Туристический маршрут Проект Экологическая тропа


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Дмитриева»
Дмитриевского района Курской области
Конкурс на лучшую организацию работы по туристско-краеведческой деятельности
Номинация «Методическое обеспечение туристско-краеведческой деятельности»
Из опыта работы


Выполнила:
Сидельцева
Галина Владимировна,
учитель географии,
руководитель экологического
кружка «Радуга»
МКОУ «Средняя
общеобразовательная
школа № 2 г. Дмитриева»
Курской области
г. Дмитриев 2016 г.Однодневный поход
«Изучение природного комплекса балки Гремовня»
Участники похода - обучающиеся экологического кружка «Радуга»
Продолжительность похода – 8 часов.
Учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению своего края. На уроках географии, в силу ограниченного времени на изучение природы малой родины, ребята получают лишь основные знания по широкому кругу наук. И удовлетворить познавательные интересы школьников, углубляя и конкретизируя программные географические знания наиболее любознательных учащихся, возможно лишь используя разнообразные формы туристско-краеведческой деятельности.
Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
Цель: Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение ко всему живому.
Задачи:
Образовательные:
углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;
формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;
проверка теоретических знаний на практике;
приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;
Развивающие:
развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;
развитие умения сравнивать и анализировать;
развитие интереса к изучению природы;
Воспитательные:
эстетическое воспитание;
воспитание патриотизма, любви к природе;
воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;
воспитание бережного отношения к природе.
Школьная программа по географии предусматривает проведение полевых исследований природы в 5-8 классах. Проводить полевые исследования во время урочного времени невозможно, т.к. для этого недостаточно времени, поэтому такая работа проводится во внеурочное время, во время занятий кружка «Радуга».
Проведение похода – сложная в организационном и методическом плане форма проведения занятия. Она требует тщательной подготовки учителя и включает:
Постановку цели и задач похода.
Теоретическое изучение природы района и выбор маршрута.
Составление предварительных заданий полевого исследования.
Предусмотреть возможность использования полученных в результате экскурсии материалов на уроках и других мероприятиях.
Учитывать сезонность проведения экскурсии.
Во время проведения похода учащиеся проводят исследования на заранее выбранных площадках. Предлагаемые варианты позволят выбрать наиболее приемлемые для каждого организатора набор полевых исследований. Представляется широкий спектр исследовательской деятельности: ландшафтоведение, топография, геоботаника, гидрология, геология и др.
Исследования, которые проводят учащиеся, под руководством учителя дают полную характеристику физико-географических объектов, расположенных рядом с нашим городом. Данные исследования могут быть использованы для проведения исследовательских работ любых природных объектов, в том числе тех, которые располагаются и в черте города.
Занятия по охране природы, загрязнению окружающей среды помогают понять экологические проблемы родного края и найти пути их решения.
Реализовывая программу, на занятия кружка использую разнообразные формы работы:
-маршрутные экскурсии на местности, экскурсии в краеведческий музей и на предприятия;
-беседы;
- самостоятельные исследования детей в природе;
- индивидуальные и групповые консультации;
-встречи с интересными людьми;
-соревнования, игры;
-творческие работы;
- природовосстановительные и природоохранные работы и т.д.
Туризм занимает важное место в воспитании учащихся. Можно сказать, что именно туризм помогает решать воспитательные и краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи, расширяет кругозор, является прекрасным средством познания природы. Туризм и краеведение стали массовым явлением в общественной и социально-культурной жизни. Путешествия, походы, экскурсии являются одним из излюбленных видов активного отдыха людей в нашей стране. Создаются все более благоприятные условия для организации содержательного культурного досуга молодежи.
Туризм помогает школьникам углубить знания о родном крае, его растительном и животном мире. Турист, общаясь с природой, становится крепким физически, выносливым, учится быть товарищем своим спутникам, учится беречь окружающую природу, её хрупкое равновесие, ценить красивое. В походе быстро учатся технологии выживания, развивается инициатива подростков, воспитывается чувство дружбы и коллективизма.
Туризм помогает школьникам углубить знания о родном крае, его растительном и животном мире. Турист, общаясь с природой, становится крепким физически, выносливым, учится быть товарищем своим спутникам, учится беречь окружающую природу, её хрупкое равновесие, ценить красивое. В походе быстро учатся технологии выживания, развивается инициатива подростков, воспитывается чувство дружбы и коллективизма.
В походе кружковцы не только отдыхают и наслаждаются красотой родного края, участники туристической группы ведут метеорологические и гидрологические наблюдения, описывают состав флоры и фауны района путешествия, собирают ценный материал об истории родного края, проводят экологические акции, ведут дневники наблюдений.
Наши открытия

Оказывается ящерица имеет разный окрас кожи… Надо отпустить на волю, а так хочется взять с собой этих красавиц!

