Служба примирения Школьная служба медиации


Положение
о школьной службе медиации (примирения)
МБОУ «Ларьякская СШ»
1.Общие положения
Служба примирения является объединением учащихся и педагогов, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий учащихся (воспитанников).
Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, настоящего Положения, Стандартов восстановительной медиации, а также в соответствии с Протоколом № 01-11 заседания Московской городской межведомственной КДНиЗП от 21 сентября 2011 г, «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 г.г.», и «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
2.Цели и задачи службы примирения
Целью службы примирения является:
распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
снижение количества административного реагирования на правонарушения.
2.2.Задачами службы примирения являются:
проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;
3.Принципы деятельности службы примирения
3.1.Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
4.Порядок формирования службы примирения
4.1.В состав службы примирения могут входить учащиеся 7-9 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программах (в модели восстановительной медиации).
Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог,педагог- психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.
Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.
Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.
5.Порядок работы службы примирения
5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде,о ее проведении ставится в известность администрация школы и родители, и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.
В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.
Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.
При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).
Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;
Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
6.Организация деятельности службы примирения
Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
Поддержка и сопровождение школьных служб примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.
Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.
Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями.
В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в Круге сообщества или Семейной восстановительной конференции), то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.
Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.
7.Заключительные положения
Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.
Приложения
к Положению «О службе примирения (медиации)»

Приложение № 1
1. Примерный план создания службы примирения школе
Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения.
Согласование с администрацией школы. Включение в должностную инструкцию сотрудника – куратора службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы
Подписание приказа о создании службы.
Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации
Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам)
Создание комиссии медиаторов, проведение установочного семинара
Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в МБОУ «Ларьякская СШ»
Информационные сообщения о работе службы примирения на школьном сайте.
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки родителей
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников
Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП
Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах.
Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.)
Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме.
Проведение семинаров, совещаний по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора.
Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу
Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности Школьной службы примирения.
Изучение куратором литературы по восстановительной медиации и восстановительному правосудию.
Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия
Прохождение тренинга для тренеров
Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам.
Приложение № 2
Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации
ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
2 фаза. Организация диалога между сторонами
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.
4 фаза. Обсуждение будущего
5 фаза. Заключение соглашения
6 фаза. Рефлексия встречи
ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
2 фаза. Понимание ситуации
3 фаза. Поиск вариантов выхода
4 фаза. Подготовка к встрече
Приложение № 3
Форма мониторинга деятельности службы примирения
Образовательное учреждение Количество медиаторов Количество поступивших случаев Количество завершённых программ Количество случаев, рассмотренных с участием специалистов из территориальных служб примирения (ТСП) Общее количество участников программ
взрослых подростков Медиация Школьная конференция Круги сообщества Всего взрослых подростков
Приложение № 4
Понятие восстановительной медиацииПод медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Особенности службы примирения в системе образованияВ системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов (7 и 8 видов – в исключительных случаях), учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, вузов.
В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор.
В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) учащиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.
Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.
Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и прочее.
Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора.
Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно.
Куратор должен получить согласие от родителей медиаторов-школьников на их участие в работе службы примирения.
Служба примирения должна разработать положение, которое должно быть утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав образовательного учреждения и другие документы.
Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве соведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.