Туристический маршрут Проект Экологическая тропа


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Дмитриева»
Дмитриевского района Курской области
Проект
Экологическая тропа
«Моя малая родина»
Туристический маршрут
Над проектом работали:
Мирошниченко Илья,
Никонов Денис,
Рябыкин Анатолий,
Солохин Кирилл,
Чистякова Лиана
учащиеся 10 класса

Руководитель проекта:
Сидельцева
Галина Владимировна,
учитель географии,
руководитель экологического кружка «Радуга»
МКОУ «Средняя
общеобразовательная
школа № 2 г. Дмитриева»
Курской области
г. Дмитриев 2015 г.
Введение
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе».
Экологическая тропа – это место диалога человека с природой, средство пропаганды экологически грамотного поведения. Она необходима для сохранения, восстановления и изучения естественных и благоустройства естественно - антропогенных экосистем. Экологические тропы позволяют вести длительные наблюдения. Иногда для изучения процессов и выявления закономерностей исследователю требуется несколько лет. Экологическая тропа незаменимый помощник для ученика и учителя. В непринужденной атмосфере посетители тропы учатся непосредственно воспринимать гармонию природы, впитывать ее мудрость и усваивать уроки.
Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.
Актуальность данного исследования очевидна: без серьезного изучения состояния окружающей среды, без организации систематической работы по охране прекрасных уголков природы невозможно представить дальнейшее существование человечества. В настоящее время государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.
Экологическое образование детей имеет большое значение и начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Большинство современных детей редко общаются с природой, они больше времени проводят за компьютерными играми. Исследования показывают, что дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное и это является острой проблемой. В современном обществе в школах создаются условия для изучения этой проблемы, для развития экологического образования и воспитания.
Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача, а создание экологических троп поможет детям в приобщении к природе.
Следовательно, и цель создания тропы заключается:
- в экологическом обучении и воспитании школьников, формирование у них целостного представления об окружающей природе, закономерностях биологических и других естественных процессов, о воспитании экологической культуры поведения человека в окружающей среде;
Задачами являются:
- расширение элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
- учить посетителей тропы видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду;
- способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к окружающей его природе.
Изучая природу своей местности, мы решили, что необходимо создать свою экологическую тропу, которая может отражать не только знания в области географии и биологии. Наш район имеет очень древнюю и славную историю, поэтому, составляя туристический маршрут экологической тропы можно включить в маршрут памятники истории, археологии, природы.
В проекте «Экологическая тропа» мы предлагаем создать туристический маршрут «г. Дмитриев – Злыдинский лог – г. Дмитриев».Инициативная группа маршрута Экологическая тропа
«Моя малая родина».

Рябыкин Анатолий, организатор экскурсий


Никонов Денис наш неутомимый исследователь.


Исследования проводит Мирошниченко Илья.


