Применение стратегии «»6 шляп мышления» на уроках русского языка


Применение стратегии «6 шляп мышления »
на уроке русского языка.
Учитель русского языка и литературы средней школы
№ 19 Аральского района Кызылординской области
Тайлакова Бакытгуль Кожабергеновна


Как построить уроки так, чтобы учащиеся всегда с интересом работали на протяжении всего урока, чтобы они сами осуществляли контроль за собственными действиями без указаний со стороны. Как сделать урок так, чтобы наши подопечные переживали за результат, реагировали на успех и неудачу, адекватно относились к критическим замечаниям, стремились получать похвалу и хорошую отметку. Это все зависит от нас, учителей. На уроках не должно быть ничего лишнего, что отвлекало бы внимание. Но очень трудно удивить детей новыми формами работы, которые еще и приносили результат.
Двадцать первый век – век скорости и партнерства, везде перемены. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой. Учитель должен мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний, стимулировать его природную любознательность. Нужны новые формы и методы обучения.
Многие учителя давно в своей практической деятельности используют технологию критического мышления. Аспектов критического мышления очень много. Я преподаю русский язык в казахской школе. И хочу предложить новую форму использования стратегии «Шесть шляп мышления». Данную стратегию я применяю, в основном , в работе с текстом. Она обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в процессе учебной деятельности, развивает критическое мышление, помогает в освоении культуры работы с текстом.
И данный метод я предлагаю использовать в течение всего урока: от начала до конца. Зайдя в класс, после организационного момента, психологического настроя и разминки, где ученики делятся на группы, я предлагаю ребятам следующее:
Ребята, сегодня мы будем рассматривать целый наш урок с позиции шести шляп мышления.
Каждая группа получает по две шляпы. Ученики знают, как работать по этой стратегии. Под белой шляпой – факты, что нам известно. Под зеленой – каковы творческие идеи по применению , под желтой шляпой – плюсы, позитивные моменты. Под черной шляпой – негативные стороны, под синей – контроль, все ли высказывания соответствовали заявленной шляпе: обобщение и выводы.
Группа, получившие «белую шляпу» в течение всего урока должна заниматься сбором информации и фактов, цифрами. Ученики, получившие «черную шляпу» должны записывать все трудности, с которыми они столкнулись. Группа, имеющая «желтую шляпу» выявляют позитивные стороны хода урока, А «красная шляпа» в конце урока высказывает свои эмоции и чувства. «Зеленая шляпа» подает творческую идею, изменяет что-то, выходит за рамки старых идей. Ребята под
· « синей шляпой» управляют процессом восприятия, делают обобщения и выводы.
Вот пример некоторых выступлений учеников 9 класса в конце урока по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины».
«Белая шляпа» - Учитель настроил на урок, поделились на группы, выбирая стикеры с записями комплиментов и пронумерованными «1», «2», «3», таким образом разделились на группы. Дополняли термины, составляли вопросы, работали по тексту «Родина-мать», изучили новую тему, защищали свои проекты, выполняли упражнения, применяя стратегии КМ «6 шляп», «Фишбоун». Заполняли таблицу рефлексии.
«Красная шляпа» - О, как нам понравилось выступление учеников, разыгравшие сценку «На перемене». Смотря на их выступление, мы поняли новую тему. Это так классно! А как нам приятно было говорить и принимать комплименты друг другу. Помните, как мы составляли вопросы и складывали в корзину и сами же на них отвечали. Это просто здорово! Только некоторые не смогли дать верный ответ, но это не беда, зато услышали правильный ответ от других .
«Зеленая шляпа» - Надевая зеленую шляпу мы хотим внести кое-какие изменения : при самостоятельном изучении темы, мы бы использовали текст, где много сложных предложений и выписали оттуда предложения с придаточными причины. А при закреплении поиграли бы в игру «Есть начало – сложи конец». Одна группа составляет начало предложения, а другие группы должны закончить его придаточными причины.
В итоге хочется отметить, что применение данного метода критического мышления на протяжении всего урока дает определенный результат.
1. Он помогает научить учащихся понимать особенности своего мышления, вести контроль за образом своей мысли.
2. Он позволяет преодолеть трудности, связанные с практическим мышлением.
3. Учитель, применяя этот метод, узнает насколько эффективно был построен его урок, где были плюсы, а где минусы.
4. Дает возможность ученикам высказаться, упрощая поиск совместного решения.
5. Привлекает к обсуждению стеснительных и неразговорчивых учащихся.
Рассмотрение хода целого урока с позиции шести шляп мышления – это и есть обратная связь , которая дает возможность увидеть учителю, что по ходу урока ученики усвоили, что не усвоили и какие у него есть вопросы.





Фио
Школа
телефон
Электронная почта
Фото

1
Тайлакова
Бакытгуль
Кожабергеновна
Средняя школа №19
Стаж 28 лет
87781150752

btailakova@list.ru



15