Урок по русскому языку на темуЗнаки препинания в простом и сложном предложении. Повторение. (карта урока)


Русский язык. 6,7 класс. Повторение изученного.
Тема: Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Цели: развивать орфографическую и пунктуационную грамотность.
1. Проверка знаний.
Реши тест
«ДА-НЕТ». Словосочетание – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
Словосочетания бывают распространённые и нераспространённые.
В состав предложения входят главное и зависимое слово.
По структуре предложения бывают простые и сложные.
Любой текст имеет тему и основную мысль.
Второстепенные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.
Обращения на письме выделяются запятыми.
Обращения – это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову в предложении.
Между однородными членами запятая не ставится, если между ними один раз употребляется союз И.
2. Расставь знаки препинания.
Взаимопроверка За окнами послышалась песня и про зелёный лужок и про коня на воле.
Светит солнце и деревья горят жёлтыми оранжевыми багровыми огнями осени.
В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
Ни суровый климат ни густые леса ни болота ничто не пугало юных натуралистов.
Ах лето красное любил бы я тебя!
3. Прямая речь.
Изучи теоретический материал Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь всегда состоит из двух частей: прямая речь и слова автора.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРЯМОЙ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Схемы «А» — АВТОРСКАЯ РЕЧЬ.  «П» — ПРЯМАЯ РЕЧЬ.
Прямая речь после слов автора: А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П». Прямая речь перед словами автора: «П!» — а. «П?» — а. «П…» — а. «П», — а. Прямая речь внутри слов автора: А: «П!» — а. А: «П?» — а. А: «П…» — а. А: «П», — а.
СЛОВА АВТОРА ПОСЛЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ Вместо точки применяется запятая и тире, находящиеся за кавычками. «Вернусь поздно», — сказал Сидоров.
Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках. Тире находится за кавычками. «Ну, погоди!» — закричал волк.
СЛОВА АВТОРА ДО ПРЯМОЙ РЕЧИ Точка находится за кавычками. Сидоров сказал: «Вернусь поздно». Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках. Волк закричал: «Ну, погоди!» В обоих случаях для разделения слов автора и прямой речи применяется двоеточие. СЛОВА АВТОРА РАЗРЫВАЮТ ПРЯМУЮ РЕЧЬ В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же. «Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать». «Ну, заяц! — закричал волк. — Ну, погоди!»
4. Упражнения в расстановке знаков препинания Запиши предложения с прямой речью, расставь знаки препинания, составь схемы к предложениям. Вместо строчной буквы, где нужно, напишите прописную.
Мы попросили лесника проводи нас дедушка.
Петух захлопал крыльями и запел ку-ка-ре-ку.
Спросил ветер у дубу в чём твой секрет.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык писал И. Тургенев.
Он произнёс сегодня, похоже, будет дождь положил в сумку зонт.
Бабушка очень любит этот сервиз заметил Роман его дедушка подарил.
5. Интересные факты о русском языке В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- закоулок;
Разбери слово по составу.
6. Итог урока Итог урока. Выставление оценок.
7. Д/ЗСоставь и запиши предложения с прямой речью, составь схемы к предложениям.