Разработка урока по профессиональному русскому языку по специальности Финансы Качества грамотной речи

Ф.219
Технологическая карта (план) урока № 29
Группа
Дата










Дисциплина: профессиональный русский язык
Раздел 9. Качества грамотной речи
Тема урока№29 Коммуникативные качества речи. Прямая и косвенная речь



Тип урока: комбинированный
Требования, предъявляемые к уровню подготовленности обучающихся

Базовые компетенции
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с руководством, коллегами, потребителями, соблюдение требований законодательства Республики Казахстан и утвержденных отраслевых нормативных документов

Профессиональные компетенции




Цели урока
обучающая
закрепить знания о коммуникативных качествах речи


воспитательная
 воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову; воспитывать активный динамический стереотип поведения.


развивающая
повышать творческую активность студентов, развивать интерес к изучению языка; совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка студентов; совершенствовать коммуникативные навыки


Межпредметные связи
Обеспечивающие
Психология

Обеспечиваемые
Русский язык, экономика


Оборудование урока
Наглядные пособия


Раздаточный материал
Таблицы, лекция

Технические средства обучения


Литература: основная


Дополнительная
Грамматика русского языка (в таблицах и схемах) для старших классов- Каменова С.К.- Москва, «Лист» , 1996 г.
Учебные таблицы 5-11 классы по русскому языку-МалюшкинА.Б.Москва. Творческий центр «Сфера» , 2004 г


















Содержание урока
№ эле-мента
Элементы урока, учебные вопросы,
формы и методы обучения
Дополнения, изменения

1
Орг.момент



2
Проверка домашнего задания – выученный текст.
Чтение письменного задания


3
Работа с лекционным материалом
1. Теоретические сведения о диалоге
Общеизвестно, что речь используется в двух формах общения – диалогической и монологической. Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Монолог – речь одного человека. Диалогическая речь осуществляется в устной форме при непосредственном контакте общающихся, каждый из которых выступает то как говорящий, то как слушающий. Поэтому диалогическая речь состоит из чередования высказываний собеседников. В письменной форме диалогическая речь используется главным образом в художественных произведениях как отражение естественной разговорной речи. Чтобы диалог состоялся, как минимум, нужны:
Стимул – это реплика, которая дает начало разговору. Определяет его тему и цель, побуждает собеседника к ответной реплике или действию.
Реплика-реакция – это ответная реплика, которая по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула.
Но это весьма и весьма упрощенная схема. На самом деле всё гораздо глубже. Жизнь по природе своей диалогична, как диалогична и природа человеческого сознания. Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться. В связи с этим диалогу нужно учиться для приобретения опыта:
трансперсональности (передаче продуктов своей деятельности, себя – другим);
эмпатийности (способности принимать другого каков он есть);
конгруэнтности (естественности, искренности, доверительности), толерантности (терпимости к чужому мнению);
конструктивности (способности позитивно воспринимать и решать ненасильственным путем конфликты);
сотрудничества (умения работать в команде, взаимодействовать с другими, не ущемляя их прав и интересов и внося вклад в общее дело);
рефлексии (способности анализировать свои поступки).
Диалог необходим там и тогда, где и когда возникают разные субъективные мнения, отношения, позиции и требуется их согласование; диалог обнаруживает себя там, где существуют заинтересованность в другом, понимание самоценности и уникальности другого человека, незавершенность отношений. Диалог – диалектика взаимодействия различных ценностных центров, понимание культур, взаимность, совместность отношений, свобода собеседников в рамках договоренностей. Таким образом, можно сформулировать некие условия, наличие которых будет способствовать формированию диалогических отношений:
диалог начинается с запроса к Другому;
диалог важен тогда, когда возникает непонимание и несогласие;
диалог возможен только между целыми высказываниями;
основой диалога являются принятие Другого как другого и установление с ним духовной связи;
диалог предполагает ценностно-смысловое равенство;
диалог требует открытости и доверия собеседников друг к другу и к себе.
Структура диалога предполагает наличие диалога внутреннего и внешнего. Внешний диалог имеет три разновидности:
диалог-познание (прояснение личностью представлений о целостности познаваемого ею предмета либо субъекта);
диалог-общение (установление эмоционального контакта и ценностно-смысловых отношений);
диалог-деятельность (конструктивное сотрудничество, продуктивное сотворчество).
В зависимости от того, на каком уровне отношений произошла встреча собеседников, выделяют диалог эмоциональный, сознательный и духовный.
эмоциональный – личность переживает чувство душевного контакта с собеседником, радость общения;
сознательный – поиск путей согласования позиций;
духовный – в результате общения с собеседником у личности пробуждается осознание его духовного Я.
По степени включенности собеседников в процесс диалогического взаимодействия различают
диалог-присутствие (доверие и интерес к Другому);
диалог-контакт (позиция взаимодействия, переживание единения с Другим);
диалог-понимание (информационно-смысловое взаимодействие);
диалог-сотворчество (совместная деятельность с целью создания общего продукта);
диалог-откровение (позиция духовного общения на основе принятия высших ценностей).