Солохин Кирилл работает над проектом.
Чистякова Лиана изучает материалы о Старогородском городище в краеведческом музеПаспорт
учебной экологической тропы
«Моя малая родина»
Цель: формирование целостного представления об окружающей природе, закономерностях биологических и других естественных процессов, экологической культуры, экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности в поведения человека в окружающей среде.
Задачи: расширение элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
- учить посетителей тропы видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия, развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
- способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к окружающей его природе.
Идеи проекта: Познание окружающей нас природы и изучение экологической обстановки в нашем районе;
- Привлечение учащихся и их родителей к экологическим проблемам малой родины;
- Воспитание бережного отношения к малой родине и ее жителям.
Местонахождение: Курская область, Дмитриевский район с. Старый Город – д. ЗлыдиноГеографические координаты местонахождения: 52° 7′ с.ш. , 35° 4′ в.д.
Протяженность тропы: 2,5 км
Назначение: Экологическая тропа предназначена для изучения природы нашей местности, для более подробного ознакомления с различными биоценозами, представителями флоры и фауны, возможность оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.
Маршрут разработан в 2015 году творческой группой в составе:
Сидельцевой Г.В. – учитель географии, руководитель проекта;
Тишина О.Ю. – учитель биологии, зам. директора по воспитательной работе;
Мирошниченко Илья - 10 класс;
Никонов Денис – 10 класс;
Рябыкин Анатолий – 10 класс;
Солохин Кирилл – 10 класс;
Чистякова Лиана – 10 класс.
Описание границ маршрута: Экологическая тропа расположена от школы на расстоянии 5,5 км, на территории Старо-Городской сельской администрации.
Учитывая дальность расположения тропы, добираться до места можно двумя видами транспорта: автомобильным – наличие дороги с твердым покрытием;
- железнодорожным – от ст. Дмитриев-Льговский до ост. Злыдино
Остановки маршрутов:
- городище Старый - Город
- река Свапа- геологическая
- система противоэрозионных сооружений
- флористическая
Ожидаемые результаты:
- сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями;
- интерес к познанию живого;
- правильное определение состояния объекта, установка необходимых связей;
- стремление удовлетворить потребности живого организма;
- проявление гуманных чувств ко всему живому.
Состояние учебной экологической тропы: Экологическая тропа находится в стадии разработки.
Механизм реализации проекта: Данный проект можно использовать в образовательном учреждении любого типа для детей от младшего до старшего возраста. Участниками воспитательно - образовательного процесса являются учащиеся, родители и педагоги и строятся на основе сотрудничества и уважения. 
Режим пользования:
1. Виды и характер пользования: В условиях образовательных целей экологическая тропа может использоваться:
- на уроках окружающего мира для ознакомления с природой родного края – начальная школа;
- на уроках географии – изучение земной коры, природных зон, почв, разнообразия живых организмов в географической оболочке, а также при изучении природных комплексов своей местности;
- на уроках биологии в 5-11 классах при изучении природных сообществ, многообразии живых организмов;
- на уроках внеурочной деятельности и занятий в кружках естественного цикла;
- при выполнении индивидуальной исследовательской деятельности учащимися;
2. При нахождении на экологической тропе запрещается: загрязнение, уничтожение природных объектов.
Принципы, заложенные в создании экологической тропы:
- принцип краеведения – формирование знаний на основе наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей среды нашей местности;
- принцип природосообразности - педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма;
- принцип научности и доступности понятий - естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания;
- принцип междисциплинарности и интеграции содержания - позволяет соединить всю учебно - воспитательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. 
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». 
Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
- природа – человеку (материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
- человек – природе (положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
- правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.
Этапы создания и оформления тропы:
Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
Составление картосхемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут; 
Фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми. 
Требования к выбору маршрута тропы:
Привлекательность:- красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность;
- каждая тропа должна быть не похожа на другие;
- тропа не должна быть монотонной;
Доступность:
- тропа должна располагаться недалеко от населенного пункта и к ее началу должны подходить хорошие подъездные дороги; 
- трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способностинаслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости квоспитанию.
Информативность:
- способность удовлетворять познавательные потребности людей в областигеографических, биологических, экологических и иных проблем. Оборудование экологической тропы – информационные стенды.
Группы учащихся по созданию учебной экологической тропы:
1 группа – исследователи - занимаются исследованием местности, прокладкой маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута. 
2 группа - организаторы – проводят конкурсы на лучший призыв, лозунг, экологический знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленный поисковиками.
3 группа - изготовители – делают стенды, экологические знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами.
4 группа – экскурсоводы – проводят и разрабатывают экскурсии по экологической тропе.
Формы и методы работы на экологической тропе:
- фенологические наблюдения,- Экологические исследования;- экологические беседы;
- экологические экскурсии;
- экологические акции;
- экологические конкурсы;- трудовой десант;
- коллекционирование;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические праздники и фестивали;
Заключение
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Экологическая культура – одна из составляющих культуры человека, обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города и прилегающей территории, но и всей страны в целом.
Практическое использование завершенной работы социально значимого проекта «Экологическая тропа» позволит вести работу по формированию у учащихся чувства ответственности за судьбу уникальной природы Дмитриевского района – маленькой частицы великой России.
Таким образом, опыт создания экологической тропы в нашей школе показывает не только образовательную, но и высокую воспитательную эффективность этой формы работы. Особенно перспективно создание таких «кабинетов природы» с использованием их для комплексных экологических экскурсий.
Описание экскурсионных маршрутов:
Остановка 1. Река СвапаЦель: Расширение знаний о видовом разнообразии р. Свапы.
Задачи:
- Познакомить с видовым разнообразием растительного и животного мира реки Свапы;
- Развивать познавательную деятельность учащихся;
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
Река Свапа берет начало на границе Троснянского района Орловской области и Поныровского района Курской области у деревни Подсоборовка. Впадает в реку Сейм со стороны Хомутовского района напротив деревни Жилище Льговского района Курской области. Длина реки Свапа 197 километров, ширина русла 25-30 метров. Площадь бассейна: 4990 км². Относится к бассейну Черного моря, рек Днепр и Десна. Общее направление течения реки с северо-востока на юг.

