Программа воспитания и социализации ученика начальной школы


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.Александровка
муниципального района Большеглушицкий Самарской области








Ярмарка методических инноваций



Программа воспитания и социализации
учащихся начальной школы

« Мы Вместе»
на 2015-2016 уч.год










Автор:
Арбузова Галина Геннадьевна
учитель начальных классов
I категории









2016




Содержание

1.Постановка проблемы и условия разработки программы
2.Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовая основа
2.2 Характеристика класса.
2.3.Цель программы. Задачи.
2.4 Способы достижения целей.
2.5 Направления программы.
2.6.Подходы к воспитанию.
2.7. Принципы построения воспитательной системы.
2.8 План поэтапной реализации программы воспитания.
3.Содержание (ценности, задачи, прогнозируемый результат, виды, формы деятельности.).































Постановка проблемы и условия разработки программы.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.
Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.
Я представляю программу воспитательной работы «Мы вместе» в начальной школе, в которой смогу реализовать потенциальные возможности учащихся.
«Мы вместе». Над такими словами предлагается поразмышлять школьникам. Ключевое слово в этой фразе – «вместе», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян. Мы богаты – духовно, интеллектуально – возможностями, которые предоставляет наше культурное многообразие. Но мы богаты, когда вместе.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.

Актуальность создания воспитательной системы класса как основы социализации личности младшего школьника определена в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, разработанного с учетом направлений модернизации общего образования, одно из которых «формирование способности к успешной социализации в обществе», в виде следующих требований:
достижение выпускниками уровня социальной и функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям;
подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Для приобретения учащимися начальных классов позитивного социального опыта я планомерно формирую условия, которые позволяют развивать и применять полученные навыки социализации. К таким условиям я отношу:
создание воспитательной системы участниками микросоциума (педагогами, учащимися, родителями) как основы социализации;
создание благоприятного психологического климата в классном коллективе;
активное участие учащихся в самоуправлении класса и школы;
участие в социально значимой деятельности;
участие в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды;
взаимодействие школьного, ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения проблем местного социума.










2.Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовая основа
Нормативно-правовой и документальной основой авторской программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Мы Вместе» являются
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции 2005 г.);
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19.03.01. №196 (Собрание законодательства РФ. 26 марта 2001 г. 13. с. 1252);
- Федеральные образовательные стандарты общего среднего и среднего (полного) общего образования (Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и утвержденными [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
- "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ
И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"
(САНПИН 2.4.2.2821-10), зарегистрированные в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);
- Устав и программа развития общеобразовательного учреждения, с учётом запросов обучающихся и их родителей.













2.2 Характеристика класса
В классе 9 обучающихся: 4 мальчика и 5 девочек. В коллективе воспитанников сформирован познавательный интерес к образовательно-воспитательному процессу. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению. Дети довольно много знают для своих лет, у них разносторонние интересы. Особо выделяется группа ребят, которые отличаются высокой инициативностью, ответственным отношением к делам, поручениям. Класс имеет достаточный уровень развития культурных навыков воспитанности, заложенных в детском саду. Для 6 обучающихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 2 – средний, для 1 – низкий уровень.
Гошкадерова Виктория, Пищулин Кирилл, Кондрин Яков, Малаканова Серафима, воспитываются в многодетных семьях. Ситкалиева Марьям воспитывается в неполной семье.
С первых дней в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух сотрудничества и творчества.


2.3.Цель программы:
Для классного руководителя:
создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся и родителей:
создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей, индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Основные задачи программы.
1. Смоделировать образовательно-воспитательный процесс, обеспечивающий формирование опыта самостоятельного и коллективного действия, самопознания, самореализации, на основе которых может быть осуществлено личностное, социальное самоопределение, воспитание культуры личности.
2. Формировать коммуникативные навыки.
3. Приобщить детей к традициям школы, села, края, к обычаям русской культуры, истории.
4. Построить систему сотрудничества и социального партнёрства с семьей и учреждениями дополнительного образования.
5. Создать условия для развития потребности в здоровом образе жизни.
6. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
7. Обеспечить рефлексивно-аналитическое и прогностическое сопровождение программы.

2.4. Способы достижения целей:

Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).
Это предполагает:
совместное формулирование и принятие правил жизни класса;
совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
гласность жизни (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
творчество в процессе обучения (на уроках);
творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);
проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:
учитывать развитие прирожденных задатков;
создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.



