Конспект урока по литературному чтению по теме В.Драгунский «Он живой и светится…»



В.Драгунский «Он живой и светится...»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Ход урока
I. Организационный момент
Речевая разминка
Прочитайте и отгадайте загадки.
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)
То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый... (светлячок).
Прочитайте шепотом (еще: громко, скороговоркой, выразительно).
Актуализация знаний. Введение в тему
Беседа о светлячках
Как вы думаете, почему наш урок я начала с беседы о светлячках? Что вы знаете о них?
Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
Рассказ учителя об авторе
Что вы знаете о писателе, авторе рассказа «Он живой и светится...»? (Рассказы детей.)
Виктор Юзефович Драгунский (19131972) писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
Материал о жизни и творчестве писателя см. на с. 29 издания Писатели в учебной литературе.
Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
Работа по теме урока
Чтение рассказа учителем и учащимися
Беседа после чтения
Ребята, расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму. (Было уже темно, а мама долго не приходила. Мальчик сидел один во дворе, потому что все уже ушли по домам. Ему было очень плохо одному и хотелось есть.)
Расскажите, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка.
Понятен ли вам поступок мальчика? А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?
Чтение в лицах
Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков.
Прочитайте конец рассказа, разговор мамы и Дениски. Попробуйте передать чувства мальчика при чтении.
Проверка домашнего задания
Перескажите текст «Капалуха» от имени глухарки.
Рефлексия
Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
За что вы похвалили бы себя?
Что вам захотелось сделать после этого урока?
Подведение итогов урока
Чему научили нас авторы этих произведений? На что обратили наше внимание?
Что вам нравится в природе больше всего? Что вы любите?
Домашнее задание
Повторить произведения этого раздела. Принести справочники, энциклопедии о животных.