Дополнительная общеобразовательная программа Бумажное волшебство


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
Муниципального образования «город Бугуруслан»
( в соответствии с уставом ОУ)
Дополнительная общеобразовательная программа
«Бумажное волшебство»
Для детей 7-10лет
Срок реализации программы 2 года
Автор программы
педагог дополнительного образования
Нарушева Наталья Владимировна.
Педагог, реализующий программу
Нарушева Наталья Владимировна
год разработки программы: 2012г.

г. Бугуруслан 2014г.
Пояснительная записка
Программа «Бумажное волшебство» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Основания для разработки Программы
Конституция Российской Федерации;
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция о правах ребенка;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012г.№2148-р;
Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепил возможность получения образования всеми детьми независимо от ограничений возможностей их здоровья. Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия нового).
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность дополнительной программы.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы.
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация).
«Бумажное волшебство» — так называется программа. Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Цель данной программы — создание оптимальных организационно-педагогических условий для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности.
Задачи:
Обучающие:
•формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
•отрабатывать практические навыки работы с инструментами, соблюдая правила техники безопасности;
•осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
•развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
•формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
•развивать аналитическое мышление и самоанализ;
•развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
•развивать психометрические качества личности.
Воспитательные:
•формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
•формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
•создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Отличительные особенности данной программы от других программ по изобразительному искусству.
Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также были рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров». Программы, рассмотренные нами, отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения, по 144ч. в год. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с бумагой. Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем.
Формы и режим занятий.
 В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа, игра, выставки и др.Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного, демонстрационного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
В проведении занятий используется форма индивидуальной работы. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Режим занятийПрограмма рассчитана на детей 7-10 лет. Занятия проводятся – два раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты:
В конце первого года ребенок должен овладеть:
–практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;
–уметь планировать выполнение индивидуальных творческих работ;
–работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.
должен уметь:
-уметь читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики,
- соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на бумагу;
- изготавливать и оформлять поделки по образцу;
- осуществлять декоративную работу изделия;
приобретет навыки:
- наложения шаблона на бумагу, вырезание ножницами;
- изготовления поделки по собственному эскизу;
- использования различных технических приемов при работе с бумагой
В конце второго года обучения ребенок должен овладеть:
- навыками работы с бумагой и картоном в различных техниках
-уметь проводить анализ и самоанализ личных работ.
-уметь четко работать с инструментами, соблюдая правила техники безопасности
должен уметь:
- самостоятельно выполнять фигуры в техниках оригами, бумагопластики,
- эстетично оформить творческую работу;
-уметь проводить анализ и самоанализ личных работ.
- самостоятельно изготавливать поделки;
приобретет навыки:
– следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- создавать изделия оригами, аппликации, пользуясь инструкционными картами
- самостоятельного изготовления шаблонов.
- самостоятельно контролировать качество готовности поделки
Способы проверки результативности:
Система отслеживания результатов обучения включает два способа учета знаний, умений и навыков:
1) анкетирование, викторины, тестирование;
2) вопросы для начального, промежуточного и итогового контроля.
По результатам оценки качества знаний умений и навыков и вопросов контроля обучающийся набирает определенное количество баллов, что позволяет педагогу определить его уровень овладения материала.
Практическая значимость программы.
Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Она дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Формы подведения итогов реализации программы:
В качестве форм подведения итогов применяются зачетные итоговые работы, конкурсы, выставки. - выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока; - выполнение конкурсных и выставочных работ; - подведение итогов по результатам каждого полугодия. 
Учебно-тематический план первого года обучения
№№ Раздел Кол. часов Теория Практика
11 Вводное занятие 2 2 -
22 Волшебная бумага 6 2 4
33 Разноцветные истории 32 8 24
44 Вырезалочки14 4 10
55 Зимние фантазии 8 2 6
66 От простого к сложному 12 3 9
77 Цветочная полянка 14 4 10
88 Забавные самоделки 28 8 20
99 Бумажный зоопарк 28 8 20
Итого: 144 41 103
Учебно-тематический план второго года обучения
№№ Раздел Кол. часов Теория Практика
11 Вводное занятие 2 2 -
22 Мир оригами 8 2 6
33 Волшебство бумажных лент 14 4 10
44 Забавная гармошка 6 2 4
55 Добрые сказки 24 6 18
66 Зимушка-зима 12 2 10
77 Открыточки10 2 8
88 Весеннее настроение 12 2 10
99 Мир из бумаги 28 8 20
110 Коллекция идей 28 8 20
Итого: 144 38 106
Содержание программы
Первый год обучения:
1.Вводное занятие.