2.5 Направления программы.
Концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитания):
Мы Вместе в России (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);
Мы Вместе в мире людей (воспитание нравственных чувств и этического сознания);
Мы Вместе в труде и жизни (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Мы Вместе и здоровы (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);
Мы Вместе с природой (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
Мы Вместе с прекрасным (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

2.6. Подходы к воспитанию
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Мы Вместе» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
- аксиологический
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.),
Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики России
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ
ЗАБОТА о младших и старших
ПАТРИОТИЗМ, ВЕРА в РОССИЮ, ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.
«Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Д.А.  Медведев
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. 

- системно-деятельностный
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

- развивающий
Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).


2.7. Принципы построения программы:
- принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);
- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;
- принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;
- принцип преемственности, последовательности, систематичности.


План поэтапной реализации программы воспитания
1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Мы Вместе»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
































3.Содержание программы.
Воспитанию нет начала, и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует. Амонашвили
Мы Вместе в России

Направление деятельности

Гражданско-патриотическое
(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)



Ценности

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.



Задачи

создать условия для формирования:
- элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
- представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России;
- интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
- стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- любви к школе, своему селу, городу, народу, России;
- уважения к защитникам Родины;
первоначальных представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- умения отвечать за свои поступки;
- отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Прогнозируемый результат
У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.
У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Накоплен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;

Виды деятельности
- получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина
- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, посильное участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями.


Формы деятельности

беседа,
чтение книг,
проведение классных часов,
просмотр учебных фильмов,
изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана;
экскурсии,
просмотр кинофильмов,
путешествия по историческим и памятным местам,
сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
творческие конкурсы,
фестивали,
праздники,
КТД,
туристско-краеведческие экспедиции,
народные игры,
работа в студиях и кружках краеведческого направления,
организации и проведения национально-культурных праздников,
участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам.




Мы Вместе в мире людей

Направление деятельности

Социальное партнерство
(воспитание нравственных чувств и этического сознания).


Ценности
нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.


Задачи


создать условия для формирования:
- первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях;
- различения хороших и плохих поступков;
- знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- элементарных представлений о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- почтительного отношения к родителям;
- уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережного, гуманного отношения ко всему живому;
- знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Прогнозируемый результат
У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
накоплен
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
уважительное отношение к традиционным российским религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
у выпускника начальной школы должна быть сформирована:
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

Виды деятельности
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов, первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями), с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки.
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке,
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.


Формы деятельности

Формы деятельности:
чтение книг,
изучение учебных инвариантных и вариативных предметов,
беседа,
экскурсии,
заочные путешествия,
участие в творческой деятельности (такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);
добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,
классный час,
просмотр учебных фильмов,
наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей,
совместные игры,
семейный праздник,
КТД,
творческий проект.
Оформление классного уголка, ежемесячной классной газеты « Мы вместе».




Мы Вместе в труде и жизни

Направление деятельности

Интеллектуальное
(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.).


Ценности
трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость


Задачи


создать условия для формирования:
- первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества;
- уважения к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарных представлений об основных профессиях;
- ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умения соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.


Прогнозируемый результат



У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества; ценностное и творческое отношение к учебному труду;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
трудолюбие;
у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
накоплен
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
У выпускника начальной школы должна быть сформирована:
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Виды деятельности
формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности;
приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду,
начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов,
умений и навыков самообслуживания в школе и дома;
применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике
участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.


Формы деятельности

изучение учебных дисциплин,
экскурсии,
сюжетно-ролевые экономические игры,
игровые ситуации,
внеурочные мероприятия (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм),
презентации учебных и творческих достижений,
стимулирования творческого учебного труда,
творческий проект,
занятие народными промыслами,
природоохранительная деятельность,
работа творческих и учебно-производственных мастерских,
трудовые акции.

Мы Вместе и здоровы

Направление деятельности
Спортивно-оздоровительное
(формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни).


Ценности
здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.


Задачи


создать условия для формирования:
- ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
- элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;
- первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.


Прогнозируемый результат




У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
накоплен
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

Виды деятельности
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности;
элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Формы деятельности

урок физической культуры,
бесед.
просмотра учебных фильмов,
встреча со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью,
подвижные игры,
туристические походы,
спортивные соревнования,
тренинговые программы,
спортивные секции

Мы Вместе с природой

Направление деятельности

Экологическое
(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде )


Ценности
жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля


Задачи


создать условия для формирования:
- развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
- элементарного опыта природоохранительной деятельности;
- бережного отношения к растениям и животным.

