Доклад на тему Работа с родителями младших школьников по духовно-нравственному воспитанию



Доклад на тему: «Работа с родителями младших школьников по духовно-нравственному воспитанию.»Учителя начальных классов
Старых Л.В.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Проанализировав свой опыт, могу отметить, что в моей работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы и класса. Второй опорой для меня всегда были родители учеников. Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Особо хочется подчеркнуть, что традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться именно в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, я знакомлю учащихся с теми традициями, которые живут в нашей школе. И родители моих учеников тоже не остаются в стороне. Формирование классных традиций становится и их делом. А начиналось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. Круглый стол из парт был накрыт к вечернему чаю. Все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций. К ним отнесли: «Праздник рождения класса»; Поздравление каждого ученика с днём рождения; Праздник осени. Совместная подготовка и проведение новогоднего праздника, праздника « 8 марта», «День защитника Отечества»; Экскурсии и прогулки (в конце учебного года); Творческий отчет в конце учебного года. Отчет проходит под девизом: «Мы переходим в …. класс», проходит также совместно с родителями, цель – осознание своей индивидуальности, одаренности, формирование коммуникативных навыков, создание условий для раскрытия творческого потенциала детей. Весело проходит конкурс «А ну-ка, девочки!», где девочки класса соревновались со своими мамами, а лучших выбирало жюри, состоящее из мальчиков! Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Эту истину подтвердила ещё одна наша традиция – проведение экскурсий и прогулок в конце учебного года. Это совместные выезды в бассейн, экскурсии в зоопарк, дельфинарий, музей, кинотеатр. Согласитесь, что мы чего–то и не помним через годы, но свои первые школьные шаги – помнит каждый! Мои ученики непременно будут вспоминать добрые традиции своего класса. Эти традиции и есть то разумное, доброе, вечное, о чём в народе принято говорить: « Что посеешь, то и пожнёшь!»Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. Передо мной встала проблема – как найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении. Не давая готовых решений, а, заставляя родителей задуматься над стилем собственного поведения, формами и способами взаимодействия с сыном или дочерью, побуждая изменить собственные позиции в вопросах воспитания, тем самым, повышая воспитательный потенциал родителей. Работу с родителями стараюсь вести в системе, что имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Работу с семьей в классе стараюсь проводить поэтапно: Этап первый: Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего сотрудничества, что происходит в ходе бесед, в ходе знакомства с родителями, родственниками. (Если родители идут на контакт с психологом, социальным педагогом, классным руководителем, то можно переходить ко второму этапу взаимодействия с семьей). Этап второй: Изучение микроклимата семьи, стилей воспитания, уточнение информации о родителях, их социальном статусе; выявление материального обеспечения и жилищно-бытовых условий; изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Этап третий. Обработка полученных результатов изучения семьи, подведение итогов. Выбор форм и методов работы с семьей. Этап четвертый. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье. Целью моей работы с родителями и учащимися является формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: - формирование потребности и мотивации нравственного поведения; - формирование представления о здоровом образе жизни; - формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свою малую родину и свой край; В своей работе я практикую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Традиционные формы: родительские собрания. Собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее иинтереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания. Примерная тематика родительских собраний. 1 класс: № Название темы родительского собрания Задачи 1 Трудности адаптации первоклассников к школе. Ознакомить родителей с особен- ностями адаптации детей к первому году обучения в школе, рассмотреть физиологические и психологические трудности адаптации первоклассни- ков, обсудить систему взаимоотно- шений с ребенком в семье в период адаптации, предложить родителям практические советы по адаптации ребенка к школе 2 Мотивы учения младших школьников. Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности, дать рекомендации по формированию внутренней мотивации. 3. Эмоции положительные и отрицательные. Обсудить проблему значения в жиз- ни человека эмоциональной сферы, предложить практические рекомен- дации по воспитанию у ребенка доброжелательности, а также как преодолевать ребенку негативные эмоциональные состояния. 4 Телевизор, мобильный телефон, компьютер в жизни семьи и первоклассника. Показать влияние техники на психи- ку маленького ребенка, обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с сов-ременными средствами коммуникации. 2 класс № Название темы родительского собрания. Задачи: 1. Причины и последствия детской агрессии. Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка, поощрение и наказание в семье. 2. Роль книги в развитии интеллектуальных умений Ознакомить родителей с результатами развития читательских умений ребенка. учащихся класса, развитие желания читать. 3. Родителям о воспитании и воспитанности. Обсудить проблему воспитания нравственности в детях, способы защиты детей от безнравственности и как формировать умения по самосохранению жизни 4. Семейные традиции и способность ребенка трудиться. О значении примера семьи в воспитании трудовых навыков ребенка, об оценке трудовых усилий ребенка в семье. 3 класс. № Название темы родительского собрания. Задачи: 1. Роль самооценки в формировании личности. Ознакомить родителей с причинами формирования как низкой, так и высокой самооценки ребенка; о последствиях низкой самооценки, повышение уровня самооценки ребенка
2. О физиологии и психологии младшего школьника. Ознакомить родителей с особеннос- тями физического и психического развития; о темпераменте и форми- ровании характера. 3. Развитие творческих способностей детей. Обратить внимание родителей на творческий аспект воспитания детей, игры позволяющие развить творческие способности детей. 4. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Обсудить с родителями готовность к самосохранительному поведению учащихся в школе, дома (когда один), на улице 4 класс. № Название темы родительского собрания Задачи:
1. Поговорим о дружбе. О дружбе и ее значении в жизни ребенка. 2. Как уберечь ребенка от насилия Показать родителям актуальность обсуждаемой проблемы, обсудить возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций. 3. Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм? Демонстрировать родителям необхо- димость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье, фор-мировать нравственную культуру семьи. 4. Будущий пятый класс. О готовности к обучению в среднем звене. Также из традиционных форм работы использую индивидуальные консультации, посещение на дому. Нетрадиционные: родительский лекторий, собрания-диспуты, проигрывание педагогических ситуаций, совместные собрания вместе с детьми, посещение мест работы родителей, выставки ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности для родителей (это доставляет удовольствие самому ученику и радует их родителей). Говоря о работе с родителями, хочу отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами нашего родительского комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Родители не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Членам родительского комитета, я считаю, стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив. По-моему, главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием, и жить дружно, весело, увлеченно. В своей работе я опираюсь на следующие документы: Закон Российской Федерации “Об образовании”. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения). Конвенция о правах ребенка, 1993 г. Устав муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов пгт Красная Поляна Я считаю, что в семье начинается формирование духовно-нравственных ценностей, а продолжается в различных сообществах и коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее последо- вательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личностипроисходит в школе. Ведь именно здесь сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная, духовная и гражданская жизнь ребенка. Поэтому воспитательный процесс в своем классе стараюсь проводить по следующим направлениям: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников: например праздник «Самая дружная семья», где семьи разных национальностей представляли блюда, костюмы и т.д.) получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье: «Моя семья», «Мой любимый дедушка»; Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных» (экскурсии организовываются родителями); Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства); Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно- краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ. Партнерство семьи и школы работает в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие. Родители вместе с учителем участвуют в планировании предстоящей работы, распределении сил средств, осуществляют совместный контроль и оценку результатов работы. Естественно, что в повседневной жизни возникают противоречия. Но ни одно из них стараюсь не доводить до конфликта. Результативность данной работы проявляется в различных аспектах: -в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании; -в улучшении результатов успеваемости учащихся; -в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей; -в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио учащихся класса. Портфолио – это итог совместной работы педагогов, учащихся и родителей. Разделы портфолио: «Моя семья» (фотография членов семьи, краткая информация о каждом члене семьи, девиз семьи, семейное древо). «Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые блюда, хобби). «Папа, мама, я – дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах, об экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали). «Страницы выходного дня» (это своего рода план путешествий, семейных выходов, мероприятий) «Семейная презентация» (презентация более удачного, интересного мероприятия).