Конспект урока по литературному чтению на тему В. Драгунский. «Он живой и светится»



Литературное чтение
Тема: В. Драгунский. «Он живой и светится»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: помочь учащейся осмыслить возможность дружеских отношений между разными людьми; способствовать развитию умения работать самостоятельно, определять характеры героев, их взаимоотношения, внутренний мир; создать условия для обучения интонационному чтению диалогов; содействовать воспитанию чувства дружбы.
Планируемые результаты
Предметные:
познакомится с произведением
В. Ю. Драгунского «Он живой
и светится»; научится читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста. Метапредметные:
познавательные: сравнивает мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляет особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: читает в соответствии с целью чтения; фиксирует по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке;
коммуникативные: находит информацию о произведениях и творчестве В. Ю. Драгунского через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники. Личностные:
самостоятельно выполняет задания учителя; проявляет интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Ю. Драгунского; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающейся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
1 2 3 4
I. Организация начала урока

II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка Проверяет готовность учащуюся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающуюся.
– Проверим готовность к уроку.
– Сегодня мне хочется говорить теплые и душевные слова, хочется, чтобы ты росла доброй, открытой и отзывчивой. Пусть сегодняшний урок чтения будет новым открытием для тебя.
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Над каким разделом мы сейчас работаем?
– С творчеством каких писателей познакомились, читая этот раздел?
– Как ты думаешь, что сближает этих авторов?
– Произведение какого автора мы читали на предыдущем уроке? Какое было домашнее задание?
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
– Прочитай стихотворение О. Борисовой про себя.
Сколько звездочек в траве!На траве жучки сидят –
Может, показалось мне?Вот так странный звездопад!
На газоне вечеркомЯрко крылышки сверкают,
Светят нежным огоньком.Как фонарики сияют
Подхожу я к ним поближе,Это добрые жучки,
Только звездочек не вижу,Или просто – светлячки!
– Прочитай шепотом, нежно и ласково, с вопросительной интонацией, выразительно Сообщает о готовности к уроку. Определяет самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)
Отвечает на вопросы учителя. Рассказывает о выполненной работе дома.
Рассказывает о птицах родного края, о том, как ходила в лес летом.
Выполняет речевую зарядку.
Читает стихотворение Принимает организационные задачи
Выдвигает гипотезу и обосновывает ее. Умеет слушать в соответствии с целевой установкой. Дополняет, уточняет
высказанные мнения по существу полученного задания. Владеет навыками четкого произнесения слов
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитай тему урока.
– Какие рассказы В. Ю. Драгунского ты читала раньше?
– Определи цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Как ты думаешь, о чем этот рассказ?
– Сегодня на уроке будем учиться правильно и осознанно читать, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В. Драгунского Обсуждает тему урока. Отвечает на вопросы учителя, формулирует цель урока. По названию произведения определяет тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяет главных героев. Под руководством учителя определяет задачи чтения
и составляет план чтения Принимает
и сохраняет учебную
цель и задачу. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание. Формулирует ответы на поставлен-
ные учителем вопросы. Владеет навыками конструктивного взаимодействия
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора
V. Работа над содержанием текста.
1. Работа с толковым словарем. Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал)
Проводит словарную работу.
– Перед чтением рассказа поучимся читать некоторые слова, которые встретятся
в тексте.
– Объясни значение слов, выражений. Проверь свои ответы по толковому словарю:
Задержаться – остановиться, замедлить или прекратить свое движение; остаться где-нибудь на какое-нибудь время, пробыть где-нибудь дольше, чем нужно или можно.
Пристально – очень внимательно, напряженно (о взгляде, взоре).
Брынза – сыр из овечьего молока.
Моментально – мгновенно, очень быстро.
Доблесть – мужество, отвага, храбрость.
Гватема́ла – государство в Центральной Америке.
