«Формирование социально-значимых навыков на психологических занятиях»


Доклад к педсовету:
«Совершенствование воспитательной системы школы-интерната посредством моделирования и построения классных, групповых, воспитательных систем на основе социальной адаптации воспитанников»
на тему:
«Формирование
социально-значимых навыков на психологических занятиях»
Подготовила
педагог-психолог:
Сучкова М.А.
2012 год
В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. В литературе этот комплекс объединен общим названием, как социально-значимые навыки.
Социально-значимые навыки – комплекс навыков, обеспечивающих способность к социальному адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
Из всего комплекса социальных навыков можно выделить самые важные, которые и будут являться социально-значимыми.
Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются базой для формирования собственного достоинства.
Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях обобщения и взаимодействия с различными людьми.
Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.
Навыки продуктивного взаимодействия – способность конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.
Навыки решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этими навыками дает возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению, как сложных житейских проблем, так и нестандартных производственных ситуаций.
Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группой людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать существующие правила, находить эффективные варианты поведения.
Детский коллектив школы-интерната имеет ряд особенностей. Дети здесь не только учатся, но и живут круглосуточно. Поэтому они должны обладать умения приспосабливаться к условиям социальной среды как никто иной. Значит необходимо развивать у детей это умение:
налаживать контакт с другими детьми;
выстраивать отношения с педагогами и воспитателями;
быть общительными.
Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростков часто усложняют адаптацию в различных социальных условиях. В школе-интернате, где в одном коллективе представлены все возрастные категории, адаптироваться подростку необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к промежуточному сообществу, представленному младшими и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему, которое представлено набором других социальных ролей.
Способность адаптации в социуме и эффективного действия в нем зависят от темперамента, коммуникативных склонностей, внешности и много другого.
Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.
Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия других членов социума, пользоваться простейшими критериями самооценки на фоне позитивных представлений подростка о себе и низкого уровня тревожности играет важную роль в социальной адаптации воспитанников.
Важным показателем удовлетворительного пребывания ребенка в школе-интернате и взаимодействия в социуме, является его эмоциональное состояние. Ведь оно тесно связано с успешной учебной деятельностью, влияет на усвоение принятых норм поведения, способности адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях, на успешность социальных контактов и, как итог, формирует его внутреннюю позицию. То есть, важно целенаправленно развивать способности воспитанников к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные механизмы и создавать специальные программы, моделировать жизненно важные ситуации, ведущие к повышению их адаптивных возможностей.
Целью психологических занятий с воспитанниками является развитие адаптивных возможностей способствующих формированию социально-значимых навыков.
Задачей является предоставление подросткам возможности развития социальной дальновидности в межличностных отношениях и обучение их некоторым приемам общения.
Для выполнения этих задач на психологических занятиях используются такие средства, как:
индивидуально-коррекционная работа;
групповая деятельность (социально-психологический тренинг);
оптимизация взаимодействия в системе «педагог-воспитанник», «ученик-ученик»;
консультативная работа с педагогическим коллективом.
Используемые техники:
ролевые игры;
психогимнастические упражнения;
дискуссии;
мозговой штурм;
лекции;
адаптационные игры;
игры – коммуникации.
При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии, арт-терапии.
Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность:
прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения;
изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации;
переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.
В психологическом занятии особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения.