Логопедические домашние задания для детей с ОНР













Логопедические домашние задания
для детей с ОНР
(первый год обучения)





Тема: Моя семья
1.Родителям рекомендуется:
поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи? Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?)
предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
2. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имен существительного с прилагательным):
мама (какая?) - ласковая, нежная, трудолюбивая,
бабушка (какая?) - заботливая, добрая,
дедушка (какой?) - умелый, весёлый,
папа (какой?) – смелый, трудолюбивый,
3. Дидактическая игра «Чей, чья, чьё, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных).
Шарф (чей?) - мамин, папин,
Шапка (чья?) - тетина, дядина,
Пальто (чье?) - бабушкино, дедушкино,
Перчатки (чьи?) - мамины, бабушкины,
4. Выучить стихотворение:
Под окошком две скамейки
На скамейке две семейки
Одна семья Антошкина
Семья другая кошкина.
5. Нарисовать свою семью.




















Тема: Осень. Признаки осени
1. Знать основные признаки осени
- стало холодно, - листопад
- листья стали разноцветными, - на небе часто тучи
- моросит дождь, - птицы улетаю на юг
- трава желтеет и сожнет,
- люди надевают теплую одежду.
2. Знать:
Осень наступает после лета.
За осенью приходит зима.
3. Нарисовать в тетради осенние листочки, раскрасить их (можно обвести
настоящие листья).
Называть
Лист с березы - березовый
- дубовый
- липовый
- кленовый
- рябиновый
4. Выучить стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется
Это время года осенью зовется.
5. Пересказать рассказ «Осень».
Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на
небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях
стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают в теплые края.
(нарисовать картинки на каждое предложение, детям будет легче запоминать).



















Тема: Овощи. Огород
1. Знать и называть
огурец, помидор, репа, редис, лук, чеснок, капуста, кабачок,
картофель – это все овощи.
Наклеить (или нарисовать) в домашней тетради овощи.
2. Знать какие овощи.
Выдергивают ..
Выкапывают .
Срезают .
Срывают .
Отвечают так – выдергивают морковь, свеклу, репу, .
- срезают кабачок, тыкву, .
3. Игра «Скажи про овощ».
Например, морковь (какая?) – красная,
- сочная,
- хрустящая,
- вкусная,
- длинная и т.д.
4. Доучить стихотворение.
В огороде много гряд,
Есть и репа и салат.
Есть и свекла и горох.
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год!




















Тема Фрукты. Сад
1. Знать и называть 8-10 названий фруктов
апельсин мандарин
лимон банан
яблоко груша
киви гранат
абрикос персик
2. Нарисовать или наклеить картинки по теме «Фрукты»
3. Рассказать про какой-нибудь фрукт:
«Яблоко – это фрукт. Растет в саду на дереве. Оно круглое, красное,
сладкое, хрустящее. Из яблок можно делать сок, варить варенье, компот,
пюре. С яблоками пекут пироги».
4. Уметь правильно назвать:
Сок из сливы – сливовый;
Сок из вишни – вишневый;
Сок из апельсина – апельсиновый;
Сок из лимона – лимонный.
5. Выучить загадку
Само с кулачок, красный бочок,
Проведешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.
























Тема: Наша республика. Наше село

1.«Где ты живёшь?»
Как называется село, в котором ты живёшь?
Что есть в нашем селе, назови.
Назови свой адрес (улицу, номер дома и квартиры)
2.Игра «Здесь и там»
Здесь дом, а там дома
Здесь улица, а там
Здесь магазин, а там
Здесь аптека, а там
Здесь площадь, а там
3.«Скажи наоборот»
У Гномика дом низкий, а у Великана дом высокий.
У Гномика улица узкая, а у Великана улица
У Гномика дом маленький, а у Великана дом
У Гномика балкон короткий, а у Великана балкон
У Гномика комната светлая, а у Великана комната
4.«Великан и Гномик»
У Великан дом, а у Гномика домик.
У Великана магазин, а у Гномика
У Великана рынок, а у Гномика
У Великана больница, а у Гномика
5.«Сосчитай до 5»
Один магазин, два три четыре пять
Одна улица, две три четыре пять
6.Нарисуй свой дом.












Тема: Дом и его части
1.Знать и назвать части дома:
фундамент стены
крыша окна
крыльцо потолок
пол
2. Закрепить знания о домах. У кого какой дом?
У собаки – конура
У белки – дупло
У медведя – берлога
У машины – гараж
У людей – жилой дом
3. Поиграть с ребенком в игру «Наоборот»
Стены толстые - стены тонкие
Окна широкие - окна.
Потолки высокие - потолки
Крыльцо низкое - крыльцо
Дом большой - дом
Дом новый - дом
4. Нарисовать в тетради разные дома.
5. Выучить стихотворение.
Целый день тук да тук
Раздается громкий стук
Строим дом, дом большой
И с крылечком и с трубой,
Будут жить в доме том
Зайка с мишкой и слоном.















Тема: Одежда
1. Знать и называть не менее 10 предметов одежды
юбка, платье, брюки, халат, рубашка, пиджак, шорты, футболка,
свитер, джемпер, пальто, куртка, колготки
2. Наклеить (нарисовать) предметы одежды. Обвести ту одежду, про которую
можно сказать «мое».
3. Показывать и называть детали одежды:
воротник, рукав, манжет, карман, пояс, оборка, петля.
4. Игра «Назови ласково»
платье - платице
воротник - воротничок
оборка - оборочка
петля - петелька
5. Называть одежду по сезону:
зимняя, летняя, демисезонная.
6. Выучить стихотворение.
Я рубашку сшила мишке
Я сошью ему штанишки.
К ним хочу карман пришить
Чтоб конфетку положить.

























Тема: Обувь

1. Знать и называть не менее 7-8 предметов обуви
сапоги, ботинки, босоножки, кроссовки, туфли, сандалии, тапочки,
валенки, кеды
2. Показывать и называть детали одежды:
Каблук, подошва, язычок, замок, носок, голенище, ремешок, шнурок,
стелька украшение.
3. Учить называть обувь по сезону
зимняя, летняя, демисезонная.
4. Нарисовать (наклеить) обувь.
5. Пересказывать рассказ:
Это Коля. Коля собирается на прогулку. Он сел на табурет и
переобувается: снимает туфли и надевает резиновые сапоги.































Тема: Зима. Приметы зимы
1.Поговорить с детьми о признаках зимы:
Стало еще холоднее, чем было осенью.
Солнце греет мало.
Небо покрыто облаками.
Часто идет белый пушистый снег.
Реки и озера покрылись толстым льдом.
Люди стали одеваться теплее.
2. Знать названия зимних месяцев –
декабрь, январь, февраль.
3. Уметь сказать про много, ласково
сугроб – сугробы – сугробик
мороз – морозы – морозец
лед – льды – ледок
4. Знать что слова:
снег, снежинка, снеговик, снегурочка, снегопад, подснежник –
родственные, главное слово – снег.
5. Нарисовать в тетради зимние забавы или зимний пейзаж.
6. Выучить: Тихо, тихо снег идет
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
На дворе лопатой.
Выйдет мама на порог
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»



















Тема: Зимующие птицы
1. Знать и называть не менее 5-6 зимующих птиц:
галка, воробей, сорока, ворона, синица, дятел, снегирь.
2. Подобрать по возможности картинки с изображением зимующих птиц
и наклеить в тетради.
3. Поиграть в игру «Один-много»
ворона – вороны
галка – галки
воробей – воробьи
сорока – сороки
синица – синицы
4. Игра «Весёлый счет»
1 дятел, 2 дятла, , 5 дятлов.
1 воробей, 2 воробья, , 5 воробьёв.
5. Выучить стихотворение:
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится,
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птичке стало!






















Тема: Домашние животные
1. Знать и называть домашних животных:
Кошка, собака, лошадь, свинья, овца, коза, корова, кролик.
2. Подобрать и наклеить картинки домашних животных
(лучше с детёнышами).
3. Называть детёнышей домашних животных:
у коровы – телёнок
у свиньи – поросенок
у лошади – жеребенок
у козы – козленок
у овцы – ягненок
у собаки – щенок
у кошки – котенок
у кролика – крольчонок.
4. Поиграть с детьми в игру «Кто как голос подает»
кошка – мяукает
корова – мычит
лошадь – ржёт
собака – лает
свинья – хрюкает.
5. Выучить стихотворение «Бычок»
Принесли мы для бычка
Полведерка молочка.
Но бычок сказал нам: «Му – у- у!
Молочко мне ни к чему!
Я уже большой бычок.
Дайте мне травы пучок».


