Река Свапа извилистая, часто петляет, течет в пределах Среднерусской возвышенности по долине с редкими холмами. Местность занята в основном сельскохозяйственными землями, перелесками и отдельными лесами. Поля и луга чередуются с сосновыми рощами на песчаных холмах и дубравами в распадках. После впадения Черни до Дмитриева-Льговского Свапа течет неширокой долине с рассеченными оврагами и балками склонами. После Дмитриева-Льговского на берегах реки леса растут чаще. В низовье Свапы находится заказник Гнилуши, по обоим берегам реки растут сплошные лиственные леса.
Гидрологический режим.
Свапа замерзает в ноябре-декабре, освобождается ото льда в марте – первой половине апреля. Питание реки преимущественно снеговое. Половодье весной в марте-апреле во время таяния снегов. Река равнинная, уклон 0,4 м/км. В верхнем течении на Свапе создано водохранилище длиной более 10 километров. Средний расход воды в 75 километрах от устья 16,7 м3/сек. Русло песчаное, местами суглинистое, каменистые перекаты встречаются редко.


Флора и фауна реки Свапы.
Интересное описание реки приведено в географическом словаре Н.И. Новикова «Вода в ней посредственна, однако ж рыбы довольно, ловятся лещи, плотва, окуни сомы и щуки, а лучшая из сих родов суть лещи и щуки. Вскрывается и замерзает по большей части в ноябре и в марте… По берегам сей реки великое множество находится железной руды, в плитах камней примеченной, но оная по незнанию тамошних жителей ни на что не употребляется. Малые ребята делают из неё катушки и швырки...»
В реке обитают более 30 видов рыбы, такие как жерех, щука, сом, карась, плотва, уклейка, окунь, линь и другие.
В пойме реки Свапы прижились и расселились бобры. Зверьки живут в норах по берегам реки. На заболоченных берегах сооружают хатки из стволов и веток и скрепляют их илом. На мелководье строят плотины. Бобры относятся к строго охраняемым животным. Также в реке обитает речная выдра. Она ведет скрытный образ жизни, мех ее высоко ценится и охота на нее ограничена. К ценным пушным зверькам относится и выхухоль(ровесница мамонтов). Это небольшой зверек до 20 см. длиной, живет в норах по берегам реки, питается червями, пиявками, моллюсками, рыбой, корневищами растений. Прекрасно плавает. Численность зверька небольшая, он занесен в Красную книгу Российской Федерации.



По берегам реки селятся много птиц: дикие утки, выпь, чибисы, камышовки, цапли и другие. Здесь раздолье для земноводных и пресмыкающихся.
Река Свапа лениво течет в мелких берегах, заросших аиром, стрелолистом,  осокой. На мелководье встречаются рогоз, тростник, камыш. На более глубоких местах растут водные  растения: кувшинка белая, кубышка, ряска... На заболоченной пойме растет редкое и охраняемое растение  валериана лекарственная. 
На лугах, расположенных на правом берегу реки Свапа, наиболее богат и разнообразен  травянистый покров. Здесь преобладают злаковые: тимофеевка луговая, лисохвост, клевер, тмин обыкновенный, мятлики,  лютики, смолка обыкновенная,нивяник, шалфей луговой, тысячелистник. Эти луга используются как сенокос.Остановка 2: Геологическая.
Цель: Познакомить с геологическим строением нашего района;
Задачи: сформировать представление о горных породах, слагающих земную кору в нашем районе;
- выявить экологическое состояние, изменения, происходящие на данном участке;
- развивать интерес, самостоятельность, творческое мышление у школьников;

