Школьная экологическая тропа (проект)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная Ивановская школа»
Старооскольского городского округа Белгородской области

на учебную экологическую тропу
«Родная природа»
2012 год
Цель учебной экологческой тропы -
формирование целостного представления об окружающей природе, совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов,
формирование экологической культуры поведения человека в окружающей среде

Задачи:
а). Образовательная – расширить у учащихся знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.
б). Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.
Местонахождение: Белгородская область, Старооскольский район. С. Ивановка, Ул. Молодежная 11
Землепользователь: МБОУ «Средняя общеобразовательная Ивановская школа »
Протяжённость: 850 метров
Назначение: просвещение, обучение, воспитание экологической культуры. Место и средство более подробного ознакомления с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, возможность оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.
Не все остановки тропы обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее.
Краткое описание границ маршрута: учебная экологическая тропа расположена на территории Казачанской сельской администрации вблизи школы, остановка «Учебно-опытный участок» расположена на территории школы. Что дает неограниченные возможности для учебной деятельности и позволяет развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий.
Описание экскурсионных объектов на маршруте:
Остановка №1 - «Пойменная»
Остановка №2 – «Речная»
Остановка №3 - «Лесная»
Остановка №4 - «Луговая»
Состояние учебной экологической тропы: в стадии разработки

Режим пользования:
а) виды и характер пользования: С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков биологии растений, грибов, лишайников, животных, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.
Состояние живой природы меняется в зависимости от времени года, одни объекты растительного и животного мира можно встретить весной, другие – летом или осенью, поэтому разработанная экологическая тропа учитывает фенологические изменения в природе. Примерные тексты экскурсий, рассчитаны на разные возрастные контингенты учащихся: младший, где дети получают первые знания по природоведению и экологии родного края; средний, где упор делается на закрепление знаний школьной программы по экологии, биологии; старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа учащихся, разработка ими проектов по экологии и биологии.Кроме того, данная тропа может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.
Тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, галлов, насекомых, пресноводных, ракообразных и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.
б) запрещается: загрязнение, уничтожение природных объектов.
Необходимые мероприятия: устройство недостающих экскурсионных объектов, фенологические наблюдения, исследовательские работы. Оснащение и очистка тропы.
Экскурсоводы: Рахимова Вера Рабиевна, учитель биологии и экологии,
Дегтерева Наталья Яковлевна, учитель географии, Ченцов Василий Николаевич, педагог дополнительного образования, Семибратченко Тамара Николаевна, Сильченко Марина Ивановна, Бокова Галина Евгеньевна, Прошкина Ольга Сергеевна - учителя начальных классов .Маршрут разработан в 2012 году творческой группой в составе:
-Малюкова О.В., заместитель директора по УВР
-Рахимова В.Р., учитель биологии
- Дегтерева Н.Я., учитель географии

Перед экскурсией учащиеся обязательно знакомятся с правилами поведения на экологической тропе.
Описание экскурсионных объектов
Остановка №1 «Пойменная»
Цель: изучение живых организмов поймы реки Оскол
Задачи:
- исследование растительного мира поймы,
- исследование животного мира поймы,

Экскурсия на пойму реки Оскол.
Пойма- самая широкая, покрытая растительностью часть дна речной долины, которая полностью или частично затапливается во время половодья и паводков. В пойме различают: прирусловую зону, центральную зону, притеррасную зону. Для растительности поймы характерны: Ветловые леса, Осокоревые леса, Дубравы, Черноольшаники, Остепненные и заливные луга. Характерная растительность пойм: Ива трехтычиночная, Бодяк беловойлочный, Осока острая, Крапива двудомная, Череда трехраздельная. Вейник наземный и другие.

Уборка учащимися поймы реки Оскол.
Развитие поверхности поймы связано с половодьем и процессами размыва и накопления аллювия (наилка); растительность поймы подвергается ежегодному затоплению и занесению слоем наилка. Не все виды растений выдерживают эти воздействия. Перемещение осадочного материала сильно влияет на растительность поймы, в частности на ритм вегетации. Вместе с тем растения закрепляют аллювиальные отложения, препятствуют их дальнейшему размыву и тем самым растительность оказывает воздействие на формирование рельефа поймы, накопление в ней органических веществ. Это свидетельствует о тесной связи и сложных формах взаимодействия неживой и живой природы в настоящее время.