Тема: Дикие животные
1. Знать и называть диких животных и их детенышей
у медведя – медвеженок, медвежата
у лисы – лисенок, лисята
у волка – волченок, волчата
у зайца – зайчонок, зайчата
у белки – бельчонок, бельчата
у лося – лосенок, лосята
у ежа – ежонок, ежата.
2. Запомнить, кто, где живет?
белка живет в дупле
волк – в логове
лиса – в норе
медведь – в берлоге
заяц – под кустом.
3. Уметь отвечать на вопрос:
«Чей хвост?» (медвежий, лисий, заячий, волчий, беличий)
«Чья морда?» (медвежья, лисья, заячья, волчья, беличья)
4. Про кого можно сказать?
охотиться - ., крадется -., воет - , кусается - , переваливается - ,
хитрит -, выслеживает -
5. Выучить: Спит в берлоге бурый мишка
Под кустом дрожит зайчишка
Лисица рыжая в норе
Ежик спит в сухой траве
Волчица в логове сидит,
А белка из дупла глядит.
6. Вырезать и наклеить диких животных наших лесов.

















Тема: Новый год
1. Расскажите о Новогоднем празднике
(Новогодний праздник весёлый, любимый и взрослыми и детьми. Люди
украшают елку игрушками. Готовят и дарят друг другу подарки).
2. Украшая елку, рассмотрите игрушки: из какого материала сделаны, какого
цвета, какой формы, размера.
3. Уметь пересказать близко к тексту.
Новый год.
Папа купил в магазине ёлку. Она была зеленая, стройная, пушистая. У
елочки были колючие иголки. Мы стали украшать елку. Повесили
разноцветные шары, елочные игрушки, блестящий иней. На елочке
светились, переливались огоньки. Мы встречали Новый год в кругу семьи.
4. Нарисовать новогоднюю елку.
































Тема: Предметы быта
1. Знать и называть предметы быта:
пылесос, холодильник, утюг, магнитофон, лампа, светильник, стиральная
машина, микроволновая печь
2. Ответь на вопросы:
Что служит питанием для электроприборов?
Откуда поступает электричество в дома?
Где в доме электричество?
Почему нельзя трогать розетки?
3.«Великан и Гномик»
У Великана пылесос, а у Гномика (пылесосик)
У Великана торшер, а у Гномика
У Великана лампа, а у Гномика
У Великана холодильник, а у Гномика
У Великана утюг, а у Гномика
У Великана магнитофон, а у Гномика
4.«Что делает?»
Электрочайник кипятит воду.
Утюг
Миксер
Пылесос
Электрообогреватель
Микроволновая печь
Стиральная машина
Холодильник
5.Отгадай загадку, нарисуй отгадку
«Есть у нас в квартире робот –
У него огромный хобот.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает!»















Тема: Профессия
1.Расскажите ребенку о своей профессии, чем занимаетесь, за что отвечаете.
2. Ребенок должен знать и называть основные профессии:
Врач, учитель, воспитатель, шофер, повар, продавец, швея, строитель,
Летчик, машинист, птичница, маляр, музыкант, фотограф, капитан.
3. Уметь правильно ответить на вопрос «Что делает?»
врач – лечит, выписывает лекарства, делает уколы, делает прививки;
повар – готовит пищу, жарит, варит, солит;
учитель – учит читать, писать, считать;
портниха – выкраивает, вырезает, пришивает, приметывает, примеряет
одежду.
4. Подберите подходящие картинки по теме и наклейте их в тетрадь.






































Тема: День Защитника Отечества
1. Дети должны знать, какие военные специальности есть в Армии:
летчик, моряк, танкист, ракетчик, пограничник, пехотинец, десантник.
2. Какими должны быть военные:
смелыми, храбрыми, отважными, сильными, бесстрашными.
3. Поиграть в игру «Скажи, кого в Армии много».
летчики - много летчиков
танкисты - много танкистов
ракетчики - много ракетчиков
пограничники - много пограничников
пехотинцы - много пехотинцев
десантники - много десантников
моряки - много моряков
4. Папе рекомендуется:
рассказать об этом празднике –
кто такие защитники Отечества;
кого поздравляют в этот день;
рассмотреть вместе с ним иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской Армии, в газетах, журналах, книгах.
5. Нарисовать военную технику (танк, самолет, корабль).

























Тема: Мебель
1.Знать и называть мебель:
кровать, диван, стол, стул, шкаф, кресло
2. Наклеить (нарисовать) в домашней тетради предметы мебели.
3. Называть отдельные части мебели
крышка, ножки, дверки, полки, ящички, сиденье, спинка
Поиграйте в игру «Какую мебель я загадал?»
спинка, сиденье, ножкиэто стул.
спинка, сиденье, ножки, подлокотникэто кресло.
4. Закрепить умение называть части мебели, мебель ласково.
стол – столик
шкаф – шкафчик
стул – стульчик
5. Выучить загадку
Под крышкой 4 ножки
На крышке суп да ложка (стол).
(отгадку нарисуйте в тетради).




























Тема: Весна
1. Знать признаки весны:
день стал длиннее, солнце ярче светит, снег стал рыхлым, на деревьях
набухают почки, прилетают перелетные птицы, появились сосульки,
бегут ручьи.
2. Уметь подбирать определения к слову
Весна (какая?) - теплая, ранняя, красивая, яркая.
Солнце (какое?) – теплое, лучистое, яркое, ласковое, золотистое.
Небо (какое?) - голубое, высокое, чистое, синее.
Облака (какие?) - легкие, пушистые, белое.
3. Поиграйте в игру «Почемучки»
Почему стало мало снега?
Почему он потемнел?
Почему мы сняли валенки и шубы?
Почему уже нельзя кататься на коньках и лыжах?
Почему бегут ручьи?
Почему набухли почки?
4. Выучить загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет (сосулька).























Тема: Мамин праздник
1. Расскажите детям о празднике 8 Марта
2. Уметь подобрать ласковые слова про маму и бабушку
мама (бабушка) какая? - добрая, ласковая, заботливая, внимательная,
трудолюбивая
3. Учить называть ласково маму, бабушку, сестру, тётю
мамочка, мамуля, мамулечка, бабуленька, сестренка, тётечка
4. Выучить стихотворение «Моя мама»
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна
Всех дороже мне одна
Кто она? Отвечу я-
Это мамочка моя!































Тема: Комнатные растения

1.Назови комнатные растения, которые ты знаешь. Почему они так называются: «комнатные растения»?
2.Назови части растения
У растения есть корень,
3.Игра «Один – много»
фикус – фикусы – много фикусов
фиалка – много
корень – много
ствол – много
лист – много
бутон – много
4.«Сосчитай до пяти»
Одна фиалка, две три четыре пять
Один фикус, два три четыре пять
5.Игра «Великан и Гномик»
У Великана цветок, а у Гномика (цветочек)
У Великана корень, а у Гномика
У Великана лист, а у Гномика
У Великана бутон, а у Гномика
У Великана фиалка, а у Гномика
6.Отгадай загадку, раскрась отгадку (карточка)
«Ёжик странный у Егорки –
На окне сидит в ведёрке.
День и ночь он дремлет,
Спрятав ножки в землю».












Тема: Перелетные птицы
1. Знать и назвать перелетных птиц:
грач, ласточка, скворец, трясогузка, кукушка, журавль
2. Игра «Один-много»: грач - грачи
ласточка - ласточки
кукушка – кукушки
3. Посчитайте птиц
1 грач, 2 грача,, 5 грачей
1 ласточка, 2 ласточки,, 5 ласточек.
4. Выучить загадку: Черный, проворный
Кричит: «Крак»
Всем червякам враг (грач).
5. Подобрать картинки с изображением перелетных птиц и наклеить
в тетрадь.

























Тема: Аквариумные рыбы
1.Назови 5 рыб, которых ты знаешь
Я знаю пять рыб:
2.Где живут рыбы?
Рыбы живут в морях,
Назови части тела рыбы
У рыбы есть голова,
3.Назови блюдо из рыбы
Суп из рыбы – это рыбный суп (уха)
Котлеты из рыбы – это
Запеканка из рыбы – это
Консервы из рыбы – это
4.Какая это рыба?
Рыбу законсервировали – это консервированная рыба
Рыбу поджарили – это
Рыбу сварили – это
Рыбу подкоптили – это
Рыбу засолили – это
5.Сосчитай рыб до пяти.
Одна щука, две три четыре пять
Один окунь, два три четыре пять
Одна акула, две три четыре пять
Один карась, два три четыре пять
6.Раскрась рыбок, плывущих влево (карточка).















Тема: Космос
1.Ответь на вопросы:
Кто летает в космос?
Что надевает космонавт?
На чём летают в космос?
Что есть в космосе?
2.Игра «Один – много»
Ракета – ракеты – много ракет
Планета – много
Комета – много
Звезда – много
Спутник – много
3.«Сосчитай до 5»
Одна ракета, две три четыре пять
Один спутник, два три четыре пять
4.Закончи предложения и сделай рисунки
«Утром выглянем в оконце –
нам навстречу светит »
«Ночью светит нам она,
Белолицая »
5.Помоги космонавту, найди на рисунке две одинаковые ракеты и раскрась их (карточка)*
6.Обведи по контуру и раскрась (карточка).
















