Изобразительное искусство 2 класс


Конспект урока
Изобразительное искусство 2 класс
Т е м а: УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ. ПАУТИНКА. УЗОР НА СТЕКЛЕ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : создать условия для ознакомления с украшениями, которые создала природа; способствовать развитию наблюдательности, фантазии, художественного вкуса, умения анализировать свой рисунок и рисунок товарища, формированию навыков работы с гуашевыми красками; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
О б о р у д о в а н и е :
для учителя: учебник, изображения природных объектов (снежинок);
для учащихся: гуашь, кисти, палитра, альбом, чёрный и синий картон.
С ц е н а р и й у р о к а
Организация начала урока.
Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.
- Назовите слова, которые украсят наш урок. (Творчество, фантазия, активность, наблюдение, успех, яркость, оригинальность, неповторимость, загадочность.)
- Я желаю, чтобы все эти «украшения» сопровождали вас весь урок, и тогда вас ждёт успех.
II. Постановка учебной задачи.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «узор»? (Красота, морозный узор, узоры на одежде, салфетка, ограда и т. д.)
- Зачем нужен узор? (Чтобы украсить изделие.)
- Тема нашего урока сегодня – «Украшение и реальность».
III. Изучение нового материала.
- Как вы думаете, что такое украшение?
- Украшение всюду вокруг нас. Украшены орнаментами одежда, игрушки, посуда и многие предметы в помещениях и на улицах. Сегодня на уроке нас будет интересовать, как природа умеет себя украшать.
- Рассмотрите снежинки. Они хрупкие и изящные. И ни один узор в них не повторяется. Посмотрите, какое богатство форм придумала природа. Человек подсматривает у природы образы, когда украшает различные предметы. Предложите, где можно использовать снежинки в качестве украшения.
- Рассмотрите сосульки (учебник, с. 66), они, как хрустальные подвески, украшают наши дома зимой. А вы бы, с чем сравнили сосульки?
- Морозные узоры на стекле тоже похожи на украшения. Они напоминают сказочные деревья, цветы. А что ещё можно увидеть в морозных узорах на стекле?
- В глубинах океана живут удивительные рыбы. Природа и их украсила: ярко и пестро.
- Перед вами птицы, насекомые. Какие узоры придумала природа? Зачем природа так украшает животных? (Защита от врагов, привлечение партнёра, отпугивание.)
- Как много украшений в лесу! Природа щедро украсила листья, цветы. Встречали ли вы похожие украшения на предметах, созданных человеком? Где?
- Действительно, красота в лесу всюду, куда ни посмотри. Особенно нарядна паутинка – хрупкое, нежное творение древнего мастера природы – паучка. Подумайте, где человек использует образ паутинки в жизни? (Орнамент на одежде, вязаные, плетёные салфетки, платки, кружева.)
- Видели ли вы в лесу паутинку? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, прилипших насекомых. Паутинки – это тоже украшение леса. Чаще всего встречаются, конечно, большие. Похожие на колёса сети пауков-крестовиков. Несколько реже можно увидеть серебристые купола-балдахины из паутины пауков-липифидов. Осенью тысячи этих пауков покрывают всю землю в лесу, словно ковёр из тонких нитей расстилается на подушках мха. Паучьи сети – это нежные, недолговечные создания. За день клейкие нити высыхают и становятся ломкими. А более толстые нити, наоборот, теряют упругость и провисают. Такая сеть уже не годиться для ловли добычи. Поэтому паукам приходится каждую ночь заново плести паутинку. Представим, что наступила ночь, а мы – пауки…
Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
В самых тихих и тёмных углах
Пауки вешают свои гамаки.
(Подняли руки вверх, потянулись.)
Лежит паук в своём гамаке
(Наклоны головы вправо-влево.)
И считают мух на потолке:
(Наклоны головы вперёд-назад.)
«Раз, два, три, четыре, пять…»
Пауки умеют до ста считать!
(Махи кистями рук.)
Узелков в гамаке девяносто девять!
Вот и считает старый паук.
(Сгибание и разгибание пальцев рук.)
А молодой паучок сидит на лесенке
И распевает песенки:
(Приседания.)
«Я весёлый паучок,
Что ни лапка,
То крючок.
(Подскоки.)
Лапкой, лапкой посучу,
Веретёнце поверчу,
Навяжу узелков,
Наплету гамаков;
(Ученики имитируют движения по тексту.)
Качайтесь, мальчишки, девчонки, -
Пауки. Паучки, паучонки».
(Покачивания вправо-влево.)
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Я предлагаю самим выбрать тему своей работы.
1-я тема. Вы будете в роли Мороза и нарисуете морозный узор на стекле.
- Определите, какими материалами вы будете выполнять узор? (Кистью и белой гуашью.)
- Какая кисточка необходима для работы? (Тонкая, № 2.)
- Что можно изобразить на стекле?
2-я тема. Вы будете в роли вьюги и нарисуете полёт снежинок. Эта работа выполняется на картоне белой гуашью. Вы видели, какие разные снежинки придумывает природа. Придумайте свою снежинку – неповторимой формы, с загадочным узором.
3-я тема. Вы паучки, пора плести паутинку. Эту работу надо выполнить в альбоме гуашевыми красками. С чего начнёте работу?
Для начала выберем место, то есть нарисуем фон. Это могут быть травы, цветы, корни деревьев. Какие цвета выберете для фона? (Потемнее, чтобы было видно белую паутинку.)
Когда фон высохнет, тонкими линиями нарисуем паутинку, соединяя тончайшие линии в прочную конструкцию. Какую кисточку выберете для изображения паутинки? (Самую тонкую, № 2.)
Когда высохнет паутинка, можно нарисовать в ней листок, паучка, бабочку-пленницу и т. д.
- Выберите тему по душе. Я желаю вам успехов.
Учитель во время работы оказывает индивидуальную помощь учащимся.
V. Итог урока.1. Выставка и анализ работ.
Светки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул паук.
Жёлтый лист осины
Ветреной порой
Вьётся в паутине
Рыбкой золотой.
- Какие нарядные паутинки получились! Особенно хороши с капельками росы, которые мерцают, как самоцветы.
А л г о р и т м с а м о о ц е н к и:
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе сделать работу?
- Ты справился с работой или есть недочёты?
- Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
- Как бы ты оценил свою работу?
- Кто желает оценить свою работу по образцу?
Рисунки делятся на 2 группы и вывешиваются на доску.
- Давайте совершим путешествие в царство Вьюги и Мороза. Посмотрите, какие получились интересные узоры на стекле и снежинки. Чьи работы вам понравились и почему? Что вы увидели на стекле?
- А теперь переносимся в лес. Какие чудесные паутинки перед нами! Найдите самую оригинальную работу.
2. Обобщение по теме.
- Откуда человек черпает образы для украшения?
- Какие материалы были необходимы на уроке?
- Что у вас получилось лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Как бы вы оценили своё настроение после урока?
3. Уборка рабочего места.