Логопедические пятиминутки для детей дошкольного возраста


«Логопедические пятиминутки»
«Краски осени»
1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»:
Раз, два, три, четыре, пять,         (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.               (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы,                              (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.     («Шагают» по столу средним и указательным                                                        пальчиками.)
2.Загадки:
Дождик с самого утра,                              Кто всю ночь по крыше бьёт
Птицам в дальний путь пора,                   Да постукивает,
Громко ветер завывает.                             И бормочет, и поёт,
Это всё когда бывает?                               Убаюкивает?
                                   (осенью)                                                       (дождь)
Летом вырастают,                                      Падают с ветки золотые монетки.
 а осенью опадают.                                    ( листья )
3.Координация речи с движением «Листья»:
Листья осенние тихо кружатся,              (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся        (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят,           (Движения руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят.             (Поднимаются, кружатся.)
4.Упражнение «Осенние листочки». Развитие длительного плавного выдоха.
На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щёк. (Повторяем 3-5 раз.)
-38735121920
«Наш быт. Мебель»
1.Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»:
Раз, два, три, четыре,                         (загибают пальчики, начиная с  большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире.                 (сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,           (загибают пальчики, начиная с большого)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.            (попеременно хлопают в ладоши и стучат
Много мебели в квартире.                  кулачками)
2.Упражнение «Котенок и кресло». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению предлогов НА, С, В, ИЗ.
На наборное полотно с натянутым на него ковролином прикрепляется изображение кресла. Воспитатель объясняет детям, что веселый котенок будет совершать разные действия, а они будут рассказывать, где находится котенок. Воспитатель закрепляет изображение котенка на спинку кресла. Дети комментируют:
- Котенок на кресле. И т.п.
3.Загадки:
Под крышей четыре ножки,                       Четыре ноги, да не зверь,
А на крыше суп да ложки.                          Есть перья, да не птица.
                                   (стол)                                             (кровать, подушка)
Хоть у нас четыре ножки,                           В квартире нашей новый дом,
Мы не мышки и не кошки.                          Живет посуда в доме том.
Хоть мы все имеем спинки,                        Там место есть и для конфет,
Мы не овцы и не свинки.                             Он называется …
Мы не кони, хоть на нас                                                                    (буфет)
2530475158115Вы садитесь много раз.
                                (стулья)

«Этикет. Посуда»
1.Пальчиковая гимнастика «Помощники»:
Раз, два, три, четыре,                         (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли:                       (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку        (загибают пальчики, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,                        (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,     (загибают пальчики, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
повторить)
2.Игра «Дружит или не дружит?» Усвоение обобщающего понятия посуда. Отличие посуды от других предметов.
Воспитатель показывает детям по два предмета и спрашивает:
- Вилка «дружит» с ложкой? (Да, это посуда.)
- Чайник «дружит» с куклой? (Нет, потому что кукла не посуда, а игрушка.)
- Тарелка «дружит» с шубой? (Нет, потому что шуба не посуда, а одежда.) и т.д.
3.Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных «Посуда»:
Вот большой стеклянный чайник,           (надули животик: одна рука на поясе,Очень важный, как начальник.                 другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,                            (присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.                        
Вот фарфоровые блюдца,                          (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,                       (потянулись, руки сомкнули над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос                  (легли на ковер, вытянулись) Он посуду нам принес.