Тема: Транспорт
1. Знать и назвать виды транспорта
водный: катер, пароход, теплоход, лодка
воздушный: самолет, вертолет, ракета
наземный: автобус, троллейбус, поезд, автомобиль
2.Игра «Запомни пары слов»
самолет – летчик
пароход – капитан
поезд – машинист
автобус – водитель
3.Подобрать картинки с изображением транспорта и наклеить их в тетрадь.
4. Подобрать по смыслу глагол с приставкой от глагола «ехать»
Машина к дому (подъехала)
Машина из гаража (выехала)
Машина мост (переехала)
Машина в гараж (въехала)
Машина мимо парка(проехала).






















Тема: Правила дорожного движения
1.Найди ошибки художника, обведи их карандашом (карточка)*
2.Назови, что может: летать, ездить, плавать?
3.Скажи наоборот:
Отъехал от дома – подъехал к дому
Въехал на горку –
Выехал из гаража – ...
Улетел на самолёте –
Уплыл на катере –
4.Что лишнее и почему?
Самолёт, вертолёт, орёл, ракета.
Трамвай, троллейбус, остановка, автобус.
5.Выучи стихотворение:
«Если свет зажёгся красный –
Значит, двигаться опасно!
Жёлтый свет – ты подожди,
А зелёный – проходи!»
6.«Что кому нужно?» (карточка).


























Тема: Насекомые
1. Дети должны знать и называть насекомых: комар, муха, пчела, жук,
стрекоза, бабочка, кузнечик, оса, шмель, муравей.
2. Уметь подбирать глаголы:
Кузнечик (что делает?) стрекочет, прыгает
Жук (что делает?) жужжит, летает, перелетает
Комар (что делает?) звенит, пищит, летает, кусает
Пчела (что делает?) кусает, сосет кровь, жужжит, собирает нектар,
летает
Муравей (что делает?) ползает, носит, строит муравейник и т.д.
Прилагательные:
Пчела (какая?) трудолюбивая
Шмель (какой?) мохнатый
Оса (какая?) полосатая
Бабочка (какая?) красивая, легкая
Муха (какая?) вредная
Кузнечик (какой?) прыгучий, зеленый
3. Выучить: Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
4. Нарисовать насекомых, о которых говорится в стихотворении.













Тема: Цветы
1. Дети должны знать и называть:
Цветы садовые - тюльпан, нарцисс, роза, гвоздика, лилия, пион.
Дикорастущие цветы - ландыш, колокольчик, ромашка, подснежник,
мать-и-мачеха.
2. Знать строение цветка
корни, стебель, листья, цветок, бутон, лепестки.
3.Уметь сказать про много цветов
Много: тюльпан, гвоздик, лилией, пионов, ландышей, нарциссов,
Роз, колокольчиков, ромашек, подснежников, мать-и-мачех.
4. Выучить стихотворение:
«Одуванчик»
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
5. Нарисовать любимый цветок.




















Тема: 9Мая - День Победы
1."Закончи предложения"
9 Мая -
Все поздравляют ветеранов с
В этот день ветеранам дарят
Люди идут возлагать цветы к
У Вечного огня уже лежит много
На Красной площади проходит
2."Здесь, а там"
Здесь солдат, а там солдаты
Здесь воин, а там
Здесь ветеран, а там
Здесь герой, а там
3."Добавь слоги"
Наши солдаты сме, отваж, силь, бесстраш, решитель, ум, храб
4."Что делали наши ветераны на войне?"
Во время Великой Отечественной войны наши ветераны воева ,
Родину защища , сража, с врагом би, в боях погиба
5."Сосчитай до 5"
Один орден, два три четыре пять
Одна медаль, две три четыре пять
Одна награда, две три четыре пять
































Логопедические домашние задания
для детей с ОНР
(второй год обучения)









Тема: Моя семья

1. Знать – имя, отчество родителей, бабушек, дедушек;
- свой домашний адрес;
- называть свое полное имя, фамилию, возраст.
2. Составить рассказ о своей семье по плану.
Какая у тебя семья? (большая, небольшая, маленькая).
Сколько человек в семье?
Назвать членов семьи (брат, сестра,)
Назвать имя, отчество родителей, кем работают
Кто в семье самый старший, кто самый младший.
Какие обязанности у членов семьи: (мама готовит, папа чинит сломанные
вещи, я убираю игрушки и т.д.)
Как любит семья отдыхать?
3.Игра «Наоборот» (подбор слов- антонимов)
Добрый – злой скучный – интересный
Трудолюбивый – ленивый веселый – грустный
Ласковый – грубый умный – глупый
Здоровый – больной жадный – добрый
Радостный – печальный
4. Переносное значение слов.
Спросите детей, когда так говорят: золотые руки
Золотая голова
Золотое сердце

5. Выучить наизусть: Говорят, у бабушки руки не простые
Говорят, у бабушки руки золотые
Трогаю и глажу, подношу поближе
Как я ни стараюсь – золота не вижу.
Почему же люди – наши заводские
Говорят, у бабушки руки золотые.















Тема: Осень

1. Ответь на вопросы полным предложением
Какое сейчас время года?
Какие осенние месяцы ты знаешь? (выучить)
2.Скажи, какая это осень?
Если осень наступила рано, то осень (какая?)
Если осень наступила поздно, то осень (какая?)
3.Ответь на вопросы:
(употребление в речи глаголов в разных временных формах).
ВЕТЕР ДОЖДЬ ТРАВА ЛИСТЬЯ
Что делает? Дует
Что сделает? Подует
Что делал вчера? Дул
Что будет делать завтра? будет дуть
4. «Угадай слово»
(использование в речи глаголов в единственном и множественном числе).
Ветер дует, а ветры (дуют).
Птица улетает, а птицы
Лист желтеет, а листья
Дождь моросит, а дожди
Холод наступает, а холода
5.Выучить стихотворение: «На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву сентябрь.
Сорвал листву с ветвей октябрь.
Укрыл листву снежком ноябрь».
6. Раскрась берёзки по заданию (карточка).












Тема: Овощи

1.Игра «Назови ласково»
огурец – огурчик лук -
помидор - чеснок -
горох - картофель -
морковь - капуста -
2.«Как называется пища из овощей?»
Пюре из картофеля – картофельное пюре.
Салат из огурцов -
Сок из моркови -
Суп из гороха -
Пирог из капусты –
3.«Сравни овощи». Закончить предложение, а затем повторить его полностью
Помидор круглый, а огурец (овальный)
Морковь продолговатая, а тыква
Лук горький, а морковь
Огурец зелёный, а свёкла
Редис мелкий, а редька
Тыква круглая, а кабачок
4. Ответь на вопросы:
«Брат сестру свою зовёт на прополку в огород».
Кто зовёт? .
Кого зовёт? .
Зачем зовёт? .
5. Выучи стихотворение: «Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок».
6.«Вершки» и «корешки» (карточка).









Тема: Фрукты

1. Какие фрукты спрятались на картинке? (перечислить). Что лишнее и почему? Раскрась только фрукты! (карточка в тетради)

2. «Составь предложение». Взрослый называет пары слов и просит ребёнка
сказать, что из этих фруктов он съест сам, а что отдаст другу.
Яблоко – груша (яблоко я съем сам, а грушу отдам другу).
Персик – апельсин
Банан – лимон
Мандарин – киви
Абрикос – слива
3. «Четвёртый лишний». Что лишнее и почему?
Яблоко, груша, помидор, апельсин.
Слива, персик, абрикос, компот.
4. «Назови сок»
из лимона сок
из апельсина сок
из яблока сок
из сливы сок
5. Составить рассказ – описание «Мой любимый фрукт» по вопросам:
Как называется? Где растёт? Какой он по форме, цвету, вкусу?
Что из него можно приготовить?




Тема: Наш город

1. Дети должны назвать свой город (село), знать, что Йошкар-Ола – столица республики Марий Эл, жители города – йошкаролинцы.

2. Уметь сказать о своем городе (селе) какой он (красивый, чистый, зеленый,
нарядный, любимый, родной.).

3. Дети должны знать достопримечательности города (села); главную улицу, площадь Ленина, кукольный театр, Центральный парк, река Кокшага.

4. Поиграйте в игру «Скажи со словом много».
В нашем городе (селе) много чего – много улиц (школ, магазинов, театров,
парков

5. Пересказ рассказа «Мой город»
Мой город называется Йошкар-Ола, что в переводе на русский язык
Означает Красный город. Наш город красивый, зеленый и светлый. В городе много школ, детских садов, магазинов, театров. Через город протекает река Кокшага. Мое любимое место в городе (селе) (запишите со слов ребенка в тетрадь).