Умен ты или глуп, велик ты или мал, Не знаем мы, пока ты слово не сказал.
Саади (персидский мыслитель и поэт XIII в.)-
Объясните, как вы понимаете данное высказывание


4
Работа с текстом.
1Составить вопросный план.
2Из текста взяв предложения, перестроить их так, чтобы получились высказывания в прямой и косвенной речи.
3 Построить диалог двух экономистов о потребности общения в деловой сфере


5
Оценивание


6
Домашняя работа



Преподаватель __________ Рахматулина Р.М











Материалы для преподавателя
1. Теоретические сведения о диалоге
Общеизвестно, что речь используется в двух формах общения – диалогической и монологической. Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Монолог – речь одного человека. Диалогическая речь осуществляется в устной форме при непосредственном контакте общающихся, каждый из которых выступает то как говорящий, то как слушающий. Поэтому диалогическая речь состоит из чередования высказываний собеседников. В письменной форме диалогическая речь используется главным образом в художественных произведениях как отражение естественной разговорной речи. Чтобы диалог состоялся, как минимум, нужны:
Стимул – это реплика, которая дает начало разговору. Определяет его тему и цель, побуждает собеседника к ответной реплике или действию.
Реплика-реакция – это ответная реплика, которая по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула.
Но это весьма и весьма упрощенная схема. На самом деле всё гораздо глубже. Жизнь по природе своей диалогична, как диалогична и природа человеческого сознания. Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться. В связи с этим диалогу нужно учиться для приобретения опыта:
трансперсональности (передаче продуктов своей деятельности, себя – другим);
эмпатийности (способности принимать другого каков он есть);
конгруэнтности (естественности, искренности, доверительности), толерантности (терпимости к чужому мнению);
конструктивности (способности позитивно воспринимать и решать ненасильственным путем конфликты);
сотрудничества (умения работать в команде, взаимодействовать с другими, не ущемляя их прав и интересов и внося вклад в общее дело);
рефлексии (способности анализировать свои поступки).
Диалог необходим там и тогда, где и когда возникают разные субъективные мнения, отношения, позиции и требуется их согласование; диалог обнаруживает себя там, где существуют заинтересованность в другом, понимание самоценности и уникальности другого человека, незавершенность отношений. Диалог – диалектика взаимодействия различных ценностных центров, понимание культур, взаимность, совместность отношений, свобода собеседников в рамках договоренностей. Таким образом, можно сформулировать некие условия, наличие которых будет способствовать формированию диалогических отношений:
диалог начинается с запроса к Другому;
диалог важен тогда, когда возникает непонимание и несогласие;
диалог возможен только между целыми высказываниями;
основой диалога являются принятие Другого как другого и установление с ним духовной связи;
диалог предполагает ценностно-смысловое равенство;
диалог требует открытости и доверия собеседников друг к другу и к себе.
Структура диалога предполагает наличие диалога внутреннего и внешнего. Внешний диалог имеет три разновидности:
диалог-познание (прояснение личностью представлений о целостности познаваемого ею предмета либо субъекта);
диалог-общение (установление эмоционального контакта и ценностно-смысловых отношений);
диалог-деятельность (конструктивное сотрудничество, продуктивное сотворчество).
В зависимости от того, на каком уровне отношений произошла встреча собеседников, выделяют диалог эмоциональный, сознательный и духовный.
эмоциональный – личность переживает чувство душевного контакта с собеседником, радость общения;
сознательный – поиск путей согласования позиций;
духовный – в результате общения с собеседником у личности пробуждается осознание его духовного Я.
По степени включенности собеседников в процесс диалогического взаимодействия различают
диалог-присутствие (доверие и интерес к Другому);
диалог-контакт (позиция взаимодействия, переживание единения с Другим);
диалог-понимание (информационно-смысловое взаимодействие);
диалог-сотворчество (совместная деятельность с целью создания общего продукта);
диалог-откровение (позиция духовного общения на основе принятия высших ценностей).

