительных в простом и сложном предложении
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного (общеметодической направленности)
Цель урока: развить представление о роли местоимений-прилагательных и местоимений числительных в простом и сложном предложении.
Задачи:
Актуализировать знания о синтаксической функции местоимений-прилагательных в простом предложении.
Формирование навыков самостоятельной работы с учебником на этапе обобщения и систематизации изученного.
Развивать умение анализировать сложные предложения, составлять схемы, составлять текст с использованием морфологических средств связи, определять роль относительных местоимений в сложном предложении.
Развитие правописных умений.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим); извлекать и преобразовывать информацию (схемы, ключевые слова).
Предметные:
ЛР: определять синтаксическую роль местоимений-прилагательных и местоимений-числительных в простом предложении, выявлять функцию относительных местоимений-прилагательных в сложном предложении, составлять схемы сложных предложений и предложения по заданным схемам, правильно пунктуационно оформлять простые и сложные предложения.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТО, духовно-нравственное воспитание
I. Организационный Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Языковая разминка с элементами моделирования текста
1.
1) вставить подходящие по смыслу местоимения
2) выделить местоимения, которые изменяются как прилагательные
П. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c1bd6b33-1185-4a31-8de3-aae8c8633f19/index_listing.htmlЧто нужно знать, чтобы определить разряд этих местоимений?
(содержит вопрос или соединяет части сложного предложения) Познавательные УУД
1. Анализировать, классифицировать, делать выводы.
2. Производить отбор материала.
III. Введение в тему урока.
– Прочитайте ключевые слова темы (записаны на доске).Местоимения-прилагательные, местоимения-числительные,
предложение, простое, сложное.
– Сформулируйте на их основе тему урока. Сравните с формулировкой в учебнике (§ 58). Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
IV. Обобщение и систематизация изученного.

1. Актуализируются знания о синтаксической функции
местоимений-прилагательных в простом предложении.
Ученики работают по заданиям к модулю, делают предварительные выводы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Общий вывод: чтение текста в рамке на с. 40.
– Содержится ли в тексте в рамке новая для вас информация? (Нет, такую же синтаксическую роль имеют имена прилагательные и имена
числительные.)
3. Актуализируются знания о роли относительных местоимений в сложном предложении:
Зачем ты здесь, зачем оставил
Тревоги жизни боевой
И меч, который ты прославил.
Монах, который сохранил
Потомству верное преданье
О славном витязе моем,
Нас уверяет смело в том…
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.
– Просмотрите все предложения в этом задании. Что их объединяет? (Сложные предложения, части связывает относительное местоимение который и относительное местоимение сколько)
– Как называются такие предложения? (Сложноподчиненные)
4. Чтение 2-го текста в рамке.
– Что нового вы узнали из текста? (Относительные местоимения-прилагательные выполняют роль союзных слов.)
– Что же это такое – «союзные слова»? С одной стороны, эти слова
связывают придаточное предложение с главным (как союзы), а с
другой – они являются самостоятельной, а не служебной частью речи, –
местоимением.
Дополните новой информацией (см. текст в рамке учебника) схему «Придаточные определительные»
ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
160020462280вопросы
какой? чей?
00вопросы
какой? чей?
1874520462280к существит.
в главной части
00к существит.
в главной части
3477895464185слова который, какой, чей
00слова который, какой, чей
62039580645002792095806450024491958064500
– Проверьте себя.
ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
163195464185вопросы
какой? чей? который
00вопросы
какой? чей? который
1877695466090к существит.
в главной части;
может быть указ. местоим.
тот, этот, такой
00к существит.
в главной части;
может быть указ. местоим.
тот, этот, такой
3481070466090относит. мест. который, какой, чей
00относит. мест. который, какой, чей
62039580645002792095806450024491958064500
Обобщающий ответ на вопросы после текста в рамке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, устанавливать различия, давать характеристику объектов.
2. Делать выводы, осуществлять познавательную рефлексию.
V. Развитие учебно-языковых умений.
1. Развивается умение находить местоимения-прилагательные и определять их синтаксическую роль.
2. Развивается умение анализировать сложные предложения, составлять схемы, определять роль относительных местоимений в сложном предложении.
3. Закрепление умения составления текста с использованием морфологических средств связи.
Задание 1. Расположите предложения так, чтобы получился текст.