Прогнозируемый результат


У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
ценностное отношение к природе;
накоплен
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

Виды деятельности
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой,
в семье позитивных образцов взаимодействия с природой
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе,
участия в природоохранительной деятельности,
участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.

Формы деятельности

изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,
беседа,
просмотр учебных фильмов;
экскурсия,
прогулка,
туристический поход,
путешествие,
экологическая акция,
коллективный природоохранный проект,
творческий проект


Мы Вместе с прекрасным

Направление деятельности

Эстетическое воспитание
(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


Ценности:
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи

создать условия для формирования:
- представления о душевной и физической красоте человека;
- умения видеть красоту природы, труда и творчества;
- интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интереса к занятиям художественным творчеством;
- стремления к опрятному внешнему виду;
- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.

Прогнозируемый результат


У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
накоплен
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Виды деятельности
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России,
первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества,
элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами,
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду,
прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой,
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ, в художественном оформлении помещений.

Формы деятельности

изучение вариативных дисциплин,
беседа,
экскурсия,
конкурс,
фестиваль,
ярмарка,
выставка,
разучивание стихотворений,
знакомство с картинами,
участие в просмотре учебных фильмов.



Данная воспитательная модель предполагает совместную работу классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса.



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.


Планирование воспитательной работы с младшими школьниками


Разделы /Тема четверти, виды деятельности, формы занятий
Мы Вместе в России
Мы Вместе в мире людей

Мы вместе в труде и жизни
Мы вместе и здоровы
Мы вместе
с природой
Мы Вместе
в мире прекрасного

На протяжении года
Через уроки, общешкольные, внеклассные, внешкольные дела, семейное воспитание

Через уроки, общешкольные, внеклассные, внешкольные дела, семейное воспитание

Через уроки, общешкольные, внеклассные, внешкольные дела, семейное воспитание


Через уроки «Физической культуры», «Окружающего мира», «ОБЖ»,
Работу кружка.
Посещение спортивных внешкольных учреждений.
Ежегодный профилактический медицинский осмотр.
Через уроки «Окружающий мир»,
« Литературное чтение»,
«Изобразительное искусство», «Технология»
Через уроки «Окружающий мир»,
« Литературное чтение»,
«Изобразительное искусство», «Технология»

Ежедневно

Наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения различных людей.
Различные игры (ролевые, подвижные, интеллектуальные и пр.) на уроках, ГПД, переменах.
Приобретение навыков самообслуживания дома и в школе. Организация дежурства по классу.
Проведение физкультминуток и прогулки



1четверть
Осеннее
путешествие
Экскурсия в музей. История моего села.







Кл.час «Символика страны и области»

Проект «Моя семья»
Кл. час
«Что такое хорошо, и что такое плохо» (Правила поведения в общественных местах, обязанности школьника)

Игра - тренинг.
«Дети и дорога» (ПДД)
Кл.час «Мои обязанности» (самоуправление в классе)

Ролевая игра «Все работы хороши»
Торжественная линейка «Здравствуй, школа!»


Праздник «День рождения класса».


Акция «Чистая роща»

День пожилого человека (совместно с ДК)

День учителя
Игра- тренинг. Правила безопасного поведения в осенний период. (инструктаж)


«Будь здоров!» спортивные соревнования


Кл.час «Вредные привычки»


Экскурсия в школьный сад.
«Есть в осени первоначальной»


Конкурс рисунков «В гостях у Осени»

Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Подготовка и организация фотовыставки
« Школьная жизнь»


Оформление классного уголка

Выпуск классной газеты «Счастливы вместе»

Посещение общешкольных мероприятий
Мини - исследование. «Мое село»


Праздник первой оценки»
Осенний кросс

День Здоровья

Праздник «Осенины»


Участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах.
«Пони», «ОБЖ-Муравей», «Через тернии – к звездам», школьная предметная олимпиада, ТП

2четверть
Зимнее путешествие
Беседа. Государственные праздники.
( Ко Дню Конституции)

Интерактивное занятие. Традиции празднования Нового года в России.



Викторина «Ваши права!» (изучение декларации прав человека)

Работа с портфолио.
« Мир моих увлечений»


Кл.час «Если добрый ты» (о толерантности)

Библиотечный час «Первая книга»

Создание игровой картотеки
« Зимние забавы»


Праздник
« Новогодний хоровод»

День матери


Игра- тренинг. Правила безопасного поведения в зимний период.


