Научная статья по теме: Истоки европейского единства.

Истоки европейского единства.
Идея европейского единства как мечта о «вечном мире» начала облекаться в конкретные планы объединения европейских государств и построения единой Европы для предотвращения военных конфликтов еще в XVIII веке. Философы, общественные деятели эпохи Просвещения исходили из того, что Европа – это единое целое в культурно-историческом смысле. «Европа – это одна семья», - утверждал Вольтер. Европа представлялась сферой развития единой германо-романской цивилизации, на время приведенной в неестественное для нее состояние, под которым понималось разделение на множество враждующих друг с другом государств. Отсюда и выход из этой ситуации виделся мыслителям и политикам XVIII века не в достижении каких-либо политических комбинаций, согласующих различные государственные интересы, хотя план «вечного мира» И. Канта и приближался к такому пониманию перспектив, а в унификации всего цивилизованного европейского мира, универсализации его политических систем. В XVIII веке и особенно в XIX веке, стала очевидной экономическая взаимосвязь европейских государств, явившаяся дополнительным фактором, способствовавшим возникновению проектов объединения Европы.
Планы создания единой Европы сочетались с признанием естественного равенства всех европейских народов, правом народов на выбор, т. е. правом на самоопределение, принцип, который станет движущим мотивом национально-освободительного движения в Европе в XIX веке, и с принципом невмешательства во внутренние дела соседних государств. В возможности создания среднеевропейского типа общества, в слиянии всех европейских государств в одну всеевропейскую федерацию виделся естественный путь развития европейской истории, «зов разума», который ведет к гармонии, слиянию всех интересов и, следовательно, к всеобщему процветанию. Наиболее активно идея федерации разрабатывалась во французской философской и общественно-политической мысли.
Один из первых хорошо известных планов объединения Европы во имя достижения «вечного мира» был обоснован в книге французского публициста аббата Шарля де Сен-Пьера «Проект трактата, что сделать мир постоянным». В 1713 году он представил свой проект Утрехтскому конгрессу, на котором подводились итоги длительной войны за «испанское наследство» 1701-1714 гг. На долгие годы имя этого человека стало символом служения делу мира в Европе. Прежде всего, де Сен-Пьер показал, как сильны связи европейских народов, их культур, историй традиций: «Все европейские державы образуют между собой род системы, в которую они объединяются одной и той же религией, одними и теми же правами людей, нравами, литературой, торговлей и известным родом равновесия, являющимся необходимым результатом всего этого».
Поэтому необходимо образовать «христианскую республику», в которой соединились бы все европейские государства, включая и Россию, подобно старой германской империи. Проект предусматривал и введение конституции, согласно которой высшим законодательным и судебным органом должен был стать единый сейм. Все спорные вопросы предполагалось решать на общих конгрессах; гарантией выполнения их постановлений призваны были стать общие вооруженные силы. Таким образом, речь шла не о международном союзе государств, а о прочном государственном объединении. Принять решение о такого рода объединении, по мысли де Сен-Пьера, должны были правители государств. Особо он настаивал на гарантии суверенам тех владений, которыми они обладали на момент заключения соглашений. Утопичность этого проекта достижения «вечного мира» очевидна была уже для современников. Политики ставили элементарный вопрос: как достичь равноправия и соблюдения интересов всех государств, если, скажем, Англия уже царствует на морях. Нельзя же было всерьез рассчитывать, как это делал английский общественный деятель Уильям Пенн, который в конце XVII века опубликовал трактат «О настоящем и будущем мире в Европе», что острых углов удастся избежать, построив круглый зал для заседаний и имея «различные двери для входа и выхода с целью предупреждения обид».
Руссо поддержал идею де Сен-Пьера о европейской федерации во имя достижения «вечного мира» в Европе. Он связывал реализацию таких идей не с доброй волей государей, а с социально-политическими изменениями в обществе.
В годы Великой французской революции стало ясно, что гуманистические идеи о «вечном мире», европейской федерации, невмешательстве государств в дела друг друга плохо сочетались с политической практикой, реальной расстановкой сил на международной арене. Революция породила нескончаемую цепь наполеоновских войн во имя достижения господства Франции на европейском континенте. Позднее, уже на острове Святой Елены, Наполеон говорил своему секретарю Лас-Казесу, что его цель была благородна и высока – объединить народы Европы, искусственно разделенные «на множество политических единиц, и составить единую европейскую семью» с единым конгрессом для решения общих дел и охраны мира. «Это объединение, - продолжал он, - произойдет рано или поздно. Импульс уже дан. И я не думаю, что мое поражение и уничтожение моей системы даст равновесие Европе. Будущее за конфедерацией великих народов».
Некоторые идеи эпохи Просвещения мечтал осуществить в практике международной деятельности российский император Александр I. Уже в начале своей «борьбы» с Наполеоном I он строил планы рационального преобразования международных отношений для достижения стабильности в Европе, противопоставляя их планам Наполеона. Международное сообщество, по мнению Александра I, должно быть основано на некоем равновесии, которое возможно при соблюдении интересов всех государств. Определенным продолжением этих взглядов Александра I было образование по его инициативе Священного союза 1815 года, напомним, что он сделался органом общеевропейской реакции.
Заключительным аккордом просветительских планов по вопросам международных отношений можно считать работу Клода Анри де Сен-Симона, написанную им в сотрудничестве с Огюстеном Тьерри, «О реорганизации европейского общества». Это был призыв, обращенный к Венскому конгрессу, который, по мысли авторов, должен был использовать уникальный шанс, данный ему историей для реорганизации международных отношений. Но для этого, отмечал Сен-Симон необходимо покинуть «колею старой дипломатии» и кардинальным образом преобразовать облик Европы – мир возможен на основе коренных социальных и политических изменений во всех европейских странах. Он предлагал ввести в них конституционные порядки, т. е. унифицировать политические системы стран Европы. Сен-Симон отмечал, что необходимо соединить европейские народы путем создания единых политических институтов и единого федерального правительства, полностью независимого от национальных правительств. Этот общеевропейский парламент должен был стать высшим органом для решения спорных вопросов, создал бы единый кодекс морали для всех европейских народов, руководил бы организацией общественных работ в Европе, строительством дорог, каналов, кроме того, организовал бы переселение излишнего населения из Европы в другие страны.
Начать реализацию этого проекта надо, как считал Сен-Симон, с достижения согласия и, в перспективе, союза между Францией и Англией как первых в Европе стран, принявших парламентскую форму правления. Одновременно Сен-Симон отстаивал идею суверенитета национальных государств, но полагал, что федерация ни в коей мере не подорвет этого суверенитета. Работа Сен-Симона в какой-то степени суммировала идеи, выдвинутые общественно-политической мыслью XVIII века, и как бы подвела черту под этими дискуссиями.
С XVIII века идея о создании европейской федерации во имя достижения «вечного мира» прочно вошла в европейское сознание. Предварительным условием такого объединения считалось вначале распространение идей Просвещения, а в XIX веке – социальное и политическое переустройство государств на демократических принципах.

15