А. Каждое поколение закономерно задает этот вопрос, который ценен не ответом, а самим фактом существования.
Б. Другие же – сохраняет, ставит их заново и заново, меняя лишь формулировки.
В. Если астроном стоит лицом к лицу со Вселенной, то гуманитарий стоит лицом к лицу с Историей Человечества, с его главным вопросом о смысле жизни.
Г. Есть вопросы, на которые культура дает ответ.
1) Б,Г,В,А 2) А,Б,В,Г 3) В,А,Г,Б 4) Г,В,Б,А
Задание 2.. Какое местоимение употреблено в предложении Г?1) указательное2) относительное3) вопросительное4) возвратное
Задание 3.Выпишите все местоимения-прилагательные из предложений, укажите их синтаксическую роль в предложении.
Задание 4. Составьте схемы сложных предложений с придаточным определительным.
Коммуникативные УУД
1. Взаимодействовать в группе.
2. Осуществлять речевой само– и взаимоконтроль.
Познавательные УУД
1. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
2. Производить отбор и систематизацию материала.
VI. Развитие правописных умений.
Проверочная работа № 5 в тетради «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс» Е.С. Баровой, М.Р. Богдановой.
Проверяется уровень сформированности умений по теме «Местоимение»: ученики находят все местоимения в тексте, определяют их разряд, вставляют буквы, обозначают, где нужно, дефис или пробел, расставляют знаки препинания.
Работа выполняется по уровням (А – необходимый, В – повышенный).
ТОУУ
VII. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование) Н. Упр. 481.
П. Упр. 482.
VIII. Этап диагностики и рефлексии
– Какими словами можно дополнить список ключевых слов, данных
в начале урока? (Придаточные определительные, союзные слова.)
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
***Оценки выставляются за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
Этап урока Виды деятельности на уроке Компетенции учителя УУД Результаты
Организационный этап (мотивационный)
1 1. Приветствие учащихся Организационная (действия, умения и навыки учителя):
уметь создавать ситуацию мотивации к обучению («стартовое желание учиться») Личностные, регулятивные (ученик будет приобретать навыки [чего? какие?]):
• умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности»;
• установление целевых приоритетов;
•самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Личностные, регулятивные (ученик научится [чему?], приобретет навыки [какие, чего?]):
• выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;
• соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива;
• осознание самого себя как движущей силы своего научения
2. Проверка готовности учащихся к уроку (раздаточный материал, закладки в книгах, рабочие тетради) Коммуникативно-образовательная: формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества Познавательные:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•формулирование проблемы Познавательные:
• умение переходить от одного вида общения к другому;
• умение видеть проблему;
• умение проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству
3. Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока Коммуникативные: речевые действия (речевое отображение): описание, объяснение, доказательство, убеждение содержания планируемых действий для достижения цели, решения задач в форме громкой социализированной речи, в форме внутренней речи Коммуникативные:
• умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Технологии: дифференцированный подход; индивидуально-личностное обучение
Этап урока Языковая разминка с элементами моделирования текста
1. Моделирование текста при помощи подбора подходящих по смыслу и по форме местоимений Рефлексивная:
уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев
Образовательная:
актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия Коммуникативные:
реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности Коммуникативные:
аргументировать свою точку зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод, выбор;
2. Определение разрядов местоимений-прилагательных и уяснение синтаксической роли в предложении
Технологии: поэтапное формирование умственных действий; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока, информационно-компьютерные технологии (модуль ФЦИОР, тест ЦОР)
Этап урока Введение в тему урока
3 Прочитать ключевые слова темы (записаны на доске).
Сформулировать на их основе тему урока. Сравнить с формулировкой в учебнике (§ 58). Методическая:
уметь включать учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы Познавательные:
• выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
• определение основной и второстепенной информации Регулятивные:
• высказывать предположения на основе наблюдений
• формулировать тему урока
Познавательные:
• подвергать сомнению достоверность информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта;
• находить пробелы в информации и пути восполнения пробелов
Коммуникативные:
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Коммуникативные:
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
Технологии: поэтапное формирование умственных действий; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбереженияЭтап урока Обобщение и систематизация изученного4 1. Работа по заданиям к модулю, предварительные выводы.
2. Общий вывод: чтение текста в рамке на с. 40.