«Здравствуй, зимушка-зима!»
1.Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»:
Раз, два, три, четыре, пять,               (загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.               («идут» по столу указательным и
средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,                      («лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,              («крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,             (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись.                     (кладут ладошки на стол то одной,
то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.               (отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли.                   (движения воображаемой ложкой;
руки под щеку)
2.Игра «Вьюга». Развитие силы голоса.
Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:- Вьюга начинается.
Дети стоят лицом к воспитателю, спины прямые, по команде воспитателя делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…
  Если воспитатель говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если воспитатель говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса. Когда воспитатель скажет, что вьюга кончилась, дети должны замолчать.
3.Хороводная игра «Снежная баба». Координация слова с движением, развитие творческого воображения.
Сегодня из снежного мокрого кома   (идут по кругу, катят перед собойМы снежную бабу слепили у дома.      воображаемый ком)
Стоит наша баба у самых ворот.           («рисуют» руками три круга,
                                                                   начиная с маленького)
Никто не проедет, никто не пройдет.   (грозят указательным пальцем
сначала правой руки, потом левой)
Знакома она уже всей детворе,           (идут по кругу, последние словаА Жучка все лает: «Чужой во дворе!»  говорит один ребенок- Жучка)
«Новогодний калейдоскоп»
1.Пальчиковая гимнастика «Елочка»:
Перед нами елочка:                    
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев -верхушка «елочки»)
Шишечки, иголочки.                  
(кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики,                    («шарики» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки,                      
(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звезды, человечки.                  
(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)
2.Упражнение «Что изменилось?». Развитие зрительного внимания, связной речи.
На наборном полотне большая картинка с изображением елки. На ветвях елки закреплены магниты. Рядом с елкой – изображение елочных игрушек (с подклеенными с обратной стороны магнитами). Воспитатель предлагает детям украсить елку, прокомментировав свои действия. Дети украшают елку и поясняют:
- Я повешу на елку шарик.
- Я повешу снежинку. И т.п.
Затем воспитатель предлагает детям посмотреть на елку и запомнить, какие игрушки и где висят на ней. Далее воспитатель просит детей закрыть глаза и убирает одну из игрушек или меняет две игрушки местами. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось.
3.Игра «Приятный запах». Развитие речевого дыхания.
Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, к еловой веточке и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».
4. «Подскажи словечко»:
Вот она – елка, у елки…(иголки).            
 Елочка высока, достает до…(потолка).
Наступает Новый год,                                 Он с седою бородой.
Всем подарки он несет.                               Шуба, посох со звездой.
Вокруг елки в светлом зале                        Он подарки нам принес,
Дети водят…(хоровод).                               Добрый…(дедушка Мороз).
Вот пришла девчурка – из снега…(снегурка).

«Город мастеров. Профессии»
1.Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?»:
Что принес нам почтальон?                (сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он.                («шагают» пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету,                     (на каждое наименование загибают поВ бандероли – две кассеты.                 одному пальчику, начиная с большого)
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
2.Игра «Что кому нужно?». Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных – названий профессий в дательном падеже.
Воспитатель помещает на наборном полотне картинки с изображениями сумки почтальона, почтового ящика, весов, набора гирь и просит детей назвать картинки. После этого воспитатель задает вопрос:
- Кому для работы нужна сумка?
Дети отвечают:
- Сумка нужна почтальону.
Воспитатель спрашивает:
- Кому для работы нужны весы?
Дети отвечают:
- Весы нужны продавцу. И т.п.
3.Работа над темпом и ритмом речи «Продавец».
Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Воспитатель отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди:
Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть матрешки расписные,
Есть машинки заводные.
«Транспорт. Профессии на транспорте»
1.Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»:
Есть игрушки у меня:                    (хлопки ладонями и удары кулачкамиПаровоз и два коня,                         друг о друга попеременно)Серебристый самолет, (загибают пальчики на обеих руках)
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран –
Настоящий великан.
Сколько вместе?                                   (хлопают попеременно в ладоши иКак узнать?                                            ударяют кулачками друг о друга)Помогите сосчитать!
2.Игра «Найди место». Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов ПО, В.
На доске висит таблица, на которой изображены небо, море, берег моря с железнодорожной и автомобильной дорогами. В разных частях картины приклеены липучки, на которых дети будут крепить картинки. На наборном полотне стоят картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение. Первый ребенок берет картинку с изображением самолета, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:
- Самолет летит в небе.
Следующий ребенок выбирает картинку с изображением поезда, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:
- Поезд мчится по рельсам. И т.п.
3. Координация речи с движением «Самолет»:
Самолет построим сами,             (дети бегают по группе, разведя руки вПонесемся над лесами.                 стороны)
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
«Весна шагает по планете»
1.Пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап»:
Кап, кап, кап – звенит капель.      (ритмично, на каждый слог стучат по
Приближается апрель.                   столу подушечками пальцев, начиная с
большого)
2. «Подскажи словечко»:
Ой, беда! Ой, беда!                             Самый первый день весны,
Тает снег, кругом вода.                      Самый-самый первый.
Не обуешь валенки,                            На опушке у сосны
На снегу…(проталинки)                     Распустилась…(верба)
Рад весне братишка Сашка,                Снег в лесу, сугробов много.
И собака рада Жулька.                         Но слышна синицы трель.    
На припеке, с крыши нашей               С крыши прямо на дорогу
Утром свесилась…(сосулька)             Звонко капает…(капель)
На реке и треск, и гром.
Это значит ледолом.
На реке лед идет,
Это значит…(ледоход).
3. Координация речи с движением «Веснянка»:
Солнышко, солнышко,                      (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,                       (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,                       («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают,                       (медленно приседают)
А цветочки подрастают.                    (тянутся на цыпочках, руки вверх)

