Конкурс знатоков русского языка(3-4 класс)


Конкурс знатоков русского языка(3-4 класс)
Цели:
-повторить основные правила курса русского языка начальной школы, звуковой состав слов, части речи, крылатые выражения, фразеологизмы;
-содействовать воспитанию интереса к русскому языку.
Оборудование:
Мультимедийный центр, карточки с заданиями, конверты с заданиями, "сердцевинки" и "лепестки" цветов, листочки для работы детей.
Ход занятия
I. Организационный момент
Ведущий. Прочитайте, что говорил русский писатель И.С. Тургенев о языке
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками».
- Как вы понимаете это высказывание?
II. Вступительная часть
Ведущий. Наш родной язык – русский.
По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского".
Александр Сергеевич Пушкин считал, что "язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими".
Знать свой язык обязан каждый человек!
Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!
Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Наше занятие посвящено знанию русского языка.
Давайте проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете.
Сценка «Поговорили»
Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!
– Как живешь?
– Нормально.– 
А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально? 
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!
III. Представление команд и жюри
Глаголики"Глаголить" – значит говорить.
По-русски говорить умеем, 
По-русски пишем без труда. 
Мы русским языком владеем!
Умники и умницы
"Нет ошибкам!" – наш девиз. 
Мы грамотны – и это лучший приз!
Знатоки
Русский язык для нас не загадка,
Не будем играть с ошибками в прятки.
Мы правила знаем и их применяем!
IV. Конкурсная часть
Конкурс «Разминка»
Каждая команда получает карточку с заданиями. За правильно выполненное задание – один балл.
Карточка 1
Найдите "лишнее" слово: строка, земля, гряда, походка.
Дополните: группа, аллея, Анна.
Найдите "лишнее" слово: поезд, подоконник, пересадка, сельский.
Что общего в словах: печка, свечка, сочный, елочный.
Прочитайте: [й’ож]. Верна ли эта звуковая запись слова?
Ведущий. Возьмите карточку 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
Карточка 2
Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.
Откуда взялись кости?
Дети. Допущена ошибка в написании существительного с предлогом: с ухой, а не сухой.
Конкурс «Путаница»
Восстанови слова из букв. Найди лишнее. Докажи.
Карточка 3
Пашак -  шапка              вобрь – бровь         
фотак – кофта               камай – майка
аалтерк  - тарелка         кожал – ложка
шкаач -  чашка              дмончеа  -    чемодан
Конкурс «Помогите!»
Ведущий. У двери нашего класса я нашла пакет, а в нем записка:
К вам, ребята, мы спешили, познакомиться решили. Но вчера упали с кочки И распались на кусочки. Помогите! Помогите!Из кусочков нас сложите.
В конверте "сердцевинки" цветов: звук, слово, части речи – и лепестки: звонкий, глухой, твердый, мягкий, согласный, окончание, приставка, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, глагол, предлог.
Каждая команда собирает свой цветок.
Конкурс «Тарабарский язык»
Ведущий. Благодаря тому, что все слова в русском языке относятся к какой-нибудь части речи, появляются такие веселые стихи.
На доске:
Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве: И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.
(Л.Кэрролл)
– Определите части речи во втором предложении.
Дети записывают на листочках предложение, сверху надписывают части речи.
Конкурс «Родственники»
Ведущий. Вы знаете, что в нашем языке есть слова-родственники. Сценка, которую мы сейчас посмотрим, так и называется – "Родственники".
– Вы кто такие?– Я – гусь, это – гусыня, а это наши гусята.– А ты кто?– А я ваша тетя – гусеница.
Ведущий. Слова гусь, гусята, гусыня, гусеница – родственные?
Дети. Нет.
Ведущий. Интересно, что слово гусеница раньше произносили "усеница", происходило оно от "ус", так как гусеница была волосатой. Теперь корень – гусениц. Наш язык меняется, развивается. А эти слова родственные?
На доске:
Вода, водитель, водянойЛес, лестница, лесничий.Левый, лев, налево.
Конкурс «Угадай слово»
Корень мой находится в цене,В описи найди приставку мне,Суффикс мой в тетрадке вы встречали,Вся же в дневнике я и в журнале.
Конкурс «Исправьте ошибки»
Команды получают карточки с текстами, в которых надо найти и исправить ошибки. За каждую найденную ошибку засчитывается один балл.
Карточка 4
Зимние каникулы я правел у дяди сережи Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снежок.
       
Ведущий.  В речи мы часто употребляем фразеологизмы. Фразеологизм – устойчивое словосочетание, значение которого невыводимо из значений составляющих его компонентов. Слова в них употребляются всегда вместе и в определенном порядке. Будьте внимательны к таким сочетаниям – они делают нашу речь выразительной.             Конкурс «Фразеологический зверинец»       
Вспомните фразеологизмы, раскройте смысл выражений, составьте предложения с данными фразеологизмами.
Добавить недостающее слово – название животного. 
Голоден, как … Надут, как … Болтлив, как ….Здоров, как… Изворотлив, как…. Нем, как …
Конкурс «Крылатые выражения»
Ведущий. Ярким и точным называем мы наш язык, одно из средств языка – крылатые выражения.
Объясните, когда так говорят:
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых ... . (рукавицах).
Как это принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги ... (в руки)!
За обедом в разговоре
Лез в бутылку, с нами споря.
А потом сказал:
– Друзья, 
Не в своей ... (тарелке) я!
Дети заканчивают четверостишия и объясняют смысл выражений.
V. Итог конкурса
Ведущий. Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка. Итоги нашего конкурса подведет жюри.
Награждение всех участников и победителей.
Вручение сувениров жюри.
Любой язык по-своему велик,Бесценное наследство вековое.Так берегите свой родной язык,Как самое на свете дорогое!
Спасибо за внимание!
Дополнение.
По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила 21 февраля Международным Днем родного языка. Он отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию