Классный час на тему: Деньги — плохой хозяин или хороший слуга?

Классный час на тему: "Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?"
И в стёртых исчисляется монетах Цена великих дел, поэтами воспетых. Цель- формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни. Задачи - познакомить учащихся с историей создания денег и объяснить их необходимость. путём постановки проблемного вопроса “деньги - это добро или зло?” раскрыть сущность денег как нравственной категории. Применяя методику тестирования, выявить наличие качеств, определяющих возможность учащихся самостоятельно решать денежные вопросы. Познакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. А что такое деньги по сути вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Откуда они взялись? Всегда ли они были? А если нет, то когда появились? И самое главное почему? Как к ним относиться? Чего больше - добра, или зла приносят они людям.
Эмоциональный настрой
С какими словами ассоциируются у вас деньги?
(Учащиеся произносят слова, а учитель записывает их в две колонки.)
зло
 покой

 страх
 достаток

 зависимость
 возможности

 ненависть
 щедрость

У.: Ребята, как вы думаете, почему я записала слова в 2 колонки? Каким одним словом можно заменить слова в 1 колонке? Во 2 колонке?
Верно, добро и зло. Итак, нам предстоит ответить на вопрос: «Деньги – это добро или зло? (Слайд «Деньги – это добро или зло?»)
Деньги сопровождают человека всю его жизнь. Путешествие в историю денег. Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрёл тоже неизвестно. Произошло это примерно 7 тысяч лет назад. Пока первобытные люди производили мало продуктов питания, одежды и других самых необходимых предметов, им не были нужны деньги. Что собрали в лесу, то и съели, что соткали из конопляного волокна, то и носили. Со временем жизнь усложнилась. Появилась возможность производить некоторые излишки изделий и обменивать их на другие необходимые вещи. Тут-то и возникли проблемы. Как скажем обменять овцу на глиняный горшок? Или курицу на стелу? Или ещё ситуация: надо обменять яйца на звериные шкуры, взяли десять яиц - донесли восемь, остальные разбились, шкуру не дали. Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнить его с ценностью других. Такой товар деньгами как таковыми не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно. В разные времена и у разных людей деньги выглядели и назывались по-разному. Например самые первые русские деньги ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Кстати, домашние животные выполняли роль денег у многих народов. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». От сюда потом и произошло понятие «капитал», что означало «главное имущество». Вот некоторые предметы, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур, клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и так далее. А феи! Это не сказочный персонаж, а самая крупная и странная форма каменных денег с острова Яп, расположенного в западной части Тихого океана. Феи это огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты- феи лежали перед домом владельца и символизировали его достаток. Проблема заключалась в том, что один товар, используемый в качестве денег, не похож на другой и его нельзя делить на части. Например английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, покупал лодку. Проволоку обменял на сукно, сукно на слоновые бивни, а после этого в обмен на бивни получил лодку. На это у него ушло приблизительно 10 дней. Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за цветными металлами - золотом и серебром, так, как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад. Это произошло в античном государстве на берегу Эгейского моря- Лидии на рубеже 8-7 веков д.н.э. в скоре по достоинству монеты оценили в соседних, а потом и в дальних государствах. В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было рубить на четыре части, отсюда и название- рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам - получались две полтины. Кроме того, рубль можно было резать на пятьдесят резаней. Название копейка появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны был изображён святой Георгий на коне и с копьём в руке, от которого и пошло название монеты. Её прировняли к рублю в соотношении 100:1. Само же название «деньги» произошло от слова «деньга». Это серебряная монета, которую начали чеканить в годы правления Дм. Донского. Но с появлением металлических денег проблемы всё-таки не исчезли. Пример: когда императрица Елизавета Петровна пожаловала М. В. Ломоносову примерно 2000 рублей, премию выплатили медными монетами. Она потянула на три с лишним тонны. Бумажные деньги были изобретены в Китае в VIII веке. А в России бмажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходит от латинского слова «ассигнацио»- «назначение» (в смысле назначать, водить в обращение). Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Её портрет украшал 100-рублёвую купюру, ласково называемую «катенькой». Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог, или телефона. Никакие машины не могут выполнять так много работы и сберечь столько человеческих сил как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточённую борьбу за обладание ими, причём борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя принесла жажда денег. В старину поговаривали, что деньги изобрёл дьявол. Миф о деньгах, как о порождении сатаны - пожалуй, единственный в мировой истории миф, создавшийся усилиями людей простых и самых просвещённых. Вот такой парадокс: с одной стороны, деньги - великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это- зло, от которого надо избавляться. Получается, что мы деньги просто слишком любим и в то же время слишком ненавидим, мы деньги слишком боимся, в чём же причина такого порой суеверного страха перед деньгами? «Даже любовь не свела с ума столько людей, сколько мудрствования о сущности денег,»- заметил премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон. Ещё один парадокс, в котором кроется причина упрямого непонимания феномена денег: деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас, как стихия, причём опасная. Предпринимателям известно - когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. Поэтому и говорят о том, что деньги надо чувствовать. Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учёба продолжается всю жизнь. Папа- миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры, или ремонтирует машины, или торгует газетами, зарабатывая себе на каникулы. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни. На западе деньги - воспитательное средство. Маргарет Тетчер в детстве всё свободное время простояла за прилавком, но игрушек и обновок почти не видела. Просто её отец считал, что всего она должна добиться самостоятельно. В 90-е годы 19 столетия электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с жалкой оплатой в $11 в неделю. Он работал по 10 часов день, а вечером уединялся в старом сарайчике. Соседи называли его чокнутым. После трёх лет упорного труда этот парень выехал из сарайчика в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. А парня звали Генри Форд. В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили о том, что деньги - зло. Сегодняшнее же мнение - что деньги - самое главное в жизни, что за деньги можно купить всё. А самое печальное то, что люди, считающие деньги способными сделать всё, сами готовы сделать всё за деньги. Любимый разговор наших сограждан - денежные дела, трудности семейного быта, возможности заработка. Хоть мы и переживаем непростое время и жалобы на бедность понять можно, но идея недостатка денег настолько захватывает человека, что мешает сосредоточиться на плодотворной деятельности. Человек так привыкает быть бедным, что даже если ему удаётся разбогатеть, то он либо быстренько избавляется от богатства, либо просто продолжает считать себя бедным. Нужно всегда помнить о том, что фиксируясь на неудачах, мы семи закрываем себе дорогу наверх.
Классный руководитель. А согласны ли вы с самой фразой, что бедность - это не отсутствие денег, а потребность в них? Кого тогда называть бедным?
Примерные ответы детей:
- Жадные все время хотят еще денег, значит, они бедные.
- Бедными можно назвать тех, кому, кроме денег, ничего не надо.
- Тогда получается: бедные - это миллионеры и миллиардеры, потому что им нужно все больше и больше денег.
(«Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!»)
IV. Незаконченные предложения по теме «Чего нельзя купить за деньги»
Классный руководитель. Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.
(Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы, можно хором.)
- За деньги можно купить часы... (но не время).
- За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).
- За деньги можно купить еду... (но не аппетит).
- За деньги можно купить дом... (но не семью).
- За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).
- За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).
- За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).
- За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь).
- За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение).
Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству
миллиардеров не стоит завидовать. По словам одного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!».

Деловая игра «Классный руководитель:
О чём сегодня наши сограждане говорят так же активно, как англичане о погоде? Любимый предмет разговора - денежные дела, семейные трудности, возможности заработка. И, наверняка, все согласились бы с мнением поэта: «Хотя нам деньги счастья не приносят, но с ними много легче быть несчастным». Мы действительно переживаем непростое время, так что постоянные жалобы на бедность можно понять. Но, к сожалению, идея недостатка денег захватывает человека настолько, что становится едва ли не главным содержанием жизни. Она постоянно находится в его сознании, не давая сосредоточиться на плодотворной деятельности. Человек так привыкает быть бедным, что даже если ему удаётся разбогатеть, то он либо быстренько избавляется от богатства, либо просто продолжает считать себя бедным (жемчуг, мол, мелок). Но нужно всегда помнить о том, что, фиксируясь на неудачах, мы закрываем себе дорогу наверх.
Кто-то однажды сказал, что если сутра сегодня раздать всем людям по 100 рублей, то уже в обед окажется, что у одних больше 100 рублей, а у других - меньше. Видимо, так и есть. Если бы ещё знать заранее, в число кого ты попадёшь... Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. По каждому из приведённых высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы.
В работе меня привлекает результат, а не процесс. (1 балл)
Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации. Чем своим планам. (1 балл)
Закончив одно дела, я могу тут же взяться за другое. (1 балл)
Деньги - самое главное в жизни. (7 баллов)
Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе. (1 балл)
Я могу работать 10-12 часов, даже если работа мне неприятна. (1 балл)
Если я разбогатею, я решу все свои проблемы. (7 баллов)
Любая компания признаёт меня лидером. (5 баллов)
Я не вижу в жизни более привлекательной цели, чем богатство. (4 балла)
Я хочу получить в будущем высшее образование. (2 балла)
Почти всегда бедность - следствие недостатка способностей. (5 баллов)
Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей. (1 балл)
Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других. (5 баллов)
Я хороший организатор. (5 баллов)
Мне не нужно время на «раскачку» перед работой. (1 балл)
Я никогда не забываю о делах, за которые взялся. (1 балл)
Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то ещё. (5баллов)
.В конфликтах я всегда добиваюсь своего. (5 баллов)
Я не могу сидеть без дела. (1 балл)
Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна. (1 балл)
При поражении я тут оке начинаю работать на реванш. (1 балл)
Деньги необходимы для решения любой проблемы. (4 балла)
Я не могу легко завязать разговор с кем угодно. (4 балла)
Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег. (7 баллов)
Мне легко производить на людей приятное впечатление. (3 балла)
У меня очень много знакомых. (3 балла)
Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно. (5 баллов)
Я с удовольствием пошёл бы на работу, где много поездок. (1 балл)
Я с интересом изучаю иностранный язык. (1 балл)
Я почти никогда не опаздываю. (1 балл) Высказывания, которые вам не соответствуют не оцениваются. Результаты:Меньше 6 баллов. В каменных джунглях бизнеса вас вряд ли ждёт успех. Скорее всего вам подойдёт карьера святого. Советуем вам всё же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.
От 6 до 18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес, как в омут, - сначала научитесь лучше плавать.
От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадёте на «золотую жилу», или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса, либо в сплочённой команде, которая компенсирует ваши слабые места.
От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток - вас ждёт успех.
Больше 75 баллов. Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достигнуть, однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.
Действительно, если всерьёз задуматься над этим вопросом, то можно сделать вывод - купить за деньги можно далеко не всё. Подумайте, какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие - нет:
познание окружающего мира,
спокойная и безопасная жизнь,
постоянное саморазвитие,
пища,
влияние на других людей,
модные вещи, одежда,
любовь,
самоуважение,
хорошее здоровье,
уважение близких,
хорошо устроенный быт,
дружба,
образование,
развлечения,
общение с природой,
общение с людьми.
Бизнес тинейджеров»
