Справка Состояние преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Промежуточные результаты введения курса: первые итоги и перспективы.

Справка
Состояние преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Промежуточные результаты введения курса: первые итоги и перспективы.

Основание проверки План ВШК
Сроки проверки октябрь 2012г.
Цель контроля: Анализ и оценка деятельности учителя.
План контроля:
1. Нормативно-правовое обеспечение введение курса ОРКСЭ
2. Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики»
3. Содержательные аспекты  изучения отдельных модулей курса
4. Образовательные технологии, формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
5. Проектирование учебных занятий на основе комплексного учебного плана курса «Основы религиозных культур и светской этики»
6. Внеурочная работа по курсу ОРКСЭ
7. Организация взаимодействия с родителями в процессе преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
8. Результаты анкетирования обучающихся и их родителей.


В ходе проверки, проведенной в октябре 2012 года, заместителем директора по УВР Ермаковой И.А., рассматривался также вопрос Обеспечение условий по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» , а именно

- организационно-педагогическое сопровождение курса «Основы религиозных культур и светской этики» 
- методическая поддержка учителя в ходе преподавания модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ
 - управление введением курса ОРКСЭ  в школе
- родительская оценка учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- воспитательный потенциал  курса ОРКСЭ.
 
Обеспечение условий по введению курса
«Основы религиозных культур и светской этики»

Нормативно-правовой основой введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Во исполнении приказа министерства образования Нижегородской области от 24.04.2012 № 167-а «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области» введение курса осуществляется в МБОУ Семьянская СОШ с 01.09.2012 в 4 классе.
Этот курс не требует от учителя и школьника исповедания православной веры, Этот курс не требует исполнения религиозных обрядов, но допускает ознакомление учащихся с обрядами и другими важнейшими составляющими православной культуры через рассказ, книгу, показ иконы (или какой-либо другой святыни), просмотр видеофильма или экскурсию в храм, монастырь.

В ходе подготовки школы к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» созданы условия по нормативно-правовому обеспечению курса:
- разработан и принят план по подготовке к введению курса и разработан план контроля за введением данного курса;
- внесены изменения в учебный план на 2012/2013 учебный год;
- Сформирована внутришкольная нормативно-правовая база по обеспечению введения курса «Основы религиозных культур и светской этики».
- внесены изменения в должностную инструкцию Заместителя директора по УВР
С целью осуществления организационного сопровождения введения учебного курса создана рабочая группа.
Директором школы посещено совещание где были получены разъяснения механизма запуска курса.
С целью обеспечения условий для организации добровольного выбора модуля курса и учёта мнения родителей обучающихся в школе проведено классное родительское собрание, где было организовано коллективное ознакомление родителей школьников с учебной программой, проводилась индивидуальная работа с отдельными семьями, родителями с целью определения выбора модулей курса. Результаты выбора зафиксированы протоколом родительского собрания, письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения детей.
В анкетировании в марте и сентябре 2012 года, приняли участие 12 родителей обучающихся 4 класса (100% от числа всех родителей).
В начале 80% родителей выбрали основы православной культуры 20% основы светской этики. В ходе знакомства родителей с учебниками, и проведения разъяснительной работы добровольный выбор модулей несколько изменился - 100 % родителей выбрали модуль – Основы православной культуры.
С целью создания кадровых условий и обеспечения консультативной помощи для успешного проведения введения курса ОРКСЭ:
- в педагогическом коллективе обсуждены вопросы подготовки к преподаванию курса и утверждена кандидатура учителя, участвующего в введении курса.
- в июне 2012 года учительница прошла курсы повышения квалификации в НИРО к введению учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- в августе 2012 года она посетила семинар «Роль учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в духовно-нравственном воспитании учащихся» в рамках научно-практической конференции «От реализации комплексного проекта модернизации образования к президентской инициативе «Наша новая школа»;
В 2011 году школа получила учебно-методическое обеспечение по курсу ОРКСЭ в количестве 15 шт. по основам православной культуры и 15 уч. по основам светской этики, включающее учебники на каждого ученика и учителя, электронный диск.
К достоинствам этого учебного пособия следует отнести оформление уроков (рубрики, иллюстрации).

В школе созданы условия для информационного обеспечения апробации курса. Учитель пользуется сайтом по сопровождению курса «ОРКСЭ», на котором размещаются информационные материалы, рабочие тетради, иллюстрации, презентации. Нижегородским институтом повышения квалификации педагогических работников на сайте ведется страница по сопровождению курса.