Незнакомый вид лишайников
Костровые за работой
Разжечь костер – это целая наука!


На природе обед очень вкусный!


Покушали - а теперь можно и поиграть
Наши находки в карьере

Пора домой, уставшие, но счастливые мы возвращаемся из похода!


« Изучение природного комплекса балки Гремовня».
Задачи похода:
Образовательные – сформировать представление о природном комплексе балки Гремовня; составлять характеристику изучаемой территории, речки Крупки, берущей начало в этой балке; научить исследовать воды на местности.
Развивающие – развивать умения ориентироваться на местности с использованием компаса и местных признаков; продолжать формировать умения выполнять практические задания, обобщать результаты, делать выводы.
Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за свою Родину.
Подготовительный этап:
Выбор места исследования (окраина г. Дмитриева, пойма речки Крупки).
Инструктаж по технике безопасности.
Организационные моменты, т.к. предусматривается выход за пределы школы.
Распределение детей по группам ( 5-6 человек).
План экскурсии:
1. Характеристика изучаемого участка территории:
Определение географического положения (инструктивная карточка № 1) и составление плана местности. Способы съёмки местности (инструктивная карточка № 7).
2. Изучение климатических показателей с использованием приборов.
Составление климатической характеристики (инструктивная карточка № 5).
3. Составление характеристики р. Крупки по плану (инструктивная карточка № 6).
Определение антропогенного влияния деятельности человека на природный комплекс р. Крупки:
а) Как используется человеком.
б) На сколько правильно, бережно относится человек к природному комплексу.
в) Что надо сделать, чтобы улучшить природные условия и сохранить природный комплекс р. Крупки.
4. «Описание растительных ярусов на пробной площадке».
Описывают ярусы растений на данной территории, (инструктивная карточка № 2).
5. «Определение обилия видов растений».
Определите для каждого вида его обилие, доминантность видов, определить тип растительного сообщества (инструктивная карточка № 4).
6. «Определение типа почв на данном участке»
Определите тип почвы на данном исследуемом участке, ее структуру, степень утоптанности, состояние лесной подстилки, температуру и влажность в разных местах участка (инструктивная карточка № 3).
По окончанию работы каждая группа составляет топографический план изучаемой территории с помощью условных знаков и делают выводы о проделанной работе.
III этап - Оформление полученного материала.
Все полученные результаты обрабатываются в классе во время занятий кружка. Учащиеся составляют план местности, работают над исследовательскими проектами, используя данные нашего похода.
Приложения
Инструктивная карточка № 1.
«Описание физико-географического положения и рельефа».
Оборудование: планшет, карандаш, блокнот, фотоаппарат, ленточный сантиметр, нивелир, эклиметр, лопатка туристическая;
Задания:
Запишите дату исследования (число, месяц, год ).
1. Общая характеристика рельефа.
Выбрать точку стояния и определить:
а) какие формы рельефа есть на местности;
б) как они размещены относительно точки стояния по сторонам горизонта; схематично изобразить это на чертеже;
в) какие горные породы видны на поверхности;
г) обнажение горных пород зачистить лопаткой и определить виды горных пород, примеси, особенности залегания, толщину слоев. Зарисовать расположение слоев горных пород. Взять образцы для коллекции, предварительно подписав их.
2. Изучение склона.
а) определить какой части рельефа является склон, к какой стороне горизонта он обращен;
б) Измерить высоту объекта с помощью нивелира;
в) определить крутизну склона при помощи прибора эклиметра
3. Изменение рельефа.
Выявить какие процессы и как влияют на поверхность изучаемой местности.
4.Использование рельефа и горных пород человеком
Описать изменения в рельефе, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Оценить, не нарушаются ли при этом требования к его охране.


Движимся к месту расположения нашей стоянки. Трудно взбираться на самый верх балки, но преодолимо.
Сейчас кратковременный отдых, затем группировка мини групп и за дело.


Меловой карьер Песчаный карьер

Ребята 6 класса и их руководители учащиеся 8 класса определяют примеси в горной породе.