6. Нарисуйте любимые места в своем городе (селе).
















Тема: Дом и его части

1.Дети должны знать, какие бывают дома:
а) из дерева – деревянные
из кирпичей – кирпичные
из панелей – панельные.
б) один этаж – одноэтажные дома
два этажа – двухэтажный дом
пять этажей – пятиэтажный дом
много этажей – многоэтажный дом.
2. Знать и называть строительные профессии:
кто роет котлован - экскаваторщик
кто строит дом – каменщик
кто кроет крышу – кровельщик
кто штукатурит стены – штукатур
кто красит стены – маляр
3. Поиграйте с детьми в игру «Без чего не может быть дом»
без фундамента, без стены, без крыльца, без пола, без крыши, без окон,
без потолка
4.Выучите стихотворение «Маляры»: Маляры пришли втроем
Обновили старый дом
Был облезлый, скучный, голый
Стал нарядный и веселый
Все ребята со двора
Малярам кричат: «Ура!»
5. Нарисовать свой дом.












Тема: Транспорт

1.Дети должны знать и правильно называть различные виды транспорта:
Легковой (такси, легковая машина, автобус)
Грузовой (грузовая машина)
Пассажирский (автобус, троллейбус..)
Воздушный (самолет, вертолет, ракета)
Железнодорожный (поезд, электричка, метро)
Водный (катер, теплоход, пароход).
2. Поиграйте с детьми в игру «Назови части автомобиля».
Называть части транспорта по очереди. Выигрывает тот, кто назовет больше слов (колеса, кабина, кузов, руль, мотор, фары, бензобак, дверки, сиденья, дворники.).
3. Выучить стихотворение «Самолет»: Вот мотор включился
Пропеллер закружился
К облакам поднялись
И шасси убрались.
Вот лес - мы тут
Приготовим парашют
Толчок, прыжок, летим дружок
Парашюты все раскрылись
Дети мягко приземлились.
4. Предложите детям закончить предложения.
Автобус едет быстро, а легковая машина еще (быстрее).
Велосипед едет медленно, а самокат еще(медленнее).
Пароход гудит громко, а паровоз еще(громче).
Вертолет летит высоко, а самолет еще(выше).
Подводная лодка плывет глубоко, а другая подводная лодка еще(глубже).
5. Нарисовать разные виды транспорта (по желанию).









Тема: Зима
1.Продолжи предложения:
Зима приносит морозы,
Вода замёрзла на реках,
Дети любят кататься зимой на
2. Что за чем и перед чем?
Декабрь за ноябрём и перед январём;
Январь за и перед
Февраль за и перед
3. «Скажи наоборот»
Зимой ночь длинная, а день
Зимой ветер холодный, а летом
Зимой холодно, а летом
Зимой идёт снег, а летом идёт
4. « Назови спортсменов»
В хоккей играют (хоккеисты)
Биатлоном занимаются
Фигурным катанием занимаются
На лыжах бегают
5. Выучи стихотворение: Отчалил осени корабль,
И реки льдом сковал декабрь.
Начинает календарь
Месяц с именем январь.
Белой вьюги вьётся шаль,
Весь в снегу пришёл февраль.
















Тема: Зимующие птицы

1.Закрепить обобщающее понятие - зимующие птицы. Вспомнить их:
ворона, клест, дятел, голубь, снегирь, сорока, воробей, синица,
свиристель

2. Учить правильно называть сложные слова:
У сороки длинный хвост – длиннохвостая сорока
У снегиря красная грудка – красногрудный снегирь
У вороны крыло черное - чернокрылая ворона.

3.Дидактическое упражнение «Кто как голос подает»
Воробей – чирикает синичка - тенькает
Голуби – воркует ворона - каркает
Сорока – стрекочет

4. Предложите ребенку ответить на вопрос. Ответы ребенка запишите
в тетрадь.
1. Почему птиц называют зимующими?
2. Почему сороку называют трещеткой?
3. Почему у клёста скрещенный клюв?
4.Почему люди вешают кормушки для птиц?
5. Почему прилетают к нам на зиму снегири?

5. Пересказать рассказ «Сорока»
Это сорока. Сорока – зимующая птица. Она небольшого размера. Ее называют «сорока – белобока, потому что у нее по бокам белые перья. Голова и крылья у птицы черные. Хвост длинный, черный с зеленым отливом. Сорочье гнездо похоже на шар, потому надежно укрывает от ветра и дождя. Она строит его из соломинок, веточек и глины. Любят сороки селиться в лесах, но зимой они перебираются поближе к человеку.
6. Нарисовать птиц на кормушке.







Тема: Домашние животные

1.Знать и назвать домашних животных и их детенышей.

2. Уметь правильно ответить на вопрос
ЧЕЙ? (хвост) кошачий, собачий, коровий, кроличий, овечий,
козий, лошадиный.

3. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»
Мне нравится кошачий хвост, потому что.
Мне нравится лошадиный хвост, потому что
И т.д. (ответы записать в тетрадь).

4. Дидактическое упражнение «Скажи, какой?»
Лошадиный хвост (какой?) - длинный, пышный
Кроличий хвост (какой?) - маленький, пушистый
Коровий хвост (какой?) - длинный, гладкий.
Козий хвост (какой?) - маленький, торчащий

5. Определи, к какому животному относится данное слово:
Мяукает - мычит -
Лает - хрюкает -
Блеет - ржет -

6. Нарисовать домашних животных с детенышами.














Тема: Дикие животные

1.Уметь сказать про животных и их детенышей со словом много:
В лесу много: медведей – медвежат кабанов – кабанят
Лис – лисят зайцев – зайчат
Волков – волчат лосей – лосят
Белок – бельчат ежей - ежат
Бобров – бобрят барсуков – барсучат.

2.Учить говорить про животных с увеличительным оттенком
медведь – медведище заяц - зайчище
лось – лосище волк – волчище
кабан – кабанище еж – ежище

3. Учить отвечать на вопрос:
Чей хвост? (медвежий, лисий, заячий, волчий, беличий, кабаний)
Чья морда? (медвежья, лисья, заячья, волчья, беличья,)

4. Поиграйте в игру «Закончи фразу»
Еж безобидный, а волк(злой)
Заяц слабый, а лось(сильный)
Белка ловкая, а медведь (неуклюжий)
Еж колючий, а заяц 9пушистый).

5. Составить загадку про животного по плану (на выбор).


















Тема: Новый год

1.Украшая новогоднюю елку, попросите детей сказать о ней как можно
больше «красивых слов» (нарядная, блестящая, пышная, зеленая, высокая,
колючая, праздничная и т.д.)

2. Игра «Угадай, что это?» (у елки)
Например, вы говорите слова:
блестящий, большой, серебристый, хрупкий (шар)
длинная, яркая, цветная, стеклянная(сосулька).
А затем просите детей «загадать» про что-нибудь.

3. Попросите детей придумать историю про то, как они встретили бы Деда
Мороза и какой - бы подарок подарили ему к Новому году. Рассказ
Записать за ребенком в тетрадь.

4. Нарисовать в тетради картинку «А это Новый год!»




















Тема: Профессии

1.Запомнить и правильно назвать профессии людей их действия,
которые они производят:
каменщик
· кладет кирпичи
уборщик убирает помещения
дрессировщик дрессирует животных
стекольщик стеклит окно
носильщик носит поклажу
учительница учит детей

2.Закончить предложения.
Парикмахеру нужны ножницы, чтобы ... (стричь волосы).
Врачу нужен градусник чтобы ...
Швее нужна швейная машина, чтобы ...
Учителю нужна школьная доска, чтобы...
Уборщице нужен веник, чтобы...

3. Поиграйте в игру «Найди пару».
учитель - класс каменщик - стройка
повар - (кухня) врач -
дрессировщик - цирк продавец - магазин
актер - воспитатель -
летчик - самолет машинист -

4. Предложите ребенку нарисовать картинку «Кем я хочу стать».



