Остановка «Геологическая» расположена в устье балки «Злыдинский лог». Правый склон является более отвесным, высота около 25 метров, местами до 32 метров. Правый склон Злыдинского лога очень крутой, левый более пологий. Склон устья, выходящего к реке Свапе, обнажен, горные породы вскрыты. Имеются обвалы, осыпи. Очень хорошо просматриваются слои мела, песка. Эти слои пересекаются фосфоритными плитами, причем, пески разные по цвету. Левый склон балки пологий, там расположена деревня Злыдино.
Геологическое строение района характеризуется следующими отложениями горных пород:
1.Четвертичные отложения.
На поверхности залегают самые молодые по геологическому возрасту четвертичные отложения. На водоразделах и склонах они представлены лессовидными суглинками, мощностью до 10-20 м, а в долинах рек и в балках – песками, суглинками, илом и торфом.

2. Третичные отложения.
В районе встречаются очень редко. Сохранились лишь в карстовых воронках и впадинах в меломергельных породах. Представлены глинами серого, желтого и красного цвета.
3. Верхне – меловые отложения.
К ним относятся светло-серый мергель и белый мел. Мело-мергельные толщи испытали сильный размыв, поэтому залегают не сплошным слоем, а имеют разрывы, которые наблюдаются в долинах рек и крупных балках. В западной и юго-западной частях мело-мергельная толща имеет мощность 50 метров.

4. Сеноман-альбские отложения.
Под мело-мергельной толщей расположен слой песков мощностью от 12 до 28 м, в среднем около 22 м. Там, где мело-мергельная толща размыта, пески залегают непосредственно под четвертичными отложениями. В долине реки Свапы пески полностью размыты, а по некоторым балкам и оврагам пески прорезаны на некоторую глубину.
Верхняя часть слоя песков (примерно половина) относится к сеноманскому ярусу верхнее-меловой системы, а нижняя – к альбскому ярусу нижнее-меловой системы. Оба яруса составляют один песчаный слой. В кровле сеноман – альбских песков лежит фосфоритовый слой мощностью 0,3 – 0,6 м, состоящий из желваков фосфорита или из сплошной плиты. Там где сеноман – альбские пески испытали частичный размыв, фосфоритовый слой отсутствует.
Сеноманские пески более мелкие и глинистые, чем нижележащие альбские пески, поэтому альбские пески обладают лучшей водоотдачей и более водообильны.

5. Нижнемеловые отложения.
Под сеноман – альбскими песками залегают нижнемеловые отложения. Они состоят из темно-серой и черной глины с прослоями мелкого темно-серого песка, до 5 м и черного глинистого песка и песчаника. Мощность песчаных прослоек колеблется от 12 до 28 м.
6. Юрские отложения.
Они залегают под нижнемеловыми отложениями. Представлены темно-серыми и черными глинами, в основании которых залегают разноцветные пески. Мощность слоя глин – 36-45 м, мощность песков известна только на 7-8 м, т.к. во вскрытиях юрских отложений полностью пески не пройдены.
Обнажение № 1. Имеет выраженные два слоя.

1-й слой - суглинки мощность от 20 см до 1,5 м, относящиеся к четвертичным отложениям ; Слой суглинков пронизан трещинами, ходами насекомых. Слой рыхлый, сыпучий. Под четвертичными отложениями на территории района залегают верхнее-меловые отложения, к которым и относится мел.
2-й слой – меловой, на поверхность выходит мощностью от 20 см до 60 см , выходящие уступообразно.
Обнажение № 2
Обнажение № 2 имеет несколько слоев. Слой почвы небольшой толщины, от 15 см до 25см.
1-й слой представлен суглинками мощностью от20 до 50 см. Пронизан корнями растений, очень рыхлый, сыпучий.
2-й слой - меловой - имеет мощность от 6о см до 2 м. Меловые отложения неоднородны, имеют вкрапления. В нижнем слое мел опесчанен. Слой мела лежит на фосфоритной плите. В меловых отложениях во время экскурсий находили остатки морских организмов – белемниты и аммониты.
3-й слой – фосфориты, имеют мощность до 25 см. представлены в виде плиты или отдельных конкреций.
4-й слой – пески. Этот слой самый мощный, имеет толщину до 12 метров. Затем перекрывается фосфоритовой плитой, мощностью около 20 см. Эти отложения относятся к аптскому ярусу нижнемеловой системы.