Условно выделяется 8 позиций, в которых закрепился опыт взаимоотношений с другими людьми.
Позиция закрытости. Свое отношение к чему-либо люди такого типа предпочитают не высказывать, ограничиваясь общими суждениями и ответами
Позиция нетерпимости. Открыто негативное отношение к чужому мнению, неприятие другого, навязывание своей точки зрения как единственно правильной.
Позиция неосознанности. Восприятие другого в качестве мешающего фактора, личностной угрозы. Непонимание позитивных возможностей своих отношений и связей. Непонимание своей субъективной реальности и субъектности. Непонимание языка другого человека.
Позиция деструктивности. Перекладывание ответственности за выстраивание отношений на другого. Отказ от сотрудничества, разрыв отношений.
Позиция открытости. Стремление к открытым отношениям. Открытое предъявление своих отношений. Доверие к себе и другим.
Позиция эмпатии. Внимательное отношение к другому. Сочувственное отношение к позиции собеседника.
Позиция осознанности. Осознание взаимосвязанности с другими. Понимание своих возможностей в понимании другого.
Позиция конструктивности. Позитивный настрой на конструктивное разрешение противоречий, связанных с пониманием другого и предъявлением своей позиции.
Человек готов вести диалог, если он:
Признает (еще до реальной встречи) присутствие другого в мире как необходимую данность, как неоспоримый факт.
Осознает свои связи с другим, необходимость сосуществования с ним.
Проявляет терпимое отношение к непохожести другого.
Активно (рефлексивно и эмпатийно) слушает собеседника.
Контекстно воспринимает другого.
Адекватно оценивает ситуацию взаимодействия с ним.
Сообщает свои смыслы на языке, понятном партнеру (делает обобщения).
Человек не готов вести диалог, если в его поведении обнаруживаются:
Отсутствие интереса или намеренная демонстрация интереса к предмету (содержанию) разговора, к делу, к другому человеку.
Пренебрежительное отношение к личностным, гуманитарным проблемам.
Отсутствующий, отстраненный взгляд.
Слишком тихая (для себя) или слишком громкая (доказать свое) речь.
Отсутствие вопросов.
Прямолинейность и однозначность решения гуманитарных проблем.
Навязывание своей точки зрения.
Невнимательное слушание.
Высказывание суждений чужими словами.
Нетерпимое отношение к другому мнению.
Критика эмоций (разделение своих и чужих эмоциональных реакций на “хорошие” и “плохие”).
Неумение встать на позицию другого.
Стремление решать проблемы в споре и доказывать свою правоту.
Неумение работать в команде и менять роли.
Противопоставление себя другим.
Конфликтность, агрессия.
Сокрытие истинных чувств, отношения.
Неумение выйти в своей деятельности на рефлексивный уровень.
