Тема: Бытовая техника

1. Назови электроприбор на этот звук:
[Фь] - ..., [Мь] - ..., [С] - ..., [У] - ..., [Ть] - ..., [М] - ..., [Х] - ..., [К] - ..., [Ль] - ..., [Вь] - ..., [Э] - ..., [П -[Р]
2.«Закончи предложение»
Мама стирает бельё в (стиральной машине).
Папа чистит ковёр (чем?)
Дочь гладит одежду (чем?)
Бабушка достала мясо (из чего?)
Мама разогревает обед (в чём?)
3.«У меня есть, а у тебя нет...»
У меня телевизор, а у тебя нет телевизора.
У меня магнитофон, а у тебя нет ...
У меня пылесос, а у тебя нет ...
У меня люстра, а у тебя нет ...
У меня радио, а у тебя нет ...
У меня торшер, а у тебя нет ...
У меня компьютер, а у тебя нет ...
4.«Сосчитай до 5»
Один двухкамерный холодильник, два двухкамерных холодильника, три ... четыре ... пять
Одна стиральная машина, две стиральные машины, три ... четыре ... пять ...
Одна микроволновая печь, две микроволновые печи, три ... четыре ... пять ...
5.«Найди отличия» (карточка в тетради)




Тема: День защитника Отечества

1. Вспомнить, кто такие защитники Отечества?
Кого поздравляют в этот день?
Запомнить: Отечество – это Родина, страна в которой ты живешь.
Повторить военные специальности: пехотинец, артиллерист, ракетчик,
десантник и т.д.
2. «Скажи по-другому»
Как можно еще назвать защитников Отечества?
(Ответ запишите со слов ребенка: воины, бойцы, солдаты, военные)

3. Запомнить словосочетания:
Глубоководная лодка быстрокрылый самолет
Дальнобойная пушка винтокрылый вертолет
Сверхскоростная ракета гусеничный танк

4.Дидактическое упражнение «Запомни и повтори»
(взрослый называет одно слово из пары, а ребенок добавляет другое).
Пушка – артиллерист танк – танкист
Самолет – летчик ракета – ракетчик
Автомат – пехотинец собака – пограничник
Телефон – связист парашют – десантник

5. Выучить пословицу: Нет в мире краше Родины нашей.
Жить – Родине служить.

6. Нарисовать военную технику.

















Тема: Животные Севера

1.Поговорите с детьми о животных Севера: морж, тюлень, песец, олень,
белый медведь. Где живут, чем питаются, назвать их части тела, детенышей.

2. Посчитайте животных Севера следующим образом:
1 морж, 2 моржа,5 моржей
1 белый медведь,
1 северный олень,

3. Составьте предложение, вставьте «маленькое» (предлог) слово:
Белый медведь выглянул.сугроба (из - под)
Тюлень вынырнул льдины (из - под)
Оленьи рога видны чума (из - за)
Песец выбежал куста (из - за)

4. «Добавь слово»
Белый медведь – рыба тюлень – ласты
Олень - медведь –
Песец – бегает белый медведь – медвежата
Морж - тюлень –

5. По возможности наклейте в тетрадь картинки диких животных Севера
(или нарисуйте).




















Тема: Мамин праздник

1.Дидактическое упражнение: «Скажи про маму со словом «самая».
Моя мама самая (красивая, добрая, ласковая, трудолюбивая, милая )

2. «Закончи предложение» (запишите за ребенком).
Если мама взяла утюг, то
Если мама режет овощи, то
Если бабушка взяла очки, то
Если мама замесила тесто, то

3. Выучить пословицу:
«Нет лучшего дружка, чем родная матушка».

4.Воспитательница в детском саду спросила: «За что, вы, дети, любите свою
маму?». У Пети мама строитель. Он хотел сказать: «За то, что мама дом
строит»,- но промолчал.
Зина хотела сказать: «За то, что мама вкусные кушанья готовит»,- и тоже
промолчала. Мама однажды уезжала, вкусную еду готовил папа, но девочк
и тогда не разлюбила маму. Тут со стульчика встала Галя «Когда мне было
больно, мама меня жалела, и мне сразу стало легче. Я люблю маму за это».
«И я за это» - закричал Петя. «И я », - сказала Зина.
Оказалось, все дети любят своих мам за это.

5. Нарисовать подарок для мамы и бабушки.




















Тема: Весна

1.Закрепить признаки весны.

2. Уметь подбирать глаголы к словам.
Снег ( что делает?) – темнеет, тает, оседает.
Солнце (что делает?) – светит, припекает, греет, блестит, радует.
Ручей (что делает?) – бежит, звенит, бурлит, журчит.
Почки (что делают?) – набухают, лопаются, распускаются.
Птицы (что делают?) – прилетают, щебечут, вьют гнезда,
поют, высиживают птенцов.

3. Уметь определять образные сравнения и записать со слов детей.
Солнце ласковое, как (бабушка, весенний ветерок).
Солнце желтое, как
Солнце круглое, как
Солнце золотое, как

4. Нарисовать весну.

5. Пересказ рассказа Н.Сладкова «Грачи».
Грачи прилетели! И потекли сосульки, затрещал лед, расползлись снега.
Вот-вот зазеленеет земля, заголубеют воды, задымятся пашни.
Грачи прилетели, весну принесли!





















Тема: Перелетные птицы весной

1.Знать и называть 6 – 8 перелетных птиц
(грач, трясогузка, скворец, иволга и т.д.).

2.Дидактическое упражнение «Скажи правильно»
стая лебедей лебединая
стая журавлей
стая грачей
стая стрижей

3.Дидактическое упражнение «Составь слово» (по образцу).
Ласточка любит тепло - это значит она теплолюбивая.
У ласточки белая грудка - это значит она белогрудая
(быстрокрылая, длиннохвостая, звонкоголосая).

4. Пересказ рассказа «Грачи»
Тает снег, прилетели грачи. Летали грачи и кричали.
Громко, очень громко кричали грачи.
Шумел ветер, качались деревья.
Здравствуй весна, грачи прилетели.

5. Нарисовать (наклеить) перелетных птиц.






















Тема: Животные жарких стран

1. .Назови животных жарких стран на этот звук:
[А] – [Бь] – [Зь] – [Ж] – [Ть] – [С] – [Ль] –
[Кь] – [К] – [О] – [Вь] – [Н] – [Ч] –
2.Какие животные спрятались на картинке? Назови и раскрась (карточка).
3.«Сравни этих животных»
Слон высокий, а жираф ещё (выше)
Бегемот тяжёлый, а слон ещё
Лошадь выносливая, а верблюд ещё
Заяц прыгает далеко, а кенгуру ещё
4.«Найди отличия» (карточка).
5.«Объясни слово»: Одногорбый верблюд
Носорог
Быстроногий леопард
Сумчатое кенгуру
Полосатая зебра
6.Отгадай загадки:
«Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам»
«Широко разинув рот, лежит ленивый »
«Толстая шкура и острый рог, тяжело ступая, ходит »


















Тема: Космос

1.Продолжи предложение: В космосе много комет,.
2.«Какой? Какая? Какое?»
земля – он земной, она земная, оно земное
солнце - он она оно
луна - он она оно
звезда – он она оно
космос – он она оно
3.Составь предложения из слов:
Луна, это, Земля, спутник
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.
4.Скажи «наоборот»: Далеко – близко
Высоко –
Темно –
Тесно –
Улететь –
Взлетать –
5.Отгадай загадку, нарисуй отгадку:
«Светит, сверкает, всех согревает»
6.Найди отличия и обведи их карандашом (карточка).

















Тема: Правила и безопасность дорожного движения

1.Найди ошибки художника, обведи их карандашом (карточка)*
2.Назови, что может: летать, ездить, плавать?
3.Скажи наоборот: Отъехал от дома – подъехал к дому
Въехал на горку –
Выехал из гаража – ...
Улетел на самолёте –
Уплыл на катере –
4.Что лишнее и почему?
Самолёт, вертолёт, орёл, ракета.
Трамвай, троллейбус, остановка, автобус.
5.Выучи стихотворение: «Если свет зажёгся красный –
Значит, двигаться опасно!
Жёлтый свет – ты подожди,
А зелёный – проходи!»
6.«Что кому нужно?» (карточка).






















Тема: Насекомые

1«Назови насекомое на звук»
[Ж] - , [С] - , [М] - , [К] - , [Б] - , [Г ] - , [П ] - , [О] - [Ш]
2.«Кто лишний и почему?»
Жук, бабочка, ласточка, стрекоза
Скворец, соловей, гусеница, грач
3.«Продолжи предложение»
Птицы едят насекомых: жуков,
4.«Исправь ошибки Незнайки»
Мохнатая гусеница съела кукушку.
Червяк склевал грача.
5.«Что общего и чем отличаются?»
Бабочка и ласточка
6.«Отгадай загадки, нарисуй отгадки»: «В городочке у пня –
Суета, беготня,
То народец рабочий
Снуёт и хлопочет» (М)
«Вьётся, как верёвка,
По листочку ловко,
Куколкой замрёт вся
Бабочкой проснётся» (Г)

















Тема: Комнатные растения

1.Назови комнатные растения на звук:
[Фь] - ; [Гь] - ; [Т] - ; [К] - ; [Бь] - ; [А] -
2.Что лишнее и почему?
Фиалка, фикус, одуванчик, хлорофитум
Бегония, толстянка, берёза, алоэ
3.Рассказ – сравнение «Фикус и фиалка»
Фикус растёт в большом горшке, а фиалка -
Фикус высокий, а фиалка -
У фикуса ствол толстый, а у фиалки -
У фикуса листья большие, а у фиалки -
У фикуса листья гладкие, а у фиалки -
4.«Сосчитай до 5»
Одна душистая герань, две душистые герани, три четыре пять
5.Помоги девочке найти два одинаковых горшка с комнатными растениями
и раскрась их одинаково (карточка).