Остановка № 2 «Речная»
Цель: расширение знаний о видовом разнообразии животного и растительного мира реки Оскол.
Задачи:
- знакомство с видовым разнообразием реки Оскол,
- развитие познавательной активности учащихся,
- воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Характеристика реки Оскол.
Река Оскол берет начало в Среднерусской возвышенности. Скорость течения небольшая (0,2 м/с). Падение реки 10 м - 0,4 м = 9,6 м. Уклон реки 0,9 промилле. Питание - снеговое. Половодье с конца марта до начала мая. Замерзает в ноябре - начале декабря, вскрывается в марте - начале апреля. Средняя толщина льда 0,45 м. Вместе с построенным в 1957—1959 годах Червонооскольским водохранилищем, входит в гидравлическую систему канала Северский Донец — Донбасс. В летнее время спуск воды из Червонооскольского водохранилища синхронизируется с водозабором канала. У плотины водохранилища работает Краснооскольская ГЭС.
Общая длина реки Оскол насчитывает 436 километров, суммарная площадь бассейна более 14,68 тыс. кв. км. Исток реки находится в Курской области в Тимском районе. Средняя ширина русла реки изменяется от 10 до 40 метров. Кое-где река расширяется до 300 метров.
Дно реки неровное, амплитуда колеблется от 0,4 метра в местах перекатов до 10 метров в районе плесов. Река течет медленно, средняя скорость около 0,2 метров в секунду. На перекатах скорость течения достигает 1,2 метров в секунду.
Место впадения реки Оскол в Северский Донец на расстоянии 580 километров от его устья. Средний уклон русла составляет 0,29 метров на километр.
Река Оскол питается главным образом талыми снегами. Период половодья на реке приходится на вторую половину марта до первой декады мая. Лед становится на реке в ноябре, а ледоход начинается в марте или первой половине апреля. Средняя толщина льда в зимний период достигает 0,45 метра.

Река Оскол зимой.
Наиболее распространены мелкие виды рыбы: окунь, плотва, краснопёрка, а среди средних и крупных видов (лещ, судак, сом, щука) в настоящее время большие экземпляры встречаются всё реже. Земноводные и пресмыкающиеся На берегах реки, в пойменных болотах можно встретить водяную лягушку, жерлянку, обыкновенных и гребенчатых тритонов, реже встречаются обыкновенный и водяной ужи, а также болотная черепаха. Одним из самых распространённых животных видов, обитающих вблизи Дона, является, несомненно, зелёная жаба. Эти амфибии гнездятся не только вдоль берегов, но зачастую распространяются глубоко по территории нераспаханных лугов в бассейне реки Оскол.

Река Оскол осенью.
Из млекопитающих в бассейне реки можно встретить следующих грызунов: речного бобра, большого тушканчика, суслика и мышей, представителей отряда хищных речных выдр, норок, ласк, степных и лесных хорьков. Летучие мыши по-прежнему обитают в бассейне реки. За последние 100—150 лет количество видов птиц, обитающих в бассейне реки, резко сократилось. Исчезли такие ранее распространённые виды как степные орлы, тиркуши, кречетки, стрепеты, чёрные и белокрылые жаворонки. Перестали гнездиться у реки гуси, лебеди, орлы беркуты, орланы-белохвосты, соколы сапсаны, осоеды, скопы. Создание искусственных лесополос в шестидесятые годы, в том числе по берегам рек, привлекло в бассейн реки различных насекомоядных птиц, которые ранее здесь не встречались: горлиц, сорок и жуланов. Среди сохранившихся пока птиц — несколько видов уток и куликов, а также ворона, поганка,  и уже редко встречающиеся цапли, аисты. В перелётный сезон можно также увидеть некоторые виды перелётных птиц: серого гуся, казарку и других. Растительность. Есть сведения о том, что ещё Пётр I использовал лес с берегов Дона и других рек для постройки кораблей, участвующих в русско-турецких войнах. Также подавляющее большинство лугов вдоль берегов реки, на которых росли сотни видов разнообразных диких трав, были распаханы к XX веку. Большое количество видов диких растений сохранилось вблизи пойменных болот — здесь можно встретить иву, пушистую берёзу, клейкую ольху, ломкий крушинник. Вдоль реки распространён камыш, топяной хвощ, осока, болотный сабельник и другие виды трав.
Остановка № 3 «Лесная»
Цель: изучение растительного и животного мира леса.
Задачи:
- ознакомить детей с разнообразием растений участка леса;
- научить учащихся различать часто встречающиеся в лесу растения;
- учить ценить и беречь красоту природы.

Лес весной
Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д.Характерная особенность леса заключается в том, что образующие его компоненты связаны между собой и с окружающей средой. Так, солнечную энергию – главный источник в растительных сообществах – в лесу поглощают в основном кроны деревьев в процессе фотосинтеза и тем самым накапливают органическое вещество. Основная масса солнечной энергии отражается от поверхности крон и от почвы на прогалинах и уходит в атмосферу, незначительная часть расходуется на транспирацию.Леса как экологические системы интересны и важны во многих отношениях. Во-первых, это одни из немногих экосистем суши, сохранившиеся в естественном или слабо измененном человеком состоянии; во-вторых, это самые крупные экосистемы на Земле, которые характеризуются высокой продуктивностью и в которых аккумулируется большая часть органического вещества планеты в виде древесины, детрита, гумуса, используемого затем человечеством как для собственного потребления, так и для восстановления исчезающих в процессе его хозяйственной деятельности компонентов биосферы.