Теория: свойства бумаги. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Правила ТБ. Материалы и инструменты, необходимые для работы..Практика: практическим путем познакомить со свойствами бумаги. Знакомство с образцами.
2.Волшебная бумага
Теория: понятие оригами, базовые формы оригами. Условные знаки. Виды оригами. Их различия. Способы изготовления изделий в технике классического оригами.
Практика: изготовление фигурки зверей в технике оригами.
3. Разноцветные истории.
Теория: рациональные способы работы с материалом. Простейшие геометрические фигуры. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания. Виды аппликации.
Практика: Создание работ в различных техниках: обрывная аппликация (мозаика, из комочков), аппликация из геометрических фигур, построение многопредметных композиций, сюжетная аппликация, полуобъемная аппликация.
4. ВырезалочкиТеория: простейшие способы работы в технике бумагопластика. Правильное использование инструментов. Знакомство с техниками Pop-up и киригами.
Практика: Изготовление фигур (предметов) по трафаретам (симметричное складывание) ,вытынанки (вырезалки), изготовление «туннеля», конструирование замка. Выполнение объемных и полуплоскостных композиций на основе свойств бумаги.
5. Зимние фантазии
Теория: историческое происхождение зимних праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Знакомство со способами изготовления и оформления новогодних сувениров.
Практика: изготовление подарков и сувениров, изготовление выставочных работ, практическое оформление интерьера к праздникам.
6. От простого к сложному
Теория: история происхождения техники Айрис-фолдинг. Способы изготовления шаблонов и трафаретов. Создание из однотипных элементов сложной композиции.
Практика: изготовление шаблона и работа с ним в стиле радужного складывания Изготовление работ из шаблонов в форме «ладошек». Выполнение групповой работы.
7. Цветочная полянка
Теория: Разнообразие цветочного мира. Вырезание элементов симметричным способом, правила составления композиции из цветов, следование устным инструкциям.
Практика: выполнение полуобъемных аппликаций, открыток с цветами. Изготовление объемных цветов, составление букетов.
8.Забавные самоделки
Теория: что такое объем. Сочетание различных техник, работа с трафаретами и шаблонами. Некоторые геометрические понятия.
Практика: выполнение коробочек, сумочек, рамок для фотографий, масок, мобилей .9.Бумажный зоопарк
Теория: Знакомство с техникой «паперкрафт», учиться поэтапно выполнять творческую работу, чтение схем и обозначений.
Практика: выполнение работ по темам: «Животные, насекомые, зоопарк»
Второй год обучения:
1.Вводное занятие.
Теория: Шедевры бумажного искусства. Творчество Аллен и Пэтти Экман. Знакомство с содержанием работы в учебном году. Правила ТБ. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
Практика: Рассмотрение иллюстраций и поделок.
2. Мир оригами.
Теория: Древнее назначение кусудамы. Классическая кусудама. Модульное оригами. Изготовление и технология соединения модулей.
Практика: изготовление модулей и простейших изделий, выполнение работ по темам: «Цветы и вазы», «Шары касудамы».
3. Волшебство бумажных лент.
Теория: История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Основные правила работы. Основные формы. Конструирование из основных форм.
Практика: Вырезание полосок для квиллинга. Конструирование из основных форм квиллинга. Изготовление простых цветов.
4. Забавная гармошка.
Теория: Гофрировка. Способы складывания «гармошкой». Виды геометрических фигур. Симметрия. Соединение деталей.
Практика: Складывание гармошкой различных геометрических фигур. Выполнение поделок по схеме и по собственному замыслу.
5. Добрые сказки.
Теория: Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Многоцветная аппликация (простая, сюжетная, декоративная). Составление композиции на тему «Сказки».
Практика: Выполнение сюжетных аппликаций с использованием различных техник, применяя разнообразную бумагу.
6. Зимушка-зима.
Теория: Продолжение знакомства с традициями праздников и их историческими корнями.
Практика: Изготовление подарков и елочных игрушек, праздничная упаковка для сувениров.
7. Открыточки.
Теория: История возникновения открытки. Как и с помощью чего изготовляли открытку, как изменялся ее внешний вид и предназначение. Способы изготовления открыток. Сочетание различных техник.
Практика: изготовление открыток в различных техниках.
8. Весеннее настроение.
Теория: Беседы о весне и весенних праздниках. Приемы изготовления объемных цветов и композиций. Подготовка к Пасхе.
Практика: Изготовление букета для мамы, создание пасхальных украшений.
9. Мир из бумаги.