Тема: 9 Мая – День Победы
1."Какой праздник посвящён героям Великой Отечественной войны?"
2."Закончи предложение"
- Прошло много лет после этой войны, но люди помнят о героях,
- Этому событию посвящено много фильмов, (чего ещё?)
- Не все герои остались живы, очень многие
- Им поставлены
- В их честь горит
- К Вечному огню люди возлагают
- В этот день проходит военный
3."Скажи наоборот"
молодой – старый сильный -
храбрый - умный -
4.Игра "Один – много"
Ветеран – ветераны – много ветеранов
Воин - много
Орден - много
Герой - много
Награда - много
5."Выучи стихотворение"
«Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога на торжественный парад,
И задумчиво с порога вслед им бабушки глядят».













Тема: Школа

1. Продолжить предложение (записать):
Я пойду в школу, когда
Я хочу учиться в школе, потому что.
Я буду учиться в школе, чтобы
2. Знать: пенал, учебник, тетрадь, ручка, резинка – это школьные
принадлежности, их носят в портфеле (ранце, школьном рюкзаке).
3. Выучить: тех, кто учится в школе, называют: ученики, школьники,
первоклассники.
4. Пересказать рассказ «В пенале»
Хвастали друг перед другом ручка и карандаш. «Я отлично пишу, -
говорит ручка. – Без единой ошибки». «А я и забыл, когда ошибался!»
А резинке стыдно было это слышать: ведь она стирала их ошибки.
5. Нарисовать школу.
6. Угадать кроссворд.






















































1. То, чем рисуют
2. Ей пишут в тетрадях.
3. То, в чем ты рисуешь.
4. Это то, когда кладут ручку, карандаш, резинку.
5. То, в чем носят все школьные принадлежности.










Тема: Моя семья

1. Знать – имя, отчество родителей, бабушек, дедушек;
- свой домашний адрес;
- называть свое полное имя, фамилию, возраст.
2. Составить рассказ о своей семье по плану.
Какая у тебя семья? (большая, небольшая, маленькая).
Сколько человек в семье?
Назвать членов семьи (брат, сестра,)
Назвать имя, отчество родителей, кем работают
Кто в семье самый старший, кто самый младший.
Какие обязанности у членов семьи: (мама готовит, папа чинит сломанные
вещи, я убираю игрушки и т.д.)
Как любит семья отдыхать?
3.Игра «Наоборот» (подбор слов- антонимов)
Добрый – злой скучный – интересный
Трудолюбивый – ленивый веселый – грустный
Ласковый – грубый умный – глупый
Здоровый – больной жадный – добрый
Радостный – печальный
4. Переносное значение слов.
Спросите детей, когда так говорят: золотые руки
Золотая голова
Золотое сердце

5. Выучить наизусть: Говорят, у бабушки руки не простые
Говорят, у бабушки руки золотые
Трогаю и глажу, подношу поближе
Как я ни стараюсь – золота не вижу.
Почему же люди – наши заводские
Говорят, у бабушки руки золотые.














Тема: Школа

1. Продолжить предложение (записать):
Я пойду в школу, когда
Я хочу учиться в школе, потому что.
Я буду учиться в школе, чтобы
2. Знать: пенал, учебник, тетрадь, ручка, резинка – это школьные принадлежности, их носят в портфеле (ранце, школьном рюкзаке).
3. Выучить: тех, кто учится в школе, называют: ученики, школьники, первоклассники.
4. Пересказать рассказ «В пенале»
Хвастали друг перед другом ручка и карандаш. «Я отлично пишу, - говорит ручка. – Без единой ошибки». «А я и забыл, когда ошибался!» А резинке стыдно было это слышать: ведь она стирала их ошибки.
5. Нарисовать школу.
6. Угадать кроссворд.




















































1. То, чем рисуют
2. Ей пишут в тетрадях.
3. То, в чем ты рисуешь.
4. Это то, когда кладут ручку, карандаш, резинку.
5. То, в чем носят все школьные принадлежности.

















Тема: 9 Мая – День Победы
1."Какой праздник посвящён героям Великой Отечественной войны?"
2."Закончи предложение"
- Прошло много лет после этой войны, но люди помнят о героях,
- Этому событию посвящено много фильмов, (чего ещё?)
- Не все герои остались живы, очень многие
- Им поставлены
- В их честь горит
- К Вечному огню люди возлагают
- В этот день проходит военный
3."Скажи наоборот"
молодой – старый сильный -
храбрый - умный -
4.Игра "Один – много"
Ветеран – ветераны – много ветеранов
Воин - много
Орден - много
Герой - много
Награда - много
5."Выучи стихотворение"
«Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога на торжественный парад,
И задумчиво с порога вслед им бабушки глядят».















Тема: Осень

1. Ответь на вопросы полным предложением
Какое сейчас время года?
Какие осенние месяцы ты знаешь? (выучить)
2.Скажи, какая это осень?
Если осень наступила рано, то осень (какая?)
Если осень наступила поздно, то осень (какая?)
3.Ответь на вопросы:
(употребление в речи глаголов в разных временных формах).
ВЕТЕР ДОЖДЬ ТРАВА ЛИСТЬЯ
Что делает? Дует
Что сделает? Подует
Что делал вчера? Дул
Что будет делать завтра? будет дуть
4. «Угадай слово»
(использование в речи глаголов в единственном и множественном числе).
Ветер дует, а ветры (дуют).
Птица улетает, а птицы
Лист желтеет, а листья
Дождь моросит, а дожди
Холод наступает, а холода
5.Выучить стихотворение: «На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву сентябрь.
Сорвал листву с ветвей октябрь.
Укрыл листву снежком ноябрь».
6. Раскрась берёзки по заданию (карточка).


















Тема: Овощи

1.Игра «Назови ласково»
огурец – огурчик лук -
помидор - чеснок -
горох - картофель -
морковь - капуста -
2.«Как называется пища из овощей?»
Пюре из картофеля – картофельное пюре.
Салат из огурцов -
Сок из моркови -
Суп из гороха -
Пирог из капусты –
3.«Сравни овощи». Закончить предложение, а затем повторить его полностью
Помидор круглый, а огурец (овальный)
Морковь продолговатая, а тыква
Лук горький, а морковь
Огурец зелёный, а свёкла
Редис мелкий, а редька
Тыква круглая, а кабачок
4. Ответь на вопросы:
«Брат сестру свою зовёт на прополку в огород».
Кто зовёт? .
Кого зовёт? .
Зачем зовёт? .
5. Выучи стихотворение: «Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок».
6.«Вершки» и «корешки» (карточка).















Тема: Комнатные растения

1.Назови комнатные растения на звук:
[Фь] - ; [Гь] - ; [Т] - ; [К] - ; [Бь] - ; [А] -
2.Что лишнее и почему?
Фиалка, фикус, одуванчик, хлорофитум
Бегония, толстянка, берёза, алоэ
3.Рассказ – сравнение «Фикус и фиалка»
Фикус растёт в большом горшке, а фиалка -
Фикус высокий, а фиалка -
У фикуса ствол толстый, а у фиалки -
У фикуса листья большие, а у фиалки -
У фикуса листья гладкие, а у фиалки -
4.«Сосчитай до 5»
Одна душистая герань, две душистые герани, три четыре пять
5.Помоги девочке найти два одинаковых горшка с комнатными растениями и раскрась их одинаково (карточка).
















Тема: Насекомые

1«Назови насекомое на звук»
[Ж] - , [С] - , [М] - , [К] - , [Б] - , [Г ] - , [П ] - , [О] - [Ш]

2.«Кто лишний и почему?»
Жук, бабочка, ласточка, стрекоза
Скворец, соловей, гусеница, грач

3.«Продолжи предложение»
Птицы едят насекомых: жуков,

4.«Исправь ошибки Незнайки»
Мохнатая гусеница съела кукушку.
Червяк склевал грача.

5.«Что общего и чем отличаются?»
Бабочка и ласточка

6.«Отгадай загадки, нарисуй отгадки»:
«В городочке у пня –
Суета, беготня,
То народец рабочий
Снуёт и хлопочет» (М)

«Вьётся, как верёвка,
По листочку ловко,
Куколкой замрёт вся
Бабочкой проснётся» (Г)
















Тема: Фрукты

1. Какие фрукты спрятались на картинке? (перечислить). Что лишнее и почему? Раскрась только фрукты! (карточка в тетради)

2. «Составь предложение». Взрослый называет пары слов и просит ребёнка сказать, что из этих фруктов он съест сам, а что отдаст другу.
Яблоко – груша (яблоко я съем сам, а грушу отдам другу).
Персик – апельсин
Банан – лимон
Мандарин – киви
Абрикос – слива
3. «Четвёртый лишний». Что лишнее и почему?
Яблоко, груша, помидор, апельсин.
Слива, персик, абрикос, компот.
4. «Назови сок»: из лимона сок
из апельсина сок
из яблока сок
из сливы сок
5. Составить рассказ – описание «Мой любимый фрукт» по вопросам: Как называется? Где растёт? Какой он по форме, цвету, вкусу?
Что из него можно приготовить?

















Тема: Наш город

1. Дети должны назвать свой город (село), знать, что Йошкар-Ола – столица республики Марий Эл, жители города – йошкаролинцы.

2. Уметь сказать о своем городе (селе) какой он (красивый, чистый, зеленый, нарядный, любимый, родной.).

3. Дети должны знать достопримечательности города (села); главную улицу, площадь Ленина, кукольный театр, Центральный парк, река Кокшага.

4. Поиграйте в игру «Скажи со словом много».
В нашем городе (селе) много чего – много улиц (школ, магазинов, театров, парков

5. Пересказ рассказа «Мой город»
Мой город называется Йошкар-Ола, что в переводе на русский язык означает Красный город. Наш город красивый, зеленый и светлый. В городе много школ, детских садов, магазинов, театров. Через город протекает река Кокшага. Мое любимое место в городе (селе) (запишите со слов ребенка в тетрадь).

6. Нарисуйте любимые места в своем городе (селе).






















Тема: Правила и безопасность дорожного движения

1.Найди ошибки художника, обведи их карандашом (карточка)*

2.Назови, что может: летать, ездить, плавать?

3.Скажи наоборот: Отъехал от дома – подъехал к дому
Въехал на горку –
Выехал из гаража – ...
Улетел на самолёте –
Уплыл на катере –

4.Что лишнее и почему?
Самолёт, вертолёт, орёл, ракета.
Трамвай, троллейбус, остановка, автобус.

5.Выучи стихотворение: «Если свет зажёгся красный –
Значит, двигаться опасно!
Жёлтый свет – ты подожди,
А зелёный – проходи!»

6.«Что кому нужно?» (карточка).






















Тема: Космос

1.Продолжи предложение: В космосе много комет,.

2.«Какой? Какая? Какое?»
земля – он земной, она земная, оно земное
солнце - он она оно
луна - он она оно
звезда – он она оно
космос – он она оно

3.Составь предложения из слов:
Луна, это, Земля, спутник
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.

4.Скажи «наоборот»: Далеко – близко
Высоко –
Темно –
Тесно –
Улететь –
Взлетать –

5.Отгадай загадку, нарисуй отгадку:
«Светит, сверкает, всех согревает»

6.Найди отличия и обведи их карандашом (карточка).
















Тема: Дом и его части

1.Дети должны знать, какие бывают дома:
а) из дерева – деревянные
из кирпичей – кирпичные
из панелей – панельные.
б) один этаж – одноэтажные дома
два этажа – двухэтажный дом
пять этажей – пятиэтажный дом
много этажей – многоэтажный дом.
2. Знать и называть строительные профессии:
кто роет котлован - экскаваторщик
кто строит дом – каменщик
кто кроет крышу – кровельщик
кто штукатурит стены – штукатур
кто красит стены – маляр
3. Поиграйте с детьми в игру «Без чего не может быть дом»
без фундамента, без стены, без крыльца, без пола, без крыши, без окон, без потолка
4.Выучите стихотворение «Маляры»:
Маляры пришли втроем
Обновили старый дом
Был облезлый, скучный, голый
Стал нарядный и веселыйл
Все ребята со двора
Малярам кричат: «Ура!»
5. Нарисовать свой дом.


















Тема: Транспорт

1.Дети должны знать и правильно называть различные виды транспорта:
Легковой (такси, легковая машина, автобус)
Грузовой (грузовая машина)
Пассажирский (автобус, троллейбус..)
Воздушный (самолет, вертолет, ракета)
Железнодорожный (поезд, электричка, метро)
Водный (катер, теплоход, пароход).
2. Поиграйте с детьми в игру «Назови части автомобиля».
Называть части транспорта по очереди. Выигрывает тот, кто назовет больше слов (колеса, кабина, кузов, руль, мотор, фары, бензобак, дверки, сиденья, дворники.).
3. Выучить стихотворение «Самолет»:
Вот мотор включился
Пропеллер закружился
К облакам поднялись
И шасси убрались.
Вот лес - мы тут
Приготовим парашют
Толчок, прыжок, летим дружок
Парашюты все раскрылись
Дети мягко приземлились.
4. Предложите детям закончить предложения.
Автобус едет быстро, а легковая машина еще (быстрее).
Велосипед едет медленно, а самокат еще(медленнее).
Пароход гудит громко, а паровоз еще(громче).
Вертолет летит высоко, а самолет еще(выше).
Подводная лодка плывет глубоко, а другая подводная лодка еще(глубже).
5. Нарисовать разные виды транспорта (по желанию).















Тема: Животные жарких стран

1. .Назови животных жарких стран на этот звук:
[А] – [Бь] – [Зь] – [Ж] – [Ть] – [С] – [Ль] –
[Кь] – [К] – [О] – [Вь] – [Н] – [Ч] –
2.Какие животные спрятались на картинке? Назови и раскрась (карточка).
3.«Сравни этих животных»
Слон высокий, а жираф ещё (выше)
Бегемот тяжёлый, а слон ещё
Лошадь выносливая, а верблюд ещё
Заяц прыгает далеко, а кенгуру ещё
4.«Найди отличия» (карточка).
5.«Объясни слово»: Одногорбый верблюд
Носорог
Быстроногий леопард
Сумчатое кенгуру
Полосатая зебра
6.Отгадай загадки:
«Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам»
«Широко разинув рот, лежит ленивый »
«Толстая шкура и острый рог, тяжело ступая, ходит »























Тема: Перелетные птицы весной

1.Знать и называть 6 – 8 перелетных птиц
(грач, трясогузка, скворец, иволга и т.д.).

2.Дидактическое упражнение «Скажи правильно»
стая лебедей лебединая
стая журавлей
стая грачей
стая стрижей

3.Дидактическое упражнение «Составь слово» (по образцу).
Ласточка любит тепло - это значит она теплолюбивая.
У ласточки белая грудка - это значит она белогрудая
(быстрокрылая, длиннохвостая, звонкоголосая).

4. Пересказ рассказа «Грачи»
Тает снег, прилетели грачи. Летали грачи и кричали.
Громко, очень громко кричали грачи.
Шумел ветер, качались деревья.
Здравствуй весна, грачи прилетели.

5. Нарисовать (наклеить) перелетных птиц.















Тема: Зима
1.Продолжи предложения:
Зима приносит морозы,
Вода замёрзла на реках,
Дети любят кататься зимой на
2. Что за чем и перед чем?
Декабрь за ноябрём и перед январём;
Январь за и перед
Февраль за и перед
3. «Скажи наоборот»
Зимой ночь длинная, а день
Зимой ветер холодный, а летом
Зимой холодно, а летом
Зимой идёт снег, а летом идёт
4. « Назови спортсменов»
В хоккей играют (хоккеисты)
Биатлоном занимаются
Фигурным катанием занимаются
На лыжах бегают
5. Выучи стихотворение: Отчалил осени корабль,
И реки льдом сковал декабрь.
Начинает календарь
Месяц с именем январь.
Белой вьюги вьётся шаль,
Весь в снегу пришёл февраль.



















Тема: Зимующие птицы

1.Закрепить обобщающее понятие - зимующие птицы. Вспомнить их: ворона, клест, дятел, голубь, снегирь, сорока, воробей, синица, свиристель
2. Учить правильно называть сложные слова:
У сороки длинный хвост – длиннохвостая сорока
У снегиря красная грудка – красногрудный снегирь
У вороны крыло черное - чернокрылая ворона.
3.Дидактическое упражнение «Кто как голос подает»
Воробей – чирикает синичка - тенькает
Голуби – воркует ворона - каркает
Сорока – стрекочет
4. Предложите ребенку ответить на вопрос. Ответы ребенка запишите
в тетрадь.
1. Почему птиц называют зимующими?
2. Почему сороку называют трещеткой?
3. Почему у клёста скрещенный клюв?
4.Почему люди вешают кормушки для птиц?
5. Почему прилетают к нам на зиму снегири?
5. Пересказать рассказ «Сорока»
Это сорока. Сорока – зимующая птица. Она небольшого размера. Ее называют «сорока – белобока, потому что у нее по бокам белые перья. Голова и крылья у птицы черные. Хвост длинный, черный с зеленым отливом. Сорочье гнездо похоже на шар, потому надежно укрывает от ветра и дождя. Она строит его из соломинок, веточек и глины. Любят сороки селиться в лесах, но зимой они перебираются поближе к человеку.
6. Нарисовать птиц на кормушке.


















