Доклад «Специфические особенности обучения детей со сложной структурой дефекта в условиях специальной школы-интерната для детей с интеллектуальными отклонениями»


Доклад «Специфические особенности обучения детей со сложной структурой дефекта в условиях специальной школы-интерната для детей с интеллектуальными отклонениями»
Учитель государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы-интерната пгт. Ильского
(ГБОУ школа-интернат пгт.Ильского)
Мелешко Вера Григорьевна.
Введение.
Сегодня возрастает интерес к особым детям с нарушением интеллекта-к детям с ССД.
-Где обучались дети со сложной структурой дефекта раньше?
-Все ли они были охвачены обучением?
-С какого возраста они шли в школу?
-Посещали ли дети с ССД ДОУ?
-Были ли эти дети на динамическом наблюдении в системах образования, здравоохранения или соц. учреждениях?
-Обучались ли такие дети по месту жительства в обычных школах?
-Обучались ли дети с ССД в СКОУ?
Особенные дети: обучение по новому стандарту.
Как построено образование для детей с интеллектуальными нарушениями?
-Начало обучения не позже достижения детьми 8 лет;
- обучение осуществляется в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой на основании заключения ПМПК (или) ИПР ребёнка – инвалида;
-место обучения осуществляется по выбору родителей (законных представителей): вместе с другими обучающимися, в отдельных классах (группах), в отдельных образовательных организациях;
-обучаются по специальным адаптированным (индивидуальным) программам, с учётом специальных образовательных потребностей обучающегося;
-в содержании обучения привалирует формирование жизненных компетенций (предметные области могут составлять от 30% , 40% и ниже). О прочности и сознательности усвоения учебного материала можно говорить весьма условно.
Обучение детей со сложной структурой дефекта предусматривает создание специальных условий :
а) урочную деятельность, включающую изучение общеобразовательных учебных предметов по адаптированным программам и коррекционно-развивающие занятия. Учащимся определяются учебные места (в соответствии с требованиями СанПиН) , они снабжаются школой специальными учебниками, пособиями, рабочими тетрадями, техническими средствами обучения. Трудовое обучения и уроки домоводствапроводятся в кабинетах;
б)внеурочную деятельность ( не менее 5 часов в неделю занятия коррекционной направленности, различные воспитательные индивидуальные и групповые занятия, общешкольные мероприятия и т.д.:
в) итог освоения стандарта специального образования предполагает получение документа установленного государственного образца;
в) детям, проживающим в отдалённых населённых пунктах, организовано проживание в условиях интерната или ежедневный их подвоз на школьном автобусе школу и и назад к дому ;
г) продолжение обучения по программам профессионального обучения возможно только при врачебных заключениях и рекомендациях;
д) дальнейшая трудовая деятельность для детей со сложной структурой дефекта возможна только на бытовом уровне сопряжённо с родителями или другими сопровождающими лицами (наставниками, тьюторами). Как показывает практика такие дети в дальнейшем пенсионируются и сопровождаются системой социальной защиты.
Обучение учащихся в школе-интернате осуществляется по трем видам учебных планов:
учебному плану для нормативных, традиционных классов;
учебному плану для детей с глубокими нарушениями интеллекта;
учебному плану для детей, обучающихся на дому.
Специальное образование детей со сложной структурой дефекта осуществляется в школе-интернате комплексно.
Детей сопровождают учителя, воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинские работники. Привлекается эпизодически другой вспомогательный персонал.
Сложный дефект (СД).
По классическому определению сложный дефект -это сочетание двух и более дефектов развития. СД представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным состоянием, имеющим особую структуру.
Например, у учащихся со сложной структурой дефекта школы-интерната у всех тотальное, необратимое, органическое нарушение центральной нервной системы (ЦНС) - первичный стойкий дефект: умственная отсталость (различной степени).
Первичный дефект влечёт за собой формирование вторичных отклонений и отклонений третьего порядка. У детей грубые нарушения всех высших психических функций (мышления, памяти, восприятия, внимания и т.д.); У всех системное нарушение речи тяжёлой степени, несформированность речевых средств общения (процессов устной и письменной речи). У троих учащихся общее нарушение речи 1-2 уровней, у остальных 3 уровня. Грубо нарушены познавательные процессы, выражены личностные изменения, затруднены процессы адаптации и социализации.
Параллельно у части детей выраженные нарушения моторно-двигательной сферы (ДЦП), грубые нарушения ЭВС (эмоционально-волевой сферы), нарушения нейродинамических процессов (выраженные поведенческие нарушения).
Теория Л.С. Выготского о первичных и последующих дефектах в развитии детей.
