Конкурс знатоков русского языка и литературы 5 класс

Конкурс знатоков русского языка и литературы «Грамотейка» в 5 классе
Провела Кочегарова Т.В.
Цель: используя игры, прививать учащимся любовь к родному языку, желание изучать его, помочь увидеть богатство русского языка, расширять словарный запас детей, воспитывать культуру речи.

1-ый конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»

Объяснить значение фразеологизмов:
-Бить баклуши
-Как две капли воды
-Набрал в рот воды
-Как снег на голову
-Толочь воду в ступе
-Водой не разлить
-Зарубить на носу


2 конкурс «В стране Грамматике»
Конкурс состоит из 3 заданий:
Игра «Контрабас»
Говорят, что из слова контрабас можно составить 250 слов. Вам надо постараться составить как можно больше слов из него.

Придумай рифму.
Сценка « Скажи в рифму»
1-й. Давай поиграем.
2-й. Давай. А на чем?
1-й. Да не на чем, я узнал новую игру «Скажи в рифму». Знаешь ты, что такое рифма?
2-й. А что это такое?
1-й. Это очень просто. Я скажу слово, например, осел!
2-й. Сам ты осел.
1-й. Да я не про тебя.
2-й. А про кого?
1-й. Не нравится тебе слово это слово, возьмем другое слово. Э-э-э. Мочало.
2-й. Мочало?
1-й. А ты отвечай в рифму «сначала». Или, например, я скажу: руки, а ты в рифму «брюки». Понял?
2-й. Понял.
1-й. Только я буду говорить тебе не одно слово, а 2 строчки стихотворения. А ты будешь подсказывать в рифму последнее слово.
2-й. Последнее слово?
1-й. Ну вот послушай. Воды не бойся - ежедневно
2-й. Что ежедневно?
1-й. Это ты скажи, что ежедневно.
2-й. А откуда я знаю?
1-й. Да в рифму придумай. Это же очень просто. Воды не бойся - ежедневно
2-й. Ежедневно ходи в школу.
1-й. Не то! Не то! Надо сказать: ежедневно мойся! В рифму! Понял? Попробуем еще раз.
Стригитесь, ребята машинкой под нуль,
Меньше будет нерях и
2-й. Дураков.
1-й. Каких дураков?
2-й. То есть это. Ежедневно мойся.
1-й. Ничего ты не понял. Надо же в рифму говорить. Под нуль и грязнуль!
2-й. Понял! Понял!
1-й. Ну, еще раз. Все в карманы Ваня тащит, и набит карман, как
2-й. Мешок!
1-й. Ну почему мешок? Надо в рифму: тащит – ящик. Последний раз играю:
Убирайте комнату, чтобы она блестела,
В чистой комнате чистое
2-й. Чистое полотенце!
1-й. В рифму! Убирайте комнату, чтобы она блестела,
В чистой комнате чистое
2-й. Чистое окно!
1-й машет рукой и убегает.


Ветка- (на листочках)
День-
Снег-
Солнце-


3.Игра «О-О-О!»


О

О

О



О

О

О



О

О


·О


О

О

О


О

О

О


О

О



О

О



Надо отгадать слова, в которых нет гласных кроме буквы «О».

Инструмент плотника. ( Молоток.)
Съедобный герой русской народной сказки. (Колобок.)
Водоем. (Болото.)
Драгоценный металл. (Золото.)
Продукт, из которого изготавливают сметану, масло. (Молоко.)
Крупный населенный пункт. (Город.)
Хищная птица. (Сокол.)

3 конкурс «Литературное лото».

Назовите автора и произведения, в которых есть данный персонаж:
-Маша
-Алёша
-Елисей
-Иван

4 конкурс « Комната забытых вещей»

-Из каких произведений эти предметы?

Клюква
Пряники
Подснежники
Яблоки

5 конкурс «Блицтурнир».

Вопросы, отвечать на которые надо без подготовки:

1.Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)
2Кто автор произведений: «Дубровский», "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)
3Расскажите о правописании "ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)
4.Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
5.Назовите автора произведения "Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
6.Расскажите о правописании ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
7Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
8."Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)
9.Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
10.Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
11.Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
12.Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
13.Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
14.Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)
15.Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
16.Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
17.Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
18.Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)

6 конкурс «Капитанский»

1.Передать значение фразеологизма с помощью жестов:

-набрал в рот воды
-зарубить на носу
-толочь воду в ступе

2.сочинить стихотворение по данному началу;

Вот и к нам зима пришла
Со снегом и морозом .
.

7 конкурс « Шевели мозгами!» ( персональный)

Вспомнить произведения, в названии которых есть прилагательное.
Отгадай загадки .






















15