«Встречаем птиц»
1.Пальчиковая гимнастика «Ласточка»:
Ласточка, ласточка,               (на каждую строку большой палецМилая касаточка,                   «здоровается» дважды с одним пальчиком,
Ты где была,                           начиная с указательного, - сначала на
Ты с чем пришла?                 правой, потом на левой руке)- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну.
2. Загадки:
Я проворна, легкокрыла,                               Черный, проворный,Хвост раздвоен, словно вилы.                       Кричит: «Крак!»
Если я летаю низко,                                        Червякам враг.
Значит, дождик где-то близко.                                          (грач)
                            (ласточка)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…(скворец)
3. Координация речи с движением «Ласточки»:
Ласточки летели,                   (бегут по кругу, машут руками, изображаяВсе люди глядели.                  полет птиц)
Ласточки садились,                (приседают, руки опускают за спиной,Все люди дивились.                как бы складывают крылья)
Сели, посидели.
Взвились, полетели.               (бегут по кругу, взмахивают руками)
Полетели, полетели,
Песенки запели.

«Мир природы. Насекомые»
1. Пальчиковая гимнастика «Пчела»:
Прилетела к нам вчера                           (машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек                        (на каждое название насекомогоИ веселый мотылек,                                загибают один пальчик)Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.                             (делают кружочки из пальчиков и
                                                                  подносят к глазам)
Пожужжали, полетали,                          (машут ладошками)
От усталости упали.                               (роняют ладони на стол)
2.Упражнение «Чего не хватает?». Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи. Употребление существительных в родительном падеже.
На магнитной доске прикреплены изображения шмеля, жука, божьей коровки, бабочки, муравья, состоящих из частей. Воспитатель просит детей рассмотреть изображения, назвать их, обобщить. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает у шмеля лапки, у жука усы, у божьей коровки черные точки, у пчелы полоски, у бабочки крылышко, у муравья голову. Дети открывают глаза. Воспитатель просит их ответить на вопрос:
- Чего не хватает у насекомых?
Дети отвечают:
- У шмеля нет лапок.
- У жука нет усов. И т.п.
3. Координация речи с движением «Мотылек»:
Мотылек-витилек,                 (бегут по кругу, расставив руки в стороны)
Принеси нам ветерок:
От ворот – поворот               (поворот; бегут в обратную сторону)
Гнать кораблик в ручеек.
Вей, вей, ветерок,                   (останавливаются, поворачиваются лицомНатяни парусок,                      в круг; взмахи руками, потягиваются)Гони стружок                          (бегут по кругу, взявшись за руки)
С запада на восток.

«Волшебница вода. Аквариумные рыбки»
1. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим»:
Жил да был один налим,   (плавные движения сложенными ладошками,                                              имитирующие движения плавников)
Два ерша дружили с ним.  (ладони раздвинуты; движения ладонями
                                                порознь)
Прилетали к ним три утки  (руки сложены накрест, взмахи ладонями)
По четыре раза в сутки
И учили их считать:             (сжимать и разжимать кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять.  (загибать пальчики, начиная с большого)
2. Загадки:
Этот дом не деревянный,                            К нам из сказки приплыла,
Не из камня этот дом.                                  Там царицею была.
Он прозрачный, он стеклянный,                Эта рыбка не простая.
Нету номера на нем.                                    Рыбка эта…(золотая).
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.                                   Ярко-красный или черный,
Эти самые жильцы –                                    Очень резвый и проворный.
Знаменитые пловцы.                                    Длинный, острый хвостик носит
                  (аквариум, рыбки)                      И зовется…(меченосец).
3. Координация речи и движения, развитие подражательности «Аквариум»:
Улитки ползут,               (передвигаются по кругу в полуприседе,Свои домики везут.         сложив руки за спиной)
Рогами шевелят,              (останавливаются, делают «рожки» изНа рыбок глядят.               пальчиков, ритмично наклоняют голову
                                             влево, вправо)
Рыбки плывут,                   (передвигаются по кругу мелкими шажками,Плавничками гребут.         опустив руки вдоль туловища; движения
                                             только вперед-назад)
Влево, вправо поворот,     (плавные повороты туловища влево-А теперь наоборот.             вправо и наоборот)

Список литературы:
Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук «Мяч и речь». КАРО, С-Пб. 2003.
Т.В.Киселева, А.И.Останина «Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи». Екатеринбург 1992.
Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». С-Пб., «Детство-пресс» 2005.
Н.В.Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада». С-Пб., «Детство-пресс» 2004.
Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет». Мозаика-Синтез, Москва 2007
Встретив как – то раз эту разработку - пользуюсь ей несколько лет, и добавляю что – то свое, в зависимости от темы недели. Для удобства каждую тему вывела на отдельную страницу и украсила картинками.
Интернет ресурсы-
http://lib2.znate.ru/docs/index-345704.html(Гриднева И.А.)
http://pandia.ru/text/80/031/47861.php(Сердюкова