Барба́дос – государство в Вест-Индии на одноименном острове в группе Малых Антильских островов. Слушает рассказ учителя, рассматривает фотографии, портрет автора. Задает вопросы о творчестве автора
Работает с толковым словарем, сверяя ответы с образцом. Осуществляет анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяет последовательность развития сюжета
Осуществляет анализ произведения. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме, формулирует и обосновывает свое мнение по обсуждаемой проблеме. Согласовывают усилия
2. Первичное чтение произведения
VI. Повторное чтение и анализ произведения Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось ли тебе произведение?
– Вырази свое мнение о произведении одним словом.
– Можно ли эту историю назвать сказкой? (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово «волшебство», но ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)
– А светлячок – существо настоящее или придуманное автором? (Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу, и они действительно светятся в темноте.)
– Что тебе особенно понравилось в этой истории?
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– Назови героев произведения. Кто из них тебе более симпатичен? Почему?
– Подумай, можно ли этот рассказ назвать по-другому? Какие бы заглавия ты придумала?
– Расскажи о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Как ты думаешь, почему рассказ так называется?
– Почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка?
– Понятен ли тебе его поступок?
– А ты бы поменяла дорогой самосвал на светлячка?
– Отгадай загадки:
Вдруг зажегся на травинке В темноте, как лампочки,Настоящий огонек. Огоньки сверкают. Это с лампочкой на спинке Что за насекомые? Сел на травку… (светлячок). Как их называют? (Светлячок.)
Проводит беседу о светлячках.
– Что ты знаешь о светлячках? Случалось ли тебе летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах. Кто же зажигает этот таинственный фонарик?
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащейся, подводит итог.
– Прочитай начало рассказа и определи, где можно закончить 1-ю часть («…И не заставлял ее сидеть на песке и скучать».)
– Где бы ты закончила 2-ю часть? («…тогда увидишь!».)
– Где бы ты закончила 3-ю часть? («И я забыл про всех на белом свете».)
– Где бы ты закончила 4-ю часть? («Но тут пришла мама….» до конца рассказа.)
– Как бы ты озаглавила каждую часть?
– Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (Дениска скучал и очень переживал, было тоскливо, неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.) – Какое чувство испытывали ты, когда читала эту часть? (Грусть, жалость, сочувствие.)
– Что ты узнала о Дениске? Какие чувства вызывает его образ? Докажи, что Дениска – любящий и надежный сын, готовый прийти маме на помощь. (Дениска скучал по маме и переживал за нее. Он говорит: «Если бы я знал, что моя мама хочет есть, я бы моментально к ней побежал».)
– Почему Дениска не давал Мишке самосвал? Дениска был жадным? (Дениска не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости – ведь ему было очень плохо без мамы.)
– Какие предметы Мишка предлагал Дениске в обмен на самосвал? (Марки, круг.)
– Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой – был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и восхищался настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, живое в ней больше всего, даже больше самосвала.)
– Как ты думаешь, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; считал светлячка дороже, ценнее самосвала.)
– Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (Мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)
– Как теперь ты можешь объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?
– Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом.)
– Сравни двух героев. Вспомни, что мы говорили о Дениске и о Мишке. Сделай вывод – ребята разные по характеру? (У ребят разные характеры и разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка – дорогие механические игрушки.)– А возможна ли дружба между такими разными ребятами? (Дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом и никто не в обиде.)
– Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка?
– Прочитай разговор мальчиков по ролям. Попробуй интонацией передать чувства мальчиков.
– Рассмотри иллюстрацию в учебнике на с. 105. К какой части рассказа можно отнести иллюстрацию: к началу, середине, концу?
– Точен ли художник в изображении, соответствует ли оно содержанию рассказа?
– Что бы вы изменили? Что хотели бы добавить?
– Придумай рассказ о своем любимце, дополните его сведениями из энциклопедии или Интернета. Запиши в тетрадь Прослушивает текст. Отвечает на вопрос, определяет жанр произведения.
Отвечает на вопросы учителя.
Аргументирует свою точку зрения.
