Портфолио по дисциплине как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося.


Портфолио по дисциплине как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося.
Общие понятия о портфолио как об инструменте оценивания индивидуальных достижений обучающихся
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения.
Философия учебного портфолио предполагает:
– cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
– основной смысл портфолио: «Показать все, на что ты способен».
Идея использования портфолио в системе образования с каждым годом получает широкое распространение и в России.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой и изменения системы оценивания. При этом «портфель личных достижений ученика» рассматривается как средство предъявления достижений обучающегося для их оценки.
«Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи:
поддержать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Портфолио необходимо обучающемуся – для самосовершенствования,
педагогу – для реализации индивидуального подхода в процессе воспитания личности обучающегося.
Заполняя разделы «портфолио», обучающийся проявляет отношение к себе, к объединению, людям, миру. Он учится строить планы, искать союзников и помощников в решении проблем, анализировать достижения и поражения, понимать и объяснять мотивы своих поступков и действий окружающих.
Классификация портфолио
«Портфолио документации». Может содержать документы студента, показывающие развитие и рост в обучении: зачетные книжки, свидетельства, удостоверения о присвоении квалификации, категории, разряда, получении дополнительного образования и т. П.
«Портфолио-коллектор». Включает материалы, авторство которых не принадлежит студенту. Это могут быть предложенные педагогом памятки, схемы, списки литературы, найденные студентом самостоятельно или его товарищами по группе, ксерокопии статей периодических изданий,
иллюстрации. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи,
любой иллюстративный материал и т.д. – одним словом, все, что связано стематикой портфолио и не является продуктом деятельности самого студента.
Иными словами, «коллектор» - это своего рода копилка материалов иинформации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив, другой портфолио или не будет использоваться.
«Портфолио процесса» демонстрирует процесс и уровень самостоятельного использования студентом полученных знаний и умений при выполнении учебных, исследовательских, творческих, информационных, социальных проектов. Портфолио должен отражать все стадии проектной деятельности: погружение в проект (проблематизация), разработка проекта (планирование и организация деятельности), технологическая стадия (осуществление деятельности), заключительная стадия презентация и оценка результатов).«Портфолио показательный» используется для суммирования мастерства студентов, полученного по определенным направлениям; включает лучшие работы студентов, отобранные самими учащимися или педагогами. Показательный портфолио может быть индивидуальным и групповым. Идею
группового показательного портфолио можно использовать в конкурсе «Лучшая студенческая группа» и т. П.
«Портфолио оценочный» собирается для контроля накопления знаний и умений студента и состоит из контрольных материалов различных видов: контрольные работы, тесты, схемы, кроссворды и т. Д. Оценочный портфолио педагог может составить самостоятельно и предоставить его заблаговременно
(до окончания курса обучения), таким образом акцентировав внимание студентов на достижении запланированного результата.
«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, предоставленные педагогами, руководителями практики, родителями, возможно однокурсниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента своей деятельности и ее результатов.
«Портфолио достижений» располагает материалами, которые, по мнению
студента, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. Этот вид портфолио может содержать лучшие проекты, благодарственные письма, грамоты, отзывы, фотографии и т.д.
«On-line-портфолио» может принимать различные формы. Первая- портфолио может быть создано студентом посредством загрузки ряда документов в специально отведённую для этого часть общего сайта курса, предполагающую работу студента по заранее составленному шаблону. Вторая форма- портфолио позволяет студенту создать свою собственную веб-страничку и составить портфолио в соответствии с своим собственным пониманием форм отчёта по курсу обучения.
Таким образом, формирование портфолио поможет студенту осознать свои сильные и слабые стороны, а также выбрать приоритетные направления своей образовательной траектории.
Классификация портфолио
По содержанию
портфолио достижений (содержит грамоты, дипломы, сертификаты студентов и пр.);
рефлексивный (содержит материалы, оценку и самооценку достижения целей)
тематический (содержит материалы работы в рамках выбранной темы)
проблемно-ориентировочный (содержит материалы, отражающие цели, процесс и результат решения проблемы)
По характеру информации
Информационный
Рабочий
Демонстрационно – презентационный
Научно – исследовательский
Проблемно – исследовательский
Творческий
Портфолио обучающегося по дисциплине.
Цель формирования портфолио – накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений студентов в процессе его обучения в техникуме.
Портфолио учебного предмета позволяет собрать дополнительный материал по изучаемой дисциплине, систематизировать полученные знания. Работа над предметным портфолио способствует более глубокому осмыслению учебного материала, позволяет более наглядно проследить внутрипредметные и межпредметные связи при изучении дисциплиныОсновные требования к портфолиоСтруктура портфолио:
Титульный лист (указывается полное наименование учебного заведения, наименование портфолио, год составления, аннотации к портфолио, кем выполнена работа)
Содержание портфолио (перечень основных разделов с указанием страниц (глоссарий, схемы, таблицы, иллюстрации, интересные факты, дополнительный материал для проверки знаний по предмету, список используемых источников)Отзывы и рецензии на портфолио
Самооценка студента по проделанной работе.
Работа над предметным портфолио осуществляется в течении всего курса изучения дисциплин общепрофессионального цикла (1- 2 семестр первого курса), т.е. данное портфолио по длительности работы с ним является среднесрочным.
Оценивается портфолио на дифференцированном зачете по окончанию изучения курса общепрофессиональной. Оценка за портфолио является одной из составных частей итоговой оценки по предмету.
Формирование компетенций при изучении дисциплины
Таблица 1
Элементы портфолио (пример) Коды компетенций Знания и умения
Элементы содержания глоссарий логико – дидактические схемы таблицы дополнительный материал иллюстрации материалы для закрепления и проверки знаний Критерии оценки и самооценки портфолиоДля проведения самооценки и оценки качества оформления портфолио студенту предлагаются следующие критерии.
Критерии оценки и самооценки портфолио
Таблица 2
Требования Уровень
Портфолио содержит все категории материалов отраженных в содержании (глоссарий, схемы, таблицы и т.д.)
В содержании и оформлении ярко проявляется оригинальность, и творческая активность студента.
Материал разнообразный, научный, системный. Техническое оформление портфолио соответствует представленным требованиям Самый высокий уровень (оценка « 5»)
В портфолио полностью представлены материалы обязательных категорий.
Не достаточная оригинальность и творческая активность студента.
Есть недочеты в материалах портфолио (не точности, бессистемность, не научный язык изложения материала)
Имеются недостатки в техническом оформлении портфолио Высокий уровень (оценка «4»)
В портфолио не полностью отражены материалы обязательных категорий
Имеются многочисленные недостатка (ошибки, неточности) в изложении материалов портфолио
Имеются недочеты в техническом оформлении портфолио Средний уровень (оценка «3»)
Представлены орывочные сведения из обязательных категорий портфолио
Материалы портфолио отрывочны, не научны, логически не обоснованныМногочисленные нарушения в техническом оформлении портфолио Слабый уровень (оценка «2»)
Оценивается портфолио на дифференцированном зачете по окончанию изучения курса дисциплины. Оценка за портфолио является одной из составных частей итоговой дипломной оценки по данному предмету.