Учебно-методическая разработка Психологическое формирование социально-значимых функций у младших школьников с особенностями развития

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
Самуйлович А. А.,
педагог-психолог

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Понятие социальной компетенции, видоизменяясь со временем в зависимости от различных тенденций развития общества, имеет базисную часть – степень адаптивности в социальной среде. Социальная адаптивность напрямую связана с формированием психических функций, дефицитарность которых диагностируется и компенсируется путем применения коррекционных образовательных мероприятий и специальных режимных воспитательных моментов еще в детском возрасте.
Так, во время общепринятой единой образовательной системы до 1988-1989 годов прошлого века по статистическим показателям лучшую социальную адаптивность имели люди с легкой степенью умственной отсталости, окончившие вспомогательные школы (классы коррекционного обучения по программе восьмого вида) и получившие профессиональное образование в системе специализированных профтехучилищ. Вместе с тем в целом уровень социальной компетентности у этих лиц был невысоким, так как при изменениях микросоциальной среды (среды ближайшего окружения), условий труда они теряли внешние ориентировки и утрачивали привычный социальный статус, не имея возможности приспособиться к новым условиям в силу недоразвития психики.
Дети с различными формами незрелости психических функций (традиционно к ним относят замедленный темп эмоционального развития при повозрастной сохранности познавательных навыков) испытывают адаптивные затруднения при социально обусловленной смене содержания и воспитания – начало посещения дошкольных образовательных учреждений, подготовки к школьному обучению, обучения в школе. Однако патологические формы адаптации в этих случаях имеют благоприятный прогноз, так как особенности развития предопределены генетически, и у более старших членов семьи есть опыт адаптивного компенсаторного поведения в изменившихся социальных условиях.
Дети с задержками развития психических функций (нарушения речевого и психологического развития) имеют лучший социальный прогноз при конституциональных формах дефицитарности психики и худший – при фрустрационных формах (социально-педагогическая запущенность), так как в первом случае используется опыт взрослых людей из ближайшего окружения для преодоления адаптивных затруднений, а во втором – своевременность развития психических функций упущена. Промежуточное место по качеству социального прогноза занимают церебрально-органические расстройства психики, так как они являются более многофакторными – вовремя осуществленный подбор образовательного маршрута, воспитательного режима, психологической и медикаментозной помощи могут сделать прогноз благоприятным, несвоевременность и выпадение необходимых для полноценного развития личности факторов полностью нивелируют имеющиеся биологические ресурсы развития ребенка.

ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ДЕФИЦИТАРНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.
Психологическое воздействие в данном случае направлено на формирование эмоционально-волевой сферы, то есть своеобразное «подтягивание» зрелости эмоций к паспортному возрасту с целью облегчения течения адаптационных реакций, определение границ волевого контроля над деятельностью.
Для детей младшего школьного возраста показана игротехническая направленность психотерапии в сочетании с нейропсихологической реабилитацией внимания, мышления и моторно-поведенческой активности. Определение психотерапевтических методик носит индивидуальный для каждого ребенка характер, однако общие принципы их применения определяются достаточно четко. В частности, начинать психологическую коррекцию рациональнее с формирования эмоционально-вегетативного баланса, который подразумевает соответствие эмоциональных и вегетативных проявлений: позитивно окрашенные эмоции нормативно должны сочетаться с ощущением тепла, негативно окрашенные – прохлады; столь же определенным образом в норме на качество переживаний должны отвечать внутренние органы. Параллельно с этим строится «подготовительная игра», по сути являющаяся психотерапевтическим тестом, выявляющим моторные, волевые способности ребенка, особенности внимания, мышления, спектр образности представлений. Исходя из ресурсов личности ребенка, в игры вводится сюжет целенаправленной деятельности с многократной инверсией ролей и регламент с элементами оценки. Нейропсихологическая реабилитация органично входит в игровой сюжет на уровне формирования навыков волевого контроля и переноса опыта при организации пространственно-временных конструкций. Постепенно в психотерапевтический процесс вовлекается семья, перенося в микросоциальную среду адаптивные действия. Таким образом, первичным результатом психотерапевтического процесса является нормализация внутрисемейных средовых факторов, завершающим – их успешная трансляция в школьный коллектив в виде социализации ребенка, удовлетворяющей условиям воспитания и образования.

ВЫВОДЫ И СТАТИСТИКА.
Указанная выше практика применялась в отношении детей в возрасте от шести до девяти лет, в 10-ти случаях в течение календарного года. В девяти случаях результат соответствовал запросу (социализация в коллективе образовательного учреждения), достигался в течение одного – двух месяцев при кратности психотерапевтических занятий от одного до двух раз в неделю. При качественном анализе результатов психотерапевтического воздействия можно отметить, что их эффективность значительно повышается в присутствии матери, у дошкольников (два случая из десяти) курс психотерапии занимает значительно меньше времени, чем у школьников (в пределах месяца), но требует большей плотности (не более трех – четырех дней между встречами психотерапевт – ребенок). Церебрально-органические виды расстройств психических функций становятся заметно курабельнее на фоне применения лекарственных препаратов нейрообменного действия с балансирующим эффектом. Непосредственное участие членов семьи как активных участников психокоррекционного процесса, является обязательным – именно с дефектом этого фактора связан неудовлетворительный результат в одном из десяти указанных случаев, когда неоднократно начинавшийся курс психотерапии в течение четырех месяцев не дал эффекта при устранении родителей от работы в процессе психологического воздействия.

Литература:
Батуев А. С. Высшая нервная деятельность, учебник для вузов, М.: Высшая школа, 1991
Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия, М., Издательство МГУ, 1982
Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая реабилитация психических функций при ММД у младших школьников, М., Издательство МГУ, 1991
Милнер П. Физиологическая психология, М., Мир, 1973








13PAGE 14115


13PAGE 14315




15