Теория: Объемное конструирование. Простейшие геометрические построения. Развертки. Шаблоны. Объемные изделия. Способы их изготовления.
Практика: Изготовление поделок в технике объемного конструирования. Макет здания.
10. Коллекция идей.
Теория: Украшение дома. Полезные поделки. Мобили и способы их изготовления. Папье-маше.
Практика: Выполнение и украшение сумочек, мобилей и т.д.
Методическое обеспечение программы.
Основной формой обучения является учебное занятие. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Теоретические сведения связаны с практической работой.
Для достижения результатов работы требуется большая вариативность подходов и постоянного творчества.
Приемы и методы обучения.
Качество усвоения содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания. На занятиях педагог использует следующие методы обучения:
– репродуктивный (педагог сам объясняет материал);– объяснительно-иллюстративный;– проблемный (педагог помогает в решении проблемы);– поисковый;– эвристический (изложение педагога + творческий поиск детей).
На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания:
1. Общие методы воспитания:– рассказ на этическую тему;– пример;– этическая беседа.
2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:– игра;– поручение;– упражнение;– коллективная творческая деятельность.
3. Методы стимулирования:– поощрение;– одобрение;– награждение.
Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется:
1. Информационно-методическое сопровождение программы.2. Внедрение в практику работу личностно ориентированного подхода.3. Умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.4. Творческое отношение к образовательному процессу.
Дидактические материалы, используемые при реализации программы:
Большую роль играет специально оборудованный кабинет и наличие разнообразного дидактического материала:
Образцов (работы педагога или контрольные работы детей),
Иллюстративного материала (альбомы, репродукции, фотографии),
Базовые фигуры.
Наборы цветной бумаги.
Изделия и модели, выполненные детьми и педагогом.
Образцы видов бумаги и картона.
Схемы составления композиций для открытки, панно, коллажа.
Шаблоны для аппликаций.
Инструкции по технике безопасности.
Инструменты и материалы:
– простой карандаш ТМ,
– клей-карандаш
– ножницы канцелярские с закругленными концами
– бумага рисовальная или чертежная
– бумага цветная, бархатная
– цветной и белый картон
Список литературы.
Литература для обучающихся:
Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги картона. – М.: Изд-во Лада, 2007.– 240 с.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона.– М.: ИКТЦ Лада, 2008. – 95 с.
Волкова С.И. Математика и конструирование: Учебное пособие для учащихся начальной школы.– М.: Просвещение,2004. – 95 с.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.– Ярославль: Академия развития, 2000. – 142 с.
Иванова Л.В. Цветы оригами для любимой мамы. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008. – 78 с.
Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги.– СПб.: Паритет, 2007. – 127 с.
Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера.– М.: Арт – Родник, 2007. – 30 с.
Литература для педагога:
Волкова С.И. Методическое пособие к курсу: Математика и конструирование.– М.: Просвещение,2 004. – 142 с.
Кулакова Л.Ю.Цветы из бумаги. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.– М.: АСТ – пресс книга, 2008. – 144 с.
Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования.– Ярославль: Академия развития, 2001.– 142 с.
Мойе С.У. Занимательные опыты с бумагой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 130с.
Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.– М.: Изд. Скрипторий, 2008. – 48 с.
Уолтер Х. Узоры из бумажных лент.– М.: Изд-во Ниола Пресс, 2006. – 112 с.
Щеблыкин И. К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
Ресурсы интернета.
stranamasterov.ru СтранаМастеровpodelki.boxter.org Поделкисвоимирукамиall-origami.ru Оригами: поделки из бумаги своимируками www.solnet.l Умелые ручки. Поделки-самоделки..
www.ukazka.ru Мастерим своими руками
VSE-SAM.ru - Сделай сам igrushka.kz Игрушки, игры, поделки своими руками 
Мониторинг образовательныхрезультатов1.Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2.Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3.Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4.Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5.Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторикиВысокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл):не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.
Форма фиксации образовательных результатов (см. таб. 3).
Таблица 3
Образовательные результаты
Ф.И. возраст Стартовый
сентябрь октябрь ноябрь Промежуточный
декабрь январь февраль Итоговый
март апрель май
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Диагностика творческого мышления
Вариант № 1.
Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5-9 лет)
Каждому ребенку даю стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду).Это могут быть капли, круги, зигзаги.
Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок ...»
Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.
Уровень развития Способностей6 лет8 лет10 лет
Высокий5 и более8 и более9 и более тем
Средний3-46-76-8
Низкий1-21-51-5
Вариант № 2
На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом.
Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок.
Время выполнения задания
индивидуально для- каждого ребенка.У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.