Доклад по духовно-нравственному воспитанию


Формирование духовно-нравственной культуры личности через приобщение к традициям православия (из опыта работы)В настоящее время большое внимание уделяется проблеме нравственного воспитания личности как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной молодежной политики, концепции модернизации образования. Этот вопрос на протяжении долгого времени остается актуальным. Подмена духовных ценностей материальными привела к духовно-нравственному кризису человека, утрате им ориентиров в этой области и, как следствие, деградации его базовых свойств: мышления, воли, совести, веры. Однако, для того чтобы поддерживать жизнь и работоспособность тела, человек должен жить в рамках законов физического мира. А чтобы поддерживать чистоту и крепость души, он должен жить в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания. Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда. В течение тысячелетия понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходили из православной веры. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия, со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека в нашей школе и призван предмет « Основы религиозных культур и светской этики» в 4-5 классах(модуль «Основы православной культуры» на основании анкетирования родителей и учащихся). Вот уже более 10 лет работает в нашей школе объединение дополнительного образования «Православная культура» от Дома детского творчества для учащихся 2-6 классов. Данная программа авторская, срок реализации 3 года. Реализация программы преследует следующие цели:
Воспитание любви к Отечеству, народу, своей семье.
Ориентирование на духовно-нравственные ценности.
Восстановление исторической памяти.
Возрождение православных и народных традиций.
Цель предполагает решение следующих задач:
Познавательные.
Развивать у учащихся познавательный интерес к истории прихода своего села, района, края путем самостоятельной работы с книгой, бесед с близкими в семье.
Развивающие.
Развивать умение самостоятельно работать с книгой, умение работать в группе, навыками общения.
Мотивационные.
Научить учащихся доброжелательности, оказание помощи окружающим, уважительно относиться к истории.
Социально-педагогические.
Дать возможность каждому учащемуся реализовать свои навыки и умение на конкретном деле.
Эстетические.
Научить учащихся видеть, понимать, ценить красоту (зодчество, иконопись, песнопения, язык, церковно-славянский язык). Оздоровительные.
Формирование у учащихся стремления к здоровому образу жизни. На конкретных примерах показать отрицательные, негативные стороны жизни (наркомания, токсикомания, алкоголь, аморальный образ жизни) и положительные (знания, спорт, туризм, эстетика). При работе используются информационные технологии: презентации, слайдовые показы, мультипликационные, художественные и документальные фильмы с нравственным или христианским содержанием. Главной целью моей педагогической деятельности является формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия. Для достижения этой цели ставлю следующие задачи: 1. Установление личных связей ученика с православной культурой. Важно, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого, только при таком внутреннем перестроении взглядов можно добиться хороших результатов. 2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры. Отечественная культура насквозь пронизана христианским учением, поскольку в основном своем составе русские классики были людьми глубоко верующими. Раскрытие этих основ поможет учащимся с большей легкостью интегрироваться в православную среду. 3. Воспитание патриотических чувств. Православие теснейшим образом связано с патриотизмом, т.к. выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина. Поэтому православное и патриотическое воспитание неотделимо друг от друга. 4. Увлечение детей творческой деятельностью. Через творчество и творение дети учатся познавать Бога, главного Творца этого мира. Формирование основ православной культуры происходит поэтапно: от подготовки к восприятию православной культуры к поиску скрытых смыслов Библейских сюжетов и догматическому учению Церкви. Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на принципах:
Любви к детям через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка.
Признания равенства педагога и ребенка в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества.
Признания права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу.
Долготерпения в работе с воспитанниками.
Личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей.
Развития первоначального успеха ребенка.
Воспитывающего характера обучения.
Программа написана с опорой на содержание основного образования и построена с учетом системности, научности и доступности. А также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Для мониторинга результатов образовательной деятельности разработана диагностическая карта и система диагностических мероприятий, куда входят тестирования, проведение выставок, концертов, участие в конкурсах, но главным методом диагностики для меня являются беседа и наблюдение, в процессе которых я определяю уровень усвоения материала. Результаты вносятся в диагностическую карту, которая содержит следующие параметры:
знание православной терминологии
названия 12 главных праздников, а для детей 2-4 этапов обучения и их сюжетной линии
скорость восприятия и переработки информации
знание основных библейских сюжетов
умение аккуратно выполнять работу
навыки соблюдения техники безопасности
эмоциональный самоконтроль
креативность выполнения практического задания.