С целью получения объективной оценки хода введения курса в сентябре 2012 года был проведен выборочный мониторинг хода введения курса, в котором участвовали 12 школьников, 12 родителей.
С целью изучения отношение родителей к введенному курсу ОРКСЭ, выбранному ими модулю «Основы православной культуры» проведено анкетирование
Анкета была предложена всем родителям обучающихся.
Анкета состояла из 8 вопросов. Все вопросы, предложенные родителям, помогли проанализировать необходимость введения курса, указали какие потребности родителей удовлетворяют данный курс.
Содержательный анализ высказываний родителей дал следующие результаты и позволил сформулировать некоторые выводы:
Вопрос № 1. Родители выразили следующее отношение к введению курса ОРКСЭ: 58 % - положительно, 33% - скорее положительно и 8% родителей отрицательно отнеслись к введению нового предмета.
Вопрос № 2. На вопрос в чем вы видите положительное значение введения курса, родители отвечали следующим образом: расширение кругозора детей, духовное и культурное развитие детей, формирование уважительного отношения к различным религиям и мировоззрениям, формирование уважительного отношения к старшим, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни.
Ответы на вопрос, еще раз показали согласие родителей на введение нового предмета
Вопрос № 3. Среди мероприятий, связанных с организацией и введением учебного курса ОРКСЭ 100 % родителей отмечают родительское собрание, на которых 33 % родителей отмечают знакомство с содержанием курса. Это говорит о том, что все родители были осведомлены о введении курса.
Вопрос № 4. 75 % родителей считают, что детям нравится введенный предмет, 8 % родителей ответили, что не нравится и 17% воздержались от ответа.
Вопрос № 5. На вопрос о том делится ли ребенок с родителями, изученными на уроках темами, 16 % родителей ответили – иногда , 58 % - да, 8 % - нет.
Представленные результаты говорят о проявлении интереса к новому предмету большей части учеников и их родителей.

Анализ проведенной анкеты среди учащихся 4 класса, начинающих изучение курса ОРКСЭ
14 сентября 2012 года среди учащихся 4 класса учителем ОРКСЭ была проведена входящая анкета.
Основной целью данного анкетирования явилось
выявление первичных знаний по выбранному модулю «Основы православной культуры»
В классе обучаются - 12 человек.
В анкетировании принимали участие – 12
Анкета состояла из 8 вопросов: 1-4 вопрос необходимо было выбрать вариант ответа, 5 – продолжить предложение, 6- 8 дать краткий ответ на вопрос одним или несколькими словами.Содержательный анализ высказываний обучающихся дал следующие результаты и позволил сформулировать некоторые выводы:
Вопрос №1.Все учащиеся (кроме одного) знают как называется изучаемый ими модуль. Это свидетельствует, о их готовности к изучению нового предмета.
Вопрос №2. Тексты учебного пособия детям понятны (100%).
Вопрос №3.На вопрос о том обсуждаешь ли ты с родителями, изученные на уроках темы, 16 % детей ответили – да всегда, 58 % - иногда обсуждают, 8 % - не обсуждают.
Представленные результаты говорят о недостаточном проявлении интереса к новому предмету у большей части учеников и их заинтересованности.
Вопрос №4. Что такое культура знает 83% учеников, 16 % процентов учеников считают, что культура это все то, что растет в лесу.
Вопрос №5. Понятие православная культура у всех детей вызывает затруднение. В основном оно у них связано только с понятием культура.
Вопрос №6. Главной ценностью на земле для учеников являются родители и родственники, лишь 16% учеников главной ценностью считают веру в бога.
Вопрос №7. На вопрос о том какие из тем, которые ученик просматривал по содержанию, будут тебе наиболее интересны, ребята отмечают прежде всего те, которые им наиболее знакомы. Это: Пасха, Россия – наша Родина, Защита отечества, Золотое правило этики, Христианин в труде и др.
Вопрос № 8. Наибольшее затруднение у ребят вызвал вопрос об известных им религиях мира.
Не один ребенок не назвал существующие ныне религии. При изучении нового курса учителю необходимо будет более конкретно остановиться на данном вопросе.

