Учитель года. Выступление. Учитель, ученик – успешная формула сотрудничества.


Учитель, ученик – успешная формула сотрудничества
Смысл учительской жизни – ученик.
Он определяет нашу позицию, творческие принципы.
К.Д. Ушинский
Мы живем в очень интересное время, когда стремительно развивается научно-технический прогресс, меняется политика государств, в корне изменяются взгляды людей на жизнь. В этом водовороте изменений растут и воспитываются наши дети, и уже не хочется быть просто наблюдателем, со стороны смотрящем на жизнь, а быть учителем, сотрудничающим с ними, быть в самой гуще их становления и развития, участвовать в их воспитании, передавая опыт поколений, помогать в определении жизненных ориентиров и направлений.
Каким должен быть учитель…
Во-первых, учитель должен быть человеком доброй души и любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и прилежного. Доброта и любовь к детям должны быть не только внутренним переживаемым его состоянием, но и главным мотивом, стимулом в педагогической деятельности каждого учителя при общении не только с ребёнком, но и со всем классом в целом, а также с их родителями.
Педагог доброй души, всем сердцем любящий ребёнка, чаще улыбается, реже хмурится, он живёт настоящей педагогической жизнью и тем самым обретает своё профессиональное счастье. Именно в этом случае срабатывает простейшая модель успеха: «Успешный учитель – успешный ученик».
Во-вторых, учитель должен уметь понимать детей.
Понимать детей – значит стать на их позиции, ценить их чувства, принимать их заботы и дела, проявляя к ним особое уважение, заинтересованность, деловое отношение, и считаться с ними.
Понимать детей – значит не подчинять их своей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни, чувствуя движение души и переживания сердца ребёнка, его устремления. Входя в жизнь детей, педагог сможет заняться его глубинным воспитанием. И только тогда сам ребёнок уже становится его соратником в своём же воспитании, а не объектом этого воспитания.
Понимать детей – значит овладеть высочайшим мастерством воспитания человека. Сотрудничая с учащимися и их родителями, педагог обязан донести до их сознания следующие правила:
1. Не делай другим того, чего не желаешь себе.
2. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. 
3. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте отечество. 
4. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка. 
В основе моей деятельности педагогика сотрудничества, которая строится строится на следующих заповедях – «если»:
 Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
 Ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности;
 Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
 Ребёнок живёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
 Ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;
 Ребёнка подбадривают, он учится верить в себя;
 Ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;
 Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
 Ребёнок живет в безопасности, он учится верить в людей;
 Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
 Ребёнка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.
Основополагающим для меня в процессе сотрудничества является принцип семи «У»:
Уверенность – знание своих прав и прав ребёнка, способность защитить его.
Успешность – берясь за любое дело, учитель должен предвидеть положительный результат, т.е. быть уверен, что он под силу детям и ему.
Удивительность – надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем».
Убедительность – уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.
Уважительность – необходимо взаимное уважение: уважаешь, мнение детей – они уважают твоё. Воспитание без уважения – подавление. Без уважения нет сотрудничества.
Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать.
Улыбчивость – без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка это и оценка, и одобрение, и подбадривание.
Таким образом, используемая мною педагогика сотрудничества, направленная на формирование личности школьников в условиях коллективной работы, с учётом индивидуальных особенностей учащихся и его семьи, помогает добиться ощутимых и скорый результатов в моей педагогической практике. Только такая педагогика может сделать обстоятельства человеческими и позволит каждому ребёнку осознать себя ЧЕЛОВЕКОМ.