1 Прочитать текст. Составить план
Язык часто называют инструментом общения. Речь же можно сравнить с игрой на инструменте. Сколько людей, столько и исполнителей. Вспомним эпизод из известной сказки Пушкина, когда переодетая царевна оказалась в лесной избушке у семи братьев: "Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали".
Но дело не только во впечатлении, которое производит речь. Слова – оболочка мыслей. Если слова выбраны неудачно, самые ценные мысли достанутся только их владельцу.
Культура устной речи заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению:
Подбирая слова для выражения мыслей, мы руководствуемся следующими соображениями:
во-первых, подходит ли слово по смыслу;
во-вторых, правильно ли мы его употребляем;
в-третьих, уместно ли оно в данной ситуации;
и, наконец, выразительно ли оно.
Мы часто ставим на первое место умение правильно говорить. Однако проблема глубже. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, убедить ее.
"Говорить правильно" и "говорить хорошо" – вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объему.
Культура речи предполагает:
знание норм литературного языка;
соблюдение основных требований к языку выступления;
выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств.
Культура речи занимает важнейшее место среди других навыков и приемов, которые использует человек, чтобы склонить собеседника, партнера, аудиторию к своей точке зрения либо привлечь на свою сторону. Ведь слово – это не только средство общения и искусство управлять людьми. Это еще и отражение внутренней культуры, духовного богатства человека, его самохарактеристика.
Академик Д. С. Лихачев подчеркнул, что для него культура речи – главный показатель культуры человека вообще, широты и глубины его знаний и мыслей.
Стоит выступающему исказить слово, изменить ударение, применить тот или иной термин не по назначению, и аудитория моментально реагирует. Слушатель отвлекается на второстепенные детали, перестает слушать, что говорит выступающий, а начинает следить за тем, как тот говорит, подмечая все недостатки в речи, подсчитывая, сколько раз тот произнес слова-паразиты, и т.д. При этом эмоциональное состояние, возникающее под влиянием слова, переносится и на самого выступающего, усиливая у последнего чувство неловкости и еще более усугубляя его положение.
В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2–3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего, особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете. Приходится иногда слышать такое мнение: "Что изменится, или меня не поймут, если я скажу "средствб", а не "срйдства""? Здесь мы получаем следующий психологический эффект. Когда мы слышим слово в непривычной форме, процесс восприятия прерывается (нужно дополнительное время на его осознание). Если ошибки встречаются часто, это раздражает.
Ошибки в ударении нельзя оправдать тем, что "все так говорят". Сразу становится ясно, кто эти "все". Д.Р. Паркинсон в книге "Люди сделают так, как захотите вы" пишет: "Наверное, можно скрыть свое происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удается – их выдает речь ".
Никто не может полностью избежать обмолвок. Они случаются даже у лучших ораторов.
Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы (дежурные фразы) типа: "охватить мероприятием ", "уделить должное внимание ", "в настоящий момент ". Очень много мучений добавляет выступающим слово "вопрос": его "ставят, заостряют, касаются, тормозят, затрагивают, регулируют, утрясают, проваливают и утрамбовывают ".
Избавляйтесь от слов-паразитов: "так сказать", "понимаете ", "значит ", "вот ". Такие слова не украшают речь, а только вызывают раздражение слушателей.
М. Твен однажды сказал: "Различие между правильным и почти правильным словом, как между молнией и светлячком ".