Основным средством развивающей работы курса является художественно-продуктивная деятельность как одна из доступных, осмысленных и предпочитаемых для ребенка. На занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержанию творческие работы, приобщаются к традиционной культуре восприятия мира и отношения к Богу, окружающим людям, природе. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Основой событийно- содержательной линии курса является календарь: природный, гражданский, но в первую очередь православный, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно- образовательная работа. Так ежегодными стали такие мероприятия: Рождественская елка в СДК, Рождественский межрегиональный фестиваль «Возродим Русь Святую!», окружной Сретенский фестиваль православной культуры, районные краеведческий чтения, Областные Кирилло- Мефодиевский чтения, Международные славянские чтения, конкурс «Пасха радость нам несет». Ежегодно участвуем во Всероссийском конкурсе «Святые заступники Руси». Вся подготовительная работа погружает ребенка в атмосферу этого праздника, он изучает литературу, просматривает интернет - ресурсы, задает интересующие вопросы, высказывает свое мнение, готовит проекты и презентации. При проведение занятий необходимо обращаться к субъективности ребенка, его личностным смыслам. Эстетическое занятие предполагает самовыражение личности обучающегося, благодаря которому учитель подводит его к нравственному выбору. Полученные на занятиях знания обязательно подкрепляются практикой. Это посещение музеев, паломничество, поездки по Святым местам, которые осуществляют многие родители со своими детьми. Посещаем мы Богослужения, которые проходят ежемесячно в нашем Богоявленском храм, исповедуемся и причащаемся святым таинствам. Стало традиционным в конце августа Молебен для учащихся с водосвятием для учащихся, учителей и родителей, который проводится в соседнем храме Александра Невского. Звучат песнопения, молитвы для учебы. Каждый присутствующий получат благословение отца Филарета и подарки. А летом мы участвовали в велопробеге «Старая Кармала – Юмратка - Старая Кармала». Побывали у Поклонного креста в селе Юмратка, который установлен на месте бывшей церкви в честь Сергия Радонежского. Установили его активные жители села по благословению игумена Филарета в 2012 году. Встретились участники велопробега с Сергеем Николаевичем Апраськиным- народным умельцем. Поздравили его с днем рождения и вручили подарки. 15 июля ему исполнилось 84 года. Крестили его 18 июля 1930 года в церкви и назвали в честь преподобного Сергия. Он охотно поделился воспоминаниями. Участвовали также в Крестном ходе с водосвятием и чтением акафиста по улицам села в селе Биляр-Озера, посвященный 700- летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Наша приходская газета «Богоявленский вестник» села Старая Кармала появилась в ноябре 2008 года по благословению высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского. Когда мы подготовили первый выпуск приходской газеты, то обратились к отцу Филарету. Он внимательно изучил результат нашего труда и очень тепло, по-отечески, благословил. Предложил назвать газету «Богоявленский вестник». С тех пор на протяжении шести лет ежемесячно выпускается наша газета. Сейчас газета бесплатно распространяется в школах, библиотеках, социальных учреждениях, сельском поселении. Получают издание храмы Кошкинского района и соседней Республики Татарстан. «Богоявленский вестник» ведет нас по церковному календарю, рассказывает о православных праздниках и памятных датах. Много внимания уделяем объединению дополнительного образования «Православная культура»: чему и как учат детей в данном объединении. Пишем статьи и при этом анализируем, подводим итоги проделанной работы. Активно работают дети, они находят материал, оформляют его, пишут статьи, очерки, эссе на различные православные темы, готовят фотографии и свои рисунки. Периодически появляется в „Богоявленском вестнике" страничка паломника. Несколько раз в год наше объединение «Православная культура» отправляется в поездку по святым местам. Главная цель — показать детям красоту православия, прочувствовать ее и сохранить в своем сердце. Мы вместе с ребятами рассказываем читателям о том, где побывали, что увидели, узнали, каким святыням смогли поклониться. Заметки паломников украшают газету, и мы их пишем с удовольствием. Кроме того, считаю, что на страницах приходской газеты надо больше внимания уделять воцерковлению взрослых прихожан и детей. Газета помогает возрождению духовности и информирует учащихся школы о всех вехах православия. Рассказывает о событиях, происходящих в православной России и православной области, района, села, школы. Детально описываются текущие православные праздники для популяризации православия в школе села. Рассказывается об участии в них наших школьников. Также рассказывается о поездках в другие города учеников нашей школы с посещением храмов. Большое внимание уделяется православным молитвам и стихам. Свои стихи также пишут участники кружка. Активно сотрудничаем со школьной газетой «Поиск», районной газетой «Северные нивы». Православная газета вносит большой вклад в развитие православной культуры нашей школы и села Старая Кармала. Селу Старая Кармала в 2014 году исполнилось 375 лет. Этому юбилею были посвящены многие мероприятия, которые проходили в школе, сельской библиотеке, СДК. Велась большая поисковая работа, работа с архивными материалами в библиотеках, музеях, архивах. В районной газете» Северные нивы» вышли 2 статьи: «Из истории села», «Село мое родное. К празднику «Живи и здравствуй, наше село!», который прошел 7 июня 2014 года, учащиеся активно участвовали в сценическом выступлении, были подготовлены стенды: «Это наша история», «Начало всех начал», «Из истории СДК», «Из истории спорта», « Школьный музей», «Мое родословие», буклет «375 лет селу Старая Кармала». 14 октября в день большого православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы у нас в школе произошли историческое событие: открытие садика «Капитошка». Наш батюшка - Игумен Филарет освятил его. Была освящена и наша школа. Вот уже 45 лет она украшает центр нашего села. Впервые в архивных документах упоминается сельское училище в селе Старая Кармала в 1859 году, образованию в селе. 155 лет. Создание системы духовно- нравственного воспитания необходимо для духовного возрождения России, возвращению нашему поколению православной веры, свободы, семьи, родины.
О своей поисковой работе рассказали кружковцы на районной родительской конференции 16.12.14.
Литература
1. Данилюк А.Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- Москва: Просвещение, 2009.
2. Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2012.
3.Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.