Спортивные состязания «Если хочешь быть здоровым»
Музейное занятие. «Ребятам о зверятах»
( Животный мир Омской области)

Акция «Птичья столовая» (конкурс кормушек для птиц)

Конкурсно - игровая программа « Загадки Зимушки-Зимы»



Коллективный проект.
« Сборник песен о маме»

Конкурс рисунков
« Лучшая мама на свете»

Интерактивное занятие
« История новогодней игрушки»

Подготовка и оформление семенной выставки
игрушек «Ёлки водят хоровод!»

Оформление классной газеты

Посещение общешкольных мероприятий



Праздничная программа «Новый год»
День здоровья



Участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах.

«ЭМУ» (эрудит марафон учащихся), «Русский медвежонок», ТП


3четверть
Путешествие по стране Знаний
Интерактивное занятие
« Богатыри земли русской»


Мини-проект «Мои родители – ученики нашей школы»




Игра- тренинг. «Я и мой друг»



Игра - тренинг.
«У меня зазвонил телефон» (правила общения)

Информ-познават инсценировка «Спаси и спасешься сам!»
Праздник.
« Вместе весело шагать»
( к 23 февраля)

Конкурс Василис. (к 8 Марта)


Акция «Школа против курения» (беседы, рисунки)

Спортивные состязания «Зимние забавы»

Мини - исследование.
« Компьютер и телевизор»

Игра- тренинг. Правила безопасного поведения в весенний период
Акция «Птичья столовая» (наблюдение за птицами)

День Воды


Кл.час «Люблю березку русскую» (стихи и проза о природе)



Экскурсия в школьный музей «История создания школьного музея»

Фотовыставка «Мой папа – защитник»

Конкурс рисунков «Открытка солдату»

Конкурс рисунков «Школьная игровая площадка»

Оформление классной газеты

Посещение общешкольных мероприятий










Праздник «Масленица - краса и ее чудеса»
День Здоровья

Губернаторская елка.

Районная елка


Участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах.


НОУ, «Кенгуру», неделя начальных классов

4четверть
Весеннее путешествие
Игровая программа. «Праздник-безобразник» (1 апреля)


Беседа «Мир. Труд. Май»

Митинг к 9 Мая


Субботник «Чистый школьный двор»


Конкурс чтецов
( Ко Дню Победы)

Встречи с ветеранами и тружениками тыла
(тимуровская работа)

Классный праздник «Здравствуй, лето!»




Игра «В стране дорожных знаков»

Литературная игра «Путешествие в страну детства»


Игра- тренинг. Правила безопасного поведения в летний период.

Президентские состязания

Спортивные соревнования

Кл.час «ABCD» (о пользе витаминов)
Интерактивное занятие. «Зеленая планета»

Кл.час «Жалобная книга природы»


Музейное занятие «Красная книга»

Конкурс рисунков» Космические фантазии»

Конкурс плакатов «Защитим Землю»


Работа с классной газетой


Посещение общешкольных мероприятий

Весенняя неделя добра

КТД «Мама, папа, я – дружная семья»
Книжкина неделя

Последний звонок
Весенний кросс

Легкоатлетический пробег, посвященный 9 мая

День Здоровья

«День Земли»


Участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах.






Вывод:Эта программа объединит не только ребят разного возраста, но и все социальные объекты села: библиотеки, дом культуры, ДЮСШ, ДДТ, отдел «Семья».Только совместная деятельность школы и ее социальных партнеров поможет осуществить социальный заказ общества на духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.















13PAGE 15


13PAGE 14715



Формы организации Программы

школьные, муниципальные, региональные, федеральные

индивидуальные, групповые, массовые

теоретические

практические

беседы;
сообщения;
встречи с интересными людьми (художниками, туристами, мастерами спорта);
экскурсии (по приглашениям, на природу, на выставки);
просмотр наглядных пособий или слайдов.
научные конференции

конкурсы;
смотры
выставки объединений
декоративно-прикладного и технического творчества;
соревнования;
показательные выступления
праздники;
викторины.
проекты
кружковая работа
акции


ОУ


Сельский ДК

Сельская библиотека


Школьная библиотека



Отдел
«семья»

ДДТ


ДЮСШ



)Заголовок 2,Заголовок 2 Знак, Знак19 Знак Заголовок 315