Задумайтесь над своим словарным запасом. Так, по данным психологов ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток – 9000. Взрослый среднего образовательного уровня – 11 700 слов, а человек "повышенной интеллигентности" – до 13 500 слов. Словарь языка А.С. Пушкина составляет 21 200 слов.
Для восприятия звучания и смысла слова требуется не более секунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого времени увеличивается. Выступая перед аудиторией, необходимо рассчитывать, что человек "схватывает" звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60–70 слов в минуту. Слушая докладчика, нам иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мысли оратора; "переводить их на русский язык", если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи. Такое выступление очень утомительно: ослабляется внимание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем его окончания.
Устная речь отличается от письменной более короткими предложениями, простотой построения фраз, употреблением разговорной лексики, эмоциональной окрашенностью. Для устной речи, ориентированной на слушателя, характерны вопросительные предложения, обращения, использование личных впечатлений и глаголов в побудительном наклонении ("Мы видим, что", "Как вы знаете", "Подумаем", "Вспомните").
Хорошая устная речь обладает достоинствами, которых нет у звучащей письменной речи: она понятна, ее содержание усваивается сразу же, она побуждает мысль и запоминается.
Каких ошибок следует избегать прежде всего? Например:
неправильного выбора слова;
ошибки в произнесении слов;
грамматических ошибок в словах;
неправильного построения предложений.
Заглянуть в словарь перед выступлением так же обязательно, как посмотреть в зеркало перед выходом на улицу. Точнее говоря, в словарь надо заглядывать не только перед выступлением
Подбирая слова для выступления, необходимо все время иметь в виду основную цель своей речи: передать информацию аудитории или воздействовать на нее. И помнить о том, что без общения со слушателями никакая цель не будет достигнута. В ораторской речи воплощаются все три функции языка: общение, сообщение, воздействие. Выполнение этих функций привело к тому, что в языке исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, называемые функциональными стилями.
К ним относятся:
разговорный (функция общения);
научный и официально-деловой (функция сообщения);
публицистический и литературно-художественный (функция воздействия).
Конечно, эти стили не существуют изолированно друг от друга. Но все же каждый функциональный стиль имеет свои особенности.
Индивидуальный стиль оратора зависит не только от того, как он использует возможности языка. Неповторимость стиля определяется особенностями темперамента, характера, типом мышления. Стиль проявляется в манере изложения и поведения оратора.
При всех своих индивидуальных особенностях оратор должен гибко менять свой стиль. По словам Цицерона, как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, чем видеть, что уместно.
Выбор уместного стиля речи можно сравнить с выбором костюма для какого-нибудь мероприятия. То*, что выглядит естественно в одном случае, будет нелепым в другом.
В деловом общении при проведении бесед, встреч, переговоров, в выступлениях на собрании уместнее всего специфический разговорный стиль, использование специальных терминов. Для деловой устной речи характерны короткие, емкие фразы, прямые и риторические вопросы к слушателям, непосредственное обращение к ним, нейтральная лексика. Деловой стиль характеризуют сжатость, строгий отбор слов при выражении мыслей.
Стремясь сделать речь разговорной, нужно следить за тем, чтобы не опуститься до бытового уровня.
Выразительность речи придает использование следующих художественных средств языка.









