«Возрастные особенности детей подросткового периода. Особенности адаптации детей 5-х классов » (выступление классного руководителя 5-А класса на педсовете)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА №2»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ







«Возрастные особенности детей подросткового периода. Особенности адаптации детей 5-х классов »
(выступление классного руководителя 5-А класса на педсовете)



Классный руководитель:
Измаилова Алиме Абдеминовна







2016г.
Адаптация пятиклассников
В 5А классе 20 учеников, из них 10 девочек и 10 мальчиков (из пяти разных сел). Все дети 2005,2006 года рождения.
Дети из неполных семей - 5
Дети из многодетных семей - 4
1 ребенок Голубицкая Дарина, под опекой, проживает с дедушкой-опекуном и бабушкой.
1 ребенок Музыка Егор - ребенок-инвалид.
Являясь классным руководителем 5-А класса хочу отметить, что дети очень любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко. Все дети учатся в меру своих возможностей: в классе два отличника (Аблязимова Эвелина, Башняк Анна), есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие ученики: Солонина Ирина, Голубицкая Дарина, Гнедой Дмитрий, Платонова Елена, Ибадуллаева Эдие, Калиниченко Дмитрий.
Выявились ученики, у которых темп и качество работы низкие: Михайлов Дмитрий, Никитин Александр, Васильева Диана, а так же те, кто плохо справляется с дисциплиной на уроках и переменах: Габрик Николай, Шакула Владислав. С ними проводятся беседы о правилах поведения в школе, на уроках на перемене.
По итогам 4 класса было ____ отличника. Хорошистов____. Средний уровень знаний имели ____ учащихся. По результатам I четверти имеются два отличника (Аблязимова Э, Башняк А.), оценки 4и 5 имеют 6 человек ( Голубицкая Д., Солонина И., Царук Р., Турапов Т., Голубицкая У., Платонова Е.) у остальные учащиеся удовлетворительный уровень ( Калинина В. имеет одну 3 по русскому языку).
Есть мнение психологов, что снижение успеваемости почти всегда наблюдается при переходе в среднее звено и качество знаний улучшится в следующих четвертях.
Любой учитель скажет, что  пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.
Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:
разные кабинеты (это было первой проблемой приходилось вместе с ними и мне искать нужный кабинет, сейчас с этой проблемой справились);
возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;
возросший объем работ как на уроке, так и дома;
новые требования к урокам и новые учителя; разные учителя, которые сосредоточены не на одном классе, как учитель начальных классов, и которым не хватает времени на регулярную и систематическую организацию деятельности самых маленьких детей среднего звена. Здесь более четкая, хотя и более сложная для детей, структура учебной деятельности
необходимость много работать самостоятельно и т.д
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Внешне это проявляется по-разному, иногда через отчуждение – стремление противостоять любым предложениям, суждениям, отсюда конфликты со взрослыми. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, копируются навыки поведения близких взрослых, нравственные нормы и ценности. Учебная деятельность постепенно перестает быть ведущей и на первое место выдвигаются взаимоотношения и общение со сверстниками. Оценки играют важную роль, они дают возможность подтвердить свою значимость, свои способности перед одноклассниками. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. Учитывая при этом физиологические особенности возраста, можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками. Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать оценкой его поведение, а только знания. Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.
Моя задача как классного руководителя помочь обучающимся безболезненно преодолеть этот период, определить, какую реальную помощь можно оказать ребятам.
Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству с учениками. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное в каждом. Понять ребят мне помогают не только внеклассные мероприятия, но и индивидуальные беседы, посещение уроков, на которых, выполняя любое творческое задание, предлагается какой-то вопрос, способствующий воспитанию и развитию нравственных качеств. С первых минут постаралась в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую сплочению классного коллектива.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, учителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Родители оказывают должное внимание воспитанию своих детей. С родителями учащихся проведено 2 родительских собрания. На собраниях затронуты проблемы адаптации пятиклассников. Были даны рекомендации по созданию благоприятного климата в семье для ребенка.
Но не все посещают родительские собрания, поэтому существует необходимость посещения некоторых семей на дому. Со многими родителями осуществляется постоянная связь по телефону.
Учащиеся очень подвижны, общительны, доброжелательны. Любят рисовать, мастерить, петь и танцевать. К своим общественным поручениям относятся добросовестно, охотно вовлекаются в различные виды общественно-полезного труда, в труд по самообслуживанию. В классе организовано дежурство. С удовольствием участвуют в классных делах и школьных мероприятиях. Уважительно относятся к учителям, родителям.
Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с учителями- предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.
Главная задача класса – сплочение классного коллектива, воспитание коллективизма, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, доброта и принципиальность. А также следить за детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь могу оказать ребятам.