Конспект урока окружающего мира 1 класс Откуда берётся и куда девается мусор?

Тема: Откуда берётся и куда девается мусор? (Плешаков А.А.)

Образовательно - развивающие задачи:

Ознакомить первоклассников с правилами утилизации мусора.
Формировать у первоклассников познавательные универсальные учебные действия:
организовать деятельность детей на исследование проблемы;
учить извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках;
учить описывать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков;
учить устанавливать причинно-следственные связи;
учить применять полученные знания в классификации данных предметов с целью формулировки возможности решения проблемы окружающего мира;
учить детей взаимодействию при работе в подгруппах, как одной из форм исследовательской деятельности;
развивать навык работы с информацией: учить обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другую;
уметь перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса;

Формировать у первоклассников личностные универсальные учебные действия: оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Формировать у первоклассников коммуникативные универсальные учебные действия: обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; отвечать на итоговые вопросы;
Формировать у первоклассников регулятивные универсальные учебные действия: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: рабочий лист; изображения предметов мусора; бумажные, стеклянные, пластмассовые и металлические упаковки из-под мусора; большие коробки, имитирующие контейнеры; надписи: «бумага», «пластмасса», «полиэтилен», «стекло», презинтация.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

·
· Расскажите, откуда к нам на стол попадают шоколад, изюм, мёд?

·
· Какой из перечисленных продуктов самый полезный? А самый вкусный?
·
·Как вы дома используете эти продукты?

II. Мотивация учебной деятельности и постановка цели урока.

·
·Прослушайте диалог Сороки и Лесовичка.

· Сорока. Здравствуй, Лесовичок! Что ты сегодня такой хмурый?
Лесовичок. А чего мне радоваться?
Сорока. Посмотри, какой сегодня солнечный и тёплый день!
Лесовичок. Ты вверх смотришь, Сорока, а ты вниз посмотри. Настроение у тебя сразу испортиться.
Сорока. Что это у тебя тут твориться? На этой поляне всегда был порядок, а теперь столько грязи и мусора. Откуда это всё здесь появилось? Куда же ты всё это денешь?

·
·Что ж, ребята, Сорока задала нам два вопроса, на которые нам предстоит ответить.

·
· Прочитайте эти вопросы на странице 60 учебника. (Откуда берется и куда девается мусор?).

·Цель нашего урока будет заключаться в поиске ответов на эти вопросы.

Изучение нового материала.

Задание №1. Рассмотрите изображение лесной поляны. Опишите, что вы здесь видите?(Рабочий лист)




·
·Как весь этот мусор оказался в лесу? (Люди пришли в лес отдохнуть, полюбоваться на природу, поиграть с детьми на поляне. Они поели и выбросили весь этот мусор в лесу).


·
·Смогут ли теперь другие люди прийти на эту поляну отдохнуть? (Нет, тут грязно, неуютно, некрасиво).

·
·Как же быть? Что надо сделать, чтобы после вашего ухода из леса природа не страдала? (Мнения детей).

·Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько мусора собирается каждый день в наших семьях?
(Работа с учебником на странице 60.)

·
·Рассмотрите изображение продуктов, которые мы покупаем.

· Все они имеют упаковку, которую мы не съедаем. Куда девается мусор из наших ведёр?
Проследим его путь.

Задание №2. Восстановите логическую цепочку движения мусора. (Работа у доски)





·
·Куда же должна поехать машина с мусором?
(Работа с учебником на странице 61.)
Задание №3. Выберите самый лучший вариант и укажите его стрелочкой.
(Предлагается три варианта: на завод по переработке мусора, на свалку, к берегу реки).

·
·Какой вариант вам больше всего нравиться?

·Самый хороший вариант завод по переработке мусора.
Но для того, чтобы переработать на заводе мусор, его необходимо предварительно рассортировать по группам.
В настоящее время в европейских странах люди в своих домах, прежде чем выбросить мусор, сортируют его.

Практическая работа (в 4 группах).

·
·Рассортируйте мусор, приготовьте его к выбросу в 4 специализированных контейнера, обоснуйте своё решение.
Пластмассовая бутылка из под «кока-колы», полиэтиленовый пакет, бумажный пакет, газета, журнал, стеклянная бутылка из-под уксуса, консервная банка из-под тушёнки, полиэтиленовый пакет из-под молока, бумажный пакет из-под молока, старая толкушка, перегоревшая лампочка, компьютерные диски, деревянная линейка, скотч.
(У учителя возле стола большие коробки, имитирующие контейнеры. После работы учащихся учитель помещает на коробки надписи: «бумага», «пластмасса», «полиэтилен», «стекло»).