Синонимы – слова, обозначающие одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям речи и поэтому обладающие различной эмоциональной и экспрессивной окраской.
Сравните слова синонимического ряда: недостоверная информация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня. Каждое слово из этого ряда передает разное отношение говорящего к явлению и поэтому несет дополнительный смысл, а значит, делает речь богаче.
Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства слушателей тропы – средства языковой выразительности речи. Троп (от греч. tropes – поворот) – это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежат сравнение, образ.
Напомним самые распространенные тропы.
Сравнение – наиболее часто употребляемый троп ("Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого". Д. Карнеги).
Эпитет – это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету.
"Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час" (из Нобелевской лекции А.И. Солженицына).
Метафора. Удачные метафоры вызывают эмоции, надолго остаются в памяти. Оратор постоянно ищет образы тех явлений, о которых он собирается рассказать слушателям.
"Душа настоящего человека есть самый сложный, и самый нежный, и самый певучий музыкальный инструмент " (начало речи А. Блока "Памяти Комиссаржевской").
Метонимия – слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи между ними. Например: "Все решает кошелек" (вместо "деньги"). "Вино лилось рекой", "Ждать целую вечность".
Гипербола (преувеличение) – непомерное увеличение каких-то качеств явления: "Я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете".
Литота (преуменьшение) – чрезмерное уменьшение каких-то качеств: "Это можно сделать за одну секунду".
Ирония – слово или выражение употребляется в смысле, обратном буквальному, для высмеивания кого-то явления: "Конечно. Стоит нам дать рекламное объявление, от клиентов отбоя не будет".
Олицетворение – троп, состоящий из перенесения свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: "Было бы неблагодарностью не назвать лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа" (Л. Леонов).
Для того чтобы сделать более впечатляющей и отчетливой какую-то мысль, используютсяфигуры – особые построения фраз.
Риторическое восклицание – эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее, разделить мнение оратора: "И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!" (из Нобелевской речи А. И. Солженицына).
Риторический вопрос. Это вопрос, который не предполагает прямого ответа. Выражая утверждение в вопросительной форме, он привлекает внимание слушателей к проблеме. "Найдем ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира?" (А.И. Солженицын).
Инверсия – расположение слов в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности
речи: "Легко верить в Бога, а в человека поверить вы пробовали?" (из выступления).
Градация – расположение слов в порядке, при котором их значение постепенно усиливается (реже – ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже – ослабление) производимого ими впечатления: "Насколько все это просто для художника, настолько же непонятно для обывателя, а что для обывателя непонятно, то для него недопустимо, то для него и ненавистно" (из речи А. Блока "Памяти Комиссаржевской").
Повтор – многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидность повтора – анафора (повторение начальных слов) и эпифора (повторение заключительных слов).
Пример анафоры – отрывок из выступления Александра Меня: "Мы бежим непрерывно, погруженные в суету. Мы все время живем на поверхности жизни, мы все время отдаемся мелочам, иногда совершенно преходящим. Мы не замечаем ни друг друга, ни жизни, ни окружающего мира. Мы как зачумленные, хотя ведь жизнь коротка".
Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор ("никто, абсолютно никто не имеет на это права!"); частичный повтор ("я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз"); расширенный повтор:
Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: "Все ненавидят тебя, Пизо". Он продолжает далее, детализируя: "Сенат ненавидит тебя, римские всадники не выносят твоего вида, римский народ желает твоей гибели, вся Италия проклинает тебя".
Приведем еще один пример расширенного повтора:
"Пожалуйста, примите всерьез нашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение".
Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая – усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что возник.
К расширенному повтору относится также разъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют. Приведем пример:
"Я попросил Иванова поискать необходимые документы; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести наконец необходимые документы".
Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они уместны в основном в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателя.
Например, Б. Шоу однажды слушал пространный доклад профессора истории. Ученый приводил множество цитат, бесчисленное количество справок и не замечал, что слушателей просто одолевает скука. Когда у Шоу спросили его мнение о докладе, он ответил с едкой усмешкой: "Странно, очень странно – так много источников! И, тем не менее, так сухо "
Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для’ слушателя.
Например, американский политик Р. Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: "Хрущев крикнул американцам: "Ваши внуки будут коммунистами!" Мы на это отвечаем: "Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!"
Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание.
"Я хочу вам подробно объяснить", "Я хочу это четко показать на примере", "Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания" .
Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт.
"Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие", "Вы уже знаете, к чему я клоню".
При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению.
Ирландский проповедник Джонатан Свифт был кафедральным оратором, внушавшим страх язвительными намеками. "Возлюбленные прихожане, – начал он однажды, – есть три вида порочной гордыни, именуемые гордыней рождения, гордыней богатства и гордыней таланта. О третьем грехе я распространяться не буду, так как среди вас нет никого, у кого он на совести".
Все перечисленные здесь средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем подчас одно средство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять все сразу, так как их действие притупляется.
Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения.Действительно, они не только украшают нашу речь, но, главное, точно, кратко, выразительно способны передать самый сложный смысл: "Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал", "Если сердце черное, то и золотой язык не поможет", "Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях" и т.д.
Как же развить выразительность своей речи? Для этого нужно много читать, учиться у мастеров слова, не пропускать выступлений людей творческих профессий. Но главное в другом. "Для того, чтобы родились своеобразные и оригинальные обороты речи, нужны оригинальные и своеобразные мысли и чувства", – писал С.Я. Маршак.
Нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности.
 




