Конспект по литературному чтению на тему Драгунский Он живой и светится (2 класс УМК Школа России)


Дата 17.03.2017 г.
Класс: 3 «В»
Технологическая карта урока № 99
Целевой блок
Тема Выразительное чтение и анализ произведения В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».
Цель
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; учить определять жанр произведения; закреплять умения отвечать на вопросы по тексту; составлять план произведения.
Формировать УУД:
Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные:умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные:умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД:уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Инструментальный блок
Задачи урока Образовательные: формировать умение прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана.
Способствоватьразвитию: речи, выразительного чтения, эмоционально-чувственного отношения к действительности.
Воспитывать:любовь к чтению; развивать эстетический вкус; чувство товарищества, воспитание самостоятельности, честности, порядочности.
Тип урока Изучение нового материала
Учебно-методический комплекс -учебник для 3-го класса «Литературное чтение» Климанова Л. Ф. Часть 2
-презентация, видео, карточки для парной и групповой работы.
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».
Организация пространства Фронтальная, индивидуальная, парная.
Межпредметные связи литературное чтение
Действия обучающихся учебник для 3-го класса «Литературное чтение» Климанова Л. Ф. Часть 2
Диагностика результатов урока
(итог урока) -Закончите предложения.
Я узнал….
Я запомнил ….
Я удивился ….
— Почему рассказ так называется?
— Как бы вы назвали рассказ?
Домашнее задание Дом. зад.: читать с. 102 - 106, подготовиться к тесту по разделу.Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать и читать
И друг другу помогать.
- Желаю всем успехов на весь день.
Проверка домашнего задания
Самоопределение к деятельности
1. Введение в тему
а) шифровка (карточка, работа в парах)
SWВИIRКFТОFРZ QSДNРАLГУZНXСNКИRЙWQ
___________________________________________________
« нО воЖий и сяСтитве»
___________________________________________________
- Проверьте по образцу и оцените свою работу в паре.
б) прогнозирование
- Как вы думаете по названию произведения, о ком пойдет речь?
- Отгадав загадку, узнаете, о ком идет речь?
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовется?
Золотистый... (светлячок).
Речевая разминка
- Прочитайте загадку шёпотом.
- Прочитайте громко.
- Прочитайте загадку скороговоркой
- Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки
- А что вы знаете о светлячках? Что бы вам хотелось узнать?
в) чтение карточки (по вариантам)
- Прочитайте текст на карточках. Поделитесь информацией.
Светляк – это жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки — через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся. Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте, а другие светлячки мигают. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
г) просмотр фрагмента
- Такое шоу засняли на берегу реки в Малайзии.
Постановка темы и целей урока
- Определите тему урока. Сформулируйте задачи урока.
Работа по теме урока
-А что вы помните об этом писателе? Какие произведения уже читали?
Первичное восприятие рассказа (запись)
- Сейчас вы прослушаете произведение В. Драгунского. Ваша задача:
Внимательно следить по тексту и подчеркивать слова, лексическое значение которых вы не знаете.
Определить жанр произведения.
Беседа после чтения
- Назовите жанр данного произведения. Докажите.
— Назовите главного героя рассказа. (Денис.) Сколько ему лет? (Дошкольник – 5–6 лет.)
— В какое время суток происходили события? (Вечер.)
— Назовите друга Дениски. (Мишка.) Кто из них вам больше понравился? Почему?
— Какие чувства вы испытывали, когда читали этот рассказ? Почему?
Словарная работа
Повторное чтение и деление на части
Переходим к чтению. Читая текст, подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы частей.
- Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)
- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)
- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)
- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)
- Каким показывает автор Дениску в этой части?
- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").
Запись в тетрадь.
- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)
- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)
- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)
- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)
- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)
- Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)
- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)
- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?
- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)
- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")
– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)
- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)
- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)
- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)
- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех)
- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)
- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")
– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)
- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)
- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").
Физминутка
Продолжение работы с текстом
- Ребята, что делает этот рассказ более интересным? (диалоги)
- Найдите их в рассказе. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).
- Прежде, чем мы начнём работать с диалогами, давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке. (Чтение характеристик по карточкам на доске)
Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный.
Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.
- Подготовьте чтение любого понравившегося диалога без слов автора. Обратите внимание, что с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение. (Учащиеся в парах готовят выразительное чтение диалога по выбору. После 1-2-минутной подготовки одни ребята прочитывают диалоги без автора)
- Кто из ребят точнее передал характер героя? Поясните свой ответ.
Рефлексия
-Закончите предложения.
Я узнал….
Я запомнил ….
Я удивился ….
Итог урока
— Почему рассказ так называется?
— Как бы вы назвали рассказ?
Дом. зад.: читать с. 102 - 106, подготовиться к тесту по разделу.