ФГОС НОО: первые итоги, проблемы, перспективы

ФГОС НОО: первые итоги, проблемы, перспективы

«Наша школа должна быть открыта для всего нового,
должна идти в ногу со временем и
при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности,
которые веками закладывались в обществе,
должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
В.В. Путин

Уважаемые коллеги, начну свое выступление с лирического отступления:

Живем в эпоху нано - технологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.

Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами. Мы порой не замечаем, как изменилась окружающая нас действительность. Часто будущее не просто входит, оно врывается в устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом.
С 1 сентября 2011 года началось освоение новых стандартов для 7 первоклассников нашей школы. Дети обучались по программе «Школа России». Какие же цели были поставлены перед начальным образованием в реализации образовательных стандартов нового поколения? В начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: это навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализ информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь на знакомом ему материале решает новые задачи.
Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать собеседника, выполняющий правила здорового образа жизни.
Что сделано за 4 года?
В соответствии с критериями готовности общеобразовательного учреждения к введению стандартов в школе была разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования учреждения, утверждены локальные акты, составлены рабочие программы по учебным дисциплинам. Разработана соответствующая требованиям ФГОС нормативная база. Новые стандарты вызвали много вопросов со стороны родителей. Что такое проектная деятельность, комплексные работы, мониторинги? Только совместная кропотливая работа: беседы, родительские собрания, консультации позволили снять возникшую напряженность. В итоге, тесная связь с родительской общественностью помогла нам решить эти проблемы.
Нам, учителям, проработавшим в традиционной системе уже более 20 лет, было тяжело перестраиваться к новым требованиям. Задачи реальны при условии, если учитель будет принимать и внедрять инновационные технологии в практику школьной жизни, значит, будет само изменяться.
Теперь педагоги не привязаны к своему кабинету; если возникает необходимость, они использует любые оборудованные помещения: библиотеку, компьютерный класс, актовый или спортивный залы.
Приоритетным направлением в организации учебного процесса стали групповые формы работы, что обеспечивает навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка.
Изменения коснулись деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводим больше времени. Причем характер работы стал исследовательским, творческим, продуктивным. Мы формируем навыки самоконтроля и самооценки.
Отказались от репродуктивных методов и способов обучения. Активно начали развивать проектную деятельность младших школьников, осваивать средства педагогической диагностики. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья", совместное издание «Занимательной Азбуки», «Моя малая родина», « Аллея памяти», «Мои домашние питомцы».
Как способ оценки образовательных достижений учащихся ввели в практику работы портфолио.
Исследовательская деятельность особенно актуальна для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Сформирован пакет диагностического инструментария для реализации ФГОС. В течение 4-х лет мы отслеживали и внедряли в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального образования. С первых дней ведём образовательный мониторинг.
В начале учебного года в классах проводится мониторинг готовности. В мае проводится комплексная контрольная работа (по контрольно-измерительным материалам стандарта второго поколения).
Показатели выполнения итоговой комплексной работы за 2014-2015 учебный год.
Всего учащихся в 1 - 4 классах – 26 человек
Выполняли работу – 26 человек (100%) Анализ результатов мониторинга показал:
Освоили базовый уровень – 3чел. (12%),
Освоили базовый и повышенный уровни – 23 чел. (88%),
Не освоили базовый уровень – 0 чел. (0 %),

Исходя из полученных показателей выполнения итоговой комплексной работы, можно сделать вывод о том, 100 % учащихся справились с программой, показали базовый и повышенный уровни сформированности метапредметных результатов.

В 4 классе оценивались УУД через региональный мониторинг. Об этом подробнее расскажет руководитель ШМО начальных классов Чалых О.Л.
В 5 классе также проводим входную, промежуточную диагностику УУД , диагностику результатов освоения ООП по итогам обучения.

Интерес к учению поддерживается внеурочной деятельностью учащихся.
На протяжении четырёх лет часы внеурочной деятельности проводят педагоги нашей школы. Из большого количества внеурочных видов деятельности родители выбирают: шахматы, Арт-декор, Занимательную математику и грамматику, Подвижные игры, Уроки нравственности, Инфознайку.
Учащиеся нашей школы активно участвуют в конкурсах разных уровней: международный ( «Русский медвежонок»- 76 %, «Кенгуру»- 47 %), российский уровень( «ФГОС-тест», «Эму-эрудит», «Политоринг» - 100%), школьный (предметные олимпиады- 100%.)
Считаю, что положительные результаты получены благодаря развитию информационно- образовательной среды.
-организовали информирование родительской общественности по ключевым вопросам введения стандарта (через родительские собрания); а также используем школьный сайт, возможности форумов для обсуждения вопросов по ФГОС;
-привлекаем учащихся к работе на компьютерной технике для решения учебных и учебно-практических задач;
-ведём электронный журнал АС «Сетевой город. Образование»
Опыт работы по введению ФГОС НОО обобщался на муниципальном семинаре учителей начальных классов по теме «Преемственность как средство формирования УУД», школьных методических объединениях учителей начальных классов, педагогических советах.
Говоря о первых результатах работы, мы столкнулись с проблемой.
Для решения задач ФГОС необходима кропотливая работа педагога- психолога, надеемся, что в новом учебном году специалист будет работать в школе. Исследования, диагностика, работа с больными детьми, слабыми учащимися будет выстроена на высоком уровне.
В целом опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, концептуальные идеи, прописанные во всех материалах, пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Уважаемые коллеги, помните, что современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное образование. Но начинать надо с себя, и не надо бояться трудностей. Работать будет интересней. Просто надо принять это душой и сердцем. Успехов вам!
О результатах работы по ФГОС в начальном звене продолжат руководитель ШМО учителей начальных классов Чалых О.Л. и Клещенко Е.И.
15