Девочки рассматривают особенности залегания и расположение слоев горных пород
Инструктивная карточка № 2.
«Описание растительных ярусов на пробной площадке».
Оборудование: планшет, карандаш, блокнот, фотоаппарат, ленточный сантиметр, разметочная веревка, атласы – определители;
Разные виды растений в сообществе имеют разную высоту и поэтому располагаются ярусами. Например; на лугу выделяют ярус крупнотравья, мелкотравья, низотравья. В лесах, где число ярусов невелико – от двух, в некоторых типах еловых лесов до 7 -8. В дубовых лесах, ярусы можно обозначить так:
– древостой;
- подлесок, ярус или ярусы кустарников ( могут быть подъярусы)
- травостой или травяно – кустарничковый ярус (тоже может подразделяться на подъярусы).
- ярус мхов и напочвенных лишайников.
Задание:
1.Определите, сколько ярусов есть в лесу. Составьте список доминирующих видов по каждому ярусу изученного растительного сообщества, сделав необходимые замеры, результат занесите в таблицу.
2.Составьте схему ярусов, выдержав масштаб.
Таблица: «Описание ярусов».
Видовой состав Высота Число Обилие Жизненность животных

Вот такое огромное дерево мы отыскали

Инструктивная карточка № 3.
«Определение типа почв на данном участке»
Оборудование: планшет, карандаш, блокнот, фотоаппарат, мешочки для взятия образцов почв, ленточный сантиметр, лопатка туристическая;
Задание:
1. Определите тип почвы на данном исследуемом участке, ее структуру, степень утоптанности, состояние лесной подстилки, температуру и влажность в разных местах участка.
2. Возьмите для образца самой утоптанной и неутоптанной почвы. Положите образцы в целлофановые пакеты и в школе сделайте анализ – определите состав и структуру. Выясните, остатки, каких организмов можно обнаружить в почве. Данные занесите в таблицу.
Сравнительные признаки Сильно уплотненная почва Малоуплотненная почва
1.Структура 2.Влажность 3.Температура 4.Состояние лесной подстилки 5.Состояние перегноя 6.Степень задерненности Инструктивная карточка № 4.
«Определение обилия видов растений».
Оборудование: планшет, карандаш, блокнот, фотоаппарат, ленточный сантиметр, разметочная веревка, атласы –определители;
Для большинства травянистых растений, входящих в состав природных растительных сообществ, прямой подсчет особей малоэффективен, поэтому установление относительного обилия видов с помощью условной шкалы.
1 балл – отмечен на пробной площадке только один экземпляр данного вида.
2 балла - экземпляры вида очень редко и неравномерно распространены.
3 балла - экземпляры вида рассеяно встречаются по всей пробной площадке.
4 балла – экземпляры вида встречаются обильно.
5 баллов – особи данного вида преобладают, образуют заросли в сообществе.
Главные доминирующие виды, обычно будут иметь оценку обилия в 4 – 6 баллов, но иногда в пестром обществе главный вид может иметь обилие и в 3 балла.
Задания:
1. Определите в описанных площадках для каждого вида его обилие. Результаты нанесите в таблицу.
2. Определите по обилию, какие виды будут доминантными в описываемых сообществах.
3. Определите, какой тип растительного сообщества вы описали. Название составляется по доминантным видам основных ярусов. Например, в древесном ярусе преобладает ель, а в травянистом – кислица, название такого сообщества ель - кисличник. При большом числе ярусов и нескольких доминантных видах в каждом из них, название удобнее записывать так: липа + дуб – лещина – сныть + зеленчук.
Правила описания растений на пробной площадке.
1. Начните описание видового состава растений, с какого – нибудь угла площадки, не сходя с места.
2. Перепишите все растения, которые находятся в поле зрения.
3. Опустивнись на колени, дополните список теми видами, которые становятся заметными лишь при более внимательном анализе травостоя.
4. Далее, медленно идите вдоль одной стороны площадки ,останавливаясь время от времени и отметая вновь попадающиеся растения.
5. Дойдя до второго угла , задержитесь, а затем продолжайте обход по остальным сторонам площадки до начального пункта.
6. В заключении пройдите площадку еще раз, но по диагонали.