·Минутка здоровья.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр.
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наобо рот правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

·Но, к сожалению, в нашей стране пока не везде стоят специализированные контейнеры, предназначенные для вывоза на заводы по переработки мусора. Поэтому мусор чаще всего вывозят на свалки.
Где организуют свалки?
Оборудованная свалка представляет собой специально огороженное место для отходов.

·
·Скажите, вы хотите, чтобы недалеко от вашего дома была свалка? (Нет).

·
·Сделайте вывод, на каком расстоянии от городов и посёлков должна располагаться свалка и почему? (Свалка должна располагаться на значительном расстоянии в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах).

· Это место не должно располагаться вблизи водоёмов и заповедников.

·
·Почему никому из вас не нравиться решение избавиться от мусора, сбросив его в реку? (Ответы детей).


·Проверьте правильность своей позиции, выполнив задание 4.

Задание №4. Рассмотрите картинку и объясните, почему мальчик задал такой странный вопрос папе?(Рабочий лист)

Мальчик: «Папа, а что это значит, голубая, как вода в реке?»

·
· «Выловите мусор из реки, обведя его в кружочки красным карандашом».





·Конечно, после такой «уборки» в реке погибнет много живых существ, живущих в воде.

·
·Кого можно встретить на свалке? (Мнения детей)
Посмотрите на нижний рисунок на с.60.

·Это знакомая нам Злючка-Грязючка. Прочитайте, что она говорит.
Чем больше грязи тем больше таких Грязючек появиться.

·
·Хотим ли мы, чтобы на нашей лесной поляне поселилась Злючка-Грязючка? Что надо сделать, чтобы её здесь не оказалось?(Ответы учеников).

· Давайте наведём порядок. Что то можно закопать в лесу, а что то обязательно отнести в специальный мусорный контейнер. Для того чтобы всё сделать правильно, послушайте некоторые данные.
Мусор содержит вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества. Наиболее опасным является стекло, особенно битое. Оно ни чем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет.
Опасными являются некоторые виды пластмасс. Пластмассовые бутылки вообще не разлагаются. Металлические банки могут разлагаться от 80 до 100 лет. От 10 до 20 лет будут разлагаться брошенные в лесу полиэтиленовые пакеты и резиновые вещи.
Всё это надо уносить с собой и не оставлять в лесу!
Деревянные,картонные и бумажные предметы разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы.
Пищевые отходы (шкурки, очистки, огрызки) даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества. Но их тоже не надо разбрасывать, а лучше закапывать.

·Зная всё это, попробуем убрать мусор с нашей поляны. (изображения предметов мусора на доске), что надо унести с собой снимите, что можно закопать оставьте.




(Два ученика работают у доски. Результат проверяется).
Задание №5. Попробуйте распределить вещи по скорости их разложения в природе. Проведите стрелки от названий вещей к группе скорости разложения. (рабочий лист)

·Рассмотрите знак, который изготовила Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик (с.61).

·
·О чём он говорит нам?
Задание :6. Придумайте свой знак к этому правилу поведения в природе, зарисуйте его. (рабочий лист)
(Дети делятся на группы по 4 человека, придумывают знак группой, после выполнения задания, представитель от каждой группы рассказывает о своём знаке).

·
·
·Что нужно делать, чтобы мусора было меньше?
Дать мусору вторую жизнь!

IV. Рефлексия учебной деятельности:


·
·Какие цели мы ставили вначале урока?

·
·Какие достигли?

·
·Что вы уже знали?

·
·Что вы узнали нового?

·
·Как сделать, чтобы мусора было меньше?

·
·Что зависит от нас с вами?

·
·Какие виды мусора сохранятся в природе дольше всего (Пластмассовые бутылки, консервная банка)


























Рабочий лист

Задание 1. Рассмотрите изображения лесной поляны. Какой мусор вы здесь видите?

Задание 4. Рассмотрите картинку и объясните, почему мальчик задал такой странный вопрос папе?
Мальчик: «Папа, а что это значит, голубая, как вода в реке?»

·
· «Выловите мусор из реки, обведя его в кружочки красным карандашом».

Задание 5. Распределите вещи по скорости их разложения в природе.
Вещи
Скорость разложения

газета

стекло

консервная банка

шкурка от колбасы

картон

полиэтиленовый пакет

кожура от апельсина

пластиковая бутылка

быстро разложатся с почвой





разложатся не скоро






разлагаются очень долго или не разлагаются вообще



Задание 6. Придумайте свой знак к правилу поведения в природе и зарисуйте его.

















13PAGE \* MERGEFORMAT14815



Контейнер


Мусоровоз


Мусоропровод

Ведро







мальчик и девочка ГОТОВЫЙ.jpg15