3. Работа по карточкам (устная)
4. Чтение 2-го текста в рамке. Выявление «нового» знания
Работа со схемой на стр. учебника, дополнение схемы новой информацией.
Обобщающий ответ на вопросы после текста в рамке. Методическая:
включать в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая индивидуальные способности учащихся к участию в самостоятельной и организации групповой (коллективной) деятельности
Познавательные:
• формирование навыков решения практической задачи индивидуальным образом;
• поиск информации из источника и др.
• анализировать, сравнивать, устанавливать различия,
• давать характеристику объектов.
• делать выводы, осуществлять познавательную рефлексию.
Личностно-регулятивные:
• устойчивый познавательный интерес;
• становление смыслообразующих функций познавательного, исследовательского, аналитического мотива
Образовательная: формирование навыков самостоятельной и/или групповой работы
Познавательные:
• откликаться на содержание текста:
– связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями, полученными из других источников;
– оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
• откликаться на форму текста:
– оценивать не только содержание, но и форму, а в целом – мастерство исполнения
– использовать полученный опыт, информацию для обогащения предметных знаний, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном тексте
Рефлексивная:
уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. Коммуникативная: установление правил продуктивной работы учащихся и учебных действий на их основе Коммуникативная:
реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности Коммуникативные:
• аргументировать свою точку зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод, выбор;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать
Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение; информационно-компьютерные технологии (модуль ФЦИОР)
Этап урока Развитие учебно-языковых умений
5 1. Составления текста с использованием морфологических средств связи.
2. Нахождение местоимения в заданном предложении и определение его разряда.3. Определение синтаксической роли в предложении всех местоимений-прилагательных
4. Составление схем сложных предложений с придаточным определительным.
Образовательная:
актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия Личностно-регулятивные:
• умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекции их;
• самостоятельное применение знаний в новой ситуации;
• формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом (составление текстов, схем, проведение самопроверки и взаимопроверки выполненной работы, редактирования текста и др.);
• рефлексия, коррекция, самокоррекция Личностно-регулятивные:
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• выбирать альтернативные способы достижения цели и наиболее эффективный способ
Методическая:
включать в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа учащихся Познавательные:
• производить отбор и систематизацию материала;
• умение составлять алгоритмы решения практической задачи;
• представлять модели объектов в знаково-символической форме.
. Познавательные:
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации
Организационно-рефлексивная:
создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон) учащихся в участии в самостоятельной и групповой деятельности Коммуникативные:
• осуществлять речевой само– и взаимоконтроль;
• взаимодействовать в группе.
Коммуникативные:
• аргументировать свою точку зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод, выбор;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать
Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение
Этап урока Развитие правописных умений
6 Проверочная работа № 5 в тетради «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс» Е.С. Баровой, М.Р. Богдановой. Методическая:
включать в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа учащихся Познавательные:
• формирование умения работать по алгоритмам;
• умение составлять алгоритмы решения практической задачи;
• умение редактировать текст ответа;
• поиск информации из источника и др. Познавательные:
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации
Организационно-рефлексивная:
создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон) учащихся в участии в самостоятельной и групповой деятельности Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; технология оценивания учебных успехов
Этап урока Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование)
7 1. Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»)
2. Н. Упр. 481.
П. Упр. 482.
Методическая: ориентировать учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания Личностно-регулятивные:
• умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
• формирование умений самоанализа результатов и самооценки готовности к выполнению заданий разного уровня сложности Личностно-регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
Познавательные: создавать и преобразовывать алгоритмы для решения предметной задачи
Рефлексивная:
формировать умение рефлексии учебных действий и результатов обучения учащимися Коммуникативная:
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи Коммуникативная: с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность)
Технологии: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; индивидуально-личностное обучение, технология здоровьесбереженияЭтап урока Этап диагностики и рефлексии
8 Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся
Организационно-методическая: проектировать способы и формы индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных затруднений учащихся Личностно-регулятивная: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Личностно-регулятивная: формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности
Технологии: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения*На каждом этапе урока приводится в действие технология здоровьесбережения. Эффективность реализации данной технологии обеспечивается соразмерностью и соотнесенностью выбора:
• видов деятельности – учебным задачам;
• учебных задач – инструментарию их выполнения учащимися;
• инструментария выполнения учебных задач – видам деятельности на уроке;
• видов деятельности – содержанию теоретического и практического материала и т. д.