Выделяются следующие уровни готовности к диалогу:
“Агрессивный индивидуалист”. Представители данного уровня воспринимают проблемы однозначно. Они конфликтно относятся у миру, что может выражаться в открытой или скрытой форме. Обвиняют обстоятельства или других людей в своих ошибках, проблемах. Нетерпимы к другому мнению. Не признают множества мнений, навязывая свое или желая найти компромисс. Себя воспринимают эгоцентрично или самоуничижительно. Скрывают свои подлинные чувства и намерения. Не умеют сотрудничать с кем-либо, стремясь подчеркнуть свое превосходство, или отстраненность от всех. Другого человека рассматривают как средство для достижения своих целей. Предпочитают получать, а не отдавать. Стремятся создать выгодное впечатление о себе. Не признают ценности общения как такового, если оно не имеет прагматического смысла. Окружающий мир, обстоятельства жизни рассматривают нередко как некую угрозу себе, как мешающий фактор. Не видят своих многочисленных связей с другими.
“Пассивный коллективист и активный коллективист”. Представители этого уровня понимают необходимость конструктивного диалога, стремятся к контактам с людьми, к совместному поиску решений, но в реальных ситуациях они нередко не видят, как это можно сделать. Они не доверяют миру, выставляя свои психологические защиты. Признают ценность общения и принимают диалог как способ решения проблем, но лишь на декларативном уровне. Склоняются к чьей-либо точке зрения, не умея аргументировать свою. К этой группе можно отнести также тех, кто готов к полному отождествлению себя с кем-то или с коллективом, готов подчиниться социальным нормам при условии потери своей индивидуальности.
“Диалогичная личность”. Люди данного уровня понимают свою связь со всем миром и людьми. Понимают свое образование как задачу самосовершенствования и возможность встроиться в человеческую культуру, в общую жизнь, подчиняющуюся определенным законам. Предпочитают в отношениях с людьми систему договоренностей. Обладают конструктивным мышлением, толерантны. Открыты, искренни, эмпатийны. Способны работать в команде, согласованно распределяя в ней роли. Каждую, даже негативную, ситуацию воспринимают как позитив, как свой выученный или невыученный урок, который позволяет сделать какие-то выводы.
Диалогизированный монолог – это текст монологического характера, который воспринимается школьниками как образец речи. В нем максимально отражен адресат. Диалогизация обеспечивается специальными средствами, которые создают у участников общения ощущение в создании текста, что способствует восприятию содержащейся в нем информации.
это обращения, различные наименования слушателей (мы, мы с вами)
формы глаголов повелительного наклонения (послушайте)
формы глаголов 2-го лица (рассмотрим, перейдем к следующему вопросу)
фразы, комментирующие эмоциональное и интеллектуальное состояние участников общения (мы понимаем, вы видите)
риторические вопросы (кто же не хочет быть успешным?)
Таким образом, вне диалога, считали философы, нет образования, потому что образуется студент, а не вещь. При этом имеется ввиду, что диалог не есть простое чередование вопросов и ответов, он представляет собой совместное обсуждение предмета, когда в ходе живого общения предмет обретает характеристики, становящиеся очевидными и достоверными для всех участников диалога, т.е. происходит освоение предмета. Когда преподаватель, задав вопрос, добивается нужного ему ответа, а учащемуся известно, что он должен ответить, чтобы получить одобрение преподавателя, - это только внешне похоже на диалог. И еще одно: диалог не сводится только к противоречию и спору. Согласие в нем, как подчеркивают философы, не менее продуктивно, чем расхождение. Ведь иметь собственную точку зрения вовсе не означает защищать точку зрения, обязательно отличающуюся от всех других. Важно другое: заучена она или осмыслена, стала ли чужая точка зрения своей, можешь ли обосновать ее.
Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Задачи:
Формирование культуры общения и поведения;
Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
Закрепление навыков бесконфликтного общения;
Формирование дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств;
Овладение навыками эффективного общения;
Развитие рефлексии собственных поступков;
Формирование коммуникативных компетенций.
Результаты повышения психолого-педагогической компетенций (предметные, метапредметные и личностные результаты)
Личностные результаты:
1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению других людей;
3) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
7) Формирование ценностей семейной жизни и их реализации.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи коммуникативной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия и поступки;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества




15