Разработка урока по литературному чтению Д. Мамин-Сибиряк Серая Шейка


Урок по литературному чтению на тему: Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.Задачи:обучающие - ознакомить с содержанием I и II главы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»;развивающая - развивать творческие способности, речь, умение классифицировать и обобщать;воспитывающая - способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.
Ход урока:
I. Орг. момент .Эмоциональный настрой на урок. - Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.
(Звучит стихотворение К. Бальмонта «Осень») 
- Нравится ли вам осень? Какое настроение у вас осенью?
II. Подготовка к восприятию.
1. Слово учителя.
Наступление поздней осени – время перемен не только в жизни людей, но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон. Приникли к земле пожухлые травы. Перелётные пернатые подались на зимовку, туда, где больше солнца и длиннее день. Сначала улетели кукушки. За ними улетели стрижи, ласточки, мухоловки, горихвостки, трясогузки и журавли. Последними из птиц улетают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им нечем будет кормиться.
Что же гонит птиц с «милой стороны»? (Птицы в основном летят не от холода , а от зимней бескормицы.)
О том, какие изменения происходят в природе с наступлением зимы, мы узнаём не только из рассказов и стихов, но и из сказок. Например, из сказок Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка (учитель показывает портрет).
2. Слово учащимся.
 Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия - Мамин) Дмитрий Наркисович русский прозаик, драматург.     Родился 25 октября (6 ноября н.с.) в Висимо- Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена. В 1872 Мамин-Сибиряк поступает в Петербургскую медико- хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив курс академии, переходит на юридический факультет Петербургского университета, но, проучившись год, вынужден оставить его из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез). Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь. Здесь он женился на Марии Алексеевой, которая стала не только женой-другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с "простецами", имеющими огромный жизненный опыт. Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков "От Урала до Москвы" ( 1881 - 1882 ), опубликованных в московской газете "Русские ведомости"; затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом "Д.Сибиряк". Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы"(1883), который на протяжении года печатался в журнале "Дело" и имел большой успех. В 1884 в журнале "Отечественные записки" появился роман "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Два продолжительных выезда в столицу (1881 - 1882, 1885 - 1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым и др. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков. В 1890 разводится с первой женой и женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра М.Абрамовой и переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни ( 1891 - 1912). Через год Абрамова умирает, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью. Подъем общественного движения в начале 1890 - х способствовал появлению таких произведений, как романы "Золото" (1892), повесть "Охонины брови" (1892). Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894 - 1896), "Серая шейка" (1893), "По Уралу" (1899) и др. Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко" (1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).
Мамин – Сибиряк написал много произведений для детей. Одна из его книг называется «Алёнушкины сказки», из которой мы прочитаем сказку «Серая шейка».
III. Чтение и анализ текста
Словарно - лексическая работа.
Верста - старинная русская мера длины, равная 500 саженям или 1,06 километра (применялась до введения метрической системы). 
Выводок - детёныши, выведенные одной самкой (птиц, животных) и держащиеся вместе. 
Селезень - утиный самец. 
Ключ - бьющий из земли источник, родник
Отчаяние - уныние, упадок духа, безнадежность. 
Поросль - молодые побеги растений, вырастающие от пней, от корней, от стволов.
Предчувствие - неясное чувство ожидания чего-то, что может случиться, произойти. 
Роковой (день) - решающий, предопределяющий судьбу.
Сажень – старая мера длины, равная 2м 13см.
2. Беседа.
-  Серая Шейка – это взрослая утка или утёнок? Есть ли у неё родители? Одинаково ли родители относятся к Серой шейке?
3. Выборочное чтение.
- Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью? (Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).
- А Селезень? (Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.)
- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разных  жизненных позиции?
- Какие черты характера присущи Утке, а какие Селезню?
4. Работа в группе.
Дайте характеристику этим героям, пользуясь опорными словами. (на парте – карточки с названиями качеств характера, дети определяют, в какую группу отнести то или иное качество) Какого героя характеризует это качество?
Утка Селезень
доброта равнодушие
сочувствие безразличие
забота бессердечность
любовь эгоизм
храбрость самоотверженность - Как бы помогли Серой Шейке?
Составление дискуссионной карты.
Да Нет - Должна ли была Старая утка оставлять Серую Шейку зимовать на речке?
Почему? Почему? Каждый ребенок записывает в тетради две версии - почему "Да", почему "Нет".
- Кого вам больше жалко: старую Утку или Серую Шейку? (Старая Утка так переживала за дочку-калеку, что перестала замечать своих других здоровых детей, искала разные способы утешить ее. Утка старалась скрыть от Серой Шейки свое отчаяние, плакала, прячась от всех, а при Серой Шейке старалась казаться веселой. Перед отлетом Утка не спала всю ночь, так переживала за Серую Шейку. «Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети...»)
5. Физминутка.
На носочки встанем,Облачко достанем.На корточки присядем,Травушку погладим.Руками- крыльями взмахнем,Как утята поклюём,В стайки соберемся,Друг другу улыбнемся!Мы сумели отдохнутьИ готовы в дальний путь.
6. Работа в паре.
- Обратимся к описанию природы во второй части. Послушайте отрывок из произведения. (аудиозапись )- Какое настроение у вас вызывает это описание. - Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы? Используйте карточку – подсказку (показываю) (работа в парах).
Бодрость Спокойствие
Возмущение Тоска
Восторг Тревога
Грусть Любовь
Нежность Счастье
Ожидание Скорбь
Печаль Страх
Радость Волнение
Одиночество Удивление
Восхищение Сочувствие
Беспокойство
- Какими словами заканчиваются первые 2 главы этой сказки?
1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою».  – Селезень
2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка
- Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такому страшному выводу?- Найдите отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки.- Так почему же она пришла к такому страшному выводу? (Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима.)
- Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы? ( Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)
8. Творческая работа .
- Каков итог этой части? (Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой.)- Как обычно заканчиваются сказки?- Как бы вы закончили сказку?
IV. Итог урока.- Сейчас Серая Шейка одна, но как любому сказочному герою ей предстоит выдержать испытания. На следующих уроках вы узнаете, через что пройдет Серая Шейка для того, чтобы обрести счастье.
V. Самооценивание.- А сейчас оцените свою работу на уроке (лесенка).
5 баллов - полностью доволен своей работой4 балла - не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков2 балла – не доволен совершенно1 балла – не могу оценить свою работу