На станции «Лесная» учащиеся знакомятся с ярусами лесной растительности, характеристиками внешнего и внутреннего строения растений, позволяющими им обитать в том или ином ярусе. Обсуждаются изменения, которые могут произойти с участком леса через какое – то время, вводится понятие сукцессии. Рассматривается фитоценоз как совокупность растений, совместно произрастающих на определенном участке земной поверхности и тесно связанных друг с другом разнообразными связями.
Здесь же вводятся понятия «Красная книга», «эндемик», «биотоп», «экотоп», «вид–эдификатор» и др.
Изучение леса можно проводить в любое время года. Он красив и интересен ребятам. Они очень любят экскурсии в лес на любые темы. Выпускают листовки о бережном отношении к лесу, первоцветам, участвуют в различных операциях.

Первоцветы.

Изучение первоцветов в лесу.

«Берегите лес».
Ребята выпускают листовки и развешивают их в лесу, в школе, селах. Вот текст одной из листовок.
Берегите лес!
Люди, берегите лес, он же такой красивый! Какие в нём растут цветы, кустарники, деревья, а сейчас расцвели весенние первоцветы. Когда мы рвём их, мы убиваем природу. Можно же просто любоваться и наслаждаться этой красотой. Мы должны беречь растения, особенно те, которые занесены в Красную Книгу РФ.
Мы должны любить и уважать нашу природу, не уничтожайте её!
Остановка № 4 «Луговая»
Цель: формирование у учащихся представления о луге как биоценозе Задачи:
- развивать познавательный интерес к природе, пробудить интерес к окружающему;
- воспитывать бережное отношение к живым организмам..Главные растения луга – травы. Они здесь очень разнообразны. На одном квадратном метре иногда можно насчитать до 100 различных видов травянистых растений. В лугах распространены такие растения, как тысячелистник, нивяник, ромашка лекарственная, мышиный горошек, алтей, герань, кукушкины слезки, чина, клевер, лисохвост, тимофеевка, мятлик и многие другие. Огромное количество и разнообразие луговых цветов привлекает насекомых опылителей: пчел, шмелей, бабочек, цветочных мух. На зелени трав кормятся личинки бабочек – гусеницы. В лугу множество видов кузнечиков, саранчи, жуков и многих других насекомых. Также на лугах живут ящерицы, лягушки, жабы, змеи. Здесь обитают птицы: перепел, трясогузка, коростель, скворец, луговой конек, жаворонок, горихвостка. Звери луга: мыши, полевки, зайцы, лисицы, ласка, куница. В почве обитают бактерии и беспозвоночные животные. Есть на лугах и грибы: луговые опята, шампиньоны, дождевики, бледные поганки.
Все живые организмы луга взаимосвязаны. Растительноядные насекомые, птицы и млекопитающие поедают луговые травы и их семена. Насекомые-опылители (пчелы, шмели, бабочки) питаются нектаром и пыльцой цветов. Насекомые служат пищей для насекомоядных птиц, например, трясогузок. На луговых птиц охотятся хищники: коршун, сокол, ястреб. Мыши являются основным кормом для лисиц. Отмершие растительные и животные организмы перерабатываются в почве бактериями и беспозвоночными животными. Разложившиеся остатки служат плодородным субстратом, на котором растет богатая луговая растительность.

Луговые травы.
Луга нуждаются в бережном отношении. При скашивании травы на лугах, необходимо оставлять нетронутые участки, чтобы растения на них смогли дозреть и распространить свои семена. Нельзя собирать редкие луговые растения, ловить бабочек и других насекомых. Нельзя сжигать прошлогоднюю траву. Некоторые луга являются заповедными территориями, на которых запрещена любая деятельность человека.


Из-за чрезмерного выпаса скота уменьшается разнообразие луговой растительности. При сборе луговых цветов на букеты напрасно губятся самые красивые цветы. Гораздо лучше было бы их сфотографировать и таким образом сохранить себе на память. Также уничтожаются бабочки, шмели и другие насекомые. Многие из них являются редкими и нуждаются в особой охране. Вредной является традиция сжигания весной сухой прошлогодней травы. При этом гибнут молодые ростки и множество полезных насекомых, почвы от этого теряют свое плодородие.
Правила поведения на экологической тропе.
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
Во всем слушаться экскурсовода;
запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
по той же причине не стоит брать с собой собак;
после себя не оставлять никакого мусора.