Доклад из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию


Как достичь успехов и избежать неудач
в воспитательной деятельности классного руководителя
(из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию)
Дружинина Е.Н., КГУ «СОШ № 82»
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формирова-нию чувств и сознания детей, гуманных отношений между детьми. Источниками нравственности являются: патриотизм, гражданственность, семья, любовь и верность, милосердие, доброта, честность.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Это и определяет стиль моих отношений с классом:
Не запрещать, а направлять
Не управлять, а соуправлять
Не принуждать, а убеждать
Не командовать, а организовывать
Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Правила нравственности:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Работу с учениками по духовно-нравственному развития строю по следующим направлениям:
Духовное
Культурно-эстетическое
Социальное
Духовное направление
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Традиционными стали общешкольные праздники первого звонка, праздник знаний, День учителя, новогодний праздник, Международный женский день, праздник последнего звонка, выпускной вечер для 4-х классов «Прощай, начальная школа!», оформление альбомов, стенгазет к нему.
Участие в различных конкурсах, презентациях, спектаклях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе таланты как артиста, чтеца, певца, рассказчика. Перечисленная деятельность формирует нормы и правила поведения, расширяет нравственные представления. Посещение театров, выставок, музеев обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус.
Процесс культурно-эстетического воспитания и развития характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Остановлюсь на одной из форм работы в этом направлении – классном часе. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. Школьники активно участвуют в подготовке тематических классных часов. Классные часы могут быть так же и познавательные. Например, об истории родного города, символики государства, различных знаменательных событиях. На классных часах обсуждаются проблемы трудолюбия, бережливости, вежливости, доброты, взаимопомощи и другие. Они имеют целью обогатить моральными представлениями, ознакомить с правилами поведения, поупражнять в культуре поведения. У детей вырабатывается оценочное отношение к своему поведению, к поступкам других людей.
У нашего классного коллектива тоже есть свои традиции. Детям очень нравятся такие мероприятия как «День рождения – праздник детства», день рождения классного коллектива, день сюрпризов, «А ну-ка, девочки!», «Мальчишечьи забавы», «Вот и стали мы на год взрослей», день общения с природой. Эти праздники способствуют единению, дружбе, взаимопомощи, формирует культуру общения, гостеприимства.
Работая в социальном направлении, стараюсь готовить своих воспитанников взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, успешно работать в группе, взаимодействовать с другими людьми.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы: «Земля отцов – моя земля», «Их именами названы улицы нашего города»; праздники, посвященные «Дню Пожилых людей», «Дню Победы», «Дню защитника Отечества»; фестиваль патриотической песни, встречи с интересными людьми позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела. Много интересного о прошлом, о славных страницах истории своей страны ребята узнают от ветеранов войны и труда, участников войны в Афганистане, встречи с которыми проводятся в школе. Дети готовят для них праздничные поздравления, с интересом слушают воспоминания ветеранов об их боевой жизни. А главное — они, люди старшего поколения, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Никто из ребят не остается равнодушным к акции «Милосердия». Они оказывают благотворительную помощь малообеспеченным жителям нашего микрорайона.
Проводимые мероприятия дают положительную динамику в развитии нравственных качеств школьников. В.А. Сухомлинский сформулировал: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Нужно привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого надо найти интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой.
Привлекают родителей к совместным посещениям театров и музеев, экскурсиям, семейным праздникам и классным часам, творческой работе вместе с детьми.
Провожу тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, открытые занятия. Результатом совместной работы становится заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопреде- ления и самореализации. Опыт показывает, что кропотливая, ежедневная работа с родителями обучающихся прино-сит положительные результаты: родители постепенно становятся первыми помощниками во всем. Они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива. Они с желанием идут в школу, живут жизнью своих детей. 
Три «Д»: доверие + доброжелательность + диалог – вот формула сложившихся взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Наблюдения за тем, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-либо мероприятий в школе, на переменах и после уроков показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют договариваться, бывает, ссорятся, спорят, но всегда находят пути к примирению. Общее поручение выполняют дружно, активно помогают друг другу, прислушиваются к мнению старосты класса и её помощникам. Меня радует, что у детей есть стремление стать лучше: быть добрыми, честными, помогать друг другу.
Считаю, что постижение духовно – нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без атмосферы понимания и доверия в классе!