ПОЛОЖЕНИЕ о смотре — конкурсе «Лучший речевой центр»



Утверждаю
Директор МКДОУ
Детский сад «Березка»
_________Н.В.Овсянникова
Приказ №_____от 09.01.2017 г



ПОЛОЖЕНИЕ
о смотре - конкурсе «Лучший речевой центр»

В соответствии с планом работы МКДОУ детский сад «Березка» и на основании приказа № 1 от 09.01.2017 г. администрация ДОУ объявляет о проведении с 09 по 17 февраля 2017 г. смотра - конкурса «Лучший речевой центр».
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения смотра - конкурса.
Руководство смотра - конкурса осуществляет оргкомитет. Оргкомитет организует работу жюри, согласовывает график проведения смотра - конкурса. Жюри подводит итоги смотра-конкурса, определяет победителя.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель - стимулирование творческой и профессиональной активности педагогических работников ДОУ по созданию, обновлению, обогащению развивающей речевой предметно-пространственной среды
Задачи:
Обеспечение качества дошкольного образования по развитию речи детей.
Создание благоприятных условий для речевого развития детей в каждой возрастной группе, для самостоятельной речевой деятельности детей в группе.
Оснащение материально-технической базы групп.
Стимулирование инициативы поиска, профессионального роста воспитателей.
Выявление и распространение лучшего опыта по созданию условий развития речи детей, а также творческих способностей воспитателей, проявление инициативы и фантазии в оформлении интерьера группы.
Привлечение семей воспитанников к организации развивающей предметно-пространственной среды группы.

УЧАСТНИКИ СМОТРА - КОНКУРСА:
Участниками смотра - конкурса являются педагоги всех возрастных групп МКДОУ детский сад «Березка»
УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
СМОТРА - КОНКУРСА:
Старший воспитатель, учитель-логопед организуют консультирование по всем вопросам, относящимся к организации и проведению смотра - конкурса.
Конкурс уголков по речевой деятельности проводится в два этапа:
I этап – заочный (с 09 января – 17 февраля 2017 года): оформление и оснащение центров речевого развития в группах воспитателями;
II этап – очный (с 20-22 февраля 2017 года): работа жюри в ДОУ.
Итоги подводятся по результатам двух этапов конкурса 09 января - 22 февраля 2017 г.
В ходе смотра - конкурса работает комиссия, в состав которой входят:
Н.В.Овсянникова, заведующая МКДОУ детский сад «Березка»,
Т.В. Фуринова, старший воспитатель,
А.З. Галиахметова, учитель-логопед,
Л.П.Рожкова, воспитатель.
Родители.
Каждый конкурсант представляет для комиссии жюри презентацию своего речевого центра.
НОМИНАЦИИ СМОТРА - КОНКУРСА:
Победитель смотра – конкурса «Лучший Центр речевого развития»
Номинация «Грамотное методическое комплектование игрового и дидактического материала в Центре речевого развития»
Номинация «Оригинальность и эстетичность оформления Центра речевого развития»
Номинация «Творческий и инновационный подход к оформлению «Центра речевого развития»
Номинация «Творческий и инновационный подход к подбору методических пособий и оборудования в Центре речевого развития»
Номинация «Творческий подход в выборе персонажа, помогающего решать речевые задачи»
Номинация «За проявленные оригинальность и творчество в процессе создания Центра речевого развития»

5.ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СМОТРА - КОНКУРСА:
5.1. Требования к оформлению:
соответствие санитарно – гигиеническим требованиям и технике безопасности
соответствие возрасту, потребностям детей,
соответствие требованиям программы , физиологическим и психолого-педагогическим особенностям детей конкретной возрастной группы,
доступность для детей,
разнообразие игрового материала,
удобство хранения материала,
эстетичность оформления,
название центра,
творческий подход в создании речевой среды,
наличие игрушки – «одушевленного персонажа», который помогает решать речевые задачи;
возможность обновления содержания,
умение воспитателя презентовать свой материал,

проявление у детей интереса к самостоятельной речевой деятельности.
наличие картотеки дидактических игр в речевом центре следующим направлениям:

для развития фонематического слуха(приложение)
для развития правильного звукопроизношения;
для развития речевого дыхания;
для развития артикуляционного аппарата:
для развития мелкой моторики;
для развития лексико - грамматических категорий;
для развития словарного запаса;
для развития связной речи;
для развития графомоторных навыков;
для развития ВПФ( развитие памяти, внимания, мышления);
по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа);
оригинальность выполнения пособий, игр;
творческие находки педагогов;
привлечение родителей к организации развивающей предметно-пространственной среды группы.
5.2.Содержание «Речевого центра» по возрастным группам смотреть в методических рекомендациях «Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
5.3.За каждый критерий конкурсанты могут получить от 0 до 5 баллов (максимальное количество баллов – 50): 1 балл – полное отсутствие признака.
2 балла – наличие отдельных черт признака.
3 балла – удовлетворительная выраженность признака.
4 балла – достаточная выраженность признака.
5 баллов – максимальная выраженность признака.
5.4.Жюри, опираясь на заявленные в настоящем положении критерии оценивания, выявляет лучший Центр речевого развития по каждой из номинаций.
6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ:
6.1.Победители и номинанты выявляются путем подсчета общего количества баллов по всем показателям.














Приложение 1
Требования к содержанию и оформлению речевых центров:
Не следует перегружать речевой уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.
Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в коробки, папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.
Рекомендации по наполняемости речевого центра
материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
пособия для развития мелкой моторики (шнуровки; прописи; сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки;
игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки)
игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
игры по развитию связной речи (различные сюжетные, предметные картинки для составления предложений или рассказов, библиотека детских книг и др.)
материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»). Приложение 2


Памятка для воспитателей по оформлению речевого центра
младшая группа

1. Картинки по лексическим темам (альбомы)
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением характерных особенностей времен года;
б) предметами домашнего обихода
в) деталями предметов;
г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов;
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,
гладит т.д.).




Приложение 3

Памятка для воспитателей по оформлению речевого центра
средняя группа

1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.)
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
ж) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
з) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)
9. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Приложение 4
Памятка для воспитателей по оформлению речевого центра
старшая группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
з) с изображением животных во множественном числе;
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.

Приложение 5
Памятка для воспитателей по оформлению речевого центра
подготовительная группа

1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.