 В октябре2012 администрация школы контролировала качество проведения уроков комплексного учебного курса ОРКСЭ.
Анализ уроков показал, что педагог учебный материал подавал полно, доступно, прослеживалась межпредметная связь с окружающим миром, литературным чтением, с жизнью самих учеников. Была отмечена высокая активность учеников практически на всех уроках. Для поддержания интереса детей к новому курсу учитель умело использовал ИКТ, иллюстративную наглядность. Учителем так же используется диалог, различную работу с текстом.
Педагог уделяет внимание воспитательному значению курса. Каждый этап урока ими организуется в виде проблемного, требующего высказываний детей и анализа ситуаций.
Присутствовала на уроках творческая работа учеников- выполнение рисунков.
Ученики показали умение высказывать своё мнение. А главное, они учились толерантности, общению и уважению культурных и религиозных традиций народа России.
Для проведения уроков педагог используют учебник "Основы православной культуры" для 4 – 5 классов, электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева "Основы православной культуры" 4 – 5 класс, руководствуются программой курса ОРКСЭ авт. А.Я. Данилюк, ведёт журнал, в который пишет темы в соответствии с календарным планом, оценки не выставляются.
Педагог отмечает, что материал  учебника сложен для учащихся, определения требуют дополнительного разъяснения.
Поэтому учителю необходимо проводить на каждом уроке работу над словом, м. б. даже завести словарик.
Для привлечения родителей к воспитанию детей предлагаю каждый урок начинать с вопроса: «О чём вы рассказали дома?», «Что сказали родители?».

 В ходе изучения курса школьники участвовали в 1 туре (Школьном) Православной олимпиады

Вопросы, конечно, есть. Итоги первого этапа подведены, наша задача на следующий учебный год – продолжить введение курса  в следующем 4 классе, а для этого нужно провести анкетирование с целью изучения запросов родителей и детей на выбор модуля и их готовности к изучению курса. Исходя из запросов родителей, выберем модули для изучения и будем работать дальше.
 
 
 Решение:
Считать успешным введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Совершенствовать деятельность школы по управлению введением курса ОРКСЭ:
- Внести изменения и дополнения в положение о промежуточной аттестации обучающихся (разработать систему оценки достижения планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ)
- Разработать план информирования родителей (законных представителей) о ходе подготовки и внедрения ОРКСЭ - В публичный доклад ОУ за 2012-2013 учебный год включить раздел о введении комплексного курса ОРКСЭ
- На сайте ОУ разместить раздел «Введение ОРКСЭ»
3. Рекомендовать педагогу
- продолжить постоянное повышение квалификации по курсу ОРКСЭ









Изучение готовности школы к ведению курса ОРКСЭ
/в отношении состояния нормативно-правовой базы, обеспечения организационно-
управленческих и организационно-педагогических условий/
 
0-1

Сформирован банк нормативно-правовых документов (НПБ) федерального, регионального, муниципального и школьного уровней
1

НПБ размещена на сайте в сети Интернет
0

На сайте ОУ имеется раздел «Введение ОРКСЭ»
0

Приказ о введении ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году
1

Приказ о внесении изменений в учебный план
1

Приказ о внесении изменений в ООП НОО
1

Приказ о создании рабочей группы
1

Приказ об утверждении Положения о рабочей группе
0

Школьный план введения ОРКСЭ
1

Протокол родительского собрания по выбору модулей ОРКСЭ
1

Собраны заявления родителей (законных представителей) о выборе модуля
1

Внесены изменения в Устав ОУ
0

Внесены изменения в Положение об оплате труда
0

Внесены изменения и дополнения в положение о промежуточной аттестации обучающихся (разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ)
0

Внесены изменения и дополнения в положение ОУ о мониторинге
0

Внесены изменения в должностные инструкции работников, участвующих во внедрении ОРКСЭ
1

Наличие в ОУ утвержденных рабочих программ выбранных модулей
1

Наличие утвержденного ОУ тематического планирования по выбранным модулям
1

Разработаны критерии диагностики результатов
0

Разработан план информирования родителей (законных представителей) о ходе подготовки и внедрения ОРКСЭ
0

Разработан план методической работы по сопровождению педагогов при внедрении курса ОРКСЭ
1

В ОУ имеются методические материалы по ОРКСЭ на печатной основе
1

В ОУ имеются методические материалы по ОРКСЭ в электронном виде
1

В ОУ разработаны памятки для родителей, отражающие особенности преподавания ОРКСЭ
0

В публичный доклад ОУ за 2011-2012 учебный год включен раздел о подготовке к введению ОРКСЭ
0

Итого
14 б. из25 - 56%










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Заголовок 1 Заголовок 215