Обнажение № 3.
Обнажение № 3 мы выбрали из-за того, что у подножия обнажения стали брать песок и уже хорошо просматривается бороздка размыва пород. Само обнажение имеет несколько слоев, причем вскрывается оно на разных высотах.
Высота обнажения около 30 метров. Почвенный слой маломощный, задернован корнями, очень сыпучий.
1-й слой – суглинки светло-коричневого цвета, имеют мощность разной толщины, принадлежат четвертичным отложениям.
2-й слой – слой мела, перемешанный с суглинками. Относится к верхнее-меловым отложениям сантонского яруса.
3-й слой – фосфоритовая плита, мощностью от 20см до 65 см.
4-й слой – Слой разноцветных песков, от светло-зеленоватого цвета до белого. Причем все ярусы песка отличаются толщиной и цветом.




Отложения фосфоритов выходят на поверхность.
Остановка 3: «Система противоэрозионных защитных насаждений Злыдинский лог»
Цель: Познакомить учащихся с система противоэрозионных защитных насаждений;
Задачи: формирование представления о система противоэрозионных защитных насаждений;
- Развивать познавательную деятельность учащихся;
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

Система противоэрозионных защитных насаждений «Злыдинский лог» является памятником природы антропогенного происхождения. Он относится к дендрологическим памятникам природы и представлен насаждениями из сосны, дуба, березы, белой акации и кустарников. Система лесных насаждений посажена на эродированной балке и служит эталоном защитного лесоразведения.
Целеполагающей деятельностью является природоохранное значение, т.к. выполняет противоэрозионную, водоохранную, почвозащитную функцию.
Экологический паспорт бывшего памятника природы.
Система противоэрозионных защитных насаждений «Злыдинский лог»
Общее описание: Система защитных лесных насаждений на эродированной балке. Служат эталоном защитного лесоразведения.
Район: Дмитриевский
Месторасположение: В 5 км к югу от г. Дмитриев, в окрестностях сс. Злыдино и Старый Город
Категория: Особо охраняемая природная территория( в настоящее время статус « Особо охраняемая территория снят по постановлению Администрации Курской области от 06 июля 2009 года № 218)
Тип объекта: Памятник природы
Область (республика): Курская область
Дата образования: 1994год
Тематический профиль: Дендрологический
Общая площадь: 130 га
 Экосистема: Лесостепь, степь
Объект охраны: Система противоэрозионных защитных лесных насаждений
 Рельеф: Пересеченная местность, изрезанная глубокими оврагами и балками. Рельефообразующие процессы: деятельность текучих вод.
Флора: Лесные насаждения из сосны, дуба, березы, акации белой и кустарников. Многообразие травянистой растительности.