Тема: Весна

1.Закрепить признаки весны.

2. Уметь подбирать глаголы к словам.
Снег ( что делает?) – темнеет, тает, оседает.
Солнце (что делает?) – светит, припекает, греет, блестит, радует.
Ручей (что делает?) – бежит, звенит, бурлит, журчит.
Почки (что делают?) – набухают, лопаются, распускаются.
Птицы (что делают?) – прилетают, щебечут, вьют гнезда,
поют, высиживают птенцов.

3. Уметь определять образные сравнения и записать со слов детей.
Солнце ласковое, как (бабушка, весенний ветерок).
Солнце желтое, как
Солнце круглое, как
Солнце золотое, как

4. Нарисовать весну.

5. Пересказ рассказа Н.Сладкова «Грачи».
Грачи прилетели! И потекли сосульки, затрещал лед, расползлись снега.
Вот-вот зазеленеет земля, заголубеют воды, задымятся пашни.
Грачи прилетели, весну принесли!




















Тема: Мамин праздник

1.Дидактическое упражнение: «Скажи про маму со словом «самая».
Моя мама самая (красивая, добрая, ласковая, трудолюбивая, милая )

2. «Закончи предложение» (запишите за ребенком).
Если мама взяла утюг, то
Если мама режет овощи, то
Если бабушка взяла очки, то
Если мама замесила тесто, то

3. Выучить пословицу:
«Нет лучшего дружка, чем родная матушка».

4.Воспитательница в детском саду спросила: «За что, вы, дети, любите свою маму?». У Пети мама строитель. Он хотел сказать: «За то, что мама дом строит»,- но промолчал.
Зина хотела сказать: «За то, что мама вкусные кушанья готовит»,- и тоже промолчала. Мама однажды уезжала, вкусную еду готовил папа, но девочки тогда не разлюбила маму. Тут со стульчика встала Галя «Когда мне было больно, мама меня жалела, и мне сразу стало легче. Я люблю маму за это». «И я за это» - закричал Петя. «И я », - сказала Зина. Оказалось, все дети любят своих мам за это.

5. Нарисовать подарок для мамы и бабушки.



















Тема: Домашние животные

1.Знать и назвать домашних животных и их детенышей.

2. Уметь правильно ответить на вопрос
ЧЕЙ? (хвост) кошачий, собачий, коровий, кроличий, овечий, козий, лошадиный.

3. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»
Мне нравится кошачий хвост, потому что.
Мне нравится лошадиный хвост, потому что
И т.д. (ответы записать в тетрадь).

4. Дидактическое упражнение «Скажи, какой?»
Лошадиный хвост (какой?) - длинный, пышный
Кроличий хвост (какой?) - маленький, пушистый
Коровий хвост (какой?) - длинный, гладкий.
Козий хвост (какой?) - маленький, торчащий

5. Определи, к какому животному относится данное слово:
Мяукает - мычит -
Лает - хрюкает -
Блеет - ржет -

6. Нарисовать домашних животных с детенышами.




















Тема: Дикие животные

1.Уметь сказать про животных и их детенышей со словом много:
В лесу много:
Медведей – медвежат кабанов – кабанят
Лис – лисят зайцев – зайчат
Волков – волчат лосей – лосят
Белок – бельчат ежей - ежат
Бобров – бобрят барсуков – барсучат.

2.Учить говорить про животных с увеличительным оттенком
медведь – медведище заяц - зайчище
лось – лосище волк – волчище
кабан – кабанище еж – ежище

3. Учить отвечать на вопрос:
Чей хвост? (медвежий, лисий, заячий, волчий, беличий, кабаний)
Чья морда? (медвежья, лисья, заячья, волчья, беличья,)

4. Поиграйте в игру «Закончи фразу»
Еж безобидный, а волк(злой)
Заяц слабый, а лось(сильный)
Белка ловкая, а медведь (неуклюжий)
Еж колючий, а заяц (пушистый).

5. Составить загадку про животного по плану (на выбор).



















Тема: Животные Севера

1.Поговорите с детьми о животных Севера: морж, тюлень, песец, олень, белый медведь. Где живут, чем питаются, назвать их части тела, детенышей.

2. Посчитайте животных Севера следующим образом:
1 морж, 2 моржа,5 моржей
1 белый медведь,
1 северный олень,

3. Составьте предложение, вставьте «маленькое» (предлог) слово:
Белый медведь выглянул.сугроба (из - под)
Тюлень вынырнул льдины (из - под)
Оленьи рога видны чума (из - за)
Песец выбежал куста (из - за)

4. «Добавь слово»
Белый медведь – рыба тюлень – ласты
Олень - медведь –
Песец – бегает белый медведь – медвежата
Морж - тюлень –

5. По возможности наклейте в тетрадь картинки диких животных Севера (или нарисуйте).















Тема: День защитника Отечества

1. Вспомнить, кто такие защитники Отечества?
Кого поздравляют в этот день?
Запомнить: Отечество – это Родина, страна в которой ты живешь.
Повторить военные специальности: пехотинец, артиллерист, ракетчик, десантник и т.д.
2. «Скажи по-другому»
Как можно еще назвать защитников Отечества?
(Ответ запишите со слов ребенка: воины, бойцы, солдаты, военные)

3. Запомнить словосочетания:
Глубоководная лодка быстрокрылый самолет
Дальнобойная пушка винтокрылый вертолет
Сверхскоростная ракета гусеничный танк

4.Дидактическое упражнение «Запомни и повтори»
(взрослый называет одно слово из пары, а ребенок добавляет другое).
Пушка – артиллерист танк – танкист
Самолет – летчик ракета – ракетчик
Автомат – пехотинец собака – пограничник
Телефон – связист парашют – десантник

5. Выучить пословицу: Нет в мире краше Родины нашей.
Жить – Родине служить.

6. Нарисовать военную технику.


















Тема: Новый год

1.Украшая новогоднюю елку, попросите детей сказать о ней как можно больше «красивых слов» (нарядная, блестящая, пышная, зеленая, высокая, колючая, праздничная и т.д.)

2. Игра «Угадай, что это?» (у елки)
Например, вы говорите слова:
блестящий, большой, серебристый, хрупкий (шар)
длинная, яркая, цветная, стеклянная(сосулька).
А затем просите детей «загадать» про что-нибудь.

3. Попросите детей придумать историю про то, как они встретили бы Деда Мороза и какой - бы подарок подарили ему к Новому году. Рассказ
Записать за ребенком в тетрадь.

4. Нарисовать в тетради картинку «А это Новый год!»



























Тема: Профессии

1.Запомнить и правильно назвать профессии людей их действия, которые они производят:
каменщик кладет кирпичи
уборщик убирает помещения
дрессировщик дрессирует животных
стекольщик стеклит окно
носильщик носит поклажу
учительница учит детей

2.Закончить предложения.
Парикмахеру нужны ножницы, чтобы ... (стричь волосы).
Врачу нужен градусник чтобы ...
Швее нужна швейная машина, чтобы ...
Учителю нужна школьная доска, чтобы...
Уборщице нужен веник, чтобы...

3. Поиграйте в игру «Найди пару».
учитель - класс каменщик - стройка
повар - (кухня) врач -
дрессировщик - цирк продавец - магазин
актер - воспитатель -
летчик - самолет машинист -

4. Предложите ребенку нарисовать картинку «Кем я хочу стать».



















Тема: Бытовая техника

1. Назови электроприбор на этот звук:
[Фь] - ..., [Мь] - ..., [С] - ..., [У] - ..., [Ть] - ..., [М] - ..., [Х] - ..., [К] - ..., [Ль] - ..., [Вь] - ..., [Э] - ..., [П -[Р]
2.«Закончи предложение»
Мама стирает бельё в (стиральной машине).
Папа чистит ковёр (чем?) Дочь гладит одежду (чем?)
Бабушка достала мясо (из чего?) Мама разогревает обед (в чём?)
3.«У меня есть, а у тебя нет...»
У меня телевизор, а у тебя нет телевизора.
У меня магнитофон, а у тебя нет ...
У меня пылесос, а у тебя нет ...
У меня люстра, а у тебя нет ...
У меня радио, а у тебя нет ...
У меня торшер, а у тебя нет ...
У меня компьютер, а у тебя нет ...
4.«Сосчитай до 5»
Один двухкамерный холодильник, два двухкамерных холодильника, три ... четыре ... пять
Одна стиральная машина, две стиральные машины, три ... четыре ... пять ...
Одна микроволновая печь, две микроволновые печи, три ... четыре ... пять ...
5.«Найди отличия» (карточка в тетради)


Рисунок 142Рисунок 19Рисунок 76Рисунок 142Рисунок 1915