Придумывает другие за-главия к рассказу: «В ожидании мамы», «Живое чудо», «Волшебство»,
«Волшебная звездочка», «Светлячок» по решению учебной задачи. Осуществляет контроль по результату. Владеет навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми в процессе выполнения работы .Выразительно читает. Понимает на слух ответы обучающейся.
Аргументирует свою точку зрения. Осуществляет анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулирует свое мнение и позицию. Строит монологические высказывания. Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делает выводы, извлекает информацию из различных источников. Аргументирует свою
Отвечает на вопросы.
Отгадывает загадки.
Делит рассказ на части. Записывает составленный план в тетрадь:
1. Ожидание мамы.
2. Новая игрушка.
3. Живая звездочка.
4. Лучше любой игрушки на свете!
Вывод: В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал, и только светлячок, это маленькое животное, могло скрасить его одиночество, развеять его грусть и тоску; Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому
недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой и светится!
Объясняет название рассказа: любое живое существо намного дороже
и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества. позицию.
Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Сравнивает главных героев произведения. Заполняет таблицу (см. ресурсный материал).
Вывод: Дениска может научить Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным.
Составляет таблицу
(см. ресурсный материал) VII. Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
• Подготовить чтение по ролям.
• Составить загадку про светлячка.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту Внимательно слушает, задает уточняющие вопросы Осознает, принимает, сохраняет учебные задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающейся. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.
– Что особенно заинтересовало тебя во время урока?
– Что нового узнала на уроке?
– С каким произведением ты сегодня познакомилась? Кто его автор?
– Понравилось ли тебе произведение? Какие чувства оно у тебя вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Какие открытия ты для себя сделала на этом уроке?
– Какие чувства пережил мальчик, когда сидел один во дворе и ждал маму? Когда увидел светлячка? Когда разговаривал с мамой?
– Как ты думаешь, каким может стать мальчик, когда вырастет?
– Кто рассказал эту историю?
– Какой человек по характеру написал этот рассказ? (Добрый, веселый, душевный…)
– Можем ли мы понять, о чем думал В. Ю. Драгунский, когда писал этот рассказ? (Ничего нет дороже, чем природа, которая нас окружает, очень важно к ней относиться с любовью и нежностью.)
– Пусть в твоей жизни всегда будет повод для улыбки, приятные сюрпризы ждут тебя каждый день, а книга станет вашим хорошим другом.
– Понравилась ли тебе работа на уроке? Оцени себя Отвечает на вопросы. Определяет свое эмоциональное состояние на уроке. Проводит самооценку, рефлексию Владеет навыками самоконтроля учебной деятельности. Формулирует ответы на поставленные учителем вопросы

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О В. Ю. ДРАГУНСКОМДетство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером все-таки Драгунский стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас – Театр имени Н. В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера.
Первая книга писателя вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится…», куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга «Денискины рассказы», которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах писатель изобразил своего сына и отчасти себя самого.
Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
Самые разные случаи происходили с главным героем писателя: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо – громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским – сыном писателя.
Драгунский стал писателем для детей, когда ему было 46 лет, но он очень хорошо помнил свое детство. Рассказы Виктора Юзефовича любят и дети, и взрослые. Чтобы понимать детей, надо хорошо помнить, каким был ты сам, когда счастье было во всем и везде, и родители были молодыми, и жизнь была весела и прекрасна.
РАССКАЗ О ЖИЗНИ СВЕТЛЯКА
Светляк – очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек.Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки – через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями – это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯВ. Ю. ДРАГУНСКОГО «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ»
Дениска Мишка
Добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный, нежный Невежливый, любил собирать марки, любит машины, неравнодушен к механическим игрушкам, настырный, бестактный
КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗУЧЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Сказки Рассказы
«Листопадничек» И. С. Соколов-Микитов «Малька провинилась» В. И. Белов
«Мышонок Пик» В. В. Бианки «Про обезьянку» Б. С. Житков
«Капалуха» В. П. Астафьев