Перспективы развития службы школьной медиации по работе с семьей учащегося


Муниципальное образовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Можайска
Перспективы развития службы школьной медиации по работе с семьей учащегося.

Подготовил: педагог – психолог
МОУ-СОШ № 3 г. Можайска
Куренкова Наталья Викторовна
2016г
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основания взаимодействия службы школьной медиации с семьей учащегося..2
2. Интеграция метода школьной медиации…………………………………………4
3. Усиление научного потенциала, для создания оптимальных условий развития воспитательного потенциала семьи………………………………………...………..5
В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми.
1.Основания взаимодействия службы школьной медиации с семьей учащегося.
В современном мире все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. При этом механизмы социальной мобильности – социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.
Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.
На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.
В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства.
2. Интеграция метода школьной медиации.
Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия «ребенок-семья-школа (образовательная организация)». Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом.
Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивную общественное взаимодействие на первое место.
Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области  современного воспитания и образования.
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору, делегированы третьему лицу.
Процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.
Медиативный подход – деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного  разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Метод «Школьная медиация» – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров. Он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.
Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
3. Перспективы развития и функционирования службы школьной медиации.
Функционирование работы служб школьной медиации, и ее развитие в образовательной организации позволит:
1.Совершенствовать уровень социально – педагогического взаимодействия в рамках
педагог

ребенок семья
- сократить общее количество конфликтных ситуаций в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
- снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
- повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
- обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
- создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Обеспечить эффективность развития воспитательного потенциала семьи
- оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации;
- повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы;
- применять метод сотрудничества с семьей, как основной в разработке оптимальных условий для развития гармоничной личности;
- поддерживать интерес семьи к школьной жизни ребенка;
- своевременное взаимное информирование ( службы школьной медиации и семьи), о трудностях которые испытывает ребенок;
- совместная выработка стратегии помощи школьнику.
3. Усиление научного потенциала, для создания оптимальных условий развития воспитательного потенциала семьи.
Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.
В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.
Таким образом, метод школьной медиации позволит образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.