Л.С. Выготский создал учение о структуре дефекта, разделив его на первичный, вторичный , указав на его большую сложность и возможность выделения нарушений третьего порядка и далее.
По его мнению:
-Биологический, органический фактор - это первичный дефект.
-Нарушение ФПФ, психической сферы - это вторичные отклонения.
Нарушение социальной адаптации - это третичные нарушения.
Первичные нарушения-проблемы, возникающие при поражении ЦНС, анализаторных систем, речевых центров, опорно-двигательного аппарата, а также тотальное, необратимое поражение головного мозга.
Первичное нарушение может возникнуть : в перинатальный период ( от 28 недель до 5 дней жизни); в натальный период ( во время прохождения родовых путей); в ранний постнатальный педиод (до 3-х лет) и далее на протяжении всей жизни человека.
Причины, факторы , влияющие на возникновение нарушений развития (хромосомные, экзогенные, эндогенные )
Характеристика вторичного и третичного нарушений в развитии.
Они зависят от характера первичного нарушения;
Во многом зависят и обусловлены социальными условиями развития ребёнка:
Поддаются коррекционному воздействию.
Компенсаторные возможности развития ребёнка с ССД
-развитие ВПФ;
-развитие сферы общения;
-подключение максимального числа анализаторов в познавательной деятельности для более успешного формирования условных связей в коре головного мозга;
-моделирование социально-трудовых коллективных отношений (проект «Поможеи птицам», КТД и т.д.).
Запомним!
«Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддаётся воспитательному и лечебному воздействию»
Л.С.Выготский.
Зона ближайшего развития
Теория Л.С.Выготского об уровнях психического(умственного) развития
-Уровень актуального развития (УАР)- характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно.
-Зона ближайшего развития (ЗБР) обозначает то, что ребёнок сам не может самостоятельно выполнить, но с чем он справляется с помощью (родителя, педагога, тьютера и т.д.). Это распространяется на процессы обучения , воспитания, развития.
Как работать учителю с детьми , имеющими ССД?
-любить детей;
-профессионально грамотно осуществлять образование (знать суть дефекта, определить маршрут и содержание образования);
-для формирования условной связи использовать многократное повторение (пример опыта из Польши);
-кратко и чётко формулировать суть вопросов, выводов, заключений;
-максимально членить инструкции к заданиям;
-использовать малые объёмы для изучения нового материала;
-использовать приёмы копирования, списывания, сопряжённой работы «рука в руке»;
-активно привлекать к работе с ребёнком других специалистов;
-системно проводить текущее медикаментозное лечение;
-активно подключать дублирующую помощь родителей;
Зачем определять зону ближайшего развитьия?
ЧТОБЫ:
знать потенциальные возможности учащегося;
включить в познавательную деятельность ребёнка максимальное число анализаторов;
сделать более точные перспективные образовательные прогнозы (коррекционные, воспитательные, обучающие)
верно выстроить свои отношения с обучаемым;
успешно адаптировать и социализировать школьника. Чтобы знать как обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей.
Как определить зону ближайшего развития ребёнка?
^ Принцип развития. Психика человека пластична и постоянно находится в динамике. Знание истории развития ребенка, анализ уровней его актуального и потенциального развития помогают выстроить психолого-педагогический прогноз и определить образовательный маршрут ребенка. В концепции о ведущей роли обучения в развитии Л.С. Выготский выдвинул идею развивающего обучения. Обучение ведёт за собой развитие. В связи с этим следует определять «зону актуального развития» ребенка, т.е. его возможности, которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития» ребенка, т.е. его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослым.«Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т.е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы. «Зона ближайшего развития» имеет большое значение для диагностики и коррекции отклонений в развитии. Вся коррекционная работа строится с учетом «зоны ближайшего развития».
Принципы специального обучения
Принципы обучения - основные нормативные положения, которыми следует руководствоваться, чтобы обучение было эффективным.
Общие дидактические принципы были сформулированы Яном Амосом Коменским в «Великой дидактике» в 1657 г. Эти принципы сохранили свое значение до наших дней. Принципы отражают общие закономерности, связи, зависимость процесса обучения от процесса усвоения
Я.А.Коменский основоположник классно-урочной системы.
Общепедагогические принципы
- развивающего образования;
- последовательности и систематичности
- гуманизации
- прочности усвоения знаний;
- ступенчатости обучения;
- межпредметных связей;
- вариативности в обучении;
-связи с жизнью и личным опытом учащихся;
- принцип демократизма
-научности, опережения
-открытости, непрерывности
Принципы, которые характерны для специального образования.
