«Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС»


«Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС»
Выполнила учитель физической культуры
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №2»
Глазова Марина Александровна

 
В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов, за каждым — своя методология. Наиболее разработанный, традиционный подход может быть назван "ЗУНовским". Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Все предшествующие поколения стандартов основаны на таком подходе.
Второй подход называется компетентностным, он направлен на формирование унивесальных и предметных компетенций и связан с личностно-ориентированым и деятельностным подходами . (Слайд 2).
Системно-деятельностный подход является своего рода попыткой объединения предшествующих подходов.
То есть - это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов (Слайд 3).
При этом стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам (Слайд 4).
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест. "Любая деятельность, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат".
Психологи говорят о том, что необходимо учитывать специфику ведущей деятельности для данного возрастного периода. Для младших школьников это игровая деятельность, учебная деятельность. Для детей в возрасте 11—15 лет — деятельность общения, далее - учебная профессионально-ориентированная деятельность.(Слайд 5) (Пример учебной деятельности в игре)
Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:
- семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной;
-общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию;
- государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности (Слайд 6).
В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности (Слайд 7).
Цель физического воспитания в школе: содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника (Слайд 8).
Решение задач физического воспитания направленно на:
·        содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
·        обучение основам базовых видов двигательных действий;
·       дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
·       формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
·        выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
·        углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
·       воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
·        выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
·       формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
·       воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
·       содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции (Слайд 9-11). На современном уроке физической культуры, как и на уроках по другим предметам, вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику в приоритет ставится развитие способности ученика самостоятельно намечать учебные цели и искать пути их достижения. Чтобы подойти к планируемым результатам, учитель физической культуры также привлекает обучающихся к поиску и использованию необходимых средств и способов достижения целей, учит контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, т.е. идет формирование познавательных УУД. Учитель физической культуры учит школьников толерантности, умению вести диалог, обсуждать успех и неудачи, анализируя их, не унижая достоинства личности, оценивать поступки свои и чужие. К примеру, после проведения каждого этапа эстафеты идет обсуждение результатов в командах. Тем самым формируются оценочные суждения. Обучающиеся стараются оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения (коммуникативные, личностные УУД).
Обучающиеся на уроках и во время внеурочных занятий при развитии различных двигательных качеств (выносливость, скоростно-силовые качества и др.), выполняя различные упражнения, оценивают свои возможности, проявляют характер, демонстрируют волевые усилия (например, в игровой (эстафеты, подвижные, спортивных командных играх) и соревновательной деятельности) (регулятивные УУД). (Слайд 12)
К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач по физической культуре в нашей школе уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий (внеурочная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия, физкультминутки, подвижные перемены.) (Слайд 13). Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
Ø уроки образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала; (пример: новые знания о видах спорта может быть подготовка сообщений, самостоятельное проведение ОРУ как на фото, предложение детьми собственных подвижных игр )
Ø уроки образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, лыжной подготовки; (например изучение техники движений, техника выполнения стартов на фото)
Ø уроки образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств, формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее и влиянии на развитие систем организма (например тренировка скорости или выносливости при беге и объяснение различий этих физических качеств)(Слайд 14).
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
·       словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
·       наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
·       методы развития двигательных качеств (повторный, соревновательный, игровой и т.д.) (Слайды 15,16).
Используются современные образовательные технологии:
Ø здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, корригирующих и коррекционных упражнений;
Ø личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
Ø информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, занятия научно- исследовательской работой (Слайд 17).
Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. В начале и конце учебного года учащиеся сдают тесты для определения уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов ГТО по плану на уроках легкой атлетики (сентябрь, май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы. Но в рамках каждого урока проводится рефлексия (обратная связь). «Что я знал по этой теме? Что узнал на уроке? Что хотел бы узнать дополнительно?


Рассмотрим примеры использования системно-деятельностного подхода в рамках раздела «Баскетбол». Показать обучающимся баскетбольный мяч и спросить: «Какой раздел физической культуры мы будем проходить?» Ответ, наверняка, последует однозначный. Показав руками движения на передачу или ведение мяча, мы услышим от детей тему урока. Вопрос детям: «Что в начале урока нужно делать: играть, сдавать зачет или разминаться?» Ответы последуют разнообразные. Необходимо доступно объяснить механизм разогревания и подготовки организма к основной работе. Нужно приучать детей самим анализировать. Можно сделать несколько карточек со следующими словами: ловля и передача мяча, ведение мяча, броски мяча в кольцо, игра в баскетбол. Вопрос детям: «Последовательность выполнения указанных упражнений?» Ответы, как и ранее, будут разными, вместе с детьми нужно будет анализировать и приходить к правильному решению. Если обучающиеся выполняют какие-то упражнения, можно связать это выполнение с определенными жизненными ситуациями, может быть шуточными…. Этап рефлексии – это самостоятельный анализ ученика своей деятельности на уроке и деятельности одноклассников. Можно предложить карточки с символикой «хорошо» «не очень хорошо» и т.д. и попросить объяснить почему «не очень хорошо», что этому помешало….То есть, подводя итоги (закрепляя пройденный материал), каждый ученик должен осознавать свои успехи и слабые стороны, должен искать пути исправления ошибок и самореализовываться. (Слайд 18)
Внеурочная деятельность с введением ФГОС стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Я разработала программу внеурочной деятельности по ОФП «В здоровом теле-здоровый дух», направленную на формирование у детей двигательной активности через плавание, спортивные и подвижные игры, аквааэробику (Слайд 19).
Итак : чему же должен научиться ребенок? Напомню старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Смысл этой притчи гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Системно-деятельностный подход –это и есть подход, который помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых не может быть эффективного образования, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание!