Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детства и юношества»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области




«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».







Автор проекта:
Трубенкова Галина Леонидовна,
педагог дополнительного образования








г. Корсаков
2015


Актуальность
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Радость  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сочетается с духовным обогащением детей.  Формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительную основа для  развития патриотических чувств. Народные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры  являются неотъемлемой частью  интернационального ,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и  физического воспитания  детей разного возраста.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников. 
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое  знание и свободное владение обширным  игровым репертуарам,  богатое и разнообразное по своему содержанию.
А.П.Усова; К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в  национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и  обычаями только  известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.  
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что  у них  недостаточно формируется  нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на  приобщение детей  к национальной культуре  в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ « Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры».
Проект ориентирован на  возрастную ступень:
подготовительную к школе группу от 6 - 7  лет.
Проект – краткосрочный, творческий


Этапы
Действия педагога
Действия детей

Действия родителей

Подготовительный
Формирование цели задач, изучение методической литературы, истории русского костюма,

Поиск народных игр в соответствии с народным календарем

Основной
Знакомство детей с рождением русского танца, показ презентаций по истории русского костюма, разучивание элементов русского танца «Варенька», «Прялица»
Просмотр вилео русских танцев различных областей
Разучивание движений русского народного танца «притопы», «ковырялочка», «Гармошка» и т.д. по тематическому плану
Придумывание детьми небольших этюдов на основе изученных движений
Разучивание с детьми потешек, напевов, русских
игр (дает педагог)
Разучивание считалок, сговорок для игр,
помощь детям в придумывании этюдов

Обобщающий
Разучивание композиции танца – хоровода «Прялица»
Выступление на выпускном утреннике.
Разучивание танцевальной композиции «Варенька»



Проект  построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения
Основные цели и задачи проекта:
Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через  русские народные подвижные игры, танцы.
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.
Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.
Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и танцам. Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, пляски),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей  с народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями  русского народа, крестьянским трудом, танцевальной культурой и ее значением в жизни русского народа, способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» становятся ближе, понятнее ребенку.
Проектом предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу, поселку, России, русскому костюму, его истории.
Основной формой работы  остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и  подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.
Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  принимают участие    в проведение русских народных праздниках,  в  изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы»,  в  украшении  группы  к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах.
Результатами проведенной работы являются:
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Умеют [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в русские народные подвижные игр, используя считалки.
Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Знание истории русского народного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], головных уборов
Знание элементарных движений русского народного танца.
Исполнение простых по рисунку хороводов, русского танца
Исполнение русских танцев «Прялица», «Варенька»

Приложение №1
. Русские народные календарные игры

Приложение №2
Народные костюмы и уборы.
Литература
М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна избаЗнакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


Приложения.

Приложение №1
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ
Игры своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.

Новый год.
Арина
Бабка Ёжка
Баба Яга
В углы Башмачник
Жмурки

Рождественский сочельник
Два Мороза
Скакалка
Масло
Орешек
С города долой!

Зимние святки
Бабка
Гуськи
Дедушка-рожок
Краской
Прялица
Слепая курица и чулок
Слепой козел
«Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.



Масленица
В каравай
Взятие снежной крепости
Водить козла
Горелки
Гори, гори ясно
Горшки
Крута гора
Лапти
Летят- не летят
Пирог
Салки
Салки- догонялки
Салки-мартышки
Салки с мячом
Пятнашки с мячом

Благовещенье
«Ай да птица, что за птица!»
Бабочки и ласточки
В птицы
Воробей
Ворон
Голуби
Жаворонок
Коршун
Ласточки
Огородник и воробей
Птички
Пчелы
Пчелы и ласточка
Филин и пташки

Вербная неделя
Верба-вербочка
Дед
Захарка
Мосток
Пасха
Игры с яйцами
Чье яйцо дольше покрутится?
Катание яиц с горки
Бой яйцами
Солнышко-ведрышко
Береза
Медом или сахаром

Красная горка
В круги
Отгадывание

Лялин день
Ляля

Егорьев день
Лошадки
Пастух и стадо

Троица (Семик)
В кресты
Венок
Водяной
Горячее место
Ерыкальце







Никита-гусятник
В утку
Волк и гуси
Гуси-гуси
Утка и селезень
Заинька
Утица
Уточка

Давид – земляничник
У медведя во бору
Волкв лесу
Медведь

Николай Кочанский
Капуста
Плетень
Успение Кто с нами?
Огородник
Пахари и жнецы

Семенов день
Муха
Охотники и собаки
Черный жук

Покров
Заря-зарница
Кружева
Молчанка
Пятнашки
У дядюшки Трифона

Кузьма и Демьян
Ворон и куры
Золотые ворота
Кузнецы
Курочки
Царевна





Описание игр

Пастух и стадо
Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.
Муха
На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева - стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».
Ручеек

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.
Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.
Пирог
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой высоконький, Вот он какой мякошенький, Вот он какой широконький. Режъ его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,
пока не проиграют все в одной из команд.

Капуста
Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Бабка Ёжка
В середину круга встает водящий Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: У меня нога болит. Пошла она на улицу Раздавила курицу. Пошла на базар Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется тот и замирает

У дядюшки Трифона
Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И все делают вот так.
При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.

Гуси-гуси
Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
Гуси-гуси!
Га-га-га
Есть хотите?
Да-да-да!
Ну, летите же домой!
Серый волк под горой, Не пускает нас домой, Зубы точит,
Съесть нас хочет!
Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.
Салки
Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!»
Игра повторяется.
Правила.
1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Скакалка
Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:
Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.

Жмурки
Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.
Кот, Кот, на чем стоишь?
На квашне.
Что в квашне?
Квас,
Лови мышей, а не нас. После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит, Кого он поймал тот становится «жмуркой»

Считалки

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:
Тара – бара,
Домой пора
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить,
Тебе водить!
Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.

Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!

Катилося яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!

– Заяц белый,
Куда бегал?
– В лес дубовый!
– Что там делал?
– Лыки драл!
– Куда клал?
– Под колоду!
– Кто украл?
– Родион.
– Выйди вон!


Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
И кричали:
«Кук! Мак!»
Убирай
Один кулак!



Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи
Тебе водить!

Кукушечка –
Горюшечка
Плетень плела,
Детей вела.
Дети шли,
До конца дошли,
До конца дошли,
Обратно пошли.
Кук!

Тили – тели,
На лавочке сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник,
Портной.
А ты кто такой?

Ах ты, Совушка – сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела
Во траву свалилася,
В яму покатилася!





За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На двери висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела
Мужу двое,
Себе трое
И детишкам
По лаптишкам!

Под мельницей,
Под веретельницей
Подралися два ерша.
Вот и сказка вся!

Обруч кружь, обруч кружь.
Кто играет, будет уж.
Кто не хочет быть ужом,
Выходи из круга вон!
Инцы-брынцы,
Балалайка!
Инцы-брынцы,
Поиграй-ка!
Инцы-брынцы,
Не хочу!
Инцы-брынцы,
Вон пойду!

По дорожке Дарья шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленьки,
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок дале, дале, дале,
Нитка доле, доле, доле.
Я за ниточку взяла,
Потянула, порвала.

Стакан, лимон
Вышел вон.

Комарики-мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут по дорожке.
Близко ночь,
Улетайте прочь.


Еду-еду
К бабке, к деду
На лошадке
В красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму! Бух!

Катился горох по блюду.
Ты води,
А я не буду.

Тара-бара, домой пора,
Коров доить, тебе водить!
Заяц бегал по болоту,
Он искал себе работу.
Он работу не нашел,
А заплакал и пошел!

Конь ретивый с длинной гривой
Скачет, скачет по полям,
Тут и там, тут и там!
Где проскачет он
Выходи из круга вон!

Ягода, малиновка,
Медок, сахарок,
Поди вон, королек!
Там тебе место,
В кислое тесто.
Раз, два, три, четыре
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг Крестовик большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь
Паука мы попросим:
Ты, обжора, не ходи.
Ну-ка, Мишенька, води.

Раз, два, три, четыре
Меня грамоте учили.
Пять, шесть, семь
Покосился пень.
Он, Додон,
Выйдет от нас вон!




По утренней росе,
По зеленой полосе.
Здесь яблоки, орешки, Медок,сахарок,
Поди, вон в уголок!

Чуха, рюха, ты свинуха!
Семьсот поросят
За тобой кричат.
Шестьсот красот
По болоту бродят,
Тебя не находят,
Щиплют травку-лебеду,
Ее в рот не берут
Под березоньку кладут.
Кто возьмет ее из нас,
Пусть он выйдет тот же час!

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Шатар, батар,
Шуми, шу,
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын,
Я на елке рос,
Меня ветер снес,
Я упал на пенек,
Поди водить, паренек!

Первой дал,
Второй взял,
Трое сели
Все поели.
Кому гадки гадать?
По-турецки писать?
Шел, прошел
Шишел, вышел,
Вон пошел!

Аты-баты,
Шли солдаты,
Аты-баты,
На базар.
Аты-баты,
Что купили?
Аты-баты,
Самовар!
Соломинка, яреминка,
Прела, горела,
На море летела,
Кастюк-мастюк,
Родион, поди вон!
Тенти-бренти!
Сам сокол
Через поле
Перешел:
Руку, ногу
Наколол.
Шишел, вышел,
Вон пошел!

Чики-брики, ты куда?
Чики-брики, на базар.
Чики-брики, ты зачем?
Чики-брики, за овсом!
Чики-брики, ты кому?
Чики-брики, я коню!
Чики-брики, ты какому?
Чики-брики, вороному!

Таря-Маря
В лес ходила,
Шишки ела
Нам велела.
А мы шишки
Не едим,
Таре-Маре
Отдадим!

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал,
Серый зайчик убежал!

Ходит свинка
По бору,
Рвет траву-мураву.
Она рвет,
И берет,
И в корзиночку кладет.
Этот выйдет,
Вон пойдет.




Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!

Летела кукушечка мимо сада, Поклевала всю рассаду
И кричала: «Ку-ку-мак!»
Раскрывай один кулак.

Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем хочешь поделиться?

Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает, тот и водит.

Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани.
Двадцать пять рублей дуга. Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
Я в ней сяду и поеду.
Тани-бани,
Что за вами
Под железными
Столбами?

Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь ты.
По тропинке кувырком
Скачет зайка босиком.
Заинька, не беги
Вот тебе сапоги,
Вот тебе поясок,
Не спеши в лесок.
Иди к нам в хоровод
Веселить народ.

Теля меля, ты, Емеля,
Третий бас.
Поводи-ка ты за нас!

Покатилось колесо,
Укатилось далеко,
И не в рожь,
И не в пшеницу,
А до самой
До столицы.
Колесо кто найдет,
Тот ведет.
Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь мир кричит.
Кто услышит,
Тот бежит.


Погляди на небо,
Звезды горят,
Журавли кричат:
Гу-гу! Убегу!
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!

Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамоту в охлопке,
Она села на пенек
И читала весь денек.

Петушок-петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять, Невозможно сосчитать!

Ниточка, иголочка,
Синенько стеколочко,
Рыба-карась,
Ты убирайсь!

Стульчик,
Мальчик,
Сам король,
Шишел, вышел,
Вон пошел.


Приложение №2.
«Русские костюмы»























Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1 Заголовок 215