Особо важными в работе с детьми, имеющими множественные нарушения, являются следующие принципы:
воспитывающий характер обучения;
принцип практической направленности обучения;
принцип расширения социальных связей;
принцип коррекционно-развивающего обучения;
принцип доступности обучения:
принцип использования зоны ближайшего развития;
принцип Индивидуального, дифференцированного подхода в обучении;
принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами;
включения в познавательной деятельности максимального числа анализаторов.
О применении некоторых других (прочность и сознательность усвоения учебного материала) можно говорить весьма условно ( А.Р.Маллер. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии», Издательство «АРКТИ», Москва, 2000г).В связи с высказыванием Л.С.Выготского, что «Социальное воспитание глубоко отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания» (Выготский Л.С. Прблемы дефектологии. Москва, 1995г.), можно подтвердить верность развития сети классов для детей со сложной структурой дефекта в более сохранной среде сверстников и подтверждения верности мнения, что нет необучаемых детей. Используются принципы:
-наглядности;
-коррекционной направленности;
-прочности усвоения знаний;
- личностно-ориентированного обучения;
- Развития мышления, языка, коммуникации как средства специального образования;
- максимального включения анализаторов для сознательного восприятия учебного материала;
-максимального членения инструкций;
-мотивации в обучении;
--связь теории с практикой
-сознательности в обучении
- индивидуального подхода в обучении;
-дифференцированного подхода в обучении;
-охраны здоровья детей с ОВЗ
-ПМП- сопровождения в учёбе
- интегрированного обучения
- доступности, посильности
-сочетания групповой и индивидуальной работы
-Системного и комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений
-Коррекционно-компенсирующей направленности образования.
-Социально-адаптирующей направленности образования
-ранней педагогической помощи
-специального педагогического руководства
-педагогического оптимизма
Принцип неопределенности в образовании
Образование человека – случайный процесс, находящийся под влиянием двух основных факторов: индивидуальности и образовательной средой. Результаты образования нельзя гарантировать, можно лишь повышать вероятность их достижения за счет совершенствования образовательной среды.Из принципа неопределенности вытекает, в частности, ограниченность возможностей собственно системы образования.
Технологии развивающего обучения (интенсифицирующие процесс образования)
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
технология интегрированного обучения;
технология частично-поискового ,-проблемного характера обучения;
технология проектных методов обучения;
технология модульного и блочно-модульного обучения;
технология песочной игротерапии;
технология игрового обучения;
технология тьюторства;
технология индивидуализации (личностно-ориентированное обучение);
технология педагогической мастерской, мастер-классы (по форме);
здоровьесберегающие образовательные технологии;
тестовые технологии;
коррекционно-развивающие технологии.
Результаты применения технологий развивающего обучения. Они:
Повышают качество обучения
Способствуют развитию личности ребёнка
Активизируют познавательные процессы
Раскрывают индивидуальные особенности учащихся
Обеспечивают более качественный уровень сопровождения учащихся с ОВЗ
Личностно-ориентированные технологии :Создают ситуации персонального успеха в учебной деятельности, психологического комфорта
Обеспечивают высокий результат в развитии ВПФ и ЭВС у детей
Формируют сознательность выбора в образовательной деятельности, в межличностных отношениях, в социальной среде.
Способствуют сохранению психофизического здоровья детей с ОВЗ
Сравнение международных рейтингов по оценке качества образования

Международный рейтинг по качеству образования.
Май 2014. 20 стран с лучшими системами образования выглядит так:
1.Южная Корея 2.Япония 3.Сингапур 4.Гонконг (Китай)
5.Финляндия 6.Великобритания
7.Канада
8.Нидерланды 9.Ирландия 10.Польша 11.Дания 12.Германия
13.Россия
14.США 15.Австралия 16.Новая Зеландия 17.Израиль 18.Бельгия
19.Чехия 20.Швейцария  
Таковы данные исследования, проведенного британской компанией Economist Intelligence Unit. 
Проблемы специального образования
недостаточная разработанность нормативно-правовой базы.
недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей (с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети с комплексными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами), в связи с чем слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания.
проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в сензитивный период наиболее интенсивного психического развития от 0-3 лет
Отсутствие должной системы специального дошкольного образования детей с умственной отсталостью.
Отсутствие должного научно-методического сопровождения образовательного процесса(программ, учебников, рабочих тетрадей, метод. разработок и др.наглядных средств и оборудования)
Нарушение сетевого принципа сопровождения выпускников в социуме.
Слайд №44.

Цитаты дня:
"Задача школы не в том, чтобы приспосабливаться к дефекту ребенка, но в том, чтобы преодолевать его" Л.С.Выготский
«Все течет и нет ничего более постоянного, чем постоянные изменения» Конфуций
Сенека «Нам надо знать куда мы идём, иначе нам не один ветер не будет попутным»