Общий вид балки «Злыдинский лог»
Остановка 4. Флористическая.
Кустарничково-травянистая растительность.
Изучая растительность, отметили виды растений на протяжении всей экологической тропы и на основе геоботанических описаний составили сводную ведомость растений. В зависимости от экспозиции склона и характера почвенного покрова состав травянистой растительности испытывает значительные колебания. Растения данной флоры являются в основном ксерофитными формами и представлены различными семействами. Данный фитоценоз богат по видовому разнообразию, нами выявлено 42 вида растений, из них 1 вид находятся под охраной (Региональная Красная книга): ветреница лесная. По экологической приуроченности все виды нами подразделены на "верные" и "неверные". "Верных" субстрату, на котором они произрастают, в нашем списке насчитывается 16 видов, "неверных" – 26 видов. Нами выявлено: гемикрептофитов (68.4%), геофитов (23.7%), теофитов (5.3%), хамефитов (2.6%). Геоботаническое исследование показало, что редкие растения не везде присутствуют.
Все это свидетельствует о сильном нарушении данного фитоценоза в результате антропогенной нагрузки. А все возрастающий антропогенный пресс ставит под угрозу дальнейшее существование данного фитоценоза.
Результаты исследования
ОПИСАНИЕ №1 «10» июня 2015г.
Место описания (область, район, ближайший населенный пункт) к юго -востоку от г. Дмитриева, правый склон Злыдинского лога
Название ассоциации (предварительное): клеверо – манжетковаяМикрорельеф и его происхождение: кротовины, насыпь железной дороги, полевая дорога
Характер почвы: серые лесные, гумусовый горизонт маломощный.
Влияние человека и животных на фитоценоз: полевая дорога
Характеристика травяного покрова.
Названия растений Обилие ФенофазаПокрытие % Жизнен
ность1. Клевер луговой Cop 3 цветение 84 1
2. Лютик едкий Cop 1 цветение 39 1
3. Кровохлебка лекарственная Cop 2 цветение 51 1
4. Манжетка обыкновенная Cop 3 цветение 84 1
5. Зверобой продырявленный Spцветение 8 1
6. Колокольчик раскидистый Cop 3 цветение 76 1
7. Подорожник ланцетный Cop 2 цветение 46 1
9. Погремок малый Cop 3 цветение 72 1
10. Клевер горный Spцветение 16 1
11. Земляника лесная Cop 1 цветение 39 1
12. Нивяник обыкновенный Cop 2 цветение 49 1
13.Звездчатка средняя Sol цветение 8 1
14.Тысячелистник обыкновенный Spцветение 23 1
15. Горошек мышиный Spцветение 21 1
16. Ромашка лекарственная Cop 2 цветение 23 1
17. Вероника лекарственная Cop 2 цветение 53 1
18. Тмин обыкновенный Cop 2 цветение 50 1
19. Мятлик луговой Cop 2 колошен. 62 1
20. Пырей ползучий Cop 1 колошен29 1
21. Тимофеевка луговая Cop 2 колошен39 1
ОПИСАНИЕ №2
«10» июня 2015 г Группа № 2
Место описания (область, район, ближайший населенный пункт): Дмитриевский район с. Злыдино , Злыдинский лог правый склон
Название ассоциации (предварительное): березняк
Общий характер рельефа: холмисто-увалистый рельеф, вершина балки
Микрорельеф и его происхождение: кротовины, прикорневые холмики
Характер почвы: серые лесные, гумусовый горизонт маломощный
Подстилка (в лесах) и ветошь (в травяных ценозах): мощность - 2.1см подстилка, покрытия - 48%
Влияние человека и животных на фитоценоз: рядом заброшенное поле.

Характеристика травяного покрова.
Названия растений обилие фенофазаПокрытие % Жизнен-
ность1.Копытень европейский Cop 2 цветение 14 1
2. Лютик едкий Cop 1 цветение 62 1
3. Медуница узколистная Cop 1 цветение 29 1
4. Манжетка обыкновенная Spцветение 21 1
5. Зверобой продырявленный Spцветение 17 1
6.Тысячелистник обыкновенный Sol цветение 39 1
7. Подмаренник обыкновенный Cop 1 цветение 26 1
8.Ландыш майский Cop 3 цветение 36 1
9. Крапива двудомная Spцветение 27 1
10. Бодяк обыкновенный Sol цветение 6 1
11. Иван-да-Марья Cop 1 цветение 42 1
12. Звездчатка средняя Sol цветение 10 1
13.Вероника лекарственная Spцветение 23 1
14. Хвощ болотный Spцветение 21 1
15. Фиалка рогатая Sol цветение 14 1
16. Вероника дубравная Cop 2 цветение 46 1
17. Ветреница дубравная Sol цветение 7 1
18. Земляника лесная
Sol цветение 26 1



ОПИСАНИЕ №3
10 июня 2015г группа № 3.
Место описания (область, район, ближайший населенный пункт): Дмитриевский район с. Злыдино , Злыдинский лог правый склон
Название ассоциации (предварительное) Веронико –Щучковая (луговик дернистый)
Общий характер рельефа равнина холмисто-увалистая
Микрорельеф и его происхождение кротовины.
Характер почвы: серые лесные,
Подстилка (в лесах) и ветошь (в травяных ценозах): мощность 2.8см ветошь, покрытия 57%
Влияние человека и животных на фитоценоз дорога, тропы.
Характеристика травяного покрова.
Названия растений обилие фенофазаПокрытие % Жизнен
ность1. Нивяник обыкновенный Cop 2 цветение 43 1
2. Звездчатка средняя Sol цветение 18 1
3. Фиалка собачья spцветение 42 1
4. Горошек мышиный Spцветение 13 1
5. Клевер луговой Cop 1 цветение 41 1
6. Вероника лекарственная Cop 2 цветение 59 1
7. Мать –и -мачеха Cop 1 цветение 18 1
8. Тимофеевка луговая spцветение 32 1
9. Лютик едкий spцветение 19 1
10. Зверобой продырявленный spцветение 25 1
11. Пырей ползучий Spколошен29 1
12. Тысячелистник лекарственный spцветение 43 1
13. Сныть обыкновенная Cop 1 цветение 48 1
14. Полынь серебристая Spцветение 30 1
15. Чина луговая Cop 2 цветение 21 1
16. Хвощ полевой Cop 2 цветение 23 1
17. Подорожник средний spцветение 8 1
18. Мятлик луговой sp цветение 37 1
19. Щавель конский spцветение 11 1
20. Луговик дернистый spцветение 50 1
21. Полынь обыкновенная spвег.до цвет. 12 1
22. Кровохлебка лекарственная Cop 1 цветение 48 1
23. Одуванчик лекарственный sol вег43 1