У.: Ясно, что деньги нужны как взрослым, так и детям. Как раз сейчас существует положительный момент в жизни нашего общества, когда можно заработать своим умом и интеллектом. Для этого я предлагаю вам поиграть.
Итак, ролевая игра « Бизнес тинейджеров». Предположим, что я банкир, а вы тинейджеры, которые должны, проявив свою интеллектуальную изобретательность, предложить идеи, как можно заработать школьникам.
За каждую вашу идею группа получает условную валюту. Подумайте, чтобы источники ваших доходов были не опасными для здоровья и психики, варианты, приемлемые только для пгт Б.Сабы и только то, за что заплатят. Победит та группа, у которой окажется большее количество «денег». А статистик, которого вы выберете, поможет подсчитать «деньги».
В случае затруднения вы можете обратиться ко мне в банк и купить идею.
мытьё машин;
почта;
торговля комнатными цветами.
временное трудоустройство на летний период;
вскапывание огорода;
складывание сена;
картофель копать;
разведение и продажа аквариумных рыбок, хомячков, морских свинок и др.
У.: Давайте определим, какая же группа больше заработала. Слово статистикам.
(Объявить результаты.)
У.: Молодцы, в этой игре победила группа. Ребята были очень активны.
7. Экспресс - анкета
У.: Итак, деньги вы заработали. Представьте, что это ваша первая зарплата. На что бы вы её потратили? (открыть слайд, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Посмотрите, пожалуйста на доску. Там находятся 4 конверта с изображёнными на них картинками. Внимательно рассмотрите их, посоветуйтесь в группе, в какой конверты и в каком количестве вы вложите свои «деньги». Представитель от группы опустит «деньги» в конверты.
Вы должны истратить все «деньги».
Анкета
На себя, личные нужды и развлечения;
На членов своей семьи и друзей;
На образование, здоровье, расширение кругозора;
На спонсорство и благотворительность.
Стенгазета
Нам конечно же не стоит рассчитывать на то, что в кармане появится неразменный рубль. Да и с неба деньги далеко не каждый день падают. Вот как например решил свои финансовые проблемы один 10-ти летний мальчик. Родители наняли ему репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок сильно не высыпается, но по английскому языку даёт грандиозные успехи. Оказалось, что к репетитору он давно уже не ходит, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдаёт под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель.
Конечно не обязательно отдавать деньги под проценты друзьям. Но уже сейчас вам надо задумываться, откуда берутся деньги. Если у родителей денег хватает и беспокоится не о чем – попытайтесь представить, что совсем скоро вы станете взрослыми, самостоятельными людьми и брать деньги у мамы с папой будет просто стыдно. А значит надо самим научиться чему-то, что поможет вам зарабатывать. Образование, кстати, получить тоже имеет смысл. Не для родителей, для вас.
И кто-то по-прежнему будет «гибнуть за металл», а кто-то мечтать о гибели самого «металла». Но реальность такова, что общий язык с деньгами нужно найти каждому из вас. В любом случае нужно помнить, что «деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Эту мысль высказал английский философ Френсис Бэкон около 400 лет назад.
И если вы начнёте зарабатывать деньги, создавая что-нибудь своими руками, у вас появится чувство, которое может принести огромную радость: чувство уважения к себе, гордость собой. Самое главное богатство, которое, кстати, никуда не денется.
Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. А чтобы уже сейчас вы могли оценить свои возможности, предлагается задание. Представьте, что у вас появилась возможность получить работу, которая вам нравится. Но есть и другие претенденты. Попробуйте составить краткое резюме, в котором нужно указать основные свои достоинства, что вы умеете и какими возможностями располагаете, сколько хотели бы получать за эту работу. Резюме должно быть чётким, лаконичным. Осторожно - деньги! Составление правил обращения с деньгами.
Классный руководитель. Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека.
- Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?
Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.
1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
2. Зарабатывай честно.
3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
5. Старайся не влезать в долги.
6. Не играй в лотереи, азартные игры.
Можете поделиться своими мудрыми советами, которые вы получили от родителей.
Не забывайте пословицу: «Доброе имя дороже богатства».