Группа «ботаников» описывают виды растительности


Инструктивная карточка № 5.
«Изучение климатических условий местности».
Оборудование: планшет, карандаш, блокнот, фотоаппарат, термометр, барометр, компас, флюгер.
Вспомните народные приметы, предсказывающие погоду.
Используя основные приемы наблюдения за погодой, определите с помощью приборов:
а) температуру воздуха в 9.00 и 13. 00 (термометр);
б) атмосферное давление (барометр);
в) направление ветра (флюгер и компас);
г) облачность (ясно, пасмурно, переменная облачность)
д) осадки.
Время наблюдения Атмос ферное
давление Темпе
ратура ветер Облач
ность осадки
9.00 13.00 Сделайте вывод о существующей зависимости между климатическими условиями и характером растительного мира на изучаемой территории.
Инструктивная карточка № 6.
«Изучение вод местности».
Оборудование: планшет, карандаш, рулетка, компас, бутылка с пробкой.
Общая характеристика вод местности:
а) с наиболее удобной точки осмотреть местность;
б) определить, в какой стороне относительно вас расположен водоем с помощью компаса;
в) изобразить на чертеже водоем с помощью условных знаков;
г) определить, насколько местность обеспечена водами (избыток, недостаток, очень мало);
д) указать на каких формах рельефа расположен водоем.
2. Изучение речки Крупки:
а) происхождение названия;
б) направление течения реки с помощью компаса и природных ориентиров;
в) установите исток и устье реки;
г) определить характер и извилистость русла, размыв берегов, отложений водой пород и образование отмелей. Сделать вывод о зависимости направления и характере течения реки от рельефа.
д) определить свойства речной воды (температура, цвет, запах, мутность), ширину и глубину речки;
е) определить особенности прибрежной растительности и влияние водного характера питания на рост и развитие растительных сообществ;
ж) использование вод реки местными жителями.
е) изучить степень загрязнения реки и факторы загрязнения;
Дать оценку: не нарушаются ли требования к охране речки, ее вод


Наша речка Крупка


Девочки ведут исследования речки Крупки


Такое скопление мусора можно увидеть в реке и по ее берегам
Инструктивная карточка № 7
«Составление плана местности изучаемой территории. Съемка местности».
Оборудование: планшет, компас, карандаш, линейка, ластик.
Определить основные стороны горизонта и направления на отдельно стоящие объекты.
Измерить расстояние до отдельно стоящих объектов в парах шагов.
Нанести на планшет направление движения и пройденное расстояние в масштабе 1:1 000
Определить азимут движения к изучаемому объекту и обратно.
Полученные результаты занести в таблицу.
Таблица № 4 «Съемка местности»
Наблюдаемый объект Расположение объекта по отношению к месту наблюдения (направление) Азимут движения к объекту и обратно Расстояние до объекта (в метрах)
Холм Дерево Родник Кустарник на опушке леса Нанесите на план местности все имеющиеся на изучаемой территории географические объекты с помощью условных знаков.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ
Главная задача руководителя - обеспечение безопасности похода. Он должен предвидеть и предотвратить возможные ошибки, вызванные недостаточным жизненным и туристским опытом школьников. Эффективным способом является инструктаж по правилам безопасности. Текст инструктажа может быть зачитан ребятам, с комментариями учителя. Запись о проведенном инструктаже делается в специальном «Журнале инструктажа по правилам безопасности в туристском походе» по форме:
Дата проведения инструктажа Краткое содержание инструктажа (или № инструкции) Фамилия, имя получившего инструктаж Ф.И.О. инструктирующего Подпись в получении инструктажа
Правила безопасности в туристском походе
Соблюдение правил безопасности - первое и главное требование к каждому участнику похода. Каждый участник похода о б я з а н выполнять следующие правила безопасности:
Точно выполнять все распоряжения руководителя.
О всякой замеченной опасности немедленно сообщать руководителю.
Строго соблюдать правила уличного движения:
а) при движении вдоль дороги из строя не выходить. Движение производить по левой обочине, навстречу движущемуся транспорту,
б) быть предельно внимательным при переходе через дорогу, не мешать при этом движению членов группы.
Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.
Соблюдать установленный интервал движения, разрывов строя не допускать. Движение участника вне строя запрещается.
В ветреную, холодную погоду привалов на открытых местах не устраивать.
При передвижении находиться в составе группы.
Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоемов не пить, строго соблюдать питьевой режим.
О малейших признаках заболевания, утомления и т. д. немедленно сообщать руководителю. О начале потертостей немедленно информировать руководителя.
Трав и кореньев в рот не брать, незнакомых ягод и грибов не есть.
Без разрешения руководителя не купаться, переправ не устраивать.
В лесу горящих спичек не бросать, костров без разрешения руководителя не разводить, горящих костров без присмотра не оставлять.
Порубок деревьев не производить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Под наклоненными деревьями не проходить.
На деревья без разрешения руководителя не залезать.
Тяжелых бревен и камней не переносить.
Строго соблюдать правила страховки и самостраховки.
Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Бачки с горячей водой и пищей ставить или у самого костра, или далеко от костра в специально отведенном месте.
Топоры, пилы, другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и переносить внутри рюкзака.