Разнообразие луговой растительности сокращается все сильнее и сильнее. На это влияют такие факторы как выпас скота, овец. Они своими копыпцами вытаптывают траву.
Еще один фактор – безумное сжигание прошлогодней травы весной. Это приводит к уничтожению молодых неокрепших ростков травы, семян растений. Огнем уничтожаются множество полезных насекомых, погибают почвенные бактерии, почвы теряют свое плодородие.
Остановка 5. Антропогенное воздействие.
Цель: Познакомить с антропогенным воздействием на природу на протяжении всего маршрута.
Результаты общей оценки антропогенных воздействий на территорию.



Добыча мела

Раскопки склонов балки в поисках строительных материалов.


Такие свалки мы обнаружили по пути следования на маршруте.
Пути сообщения.
№ Типы путей сообщения (ЛЭП, дороги) Средняя ширина (м) Доля от общей площади (в %)
1
2
3 ЛЭП
Дороги грунтовые
Железная дорога 5
3
5 2.5
1.5
2,5


Неизмеряемые объекты.
№ Объекты Число пересечений на маршруте
1.
2.
3.
4.
Дорога
Пешеходные тропы
ЛЭП
Колея одиночная дороги 7
9
1
5
Измеряемые объекты.
№ Антропогенные формы рельефа Площадь
(кв.км.) Доля от общей площади (в %)
1.
2. Канава
Насыпь (железная дорога) 0.2
0.08 2
0.8
№ Типы с/х угодий площадь Доля от общей площади (в %)
1.
2.
3.
4.
Выпасы
Поле
Неиспользованные луга
Огороды 2.7
0.7
3.9
0.2
27
7
39
2
Результаты общей оценки
№ 1
2
3
4
5 Грунтовые дороги
Мелиоративные канавы (10 шт.)
Колея дороги
Свалки (3 шт.)
Насыпь железнодорожного полотна 0.5
0.5
0.2
0.7
0,5 5%
5%
2%
7%
5%
Правила поведения на экологической тропе.
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
Во всем слушаться экскурсовода;
запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
по той же причине не стоит брать с собой собак;
после себя не оставлять никакого мусора;
разводить костры можно только в специально отведенных местах.
ЛитератураАксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
Вайнерт М.М. и др. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р.М. Шуберта. – М., 1988
Демина Л., Гухманг Г. Земля: Руководство-справочник для учителя. – М., 1994
Дерябо С. Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов: Феникс, 1996
Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). - М.: Знание, 1986
Ковда В.А. Биогеохимия почвенного покрова. – М., 1985
Марфин В.Г. Полевая биоиндикация. – Казань, 1995
Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. – М.: Творческий центр, 2005
Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке// Биология в школе. - 2000. - №6. – с. 12-14.
Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. – М.: Просвещение,1984.
Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. - М.: «Р. Валент», 2007. - с.176.
Чижова В.П., Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование(учебные тропы) // Общество и природа. – 2000. – с. 21-33
Экологическая тропа – как одна из форм учебно-воспитательного процесса. – г. Бирюч: МОУ ДОД СЮН, 2011. – 54 с.
Интернете – ресурсы:
http://www.ecosystema.ru/
http://cherny-school.narod.ru/ecotropa/index.html
http://www.wildnet.ru/directions/path_designing/
http://www.ref.by/refs/62/33780/1.html