Долгосрочный проект Экологическая тропа


Практико-ориентированный, долгосрочный проект
«Экологическая тропа»
Участники проекта: воспитанники группы, родители, воспитатель.
Срок выполнения: 1 год
Пояснительная записка
Актуальность.
В процессе интенсификации разнообразной деятельности современного общества, изменения образа жизни самого человека, усиливается негативное воздействие на среду обитания. Поэтому закономерным считается обращение ученых и политиков к экологической проблематике, так как именно экология изучает взаимоотношения организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме. Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.
Проблема.
Наш детский сад посещают дети с речевыми и психическими нарушениями в развитии. Реализация специализированной программы коррекционного обучения в ДОУ и критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ предполагает достаточно высокий объем учебной нагрузки на детей, которые имеют ряд специфических особенностей:
- низкую работоспособность;
- низкий уровень познавательного интереса;
- быструю утомляемость;
- повышенный уровень тревожности;
-выраженное недоразвитие всех сторон речи.
Это создает трудности при формировании экологических начал у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Прогулки дают возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, это даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени.
Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы, что так же недостаточно развито у наших детей.
Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи работы.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.
Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Проект «Экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в летний период.
Для осуществления воспитательно-образовательной работы в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл экскурсий по экологической тропе.
Цель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами экологической тропы ДОУ.
Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.
К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:
1.отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья и кустарники;
2. «Зеленая аптека»;
огород;
метеостанция;
муравейник;
ягодник;
цветник;
альпийская горка;
«Зеленые этажи» (животный мир)
Экологическое развитие детей предполагает использование разнообразных форм работы:
Экскурсии (здесь проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года)
Практическая деятельность в природе (труд по уходу за растениями и животными, проведение фенологических наблюдений и элементарных опытов и т.д.); посадка кустарников, создание цветочных аллей, выращивание цветов, сбор лекарственных трав, уборка территорий
ННОД (сказка, игры, викторины и конференции с привлечением родителей, путешествие)
Проведение экологических дней
Совместные мероприятия с родителями, посвящённые дню урожая, дню птиц, экологическому дню (15 апреля) и т.д.
Чтение художественной литературы.
Экопраздники
Анкетирование
Тестирование
Перспективный план по маршруту экологической тропы
Название цикла Цель Объекты наблюдения
«Деревья и кусты» -закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
-воспитывать бережное отношение - береза;
- рябина;
- ель;
- сосна;
-черемуха(красная, черная);
- осина;
- клен;
-сирень(белая, сиреневая);
- акация желтая;
- черная и красная смородина;
-черноплодная рябина;
- шиповник.
«Золотой луг»
-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название
, -учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
- воспитывать чувство прекрасного. - мать-и-мачеха;
- одуванчики.
«Огород» -продолжать знакомить детей с
разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;
-вызвать интерес к выращиванию
овощных культур. - огородные грядки;
-семена, рассада, плоды овощных культур.
«Цветник» -уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия
роста.
-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. - многолетние и однолетние
цветущие растения
- семена, рассада
«Муравейник» -углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
-сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;
-воспитывать бережное отношение к муравьям. -муравейник
«Альпийская горка»
-формировать представления
об «альпийской горке» ,как разновидности цветника;
-дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки»
(сочетание объектов живой и неживой природы). -«Альпийская горка» (цветущие и вьющиеся растения, камни разных размеров)
«Ягодник» -обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека. - земляника;
- малина;
- вишня;
-черноплодная рябина;
- красная и чёрная смородина.
«Зеленая аптека» - расширить и закрепить знания
детей о лекарственных растениях;
- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. - деревья, кусты;
- цветущие растения и травы.
«Зеленые этажи»
(птицы) - развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать бережное отношение к ним. «Птичья столовая»
Путешествие поэкологической тропе (итоговое) - обобщить знания по проекту «Экологическая тропа» все объекты экологической
тропы
Этапы реализации проекта
Название этапа Цель этапа Содержание этапа Промежуточный результат
1 этап – подготовительный
Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа» 1.Анализ работы по экологическому воспитанию.
2.Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми старшего дошкольного возраста.
3.Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.
4.Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.
5.Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы 1.Разработан маршрут
экологической тропы.
2.Разработаны занятия помаршруту экологической тропы.
3.Созданы необходимые
условия:
-методическая подготовка кадровых ресурсов,
-материально-техническое
оснащение.
2 этап – основной
Реализация работы по маршруту экологической тропы 1.Выбор объектов для проведения НОД.
2.Проведение последовательных НОД по маршруту экологической тропы: «Рябиновая аллея», «Елочки-сестрички», «По тропе здоровья в птичий городок», «Удивительный кустарник», «В гостях у Каркуши», «Пчелиное семейство», «Встреча у колодца», «Лягушкино озеро», «Жили у бабуси…», «Собираем урожай»;
3.Изготовление гербариев: «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».
4.Изготовление совместно с родителями кормушек.
5. Художественная творческая деятельность детей (аппликация, лепка, рисование)
6.Аудирование «Звуки леса» 1.Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы.
2.Открытие «Птичьей столовой»
3.Собрана картотека тематических прогулок.
3 этап-контрольно-оценочный Анализ результативности выполнения поставленных задач 1.Проведение итоговой экскурсии;
2.Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками;
3.Оформление фотогазеты;
4.Выставка детских рисунков. 1.Выполнение задач проекта.
2.Выпуск методических
рекомендаций.

Вывод:
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В результате реализации проекта:
повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
Литература:
1.Грехова Л.И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
2.Захлебный А.Н. На экологической тропе Москва, 1981
3.Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
4.Саморукова П.Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983
5.Виноградова Н.В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
6.Елкина Н.В, Мариничева О.В Учим детей наблюдать и рассказывать Ярославль «Академия Развития», 1997
7.Николаевой С.Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»
8.Рыжовой Н.А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997
9.Детям о природе» М.В. ЛувичМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 Г.ТОМСКА
Практико-ориентированный, долгосрочный проект
«Экологическая тропа»
Автор и руководитель проекта
воспитатель Парилова Е.В.
Томск – 2015