VIII. Анализ высказываний. Мудрые советы
Классный руководитель. Помните, что культура обращения с деньгами - это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться. В заключение нашего разговора о деньгах несколько мудрых мыслей. Они записаны на доске (читает). Первая цитата -это, конечно же, шутка. Второй мы с вами уже нашли пример. А третья, принадлежащая античному баснописцу Эзопу, не утратила своего значения и в наши дни: «Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум». Я от всей души желаю вам его приобрести.



















Воспитывающие ситуации по теме «Дети и деньги».
Классный руководитель. Российские дети тоже учатся культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.
(Учитель читает описание всех трех ситуаций, затем дает слово детям.)
Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но...
Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска. Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата-первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...
Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому язы-ку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком.Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репе-титора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под про-центы своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но...
Классный руководитель. Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения.
Примерные выступления детей:
- В первой ситуации Олег заработал немного денег, но неизвестно, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные телефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.
- Во второй ситуации Саша хотел заработать с помощью аферы. Скорее всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесет.
- В третьей ситуации вроде все хорошо: парень заработал честно своим трудом, все продумал. Но остается червячок: своим же пацанам и под проценты? Да и родителей обманывал - наверное, у них это были далеко не лишние деньги.
Классный руководитель. Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов, не
содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, - уважение к самому себе.